Искренне верящим в то, что Сибирь населена медведями-балалаечниками, а Дальний Восток пустынен и страшен, наш рассказ о путешествии из города на Неве в столицу Приморья, возможно, приоткроет «завесу тайны» и поможет решиться на одно из самых увлекательных приключений.

Для некоторых людей, имеются ввиду дальнобойщики, сесть за руль и поехать из Петербурга во Владивосток – дело вполне обычное. Большинство жителей страны сочтет такое путешествие просто невероятным и мало возможным. Есть среди таких людей те, кто даже думает, что где-то за Уралом заканчиваются не только асфальтированные дороги, но и вообще какая бы то ни было цивилизованная жизнь. Искренне верящим в то, что Сибирь населена медведями-балалаечниками, а Дальний Восток пустынен и страшен, наш рассказ, возможно, приоткроет «завесу тайны» и поможет решиться на одно из самых увлекательных приключений.

Сели и поехали

В путь мы (экипаж «ДорИнфо» из водителя и «штурмана») отправились с берегов Балтики в воскресенье, 13 июля. С собой взяли ноутбуки, фотоаппарат, видеорегистратор, интернет-модем и сотовые телефоны. Модем даже при наличии средств почему-то отказался работать за Уралом, поэтому в интернет в поездке можно было выйти либо с телефонов, либо в гостиницах. Наша задача во время всех автопробегов – не только рассказать, по каким маршрутам мы передвигаемся, но и зафиксировать с помощью фотоаппарата и регистратора нынешнее состояние федеральных дорог страны.

В первые дни пути ехали по уже знакомым трассам. Это М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург), М-7 «Волга» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа), М-5 «Урал» (участок от Уфы до Челябинска). Ну, о трассе М-10 мы уже писали настолько много, что и самим нам это надоело. Те, кто дорогой пользуются, наверное, смогут с ходу назвать основные ее «болевые точки». Знаменитый участок через Вышний Волочек, а также… По правде говоря, «болевой точкой» на М-10 может стать любой участок ремонта даже с самым небольшим сужением проезжей части или реверсивным режимом. Трафик, как известно, на этой федеральной магистрали, как ни на одной другой по стране, очень плотный. Москву в первый день мы «проскочили» на удивление быстро. А вот на М-7 «встали» накрепко и надолго. Примерно на 160-м километре М-7 идет ремонт. Естественно, часть дороги перекрыта. Пробки растягиваются на несколько километров. Кроме того пришлось постоять уже недалеко от Нижнего Новгорода. Из-за ремонта моста на 340-м километре тоже был довольно серьезный затор.

Второй день пути «посвятили» участку Нижний Новгород – Казань – Уфа. До Челябинска без особых приключений добрались к вечеру третьего дня. После него мы поехали по дорогам нами еще неизведанным. И начался этот путь не очень радостно, так как штурман отравился котлетой в кафе как раз под Челябинском, правда, не смертельно. К слову, о том, где, что и за сколько в дороге можно поесть, мы писали даже отдельно

Не очень дикая Сибирь

Как раз в Челябинской области вы попадаете в Сибирь, пока что Западную. После Челябинской – в Тюменской и Омской областях - вам придется преодолеть один из самых неприятных отрезков пути во Владивосток. Это трасса Р-402 Тюмень — Ишим — Омск, по которой, как сейчас говорят местные жители, без мата не проедешь. Ну, чего греха таить, местами действительно так и есть. На некоторых участках трасса очень разбита (фоторепортаж), и об этом знают, как местные власти, так и Росавтодор. ФКУ «Уралуправтодор» трассу ремонтирует сейчас на 478-484 км, на 263 – 276 км, 157-169 км, на 77-89 км (здесь же строят мост через реку Тобол на км 78 + 543). Но кроме этих участков есть еще несколько проблемных отрезков, где вам придется «ползти» по ямам, разбитому асфальту, объезжать выбоины и ухабы. Недавно тюменский губернатор Владимир Якушев пообещал, что дорогу отремонтируют через два года. Пока у этого участка есть альтернатива – дорога через Казахстан. В Омске нам рассказали, что состояние трассы на этом пути лучше, да и маршрут короче почти на 200 км. Несколько часов, правда, можно потерять на границе. Но это, как повезет.

Дальше, от Омска, путь наш пролегал через Новосибирск, Кемерово и Красноярск. Причем этот отрезок мы проехали не останавливаясь на ночлег, ибо к ночи все придорожные гостиницы в Кемеровской области оказались заполнены. А самих гостиниц здесь не так уж много. Мы попытались попасть в шесть, и везде нам сказали, что мест нет. Ночевать в машине не стали и поехали дальше. И это была плохая идея. Ливень, неосвещенная и незнакомая трасса Р-255 «Сибирь», местами извилистая – все это могло бы завершить наш автопробег на середине пути. Только благодаря опытности водителя, обошлось без происшествий. Уже на обратном пути мы обратили внимание на то, что дорога из Кемерово в Красноярск очень даже ничего. Разбитый участок есть только в Ачинске (Красноярский край), где ехать пришлось и по знаменитому путепроводу, который требует срочного ремонта. На этом же участке пути мы, проехав через географический центр России в Новосибирске, перебрались из Западной в Восточную Сибирь. В Красноярск мы попали около семи утра на шестой день пути.

Все ближе к Дальнему Востоку

Красноярск нас встретил душевно, так как там ждали еще и друзья. Вообще, кстати, здорово, когда ты едешь такой замученный уже несколько дней: спина устала, ноги как не свои, вокруг неизвестная Сибирь, фильмы всякие ужасные вспоминаются. И тут бах! И в далеком городе тебя встречают с улыбкой, обнимают, усаживают за стол, слушают и рассказывают разные истории. И ты уже немного приободрился, и наслушался всяческих похвал (о том, как ты невероятно крут, так как решился проехать через всю страну), и даже чуть-чуть поспать успел, и путь дальнейший уже не кажется таким изнурительным.

Из Красноярска около пяти часов вечера мы двинулись в сторону Иркутской области. На этот раз в темноте нам пришлось ехать по трассе М-53 «Байкал», местами даже проложенной через «зеленое море тайги». Особые опасения вызывал грунтовый отрезок вблизи границы с Иркутской областью - единственный грунтовый разрыв на федеральной трассе М-53 «Байкал» в Красноярском крае в районе поселка Нижняя Пойма. Однако эти несколько километров преодолели сравнительно легко и достаточно быстро (федеральные дорожники обещают открыть обход Нижней Поймы уже осенью). Зато пострадать пришлось на обходе Канска (Красноярский край). Дело в том, что легковым авто можно проехать через сам город. А вот фурам так нельзя, поэтому для них сделан обход. Ну как сделан… Это обычная грунтовка с ямами, по которой приходится довольно долго «ползти», трясясь и ругаясь. Мы свернули на этот обход случайно, но зато теперь знаем, что он дрянной, и дальнобойщикам искренне сочувствуем.

В Иркутскую область въехали затемно и снова столкнулись с проблемой отсутствия ночлега. В итоге половину ночи ехали до Тулуна (км 1486), вблизи которого остановились на стоянке возле гостиницы и «переночевали» в машине (больше было негде). К слову перед Тулуном тоже есть небольшой отрезок «гравийки». Сейчас там строят новую дорогу, и осталось совсем немного до ее открытия.

На седьмой день пути нам предстояло проехать участок по Иркутской области, пересечь границу Бурятии и попасть в Улан-Удэ. Федеральная трасса, по которой мы ехали до Иркутска, - это М-53 (Р-255) «Сибирь». Про нее местные музыканты даже песню сложили, правда, на английском почему-то. Однажды пришлось послушать ее на фестивале «Байкал Шаман». Песня, видимо, никому не полюбилась, поэтому в интернете ее нигде нет. Зато во время автопробега мы нашли песню про другую федеральную дорогу 1Р-402 (Тюмень – Омск). Ее в сети найти можно. Но вернемся к дороге М-53. От Тулуна по ней мы направились в Иркутск. Это отрезок протяженностью чуть более 400 км. Дорога в целом неплохая, без разбитых участков и опасных серпантинов. Недовольство у автомобилистов могут вызвать отрезки с выбоинами и заплатами на км 1515 (в районе с. Шерагул), км 1616 (в районе поворота на г. Саянск), км 1621 (вблизи г. Зима) и км 1767.

От Иркутска до Байкала (до поселка Слюдянка) ехать примерно час. Но дорога на этом участке очень опасная. Много так называемых «тещиных языков» - крутых поворотов на серпантинах. Есть спуски и подъемы, обгон часто запрещен. Поэтому, если перед вами фура, ехать за ней медленно можно очень долго. Дорога тут двухполосная. К Байкалу мы добрались, когда начинало темнеть, озеро лишь успели увидеть. Зато на обратном пути насмотрелись на «Жемчужину Сибири» вдоволь! Даже поели местного соленого и копченого омуля, которым тут гордятся. Отведали и вкуснейшей байкальской клубники. Говорят, что растет она в этих краях, как картошка, то есть особого ухода не требует, и плодоносит хорошо. Зато картошка, как мы слышали, тут растет плохо.

От Иркутской области по Бурятии до Улан-Удэ мы ехали снова ночью по трассе М-55 (Р-258) «Байкал». На территории Бурятии, в районе 259 км, пока есть довольно неприятный отрезок грунтовки. Пыль в жару, летящие в дно машины камни, неровная грунтовка – все тут в достатке. Благо - отрезок небольшой – около 9 километров. Еще один отрезок с разбитым асфальтом есть на 244-248 км. Здесь качеству полотна можно поставить не выше «двойки». В столицу Бурятии мы добрались уже к трем часам ночи по местному времени.

Восьмой день пути был посвящен «диким степям Забайкалья», через которые пролегает здесь федеральная магистраль М-55. Степи здесь действительно дикие. Не в том смысле, что тут какие-то дикие животные бродят, а потому что населенных пунктов совсем немного, большинство – в стороне от трассы. Поэтому, когда едешь, кажется, что на тысячи километров вокруг ни единой живой души нет. Уже позднее, стоя в гигантской пробке на подъезде к МКАД в Подмосковье, мы с теплотой и ностальгией вспоминали эти прекрасные забайкальские степи. Качество дороги после выезда из Улан-Удэ и местами дальше оставляет желать лучшего. Часто попадаются выбоины, заплаты, неровности (км 465, км 472, км 474, км 477, км 519, км 524, км 538, км 548). На 613-м километре начинается территория Забайкальского края. Отсюда и дальше к Чите примерно 100 километров трассы не в самом лучшем состоянии. Есть участки реконструкции, есть очень короткие гравийные разрывы, есть асфальт, покрытый ямами и выбоинами. Но вот примерно с 735 км и до Читы особых нареканий к качеству трассы уже не было. Необычным для нас стал подъезд к Чите (региональный центр). Ближе к крупным городам обычно мы встречали какие-то деревни, дачные поселки, больше объектов инфраструктуры – АЗС, кафе и т.д. Вблизи Читы ничего такого не заметили. Более того, мы вообще долго не могли разглядеть Читу издалека. Ехали себе, ехали по степи и внезапно (по-другому и не скажешь) оказались в городе.

Самый пугающий участок пути – трасса Р-297 Чита – Хабаровск

Трассы Чита – Хабаровск или Р-297 «Амур» мы немного начали бояться с самого начала автопробега. Во-первых, мы знали, что дорога известна так называемыми просадками. Во-вторых, мы выяснили, что это самая безлюдная дорога протяженностью более двух тысяч километров. То есть через населенные пункты она вообще не проходит, а заправок и кафе там мало. Наверное, в 2010 году, когда по этой, недавно открытой, еще совсем новой дороге на желтой «Ладе Калине» проехал президент РФ Владимир Путин, эта трасса была еще совсем не обжитой. Сейчас, как нам показалось, не все так уж страшно. За почти три года и АЗС успели появиться, и кафе, и место для ночлега в Сковородино тут имеется.

«Головная боль» местных дорожников – просадки полотна - начались примерно после 400-го километра (от Читы). Их здесь очень и очень много. И, как сказал на конференции во Владивостоке глава Росавтодора Роман Старовойт, число просадок на трассе «Амур» растет в геометрической прогрессии. Однозначного решения проблемы пока не придумано. Дорожники, с которыми мы разговаривали в Приморье, рассказали нам вот что. Зарубежные спецы, приезжавшие к ним, посмотрели на трассу, сильно удивились и заявили: «Тем, кто эту дорогу строил, надо памятник ставить». Дорога «Амур» строилась в сложных климатических условиях, на участках, где есть линзы вечной мерзлоты. Из-за них на дороге сейчас появляются трещины. Может быть, в будущем, дорожники придумают, что делать. Пока же на всех участках, где есть просадки, установлены знаки «Неровная дорога». Приходится притормаживать, чтобы не «взлететь». Это снижает скорость и увеличивает расход топлива. Больше всего просадок на территории Амурской области. В Еврейской автономии и Хабаровском крае они нам почти не попадались. Зато на территории Еврейской автономной области есть несколько коротких, но очень неприятных для автомобилистов отрезков грунтовки. Это км 1897 (ремонт) и км 1934 - 1939 (капитальный ремонт). Преодолеваются они достаточно быстро, но дорога здесь пыльная, а в дно машины и в стекла летят камни. Не самое лучшее качество асфальта уже на подъезде к Хабаровску. Примерно за сто километров от города начинается покрытие с трещинами и большими заплатами.

Отдельно хочется сказать о пейзажах, которые нам довелось увидеть, проезжая по трассе «Чита – Хабаровск». Самая удивительная местность – это Еврейская автономия. Здесь, вдоль трассы, вы увидите сопки, покрытые лесом, маленькие речки, села, «рассыпанные» по склонам. Но больше всего впечатлило именно море зелени. Такой красоты на всем пути из Петербурга во Владивосток мы больше не видели нигде, кроме местности вдоль Байкала.

И еще один маленький шаг: М-60 «Уссури»

Последний участок пути перед Владивостоком – это трасса М-60 (А-370) «Уссури» протяженностью 752 километра. Дорога нам показалась не самой простой. Во-первых, здесь в разы вырастает трафик по сравнению с дорогой «Амур». Во-вторых, на магистрали сейчас очень много участков ремонта. Объезды этих участков гравийные. Но не все! Ближе к Владивостоку – асфальтированные. Там, где гравийка, в жару очень пыльно, плюс, естественно, раздражают камни, летящие в дно машины. В 2014 году на трассе «Уссури» запланировано ввести в эксплуатацию почти 60 километров. Сейчас автомобилистам, конечно, приходится «пострадать» на гравийных объездах. Но после завершения всех работ, надо полагать, по трассе М-60 «Уссури» можно будет промчаться почти так же «лихо», как по дороге Р-297 «Амур» Чита - Хабаровск.

Во Владивосток мы прибыли вечером одиннадцатого дня пути. Поселились в первую попавшуюся гостиницу «Гранит», из которой на следующий день сбежали на остров Русский. Честно говоря, времени на прогулки по городу было не очень много. Как, впрочем, во всех городах, через которые мы проезжали. Владивосток – удивительное место. С трех сторон море, гигантские мосты – мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. Невероятное количество автомобилей, праворульных естественно. Создается ощущение, что пешеходов здесь явно меньше, чем машин. Кроме того, Владивосток – главная база Тихоокеанского флота, поэтому с набережной можно полюбоваться еще и на корабли. Остров Русский оказался очень большим. Мы думали, что на нем только и помещается Дальневосточный федеральный университет. Оказалось, там есть населенные пункты, несколько баз отдыха, пляжи. Еще во Владивостоке поражает ландшафт из-за множества возвышенностей. Гулять по городу пешком непривыкшему человеку довольно утомительно. Нам очень повезло, потому как попали мы в столицу Приморья в солнечные дни и даже успели искупаться. Общее впечатление от города осталось самое лучшее. Непременно хочется в него вернуться и лучше все рассмотреть.

Вместо эпилога

Как бывалые путешественники, мы теперь уже можем дать несколько советов тем, кто решится повторить наш маршрут. При планировании бюджета стоит учесть, что цена на бензин в регионах разнится. Самый дорогой бензин в России мы увидели в Забайкалье. Здесь за литр 92-го с вас могут взять 36,7 рубля. И это не предел. В Петербурге для сравнения 92-й бензин стоит в среднем 32 рубля. Никаких канистр с бензином везти с собой не надо. Заправок вдоль федеральных дорог по всей стране хватает.

Гостиницы лучше бронировать заранее, иначе есть риск остаться ночевать в машине. С другой стороны в целях экономии и это неплохой вариант.

Проехать на машине через всю страну можно и за 11 дней (можно и быстрее с двумя водителями), но лучше все-таки этого не делать. Останавливаться в разных городах, увидеть хотя бы главные достопримечательности, позволить себе где-то задержаться – это гораздо интереснее, чем «лететь» второпях.


Ольга Черухина

"ДорИнфо"

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789