Выставку открыли к празднованию 320-летия города
В Санкт-Петербурге 27 мая отметят 320 лет со дня основания города. В императорской России сложилась традиция открывать в этот день мосты. В связи с чем свой день рождения помимо Петербурга в ближайшую субботу отпразднуют 39 переправ. Музей Мостов Петербурга совместно с СПб ГБУ «Мостотрест» при поддержке АО «Институт «Стройпроект» и ряда транспортных предприятий подготовил горожанам подарок – выставку «Юбилейные истории мостов Санкт-Петербурга». Подробнее – в материале «ДорИнфо».
Петербургские экскурсоводы часто упоминают при туристах поговорку, что Москва стоит на семи холмах, а Петербург — на ста одном острове. Город действительно расположен на месте, где Нева перед впадением в Балтийское море распадается на несколько десятков рукавов, протоков и каналов. По данным Справочника водных ресурсов Water Resourse, всего в черте города и на территориях, административно ему подчиненных, протекают 64 реки, 48 каналов, 34 ручья общей протяженностью более 555 км, в том числе непосредственно в черте города – 40 рек, рукавов, протоков и каналов общей длиной свыше 217 км. Обойтись при такой географии без мостов было бы непросто. На учете у ГБУ «Мостотреста» сегодня 444 городских моста, однако общая цифра значительно больше.
При строительстве первых мостов в городе старались применить все знания и умения технической мысли, а перед этим ювелиры воспроизводили точную миниатюру будущего сооружения. Так более 200 лет назад начала формироваться коллекция моделей. В 80-х годах прошлого века экспонаты хранили на территории мостостроительного предприятия в Красном селе в музее «Отечественного мостостроения». Позднее их перевезли на хранение в Музей мостов Петербурга, открывшийся в сентябре 2019 года в качестве филиала ЦМЖТ России.
Заведующая отделом истории мостостроения ЦМЖТ РФ Ирина Августиновна Трунова провела для корреспондента «ДорИнфо» экскурсию по новой выставке «Юбилейные истории мостов Санкт-Петербурга», приуроченной к празднованию 320-летия города. С 2016 года ГБУ «Мостотрест» проводит ежегодную акцию – отмечает юбилей мостов. В 2023 году вместе с городом праздничную дату отметят сразу 39 искусственных сооружений. Музей представляет их все. На выставке можно увидеть подлинные чертежи XIX века и документы XIX- XX веков. Каждый из мостов имеет не один проект, ведь переправы неоднократно перестраивались. Вся эта информация хранится в техническом архиве ГБУ «Мостотреста», но на время выставки учреждение передало подлинники более 100 документов.
Самый первый мост Санкт-Петербурга появился в 1703 году. Он соединил Заячий и Березовый острова. В 1706 году плашкоутную переправу заменили на деревянную. Впоследствии она стала называться Петровским мостом, а затем Иоанновским, по расположенному поблизости Иоанновскому равелину. В 2018 году на мосту установили новую керамическую табличку с названием. Кроме материала специалисты возвратили исторический стиль написания названия: шрифт для этого разработали на основании сохранившихся образцов прошлых веков. В 2023 году этот мост через Кронверкский пролив отмечает вместе с городом свое 320-летие.
В выставочном зале представлена и модель «Бетанкуровского» деревянного арочного моста. Августин Бетанкур впервые в России ввел арочную конструкцию. Сегодня это сооружение носит название Каменноостровский мост и отмечает с 1813 года 210 лет. Рядом с ним стоит модель пешеходного моста Сутугина через Бумажный канал в Адмиралтейском районе, названного в честь купца Сутугина. Сама переправа неоднократно перестраивалась, но экскурсантам показывают модель именно XIX века. Здесь же представлены документы деревянного моста через реку Таракановку. Кроме иллюстраций музею переданы подлинные предметы. Например, часть решетки перильного ограждения. Сегодня такие ограды есть на Зеленом, Красном и Синем мостах.
«У нас есть части подлинные декоративных элементов с мостов и элементы, полученные в результате проводящихся работ по реконструкции. В ходе реконструкции моста через канал Грибоедова со дна были подняты стеклянные бутылки, брошенные в водоем еще в XIX веке. Сегодня находки также хранятся в музее. Есть здесь и таблички с названиями мостов, которые сняли и заменили в ходе ремонтов»
Исаакиевский наплавной был первым мостом, соединившим берега Невы. Затем его переименовали в Дворцовый, а после снова назвали Исаакиевским. Наплавные мосты в городе существовали с 1708 года до 1916 года. Исаакиевскому исполняется 290 лет. Столько же лет исполняется Нижнему Лебяжьему арочному мосту, который начали перестраивать почти сразу после постройки, так как у него был невысокий свод, который начал проседать в ходе эксплуатации. На выставке представлена историческая модель этого моста 1838 года.
Начиналось строительство мостов с деревянных конструкций, затем перешли на каменные, а когда в стране стало достаточно чугуна – на чугунные. Первым чугунным мостом в Петербурге был Зеленый, потом таких построили еще несколько десятков, и одним из них был Большой Конюшенный. Все экспонаты сопровождают документы. Есть справки, в которых речь идет про дорожный Ново-Никольский мост – документы, инвентарь 1880 года, паспорт, чертежи. Обращает на себя внимание то, что в XX веке мост был построен с перильными ограждениями, которые были из гранита. Во время реконструкции ограду заменили на такую же, как у канала Грибоедова. Одному из жителей города это не понравилось. Он обратился в газету «Ленинградская правда» с письмом, в котором сообщил, что к мосту плохо отнеслись при реконструкции. Государственные органы были вынуждены среагировать и дать ответ. Инспекция по охране памятников написала заключение, что ограждения не были объектом культурного наследия.
Выставку сопровождают и интерактивные элементы, например, канаты. Первые наплавные мосты достаточно долго эксплуатировались, и обслуживали их на лодках морские офицеры. Они крепили переправы морскими узлами, заграждения также делали из канатов. На выставке посетителей будут учить вязать такие узлы. Также гостям откроют секреты некоторых технологий производства. Исторически сложилось, что в Петербурге на многих мостах и набережных все сделано из гранита. Однако для уменьшения скольжения гранит не гладкий, а шершавый. Добиться такой поверхности удается методом бучардирования. Для этого специалисты используют специальные молотки, которые называются бучарда.
Одним из самых интересных предметов на выставке является медная книга Дворцового моста. Этот экспонат впервые покинул свое привычное место хранения. Домом этой книги является сама опора, из которой ведется разводка моста и куда обычному посетителю вход запрещен. На выставку экспонат приехал впервые. Книга выполнена в 2000-е годы полностью из меди, но непростой.
«Когда проходила реставрация Спасо-Преображенского собора, что находится возле Литейного проспекта, ГБУ «Мостотрест» сумел выкупить срезанную с него медь, чтобы использовать для декоративных элементов мостов. Начальник художественной обработки металла Владимир Волковой принялся из этого материалы восстанавливать короны и торшеры на фонарях Троицкого моста. В советский период, когда мост был Кировским, фонари были без них, и в 90-х их восстанавливали. Сегодня на выставке находится самый большой торшер с короной. Он сделан из той же меди, что и медная книга»
Так и книга, и фонари получили двойную историческую ценность. В музее представлен оригинал большой зеленой короны, которую можно увидеть сверху Троицкого моста. Она достаточно легкая, поэтому может улететь с переправы при сильном ветре. В целях безопасности у каждой конструкции есть специальные приспособления для закрепления, напоминающие завязки.
Троицкий мост, представленный на выставке, - самый французский мост Петербурга. Его проект разработали зарубежные инженеры фирмы «Батиньоль». Специалисты подарили городу две модели – одну небольшую, другую побольше. Торжество по случаю открытия 16 мая 1903 года было масштабным. В газетах переправу назвали парижской красавицей, а свое имя она получила по Троицкому собору на Петроградской стороне. Кнопку с электрическим приводом для разводки нажимал сам император Николай II. Императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна перерезали ленточку. Попасть на открытие можно было только по специальному приглашению. Когда-то переправа имела поворотный разводной механизм, то есть пролеты не поднимались при разводке вверх, а словно крылья разводились в стороны. Аналогичные механизмы в Петербурге действовали еще на двух мостах – Литейном и Благовещенском. В 60-е годы при реконструкции Троицкого моста эту конструкцию заменили на ту, что мы видим сейчас.
Дворцовый мост в Петербурге открыли в 1916 году на смене эпох, когда шла Первая Мировая война. Он получил ничем непримечательные простые деревянные перилла, которые сегодня представить на нем трудно. Проект художественного оформления был, но тогда реализовать его не сумели. Однако мостовикам удалось установить на переправе красивые фонари по проекту Носкова. Разводную часть моста реконструировали 10 лет назад: заменили привод с электромеханического на гидравлический, и мост стал раскрываться быстрее.
В 1936 году спустя четыре года активных работ был открыт мост Володарского, созданный по проекту академика, инженера путей сообщения Григория Передерия. Перед началом строительства была изготовлена уменьшенная в пять раз модель его железобетонных арок. Ее установили в Таврическом саду и испытали под двойной нагрузкой. Для своего времени мост был очень современным, с железобетонными конструкциями. На выставке представлен прототип того времени, оригинал которого уже не увидеть. В 1993 году мост полностью заменили, но музей хранит его модель, а также чертеж и другие исторические документы.
Новейшая история для музея мостов Петербурга имеет не меньшую ценность. На выставке представлены сооружения XXI века. Это Большой Обуховский мост на КАД протяженностью 2,8 км, открытый почти 20 лет назад. Также почти 20 лет назад в городе начали строить ЗСД. Большая часть трассы проходит на эстакадах, потому можно считать ее наполовину мостом. На ней есть такие уникальные сооружения, как мост через Корабельный фарватер (Невская губа Финского залива). Здесь интересно, что пилоны сооружения сделаны под наклоном, так как мост стоит не в Неве, а ближе к заливу. Впервые посетители смогут увидеть на выставке модели мостов, которые хранятся в технических помещениях «Магистрали Северной столицы».
Горожане увидят проекты будущего – Большой Смоленский мост и мост рядом с Финляндским железнодорожным вокзалом. Проект первого сооружения на сегодня уже готов, в 2023 году начнется его реализация. Второй мост планируют возвести в составе Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) на оси параллельной существующему железнодорожному мосту. Он продолжит дорогу и также будет разводным, как и Большой Смоленский.
Генеральный директор «Института Гипростроймост — Санкт-Петербург» Илья Рутман приехал поздравить коллег с открытием выставки и рассказал присутствующим о мостостроительных планах.
«История действительно пишется сейчас. И мы стараемся, чтобы написана она была не стыдно. Большой Смоленский мост город ждал долго. Я уже 40 лет в профессии и когда я начинал, уже говорили о проектировании и мечтали о нем. Этот мост нужен, чтобы связать правый берег между Володарским мостом и мостом Александра Невского, потому что между ними большое расстояние. Разговоры о строительстве идут в перспективе на самое ближайшее время, мост начнет строиться в этом году. И этот мост, и мост в составе ШМСД будут построены в ближайшие несколько лет. Вводить Большой Смоленский планировали в эксплуатацию в 2025 году, даст Бог, построим»
Отметим, Большой Смоленский мост станет первым строящимся разводным мостом за последние 40 лет в Петербурге. Переправа расположится на самом длинном отрезке Невы в городской черте, где больше нет переходов. По итогу она соединит левобережную и правобережную части Невского района и будет иметь шесть полос для движения транспорта. Сооружение подключат к улично-дорожной сети через развязки с проспектом Обуховской обороны, Октябрьской набережной, а также с Дальневосточным проспектом в районе улицы Коллонтай. Оно станет частью перспективной дороги, которая соединит северные и южные районы города в обход центра.
Напомним, возведение моста через Неву предусмотрено вторым этапом строительства ШМСД. В феврале было получено положительное заключение по документации на подготовку территории для данного этапа. Работы пройдут от транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом (от строящейся Витебской развязки) до пересечения с Союзным проспектом.