Статья о применении геосинтетических материалов в дорожном строительстве

Вызовы для транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура России переживает период серьезного роста нагрузок. По данным Росстата, за 2024 год объем автомобильных грузоперевозок в стране вырос на 8,3% по сравнению с 2023 годом, достигнув 7 млрд тонн. Этот обусловлено не только общим увеличением экономической активности, но и существенным перераспределением грузопотоков. Проблемы с железнодорожной логистикой заставляют отправителей все чаще выбирать фуры вместо вагонов, что приводит к значительному утяжелению и интенсификации трафика на автомобильных дорогах. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие три года российский рынок автомобильных грузоперевозок будет ежегодно расти в среднем на 13,6%.

Такой стремительный рост грузопотока, вкупе с увеличением общего количества автомобилей, ставит перед дорожным строительством новые, более жесткие требования к прочности и долговечности дорожного полотна.

Фундамент надежности

В условиях таких нагрузок и масштабных планов, выбор материалов для дорожного строительства становится критически важным. Сегодня в дорожном строительстве применяются геосинтетические материалы, выполняющие важные функции укрепления для создания подпорных стенок, армирования и разделения конструктивных слоев дорожных одежд, предотвращая взаимопроникновение материалов и распределяя нагрузки. Это позволяет значительно оптимизировать применение привозных минеральных материалов, увеличить долговечность и надежность дорожных конструкций, что напрямую влияет на стоимость, срок службы и безопасность автомобильных дорог.

Тем не менее, несмотря на доказанную эффективность геосинтетики, существует тонкий, но крайне важный нюанс, способный нивелировать все ее преимущества – качество исходного сырья. Производство геосинтетических материалов из переработанных полимеров, так называемого вторичного сырья, создает для отрасли серьезные риски, основным из которых является преждевременное разрушение дорожного полотна. Корень проблемы кроется в отсутствии механизмов контроля в действующей нормативно-технической базе, которая зачастую не учитывает принципиальных различий между первичными и вторичными полимерами, используемыми для производства геосинтетических материалов.

Если обратиться к международному опыту, то в Европе использование переработанных полимеров допускается при определенных условиях и с ограниченным сроком службы; в Китае — запрещено. В России этот вопрос регулируется в основном стандартами организаций и/или техническими требованиями национальных стандартов; найти лабораторию, в которой можно провести испытания геосинтетических материалов, совсем непросто. А при недостаточном контроле производители стремятся сэкономить на сырье, не особо заботясь о качестве конечного продукта, — объясняет старший менеджер по отраслевым решениям инженерной и дорожной инфраструктуры компании СИБУР Алексей Коротков.

По его словам, технические характеристики геосинтетики из первичного и вторичного сырья могут отличаться на 50% и более. Сырьё на основе первичных полимеров обладает стабильной структурой, прочностью и прогнозируемым сроком службы. Переработанное сырье, как правило состоит из пластиковых отходов, имеет неясный состав и, как следствие, нестабильное качество, а срок его эксплуатации невозможно прогнозировать. Такие материалы менее устойчивы к растяжению и могут разрушаться даже при стандартных монтажных операциях.

Сомнительная экономия

Результаты научных исследований показывают, что применение геосинтетики из переработанных материалов, которые дешевле первичного сырья, негативно сказывается на прочностных показателях, сроке службы и эксплуатационной надежности дорог. Как показали испытания, проведенные ОО «Казахстанское геосинтетическое общество», геосинтетические материалы из вторичного сырья обладают нестабильной структурой и низкими прочностными характеристиками, не соответствующими заявленным производителем. Это негативно влияет на качество и долговечность автомобильных и железных дорог, армогрунтовых подпорных стен и насыпей и т.д.

В нормативных документах многих стран уделяется большое внимание требованиям к сырью для геосинтетических материалов. И это не удивительно, так как срок службы для геоматериалов из первичного сырья составляет до 100 лет.

- Из-за отсутствия четких требований к контролю и отсутствия методик экспресс-проверки качества материалов в полевых условиях, подрядчики, строящие дорогу, вынуждены брать на себя ответственность за ее долговечность, на основании предоставленных поставщиком документов, не всегда полученных по результатам испытаний - отмечает Алексей Коротков.

Геосинтетика, произведенная из первичных полимеров, является не просто предпочтительным, но и необходимым выбором для строительства дорог, способных выдерживать растущий грузопоток и служить десятилетиями, говорят отраслевые эксперты и представители научного сообщества. По их словам, это поможет построить действительно надежную, долговечную и эффективную транспортную систему страны. Пересмотр и адаптация нормативно-технической базы под современные требования становится той задачей, без решения которой невозможно обеспечить качество и безопасность дорог России.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789