О том, каким был Троицкий мост в начале прошлого века, и как преобразился 50 лет назад, журналистам рассказали специалисты СПб ГБУ «Мостотрест»
Глядя на Троицкий мост через Неву в Санкт-Петербурге, можно легко представить, что находишься где-нибудь в Париже, ведь архитектура сооружения очень близка к тем краям. Благодаря мастерству французских инженеров, подготовивших проект, Троицкий мост получился изящным, не потеряв при этом своих внушительных технических параметров. Мастерство русских специалистов проявилось не только при возведении переправы, но и спустя 62 года, когда мосту потребовалась серьезная реконструкция. О том, каким был Троицкий мост в начале прошлого века, и как преобразился 50 лет назад, журналистам рассказали специалисты СПб ГБУ «Мостотрест».
История строительства
Раньше между Марсовым полем в центральной части Санкт-Петербурга и Троицкой площадью на Петроградской стороне, где сейчас стоит Троицкий мост, находилась плашкоутная переправа, тогда это был самый богато украшенный наплавной мост Петербурга. В 1890-е годы было решено построить постоянный мост, для чего был объявлен международный конкурс на разработку проекта. Победителем стала французская компания «Батиньоль», инженеры которой предложили особую технологию, позволившую серьезную снизить объем металла. К слову, в конкурсе участвовала и фирма Александра Эйфеля, которая построила знаменитую Эйфелеву башню в Париже, однако предпочтение отдали другим французам.
«Здесь французы воплотили свои идеи в полной мере. Французы запроектировали большие по длине пролетные строения таким образом, чтобы облегчить металлоконструкции. Нагрузку запроектировали максимальную, при этом объем металлоконструкций, который использовался для возведения ферм, очень маленький. Получилась экономия на металле, конструкция выглядит легкой, при этом нагрузка на пролетное строение не уменьшилась», — отмечает заместитель директора, главный инженер СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Белашов.
Строительные работы начались в августе 1897 года и спустя почти шесть лет, 16 мая 1903 года, состоялось торжественное открытие моста. Тогда в петербургских газетах Троицкий мост назвали парижской красавицей, а свое имя мост получил по Троицкому собору на Петроградской стороне. В советские годы переправу переименовали сперва в мост Равенства, а потом в Кировский мост. В 1991 году мосту вернулось его историческое название.
Как отмечает Андрей Белашов, по своей системе и схеме Троицкий мост очень схож с Литейным, он имеет такую же однокрылую вертикальную раскрывающуюся систему разводного пролета. При этом изначально у обоих мостов была совсем другая система разводки — поворотная, которую позже пришлось заменить на более современную, вертикальную. Пролетное строение достаточно тяжелое — около трех тысяч тонн. Также мост сочетает в себе несколько типов пролетных строений: консольно-арочные, консольно-балочные и подвесные формы.
Масштабная реконструкция
Поворотная система разводки Троицкого моста, при которой пролет разводился в горизонтальном положении примерно на 180 градусов, сильно ограничивала судоходные габариты. Отверстие разводного пролета моста составляло всего 22,8 метров в свету. К тому же процесс был достаточно долгим, около 25 минут. В 1964 году, когда Волго-Балтийский водный путь заработал на полную мощность, пришлось реконструировать несколько мостов на Неве, в том числе и Троицкий.
Специалисты «Ленгипротрансмост» предложили перестроить только левобережную часть моста с разводным пролетом, а пять постоянных пролетов и трехпролетную эстакаду на правом берегу оставить неизменными. Это было необычное предложение, но его одобрили, и в конце 1965 года началась перестройка моста, которая продолжалась почти два года.
«В ходе реконструкции старый электромеханический привод моста заменили современным гидравлическим приводом. Также были отремонтированы металлоконструкции, дорожное покрытие и другие элементы моста», — отмечает Андрей Белашов. Но главной задачей СУ-1 треста «Ленмостострой» была реконструкция двурукавного поворотного пролета. Вместо него были сооружены постоянный сталежелезобетонный пролет балочно-разрезной системы и однокрылый металлический разводной пролет раскрывающейся системы.
5 ноября 1967 года обновленный мост открыли. К слову, во время реконструкции движение по нему, можно сказать, не закрывали. Все автомобили и трамваи перенаправили на параллельно построенный объездной мост, который также разводили, для чего балки были установлены на катки.
Современная жизнь моста
В 2001-2003 годах на Троицком мосту проводилась еще одна небольшая реконструкция, в ходе которой были модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета, восстановлен исторический архитектурный облик, оборудована художественная подсветка. Но мосту есть куда модернизироваться, поскольку часть оборудования здесь работает еще с 60-х годов прошлого века. В пример механики ставят Дворцовый и Благовещенский мосты.
«Оборудование еще может долго работать, но оно морально устаревает, хочется идти вперед, как было с Дворцовым мостом, Благовещенским, где появилось более современное и компактное оборудование, менее энергоемкое, — рассказывает начальник смены Троицкого моста Михаил Черков. — У нас насосная установка радиально-поршневая, вращаются обоймы, толкают поршни, и они уже перекачивают масло. На Дворцовом и Благовещенском мостах установлены более современные аксиально-поршневые насосы, они гораздо компактнее, но на процессе разводки это никак не отражается. Цилиндры на тех мостах тоже меньше, например, объем одного цилиндра на Благовещенском мосту — 200 л, а у нас — 550 литров».
В разводке Троицкого моста участвуют два насоса: один маршевый, второй основной. Они включаются и выключаются ступенчато, для плавности хода разводного пролета моста. Чем плавнее работает гидравлический привод, тем долговечнее и надежнее он будет. «Гидравлика не подразумевает резких движений, но плавность в работе здесь особо важна», — отмечает Михаил.
Мощность электродвигателя одной основной насосной установки на Троицком мосту составляет 55 кВт, максимальная производительность установки — до 300 литров в минуту. Общий объем масла, который задействован в системе и находится в гидробаках — около 6800 литров. «Состав масла мы обязательно контролируем, отвозим анализы в лабораторию, практически так же, когда люди сдают анализы. В лаборатории проверяют кислотный состав масла, нет ли минеральных отклонений от заданных параметров», — рассказывает Черков.
Процесс разводки пролета занимает максимум три-четыре минуты. Пролет поднимается на угол 70 градусов, после чего гидрораспределители в автоматическом режиме перекрывают магистрали насосных установок, по которым под давлением поступает масло, при этом сами насосы вращаются, а электродвигатели работают. В момент подъема пролета в котлован под ним опускается противовес весом 750 тонн, всего таких противовесов на мосту два.
«В настоящий момент все элементы Троицкого моста находятся в нормативном состоянии, и пролетное строение, и механизмы разводного пролета. В ближайшие 15-20 лет гидравлическому оборудованию не потребуется ремонт. Состояние металлоконструкций также не вызывает сомнений, всё надежно», — заверяет Андрей Белашов.
Интересные факты
• Длина Троицкого моста составляет 582 метра, ширина — 23,5 метра, переправа состоит из десяти пролетов;
• С Троицкого моста открывается вид сразу на семь других мостов Санкт-Петербурга: Дворцовый, Биржевой, Иоанновский через Кронверкский проток, Эрмитажный через Зимнюю канавку, Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку, Прачечный через Фонтанку и Литейный мост;
• Ось Троицкого моста в северной части пересекает Пулковский меридиан;
• С 2005 года Троицкий мост ежегодно разводят во время праздника выпускников «Алые Паруса».
Дарья Смирнова