Реконструкция искусственного сооружения продолжится до мая 2023 года (фоторепортаж)
В Санкт-Петербурге утром 30 ноября губернатор города Александр Беглов в торжественной обстановке запустил рабочее автомобильное движение по Биржевому мосту. Капитальный ремонт переправы ведут 1 год и 2 месяца. Во время мероприятия при участии членов правительства, президента компании АО «ПО Возрождение» Игоря Букато, мостовиков и журналистов подвели предварительные итоги проделанной работы и вручили знаки отличия рабочим, спасшим минувшим летом девушку, упавшую в воду. Подробнее - в фоторепортаже «ДорИнфо».
Губернатор Петербурга в приветственном обращении поздравил жителей с этим знаменательным событием. Он отметил, что АО «ПО Возрождение» сумело сдержать данное слово и завершить все необходимые для открытия рабочего движения работы. До этого реконструкция переправы проводилась 60 лет назад, и конструкции уже устарели, появилась необходимость заменить объемные механизмы.
«Для города сегодня это большой праздник. Это один из красивейших наших мостов, которые на сегодняшний день дают возможность ликвидировать определенные пробки в трех районах. Петербуржцы давно его ждали, спорили, будет открыт или не будет открыт. И вот сегодня мы его открываем. Отсюда открывается красивый вид на Неву, на Зимний дворец, стрелку Васильевского острова. У нас много гостей. Да и сами петербуржцы любят бывать здесь, посмотреть и полюбоваться нашим городом»
Капитальный ремонт затронул все конструктивные элементы моста. На сегодняшний день восстановлены береговые и промежуточные опоры, стационарные и разводное пролетные строения. Бетонную плиту разводного крыла заменили на современную ортотропную, а электромеханический привод разводного пролета - на гидравлический. Также заменено асфальтобетонное покрытие проезжей части и тротуаров, обновлены столбы освещения. Завершить реконструкцию планируют к маю 2023 года. В это время будут выполняться работы, не требующие полного закрытия движения, однако избежать ограничений совсем не удастся. Так, в ближайшее время подрядчику предстоит поэтапный монтаж нового перильного ограждения со знаменитым трезубцем. Со слов рабочих, сейчас ожидается поставка чугунных перил на объект. Работы предстоит много, поэтому успеть завершить монтаж до открытия не представлялось возможным физически.
Завершен монтаж 16 новых фонарей, ремонт 400 кв. метров гранитной облицовки и бетонных поверхностей опор, устройство 8 тыс. кв. метров дорожного покрытия на мосту и подходах. Смонтировано 500 погонных метров нового гранитного и металлического барьерного ограждения, выполнено устройство 938 кубометров монолитной железобетонной плиты проезжей части и оголовков опор. Для монтажа коробов противовесов с заполнением чугунными и свинцовыми отливками использовали около 100 тонн металла короба, более 1610 тон чугуна (около 68 700 чугунных элементов, каждый весом около 23-26 кг), более 470 тонн свинца (около 12 800 свинцовых элементов весом 36 кг каждый).
Далее основные работы будут проходить внутри моста. Специалисты начнут монтаж современного оборудования пульта управления, отладку механизмов гидравлического привода, чтобы к навигации 2023 года Биржевой мост смог распахнуть свои обновленные крылья. Разводной механизм переправы не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку. Этот принцип после ремонта не изменится.
«Хочу сказать, что наша задача, строителей, простая. От нас требуется чтобы в срок построил и с хорошим качеством. Я хотел бы отметить, что строило не только АО «ПО Возрождение». Строили, я бы сказал три группы - это заказчик «Мостотрест» и Комитет наш дорожный, строил «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург», который делал все проекты на работу. Мы постарались, конечно. И пока мы будем стараться, наверное, мы будем нужны»
После выступления почетных гостей участники церемонии прошли к знаку «Проезд запрещен», установленному на середине переправы. В 10:10 губернатор Петербурга под живое оркестровое исполнение Государственного гимна РФ перевернул его на новую сторону с надписью: «Проезд открыт». По мосту двинулась колонна спецтехники, на крышах которой были закреплены флаги с эмблемой генподрядчика, работающего на переправе. Музыканты по взмаху дирижера заиграли марш «Багратион». Автомобилистов заверили, что до обеда сегодняшнего дня после завершения торжественных мероприятий мост откроют окончательно.
Реконструкция Биржевого моста вдохновила на творчество художников. Александру Беглову представили картину на которой изображен процесс реконструкции. Живописцы продолжат дополнять изображение новыми деталями, появляющимися на объекте в ходе работ. Окончательно написана картина будет с завершением реконструкции.
Рабочие за этот год совершили не только трудовой, но и человеческий подвиг. В сентябре в Неву упала потерявшая сознание девушка. Маляр Мухтарбек Каримов, находясь на рабочем месте по строительству подземного перехода, заметил это и без промедления бросился в воду, несмотря на риск для собственной жизни. Ситуация была рискованной не только в связи с холодной погодой, но и с учетом глубины реки в данном месте и сильным течением. Мужчина сумел вытащить пострадавшую на сушу. Она была без сознания, с признаками утопления и переохлаждения. Не теряя времени, мужчина помог донести девушку до помещения штаба. В результате решительных действий рабочего 22-летняя горожанка выжила и была госпитализирована. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении долга по спасению жизни и сохранению здоровья человека на территории Петербурга в условиях, сопряженных с риском для жизни, Мухтарбека Каримова наградили знаком отличия «За доблесть в спасении».
В торжественный день награду получили и другие герои Биржевого - Роман Егоров и Геннадий Слоневский. Они также в тот день принимали участие в спасении девушки. Мужчины сумели провести реанимационные мероприятия до прибытия бригады скорой медицинской помощи. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга, они были награждены знаком отличия «За доблесть в спасении». За участие в спасении пострадавшей благодарностью губернатора Петербурга отметили старшего производителя работ филиала искусственные сооружения «ПО Возраждение» Тараса Понасенко, который не растерялся в ситуации несчастного случая, сохранил хладнокровие и без промедления вызвал медиков.
«Совместили строительство ствола перекрытой части с тем, чтобы была возможность открыть движение по Биржевому мосту. Земляные работы еще будут продолжаться. Глубина заложения тоннеля составляет 5,8 метра не у воды, а у поверхности - это ниже уровня воды. Перекрывать мост будут в ночное время. На всех разводных мостах «Мостотрест» проводит пробную разводку пролетов, здесь также пройдут пусконаладочные работы. Будет также замена перильного ограждения, которое сейчас временное. Постоянное находится на реставрации. Буквально уже с декабря будут поступать сюда элементы и будет замена. Внизу еще существуют временные опоры под разводным пролетом, которые тоже будут убраны к открытию навигации. Работа сложная, при реконструкции в отличие от строительства вылезает множество нюансов, но коллектив и подрядчики профессионалы своего дела. Гидроцилиндры установлены, подшипники установлены, сейчас налаживается автоматика, собирается вся цепь, прокладываются подводные кабели, идет работа, скрытая от глаз»
По заверениям специалиста, мост после открытия простоит не менее 100 лет - это стандартный срок службы металлических мостов. Вопрос в другом - какие нагрузки в дальнейшем будут на проезжую часть. Биржевой мост менялся с 60-х годов. С того времени значительно изменилась интенсивность движения транспорта, изменились весовые характеристики авто. Старая плита проезжей части уже не могла выдерживать современную нагрузку.
Михаил Клобертанс отметил, что по счастливому стечению обстоятельств заказчик смог предвидеть возможные трудности касаемо закупки материалов. Импортные гидроцилиндры исполнитель заменил на гидроцилиндры российского производителя «Алмаз-Антей» еще до начала санкций. Сейчас при реконструкции используются в основном отечественные материалы. Сколько всего специалистов приложили руку к реконструкции Биржевого моста - не сосчитать. С учетом изготовителей конструкций на заводах получится больше 1000 людей.
На вопрос журналистов о том, будут ли участники реконструкции как-то по-особенному отмечать сегодняшний день, Михаил Клобертанс с улыбкой сказал, что определенных традиций на этот счет нет. Однако для него, как для руководителя, этот день значим.
Для проведения работ ночью в декабре в рамках графика разводки Биржевой мост будет закрываться, чтобы мостовики смогли проводить работы на разводном крыле. В остальное время переправа будет доступна как для автомобилистов, так и для пешеходов. Автобусное движение по мосту возобновится с 1 декабря, троллейбусное - с 15 декабря. Полностью работы завершат к маю 2023 года.
Открытие обновленного моста станет настоящим подарком для петербуржцев к 320-летнему юбилею города. Сложившаяся еще в императорской России традиция открывать мосты после строительства или крупного ремонта ко Дню города получит новую жизнь, а капитальный ремонт Биржевого моста станет одним из крупнейших реализованных проектов в историческом центре города за последние годы.