Лидеры отрасли провели курс лекций будущим дорожникам - подробнее в материале «ДорИнфо»

Всё чаще вопрос образования в дорожной сфере поднимается на круглых столах и конференциях, так как существует ряд общесистемных проблем, которые необходимо постепенно решать. Одно из важных мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли прошло в первый день весны в Санкт-Петербурге. В рамках конференции «Асфальтобетон 2023» для студентов четырех ВУЗов организовали лекции, в ходе которых лидеры в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог поделились с будущими дорожниками своими практическими знаниями и актуальной информацией по ремонту и строительству трасс.

Мероприятие стало инициативой организаторов конференции «Асфальтобетон 2023» - компании ООО «АСТЕХ Индастриз» и «Ассоциации «РОСАсфальт», при поддержке Росавтодора. Лекции прошли в стенах Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС), куда также были приглашены студенты и преподаватели Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и Санкт-Петербургского лесотехнического университета имени С.М. Кирова.

В своем вступительном слове проректор по воспитательной работе и связям с производством ПГУПС Петр Рыбин отметил, что мероприятие неспроста проводится в старейшем транспортном университете России, который изначально формировался как учебное заведение, в котором готовили специалистов для создания и эксплуатации водных и сухопутных сообщений, в том числе гужевых дорог, на смену которым пришли современные автомобильные трассы.

«Сегодня гужевые дороги как явление - это история, а вот автомобильные дороги, которые стали продолжением этого направления работы специалистов, - это сейчас один из самых важных моментов развития транспортной системы нашей страны»

подчеркнул Петр Рыбин.

С приветственным словом в видеоформате выступил Президент «Ассоциации РОСАсфальт», председатель технического комитета 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров. Он подчеркнул, что данное мероприятие - это первый опыт, когда студенты сразу нескольких ВУЗов получили возможность встретиться со специалистами самых высоких квалификаций различных дорожных компаний и из первых уст узнать информацию о передовых технологиях и методах работы с дорожным асфальтобетоном. Он выразил надежду, что курс лекций для будущих дорожников станет традиционным мероприятием.

«Что бы мы хотели сделать в сфере дорожного образования - помочь студентам получать актуальные знания в дорожной отрасли. За последние десять лет дорожная отрасль совершила огромный технический рывок, фактически произошла техническая революция, и сегодня все лучшее, что есть в мире, используется на наших федеральных дорогах. <...> Но к сожалению, возник разрыв между тем, что происходит на дорогах, и той учебной литературой, которая сегодня имеется в библиотеках ВУЗов, - это наша общая недоработка. Поэтому мы сегодня стараемся много сделать для того, чтобы актуальная информация доходила до высших учебных заведений»

сказал Николай Быстров.

Текущая ситуация в дорожной отрасли

Руководитель технического комитета «Ассоциации РОСАсфальт» Николай Крупин рассказал, что сейчас в рамках Ассоциации работает два комитета. Первый - технический, где решаются текущие вопросы по технологиям производства и укладки асфальтобетонных смесей, а также обсуждаются новые нормативные документы, создаваемые в рамках работы технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» с выдачей предложений по их модернизации. Второй комитет - экономический, где обсуждаются вопросы, связанные с ценообразованием в дорожной отрасли, ведется работа по обновлению КСР в области дорожных асфальтобетонов, готовятся материалы по оценке возможных последствий «налогового маневра» в области нефтепереработки для дорожной отрасли.

Говоря о текущей ситуации в дорожной отрасли страны, Николай Крупин отметил, что сейчас как никогда актуальна тема импортозамещения, поскольку после начала специальной военной операции многие западные компании ограничили доступ к своим технологиям. Компания «АСТЕХ Индастриз» начала работать над этим вопросом еще до СВО, в настоящий момент у компании есть партнеры в дружественных странах, которые готовы работать и сотрудничать, - это Ливан, Турция, Китай и Индия.

Спикер напомнил студентам, что в прошлом году был принят пятилетний план дорожного строительства, утвержденный Президентом России Владимиром Путиным. В документ, рассчитанный на 2023-2027 годы, вошло более 250 мероприятий по ремонту, реконструкции и строительству трасс. Главная задача плана - довести до нормативного состояния большую часть дорог по всей стране (более 100 тыс. км).

«Федеральные автомобильные дороги больше десяти лет назад начали выходить на более высокий и качественный уровень. Чтобы «подтянуть» региональные дороги, был создан проект «Безопасные качественные дороги». <...> Он отлично работает, хорошо контролируется»

отметил Николай Крупин.

В области нормативного обеспечения отрасль тоже не стоит на месте. Так, за последние десять лет было принято 95 % документов, которые сейчас применяются в дорожной отрасли. По состоянию на 1 декабря 2022 года общий фонд национальных стандартов в области дорожного хозяйства составляет 432 документа, из них ГОСТ Р - 240 штук, ГОСТ - 171 и ПНСТ - 240.

В ходе выступления Николай Крупин рассказал об основных тенденциях асфальтобетона. В частности, в отрасли наблюдается рост применения RAP (асфальтогранулята) в горячих и теплых асфальтобетонных смесях, все чаще применяются омолаживающие агенты, во-первых, для компенсации характеристик состаренного битума в смесях с большим количеством RAP, во-вторых, на поверхности асфальтобетонных покрытий с целью восстановления свойств. Также идет развитие технологии производства теплых асфальтобетонов и технологии тонкослойных покрытий. Отмечается рост требований по контролю плотности асфальтобетонных покрытий, ведущей к увеличению срока службы покрытий, а также наблюдается модернизация системы проектирования смесей, в том числе Superpave.

В ходе своего выступления спикер рассказал, на какие факторы нужно обращать внимание при укладке асфальтобетонной смеси. Это - качественное проектирование и хорошая организация производства смеси, правильный подбор толщины слоя асфальтобетонного покрытия относительно номинального максимального размера щебня, высокое качество подгрунтовки между слоями, четкая работа укладочной и уплотнительной техники, высокое качество обустройства продольных швов и однородная плотность покрытия.

Заместитель директора департамента обеспечения качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон рассказал студентам, как сегодня в дорожной отрасли оценивают качество: он разъяснил вопросы формирования нормативно-правовых документов в области обеспечения качества и основные положения действующих нормативных документов в данном направлении.

Особое внимание спикер уделил порядку проведения промежуточной приемки и строительного контроля, как основным формам оценки соответствия согласно Техническому регламенту таможенного союза (ТР ТС 014/2011). А также поднял тему, касающуюся состава и порядка ведения исполнительной документации в строительстве, и ряд вопросов, связанных с организацией и проведением дорожно-строительных работ.

Владимир Мартинсон рассказал, что строительный контроль классифицируется в зависимости от стадии его проведения. Первый - входной контроль, результатом которого является заключение о возможности/невозможности применения на объекте материалов, конструкций и изделий, а также разработанной технической документации. Второй - операционный: его результатом является определение возможности предъявления выполненных работ для проведения их приемки. И, наконец, третий - приемочный, который проводится в соответствии с ГОСТ 32756, его результат - заключение о соответствии выполненных строительно-монтажных работ.

Еще одна классификация строительного контроля - по методу проведения: существует измерительный (с применением специального оборудования), визуальный (с помощью органов чувств человека) и регистрационный (анализ исполнительной и технической документации). Кроме того, контроль разделяют на сплошной, когда проверяется весь объем оцениваемых работ и параметров продукции, и выборочный - при котором проверке подлежит часть объема, установленная технической документацией и условиями договора (контракта).

Владимир Мартинсон назвал перспективы стройконтроля. Во-первых, это формирование пакета изменений в действующие нормативно-правовые акты, в том числе регламентирующие конкурсные процедуры, во-вторых, цифровизация процедуры строительного контроля, в-третьих, разработка порядка применения штрафных санкций за снижение требуемого уровня качества.

Спикер отметил, что последнее время на различных конференциях руководители дорожных организаций говорят о том, что студенты приходят на работу неподготовленные, поэтому вместе необходимо принимать усилия, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону.

«Мне кажется, одна из проблем состоит в том, что студентам преподают многие вещи без ссылок на нормативные документы. <...> Каждый год происходит выход актуальных нормативных документов, которые, безусловно, имеют отношение и к процессу образования. Поэтому знание нормативной базы - это даже и для преподавателей очень важно. Наверное, это ключ к правильному преподаванию, чтобы студент, приходя на производство, был более-менее адаптирован к тому, что от него ждет заказчик, подрядчик»

сказал Владимир Мартинсон.

Главный технолог строительного управления АО «ВАД» по Республике Крым Андрей Волков поделился с будущими дорожниками практическим опытом - рассказал об особенностях строительства автомобильной дороги А-291 «Таврида» на полуострове. Он представил студентам подробную поэтапную картину возведения трассы с ее характеристиками.

Андрей Волков напомнил, что в самом начале реализации масштабного проекта основные сложности были с логистикой: так как Крымского моста не было, перевозки и техники, и людей, и стройматериалов, осуществлялись при помощи парома. «Было действительно непросто, но это нас не остановило», - отметил выступающий.

Напомним, работы по возведению автодороги проводились в две очереди (семь этапов). В конце 2018 года открыли движение транспорта по первой очереди - двум полосам от Керчи до Симферополя, в конце лета 2020 года стал доступен четырехполосный проезд по всей трассе от Керчи до Севастополя. Сейчас дорога находится на федеральном балансе - такое решение было принято Правительством страны в начале 2021 года. В настоящий момент продолжается строительство восьмого этапа «Тавриды» в границах Севастополя: сдача объекта в эксплуатацию намечена на конец 2023 года, однако работы опережают график, поэтому движение могут запустить уже в мае.

Генеральный директор ООО «ДорГеоТех» Алексей Девятилов рассказал о теории и практике применения спиральновитых металлических гофрированных труб (СВМГТ) и геосинтетических материалов. Он отметил, что геосинтетические материалы отличаются долговечностью: этот факт подтвержден полигонными (натурными) испытаниями.

По словам спикера, СВМГТ являются альтернативой железобетонным трубам и имеют ряд преимуществ: выдерживают нагрузки автомобильных и железных дорог всех категорий, устойчивы к перепадам температур, имеют значительное сопротивление к разрушению, применяются на слабых грунтах основания, просты в транспортировке и установке в проектные отметки. Кроме того, спиральновитые металлические гофрированные трубы быстро и удобно монтировать, при их использовании совокупные затраты на строительство снижаются на 15-20 %.

Заместитель директора по качеству АО «АБЗ-1» Наталья Майданова рассказала студентам об инновационных технологиях, которые компания сегодня активно применяет. Упор в выступлении был сделан на «зеленые» технологии - это производственные процессы, которые являются экологически безвредными либо менее вредными по сравнению с традиционными. Они решают вопросы истощения базовых ресурсов и использования вторичных материалов.

«Последние 10 лет в дорожной отрасли происходят революционные изменения, очень много новых стандартов разработано - они все активно внедряются в отрасль. <...> Помимо привычных асфальтобетонов, есть и ряд смесей, которые разрабатываются и в мире, и в нашей стране, именно под определенные задачи, под определенные цели»

отметила спикер.

Наталья Майданова рассказала будущим дорожникам о технологиях, которые развивались последние 30-40 лет. Предпосылкой их развития стала экологическая составляющая, связанная с тем, что на планете увеличилось количество выброса СО2 в результате развития промышленных процессов.

Применение «зеленых» технологий в дорожной отрасли снижает технологические температуры приготовления и укладки (теплые и полутеплые асфальтобетонные смеси, а также холодные смеси), позволяет использовать вторичные ресурсы (в том числе RAP, переработанный пластик и резиновая крошка, зола уноса, шлаки, стеклянная пыль и крошка), снижает уровень шума и вибрации от транспорта, уменьшает электромагнитное излучение, позволяет использовать экологические ресурсы (биобитум, растительную эмульсию, биотопливо и альтернативное электричество), снижает толщину конструктивных слоев, а также позволяет применять технологии повышающие жизненный цикл (литой асфальтобетон, высокопрочные щебни в верхних слоях, высококачественные битумные вяжущие) и технологии СВЧ-индуцированного разогрева и «залечивания» микродефектов покрытия.

В частности, спикер выделила плюсы применения переработанного пластика. Во-первых, включение и равномерное распределение связующего, которое обеспечивает хорошую адгезию и когезию между гранулированными материалами, приводит к увеличению сопротивления сжатию с 25 % до 136 % и прочности на разрыв с 27 % до 83 % по сравнению с обычными смесями. Во-вторых, уменьшаются деформации дорожного полотна, в-третьих, используя переработанный пластик в качестве основного элемента смеси, помимо повторного использования больших объемов отходов, достигается значительное сокращение выбросов диоксида углерода и экономия ископаемого топлива.

Наталья Майданова также поделилась со студентами практическим опытом применения отечественной инновации, которая нейтрализует нефтяной запах разогретого битума. Напомним, в июле прошлого года в Ленинградской области между поселком Щеглово и деревней Морозовка провели эксперимент и уложили километр асфальта с ароматом клубники. Такое решение позволило нейтрализовать резкий запах битума и снизить дискомфорт от проходящих работ у местных жителей. А в октябре минувшего года дорожный «парфюм» стал фаворитом среди инновационных технологий на международной специализированной выставке «Дорога 2022».

Главный специалист управления развития ООО «Газпромнефть - Битумные материалы» Кирилл Сичковский представил современные битумопроизводные материалы, которые позволяют продлить срок службы автомобильных дорог. В частности, спикер подробно рассказал о стыковочной ленте «БРИТ» (существует два вида ее укладки: базовая и премиальная), автоматизированном модуле подачи «БРИТ» FLEX, а также о новом продукте «Газпромнефть - БМ» под названием «Битолит». По словам спикера, «Битолит» - это гранулированный пылевидный материал, предназначенный для образования компаудированного вяжущего, улучшающего эксплуатационные характеристики асфальтобетона. Компания разрабатывает два типа добавки: стабилизирующую и структурирующую.

О современной дорожно-строительной технике студентам рассказал директор по продажам ООО «АСТЕХ Индастриз» Александр Горборуков. По его словам, дорожную технику необходимо постоянно совершенствовать: это позволяет решать определенные задачи, которые в свою очередь влияют на увеличение срока дорожного покрытия через увеличение службы материалов, через достижение высокой однородности и через увеличение межремонтных сроков.

«Еще один момент - снижение себестоимости строительства, так как мы должны строить все больше и быстрее. Для этого мы должны применять энергосберегающие технологии, повторно использовать имеющийся материал, а также увеличивать дорожный сезон: чем шире раздвинем границы сезона, тем больше времени у нас будет для осуществления работ. В этой связи увеличение темпов строительства и мобильность оборудования не в последнюю очередь на это влияет. Чем быстрее мы перемещаем оборудование с объектов на объект, или в рамках одного объекта, тем больше успеем построить»

сказал Александр Горборуков.

Стоит отметить, что после каждого выступления студенты задавали уточняющие или дискуссионные вопросы докладчикам: в зале было активное общение участников мероприятия. Кроме того, некоторые лидеры дорожных компаний рассказали студентам о возможности прохождения производственной практики, а это, безусловно, положительно скажется на развитии кадрового потенциала в дорожной отрасли. Практику сотрудничества с учебными заведениями в рамках конференции «Асфальтобетон» решено продолжить и в будущем.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789