Что скрывает внутри себя Биржевой мост в Санкт-Петербурге, как он преобразится в рамках капитального ремонта – в материале портала «ДорИнфо»

Биржевой мост через реку Малая Нева в Санкт-Петербурге закрывается на капитальный ремонт. Переправу ждет серьезное преображение изнутри: начиная от механизма разводки моста, заканчивая установкой новых видеокамер в пульте управления. Старт работ на переправе - долгожданный, ведь с момента постройки, 1960 года, Биржевой мост ни разу капитально не ремонтировали. На его модернизацию потребуется 1,5 года, после чего перед жителями и гостями Петербурга предстанет современная красивая разводная переправа. В преддверии начала работ корреспондент портала «ДорИнфо» побывал внутри Биржевого моста и пообщался с начальником его бригады Дмитрием Майоровым. Подробнее о том, что скрывается в техническом помещении переправы, как управляют мостом, какие современные устройства появятся на нем в ходе капремонта - в нашем материале.

Биржевой мост-001.JPG

Как давно Биржевой мост нуждается в капремонте?

По словам Дмитрия Майорова, мост эксплуатируется более 60 лет. Обследования на переправе проводили в 2014 и 2016 годах. После чего стало понятно, что переход требует капитального ремонта. Проектная документация для проведения работ на мосту была разработана в 2018 году, в тот же год проект был одобрен госэкспертизой. По информации пресс-службы СПб ГБУ «Мостотрест», на мосту отмечаются многочисленные дефекты и повреждения, которые мешают его безопасной эксплуатации. Особенно изношены проезжая часть и тротуары, деформационные швы на опорах не отвечают современным требованиям. Металлоконструкции пролетных строений поражены коррозией, имеются разрушения в железобетонных плитах перекрытия на опорах разводного пролета. Из-за коррозионных повреждений снижена несущая способность переправы. В рамках капремонта будут обновлены все конструктивные элементы моста, бетонную плиту разводного крыла заменят на ортотропную, электромеханический привод - на гидравлический. Специалисты обновят проезжую часть и тротуары, восстановят перильное ограждение и столбы освещения.

Биржевой мост ждет масштабная модернизация-001.JPG

Биржевой мост закрывается на капитальный ремонт-001.JPG

Конструкции Биржевого моста-001.JPG

Движение транспорта закроют на Биржевом мосту в связи с капремонтом-001.JPG

«Будет современная гидравлика, полностью автоматизированное управление. После капитального ремонта срок эксплуатации моста составит 50 лет», - сообщил Дмитрий Майоров.

Дмитрий Майоров показывает копию проекта ремонта моста-001.JPG

Когда мост станет доступным для наземного и водного транспорта?

В настоящее время Биржевой мост открыт для автомобильного и пешеходного движения. Полностью закрыть проезжую и пешеходную части переправы планируют после 8 октября. Контракт на капитальный ремонт моста заключен с АО «ПО «Возрождение» на сумму 2,3 млрд рублей. Генеральный подрядчик должен выполнить все работы на объекте до 5 мая 2023 года. При этом рабочее движение по мосту необходимо обеспечить к 30 ноября 2022 года. Как рассказал Дмитрий Майоров, ремонт разводного пролета должны завершить к 30 мая 2022 года, что позволит пропускать суда по реке почти с начала навигационного сезона, задержка пропуска судов составит всего месяц.

На Биржевом мосту обновят проезжую часть-001.JPG

О настоящей и будущей разводке моста

По словам начальника бригады Биржевого моста, переправа оборудована четырьмя машинными отделениями, но только из одного специалисты управляют мостом. Речь идет о помещении с пультом управления. Всего на объекте работает семь человек. В смену длительностью 11,5 часов обычно трудятся 2 или 3 сотрудника. Вся основная рабочая деятельность происходит в пульте управления.

Пульт управления Биржевого моста-001.JPG

«Сюда выведены управляющие кабели, схема управления. Механик, стоящий у пульта, может произвести практически любую ремонтную операцию. Именно отсюда происходит включение разводки, наводки моста, навигационной, автодорожной сигнализации, переключение светофоров ночью для направления движения кораблей», - рассказал Дмитрий Майоров.

Дмитрий Майоров в пульте управления-001.JPG

В пульте управления есть четыре видеокамеры. Но, по словам начальника бригады, этого недостаточно, в рамках капремонта их количество увеличат до 36. Кроме того, он добавил, что сейчас на камерах не очень хороший обзор пешеходной части, и по ним сложно определить, есть кто-либо на тротуарах моста или нет. Поэтому сначала механик выходит наверх - к проезжей и пешеходной частям моста, осматривает территорию и затем сообщает старшему смены, находящемуся в пульте управления, об отсутствии людей на мосту и возможности начинать разводку. Аналогичную работу специалист выполняет после наведения моста - осматривает территорию на отсутствие лишних предметов, смотрит, чтобы все элементы моста были на своих местах.

Техническое помещение Биржевого моста-001.JPG

Разводится мост при помощи электромеханического привода. Как сообщается на сайте «Мостотреста», разводной механизм Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 см, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку. Как рассказал корреспонденту портала «ДорИнфо» Дмитрий Майоров, механизм двигателя находится в машинном отделении. В процессе разводки моста двигатель посредством редуктора вращает специальную большую шестерню, которая уже тянется к крылу моста. По словам начальника бригады, главная шестерня находится в изношенном состоянии: «шестеренке более 60 лет, это довольно большой износ. Она не ремонтировалась, такой необходимости не было. На глаз это естественно не видно, но мы знаем, что она изношена, ее пора менять. А менять ее очень сложно, почти невозможно».

Шестерня-001.JPG

Дмитрий Майоров в машинном отделении-001.JPG

Машинное отделение-001.JPG

В рамках капремонта электромеханический привод будет заменен на гидравлический. Это позволит в два раза сократить время разведения крыльев для прохода судов по реке. Сейчас на этот процесс требуется 8 минут. Добавим, что по расписанию Биржевой мост начинает разводиться в 2:00 и наводится в 4:55.

«В 2:00, секунда в секунду, мы включаем заградительную сигнализацию для транспорта, то есть останавливаем автомобили. Охранники выставляют ограждения, докладывают, что движение закрыто. Разводка длится 8 минут, наводка чуть быстрее, где-то 7 минут. Но, как правило, мы наводим сразу после прохода кораблей, а они проплывают раньше. Обычно последний корабль проходит в 4:30. Нас больше волнует разводка, так как на нее дано 10 минут. И это одна из причин, почему нам нужен новый мост. В 2:10 мы должны дать кораблям зеленый свет. Охранникам приходится за 2 минуты перекрывать движение, что не всегда возможно. Ведь бывает люди гуляют, машины едут, опаздывая на поезд. За счет установки гидравлики проблема длительной разводки будет решена, ее время примерно составит 4 минуты», - рассказал Дмитрий Майоров.

Начальник бригады Биржевого моста Дмитрий Майоров-001.JPG

Еще одним новшеством на мосту станет замена бетонной плиты проезжей части на металлическую. Современная плита, по словам начальника бригады, более удобна в эксплуатации: «Металлическая плита лучше. Прежде всего для меня, как для стороны, эксплуатирующей мост, она легче. Соответственно станет легче крыло, противовес, да и в целом вся конструкция. Мост будет быстрее разводиться».

За счет более легкого веса плиты станет ненужным средний противовес, его снесут. После чего на образовавшемся большом пространстве посередине моста появится гидропривод и гидравлический цилиндр. Кроме того, у металлической плиты есть преимущество перед бетонной с точки зрения ее ремонта. Как рассказал начальник бригады, бетонную плиту сложно ремонтировать, и она прогибается: «предположим, под асфальтом сейчас лежит бетонная плита, в ней выкрошилось 30 см отверстия, для устранения дефекта специалистам необходимо выдолбить огромное отверстие до соседних палуб на которых лежит эта плита, все разобрать, сварить для того места лист, забетонировать обратно. И что важно, эта бетонная плита в течение недели постепенно прогибается и уже требует ремонта. С металлической плитой такого не будет. Если видно, что она не проржавела, отверстий нет, значит она целая и с ней все в порядке. Это новая технология, так построены все современные мосты».

Съезд с Биржевого моста-001.JPG

Проезжая и пешеходная части Биржевого моста-001.JPG

Капитальный ремонт Биржевого моста впечатляет не только применением современных технологий, но и масштабом. В ходе работ внешне и технически изменится все, останется только непосредственно конструкция самой оси вращения крыла и еще две оси вращения. Специалисты демонтируют полностью проезжую часть, большинство конструкций переправы с последующей их заменой. Неподвижными останутся опоры и балки, их покрасят в процессе ремонта. Перила - отреставрируют.

Движение по Биржевому мосту откроют в ноябре 2022 года-001.JPG

В результате капремонта Биржевой мост станет удобным в своем управлении за счет автоматизации процесса. Как в шутку отметил Дмитрий Майоров, после выхода на новый мост бригаде еще предстоит привыкнуть к нему и понять, как им управлять. Конечно, мост станет удобным не только для работников, но и для всех участников движения. Водители личного и общественного транспорта с комфортом и безопасностью будут двигаться по обновленной проезжей части переправы, пешеходы - прогуливаться по тротуару, а судоводители проплывать под разведенными крыльями модернизированного моста.

Виктория Непогодина

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789