Что скрывает внутри себя Биржевой мост в Санкт-Петербурге, как он преобразится в рамках капитального ремонта – в материале портала «ДорИнфо»
Биржевой мост через реку Малая Нева в Санкт-Петербурге закрывается на капитальный ремонт. Переправу ждет серьезное преображение изнутри: начиная от механизма разводки моста, заканчивая установкой новых видеокамер в пульте управления. Старт работ на переправе - долгожданный, ведь с момента постройки, 1960 года, Биржевой мост ни разу капитально не ремонтировали. На его модернизацию потребуется 1,5 года, после чего перед жителями и гостями Петербурга предстанет современная красивая разводная переправа. В преддверии начала работ корреспондент портала «ДорИнфо» побывал внутри Биржевого моста и пообщался с начальником его бригады Дмитрием Майоровым. Подробнее о том, что скрывается в техническом помещении переправы, как управляют мостом, какие современные устройства появятся на нем в ходе капремонта - в нашем материале.
Как давно Биржевой мост нуждается в капремонте?
По словам Дмитрия Майорова, мост эксплуатируется более 60 лет. Обследования на переправе проводили в 2014 и 2016 годах. После чего стало понятно, что переход требует капитального ремонта. Проектная документация для проведения работ на мосту была разработана в 2018 году, в тот же год проект был одобрен госэкспертизой. По информации пресс-службы СПб ГБУ «Мостотрест», на мосту отмечаются многочисленные дефекты и повреждения, которые мешают его безопасной эксплуатации. Особенно изношены проезжая часть и тротуары, деформационные швы на опорах не отвечают современным требованиям. Металлоконструкции пролетных строений поражены коррозией, имеются разрушения в железобетонных плитах перекрытия на опорах разводного пролета. Из-за коррозионных повреждений снижена несущая способность переправы. В рамках капремонта будут обновлены все конструктивные элементы моста, бетонную плиту разводного крыла заменят на ортотропную, электромеханический привод - на гидравлический. Специалисты обновят проезжую часть и тротуары, восстановят перильное ограждение и столбы освещения.
«Будет современная гидравлика, полностью автоматизированное управление. После капитального ремонта срок эксплуатации моста составит 50 лет», - сообщил Дмитрий Майоров.
Когда мост станет доступным для наземного и водного транспорта?
В настоящее время Биржевой мост открыт для автомобильного и пешеходного движения. Полностью закрыть проезжую и пешеходную части переправы планируют после 8 октября. Контракт на капитальный ремонт моста заключен с АО «ПО «Возрождение» на сумму 2,3 млрд рублей. Генеральный подрядчик должен выполнить все работы на объекте до 5 мая 2023 года. При этом рабочее движение по мосту необходимо обеспечить к 30 ноября 2022 года. Как рассказал Дмитрий Майоров, ремонт разводного пролета должны завершить к 30 мая 2022 года, что позволит пропускать суда по реке почти с начала навигационного сезона, задержка пропуска судов составит всего месяц.
О настоящей и будущей разводке моста
По словам начальника бригады Биржевого моста, переправа оборудована четырьмя машинными отделениями, но только из одного специалисты управляют мостом. Речь идет о помещении с пультом управления. Всего на объекте работает семь человек. В смену длительностью 11,5 часов обычно трудятся 2 или 3 сотрудника. Вся основная рабочая деятельность происходит в пульте управления.
«Сюда выведены управляющие кабели, схема управления. Механик, стоящий у пульта, может произвести практически любую ремонтную операцию. Именно отсюда происходит включение разводки, наводки моста, навигационной, автодорожной сигнализации, переключение светофоров ночью для направления движения кораблей», - рассказал Дмитрий Майоров.
В пульте управления есть четыре видеокамеры. Но, по словам начальника бригады, этого недостаточно, в рамках капремонта их количество увеличат до 36. Кроме того, он добавил, что сейчас на камерах не очень хороший обзор пешеходной части, и по ним сложно определить, есть кто-либо на тротуарах моста или нет. Поэтому сначала механик выходит наверх - к проезжей и пешеходной частям моста, осматривает территорию и затем сообщает старшему смены, находящемуся в пульте управления, об отсутствии людей на мосту и возможности начинать разводку. Аналогичную работу специалист выполняет после наведения моста - осматривает территорию на отсутствие лишних предметов, смотрит, чтобы все элементы моста были на своих местах.
Разводится мост при помощи электромеханического привода. Как сообщается на сайте «Мостотреста», разводной механизм Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 см, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку. Как рассказал корреспонденту портала «ДорИнфо» Дмитрий Майоров, механизм двигателя находится в машинном отделении. В процессе разводки моста двигатель посредством редуктора вращает специальную большую шестерню, которая уже тянется к крылу моста. По словам начальника бригады, главная шестерня находится в изношенном состоянии: «шестеренке более 60 лет, это довольно большой износ. Она не ремонтировалась, такой необходимости не было. На глаз это естественно не видно, но мы знаем, что она изношена, ее пора менять. А менять ее очень сложно, почти невозможно».
В рамках капремонта электромеханический привод будет заменен на гидравлический. Это позволит в два раза сократить время разведения крыльев для прохода судов по реке. Сейчас на этот процесс требуется 8 минут. Добавим, что по расписанию Биржевой мост начинает разводиться в 2:00 и наводится в 4:55.
«В 2:00, секунда в секунду, мы включаем заградительную сигнализацию для транспорта, то есть останавливаем автомобили. Охранники выставляют ограждения, докладывают, что движение закрыто. Разводка длится 8 минут, наводка чуть быстрее, где-то 7 минут. Но, как правило, мы наводим сразу после прохода кораблей, а они проплывают раньше. Обычно последний корабль проходит в 4:30. Нас больше волнует разводка, так как на нее дано 10 минут. И это одна из причин, почему нам нужен новый мост. В 2:10 мы должны дать кораблям зеленый свет. Охранникам приходится за 2 минуты перекрывать движение, что не всегда возможно. Ведь бывает люди гуляют, машины едут, опаздывая на поезд. За счет установки гидравлики проблема длительной разводки будет решена, ее время примерно составит 4 минуты», - рассказал Дмитрий Майоров.
Еще одним новшеством на мосту станет замена бетонной плиты проезжей части на металлическую. Современная плита, по словам начальника бригады, более удобна в эксплуатации: «Металлическая плита лучше. Прежде всего для меня, как для стороны, эксплуатирующей мост, она легче. Соответственно станет легче крыло, противовес, да и в целом вся конструкция. Мост будет быстрее разводиться».
За счет более легкого веса плиты станет ненужным средний противовес, его снесут. После чего на образовавшемся большом пространстве посередине моста появится гидропривод и гидравлический цилиндр. Кроме того, у металлической плиты есть преимущество перед бетонной с точки зрения ее ремонта. Как рассказал начальник бригады, бетонную плиту сложно ремонтировать, и она прогибается: «предположим, под асфальтом сейчас лежит бетонная плита, в ней выкрошилось 30 см отверстия, для устранения дефекта специалистам необходимо выдолбить огромное отверстие до соседних палуб на которых лежит эта плита, все разобрать, сварить для того места лист, забетонировать обратно. И что важно, эта бетонная плита в течение недели постепенно прогибается и уже требует ремонта. С металлической плитой такого не будет. Если видно, что она не проржавела, отверстий нет, значит она целая и с ней все в порядке. Это новая технология, так построены все современные мосты».
Капитальный ремонт Биржевого моста впечатляет не только применением современных технологий, но и масштабом. В ходе работ внешне и технически изменится все, останется только непосредственно конструкция самой оси вращения крыла и еще две оси вращения. Специалисты демонтируют полностью проезжую часть, большинство конструкций переправы с последующей их заменой. Неподвижными останутся опоры и балки, их покрасят в процессе ремонта. Перила - отреставрируют.
В результате капремонта Биржевой мост станет удобным в своем управлении за счет автоматизации процесса. Как в шутку отметил Дмитрий Майоров, после выхода на новый мост бригаде еще предстоит привыкнуть к нему и понять, как им управлять. Конечно, мост станет удобным не только для работников, но и для всех участников движения. Водители личного и общественного транспорта с комфортом и безопасностью будут двигаться по обновленной проезжей части переправы, пешеходы - прогуливаться по тротуару, а судоводители проплывать под разведенными крыльями модернизированного моста.
Виктория Непогодина