Статья «ДорИнфо», посвященная вопросам развития кадрового потенциала в дорожной отрасли
В рамках выставки-форума «Дорога 2022», которая прошла в середине октября, состоялось всероссийское совещание «Развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства», где обсудили текущую проблематику дорожного образования и принципы его развития в высших и средних специальных учебных заведениях. В ходе мероприятия был представлен проект концепции развития образования в дорожной сфере до 2035 года, разработанный отраслевыми экспертами вместе со специалистами Ассоциации дорожного образования и Академии дорожного хозяйства РУТ (МИИТ). Подробнее о том, какие еще вопросы обсудили на совещании по кадровому развитию отрасли, - в материале «ДорИнфо».
Перед мероприятием между Федеральным дорожным агентством и Российским университетом транспорта (РУТ), а также между РУТ, МАДИ и СибАДИ были заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области развития дорожного образования.
В начале конференции руководитель Росавтодора Роман Новиков выступил с приветственным словом, отметив, что основа кадрового потенциала - образование.
«Этот вопрос актуальный, есть большое количество незакрытых тем в части развития кадрового потенциала. Они не касаются непосредственно отраслевой тематики, а носят общесистемный характер. Но нам надо, чтобы кадровый потенциал воспитывался, развивался и совершенствовался с учетом развития современных технологий и техники»
По словам депутата Госдумы Федерального Собрания РФ, первого заместителя председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергея Тена, кадровый потенциал - один из тех вопросов, которым отрасль занимается системно и последовательно.
«Видимо, пришло время очень активно и интенсивно заниматься кадрами. <…> Иосиф Виссарионович Сталин сказал фразу «Кадры решают все!», и каждая проблема имеет свою фамилию, имя и отчество. <…> Высшая школа - это не только студенты, не только педагоги, это еще и огромный научный потенциал, а также потенциал в плане совершенствования законодательства. <…> Мы со своей стороны готовы к совместной работе, в том числе и по совершенствованию нашего законодательства»
Концепция развития дорожного образования до 2035 года
Президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров в ходе выступления представил проект концепции развития дорожного образования до 2035 года, разработанный отраслевыми экспертами вместе со специалистами Ассоциации дорожного образования и Академии дорожного хозяйства РУТ (МИИТ).
По его словам, на данный момент есть несколько основных проблем в области подготовки кадров с высшим образованием: первое - отсутствие четкого разделения компетенций и сфер трудоустройства бакалавров и магистров, второе - низкий уровень адаптации выпускников ВУЗов к современным требованиям, третье - отсутствие отраслевых специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Мосты и транспортные тоннели» с пятилетним сроком обучения, четвертое - снижение количества бюджетных мест на подготовку специалитетов с пятилетним сроком обучения, пятое - отсутствие роли регуляторов дорожной деятельности в совершенствовании системы организации высшего образования по направлениям, связанным с дорожной деятельностью.
Регулирование образования в дорожной сфере важно для формирования единообразных образовательных программ, которые будут соответствовать требованиям отрасли. Николай Быстров отметил, что сегодня 58 ВУЗов на территории России готовят кадры для дорожной отрасли. При этом учебные заведения вправе самостоятельно формировать образовательные программы - этот процесс не регулируется ни Министерством транспорта РФ, ни Росавтодором. Федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке специалистов в области дорожно-строительной деятельности также не подлежат согласованию с отраслевыми организациями в должной мере. Спикер предложил варианты решения сложившихся проблем.
«С нашей точки зрения, есть возможность даже в рамках действующего законодательства начать системную работу по изменению этой ситуации. Первое - необходимо, чтобы между ВУЗами, которые захотят в этом участвовать, Минтрансом России, производственными и общественными организациями дорожной отрасли появился учебно-методический центр, который бы взаимодействовал в этом профессиональном четырехугольнике. <…> И я убежден, что если мы этого не сделаем, то каждый ВУЗ по отдельности не имеет никаких шансов выполнить все те задачи, которые стоят сегодня при подготовке кадров для отрасли»
Помимо создания учебно-методического центра, роль которого призвана исполнить Академия дорожного хозяйства при Российском университете транспорта, необходимо создать профильные специализации «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Строительство и эксплуатация автодорожных мостов и тоннелей» с пятилетним сроком обучения. Кроме того, следует разработать типовые образовательные программы для специальностей дорожной отрасли, создать механизм экспертизы учебной литературы, к 2023-2024 годам разработать не менее 15 учебников по основным дисциплинам образовательных программ, разработать отраслевую систему повышения квалификации преподавателей, создать отраслевую систему общественной аккредитации и образовательных программ.
«А как сделать так, чтобы люди на это пошли, не дожидаясь изменений в законодательстве? С моей точки зрения, учитывая, что сегодня позиция самого Минтранса и Росавтодора не просто активна: они говорят о том, что не просто готовы, а хотят участвовать в этом процессе, готовы оказывать всевозможное содействие в совершенствовании процесса подготовки специалистов для дорожной отрасли, то вопрос должен стоят так: те ВУЗы, которые готовы встраиваться в эту систему, вправе рассчитывать на помощь и содействие в различных формах от Минтранса, Росавтодора. <…> Я убежден, что большинство ВУЗов, понимая бесперспективность подготовки студентов в отрыве от потребностей регуляторов, шансов на успешную жизнь в завтрашнем дне иметь не будут»
После этого с докладом выступила исполняющая обязанности ректора ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Наталья Золотарева, которая рассмотрела задачи учреждений среднего профессионального образования (СПО) в рамках реализации программы «Профессионалитет», рассчитанной до 2030 года. Этот федеральный проект направлен на синхронизацию кадровой потребности предприятий с возможностями системы СПО в целях развития экономики России в условиях импортозамещения.
«Это флагманский проект для системы среднего профессионального образования, его реализует Министерство Просвещения РФ. Он вобрал в себя все лучшее, что существует в практике подготовки специалистов среднего звена, и усилен современными технологиями. Колледж - центральное место подготовки кадров в рамках проекта «Профессионалитет», причем в новом контексте - с еще более тонкой настройкой образовательного учреждения на потребности конкретных работодателей, с повышением интенсивности и эффективности учебного процесса, внедрением в него цифровизации»
По состоянию на 2022 год в проекте участвуют учреждения следующих направлений: металлургия, атомная промышленность, железнодорожный транспорт, машиностроение, химическая отрасль, сельское хозяйство и фармацевтическая отрасль. В 2023 году планируется расширить реализацию проекта «Профессионалитет» на следующие направления: транспортная отрасль, лесная промышленность, информационные технологии, радиоэлектроника, топливно-энергетический комплекс, электротехническая промышленность и строительная отрасль.
По словам Натальи Золотаревой, в этом году активным участником проекта стал ГБПОУ «Колледж Московского транспорта», в следующем году к программе подключатся еще четыре учреждения, где ведется подготовка кадров транспортной отрасли: КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум», ГБПОУ «Волгоградский технический колледж», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», КГБПОУ «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности».
Для предприятия-работодателя участие в проекте «Профессионалитет» - это возможность участия в процессе управления образовательной организацией, удовлетворение кадровой потребности, высвобождение непрофильных активов в виде учебных центров и снижение расходов на подготовку кадров, а также повышение производительности труда за счет участия в разработке образовательных программ и контроля качества подготовки кадров в кластере.
Плюсы участия в проекте для образовательных организаций - обновленная материально-техническая база, которая соответствует требованиям реального сектора экономики, возможность повышения квалификации и переподготовки педагогов на базе предприятия-работодателя, заключение целевых договоров между обучающимися и работодателем как обеспечение гарантированного трудоустройства выпускников.
Совершенствование организации подготовки кадров для дорожной отрасли
В своем выступлении исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) Дмитрий Ефименко охарактеризовал основные подходы, направленные на совершенствование организации подготовки кадров для дорожной отрасли.
«Построение образовательных программ немыслимо без тесной связи с работодателями, с взаимодействием на уровне тестирования и понимания именно обучаемых с точки зрения тех потребностей, которые испытывает отрасль, и непосредственно в тех компетенциях, которые должны быть реализованы в дорожном образовании»
Спикер подчеркнул, что для подготовки дорожных кадров более эффективен пятилетний цикл обучения. Также он отметил, что с учетом тех масштабных проектов, которые запланированы на ближайшие годы, у отрасли велика потребность в специалистах.
«То количество ВУЗов, которые сейчас по направлению «Строительство» оказывают обучение, не перекрывает, с одной стороны, потребности, которые есть в отрасли, а с другой стороны - есть большие вопросы к качеству образовательного контента: он остается как большой вопрос, связанный с тем, что мы находимся в ограниченных условиях, когда речь о контрольных цифрах приема. Должно быть больше бюджетных мест, выделяемых ВУЗам, которые осуществляют подготовку специалистов в области строительства, так как запрос у государства гораздо выше, чем те бюджетные места, которые выделяются. И это проблема не только Московского автомобильно-дорожного университета»
Еще одна проблема - качество и взаимодействие при составлении образовательных программ. По словам спикера, образовательную программу можно назвать качественной только тогда, когда к ней приложены экспертизы основных потребителей этой продукции - работодателей и специалистов отраслей. Также Дмитрий Ефименко отметил, что со 2-го по 4-й курс необходимо внедрять в учебные планы сквозное информационное моделирование, а еще обратить внимание на подготовку педагогических кадров - тех людей, которые обучают специалистов для отрасли.
«Мы анализируем, тестируем, проводим опросы, анкетирование как наших выпускников с точки зрения их востребованности, трудоустройства и компетенций, так и работодателей, выявляя какие компетенции есть, каких не хватает, какие надо усилить и развить»
По его словам, в ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» был выявлен значительный недобор проектов развития транспортного комплекса, вызванный нехваткой специалистов соответствующей квалификации. С учетом данного факта были поставлены задачи: первое - разработать программы высшего образования для подготовки специалистов в области развития транспортного комплекса, второе - повысить качество разрабатываемых проектов развития комплекса, третье - разработать программы дополнительного профессионального образования в области дорожного строительства, ОДД с целью освоения компетенций, необходимых для реализации нацпроекта.
В ходе выступления Дмитрий Ефименко представил этапы разработки/актуализации образовательных стандартов с учетом спроса отрасли на специалистов транспортного комплекса на примере нацпроекта БКД. Для начала необходимо сформировать перечень рыночных областей с учетом отраслевого спроса на специалистов транспортного комплекса, затем - сформировать список областей профессиональной деятельности с учетом тенденции появления новых, а также актуализации существующих профессий, после - составить перечень компетенций к профессиям, освоение которых необходимо для реализации БКД. Следующий шаг - разработка профессиональных стандартов, потом - формирование примерных образовательных программ по всем уровням образования, и, наконец, разработка/актуализация образовательных стандартов по специальностям (направлениям) подготовки, актуализированных для транспортного комплекса.
Взаимодействие ВУЗов с предприятиями транспортного комплекса
Ректор ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (СибАДИ) Александр Жигадло рассказал о взаимодействии ВУЗа с предприятиями транспортного комплекса и дорожного хозяйства по вопросам развития кадрового потенциала. Одна из миссий университета - подготовка высококвалифицированных кадров с гражданскими и нравственными качествами для автодорожной и строительной отраслей, обеспечивающих устойчивое научно-технологическое и социально-экономическое развитие Омской области и всей России.
«В целом задачи профильных университетов и Федерального дорожного агентства тесно переплетаются, особенно когда речь заходит о национальных проектах, о достижении государственных целей в реализации транспортной стратегии. <…> Сегодня мы приступили к реализации концепции транспортного образования, согласно программе развития ВУЗа в рамках трансформации в цифровой университет с усилением инженерной подготовки и развитием технологического предпринимательства»
По словам спикера, в образовательных программах ВУЗа предусмотрены «гибкие» методы организации учебного процесса, междисциплинарная коммуникация и «сквозные» технологии. Основные принципы развития дорожного образования: первое - пересмотр инструментов и методик преподавания через проведение форсайт-сессий развития автодорожной отрасли и проектирования образовательных программ под профессии будущего, второе - применение интерактивных методов обучения в междисциплинарных командах посредством портфолио обучающегося, тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности, третье - включение в подготовку кадров технологии информационного моделирования, аддитивных технологий, а также изучение новых материалов с заданными свойствами при интеграции в образовательном процессе задач стратегических партнеров.
Ректор СибАДИ подчеркнул, что одно из самых важных составляющих нового развития подготовки кадров - глубокая интеграция образовательного процесса к задачам индустриальных партнеров из реального сектора экономики. Также спикер добавил, что важно обратить внимание на целевую подготовку, которая позволяет на всем протяжении учебы сформировать потенциал будущего молодого сотрудника, а также спроектировать карьерный рост и развитие студента.
«Безусловно, здесь используется практико-ориентированный метод, и я бы здесь хотел остановиться на количестве. У целевой подготовки есть три формы: целевой прием - это когда с первого курса и только для государственных предприятий либо с долей участия государства в уставном капитале, у нас их всего 11. Вторая форма - целевое обучение, это уже не прием, а работа со обучающимися студентами: здесь возможны договора с любыми организациями, с индивидуальными предпринимателями. Таких договоров - ноль. И третья форма - это целевая подготовка с полной компенсацией затрат организацией-заказчиком, у нас их 88 - и все это АО «Мостострой-11». Это реальный пример, когда крупный бизнес, профильное предприятие вкладывает свои деньги в подготовку молодых специалистов. И я не сомневаюсь в эффекте от такой формы работы»
Еще одной площадкой кадрового обеспечения для дорожного хозяйства является ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»: об опыте взаимодействия с дорожными предприятиями рассказала заведующая кафедрой «Транспортное строительство» Наталия Кокодеева.
«Мы выпускаем дорожников и мостовиков. На 2022 год с переходом на 2023 год перед нами поставлены различные задачи, и в том числе ключевыми показателями является то, что опыт работы кафедры более 90 лет, более 20 сотрудников (полностью все остепененные, доктора и кандидаты наук), более 100 выпускников в год, свыше 25 договоров о сотрудничестве с различными дорожно-транспортными организациями. <…> И что важно для нас - это 100 % трудоустройство выпускников, как дорожников, так и мостовиков. Конечно, количество обучающихся у нас небольшое, но в течение года мы постоянно получаем письма от производственных организаций не только Саратовской области, но и всей России о том, что, если у вас еще есть нераспределенные выпускники, - мы в них нуждаемся»
Спикер отметила, что в договорах с 25 организациями прописана практическая подготовка студентов. Так, после третьего курса обучающиеся сначала проходят двухнедельную практику, а после - остаются на несколько недель в должности рабочих. На этот период организации обеспечивают студентам комфортные условия: полностью оплачивают проезд, проживание и питание, а также выплачивают зарплату.
По словам Наталии Кокодеевой, ранее было заключено Соглашение о сотрудничестве СГТУ имени Гагарина Ю.А. с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в рамках которого более 25 сотрудников дорожных организаций прошли обучение по программам магистратуры «Автомобильные дороги» и «Мосты и транспортные тоннели». Среди этих организаций - ООО «Автобан», ООО «СпецАвтострой», ФКУ Упрдор «Черноморье», ФКУ Упрдор «Нижне-Волжское» и другие.
В плане развития кадрового потенциала в дорожной отрасли Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. наметил перспективы развития, среди которых расширение сотрудничества ВУЗа с Росавтодором по вопросам подготовки нормативно-методической документации, переподготовки и повышения квалификации, участие в разработке новых ФГОС по направлению транспортного строительства, заключение договорных научно-исследовательских работ с предприятиями промышленного сектора, расширение целевого набора в рамках сотрудничества «школа - транспортная организация - ВУЗ» при непосредственном участии производственных организаций (заказчиков), обновление материально-технической базы кафедры ТСТ и создание проектной лаборатории совместно с предприятиями промышленного сектора.
Ректор ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Александр Климов рассказал об организации подготовки кадров для дорожной отрасли в единственном общетранспортном университете, подведомственном Минтрансу. По словам спикера, в России на данный момент 17 специализированных транспортных вузов, свыше 80 фиалов, в том числе Российский университет транспорта, пять морских и речных учреждений, три - авиационных и 8 - железнодорожных, в которых обучается более 250 тыс. человек.
«Координационные функции выполняет Минтранс России и соответствующие агентства. Мы получаем прямые поручения и их выполняем, мы знаем о том, как устроена система [транспортного образования]: кто, кого и чему учит, в каком состоянии находится материальная база, оборудование, какие планы по строительству. То есть вся информация, необходимая для принятия управленческих решений, собирается нашим университетом, мы являемся головными в этой системе. Важно то, что Минтранс России системно занимается организацией взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, которые на нас сильно влияют - Минобрнауки и Минпросвещения»
Ректор Российского университета транспорта отметил, что подписанные тремя ВУЗАми (РУТ, МАДИ и СибАДИ) соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области развития дорожного образования - важный шаг.
«Мне кажется, что ключевой вопрос, когда мы обсуждаем то, каким образом нам повысить качество образования в сфере дорожного хозяйства, - это ответственность. То есть мы сами должны взять на себя ответственность за координацию деятельности, естественно, под руководством Росавтодора. <…> Мы, Российский университет транспорта, готовы в ближайшее время в течение месяца сформировать отраслевой центр на базе Академии дорожного хозяйства РУТ (МИИТ) и взять на себя выполнение тех функций и задач, которые прописаны в проекте концепции подготовки кадров до 2035 года. <…> Мне кажется, что есть четыре блока задач, которые мы должны решить, мы готовы взять на себя ответственность, если будет такое решение принято Росавтодором, Минтрансом России»
В первую очередь, нужны новые государственные образовательные стандарты специалитета, бакалавриата и магистратуры и разработанные под эти стандарты типовые образовательные программы. Во-вторых, необходимо развивать кадровый потенциал университетов: проводить системное повышение квалификации преподавателей и отправлять их на стажировки, организовывать проектно-аналитические сессии для преподавателей и руководителей образовательных программ, разрабатывать методические материалы, дистанционные модули и электронные учебники. Третий блок - это координация совместных проектов в дорожной сфере, четвертый - независимая оценка качества образования, а именно аккредитация образовательных программ, оценка образовательных результатов, оценка квалификации преподавателей и составление отраслевых рейтингов учебных программ.
В этой связи спикер предложил установить целевые показатели. К 2030 году необходимо разработать, утвердить и внедрить в деятельность университета новые федеральные госстандарты подготовки специалистов в дорожной сфере, не менее 50 % студентов должны обучаться по актуальным типовым образовательным программам, разработанным совместно с отраслевыми партнерами, не менее 30 % преподавателей ежегодно должны обучаться по программам повышения квалификации, не менее 50 % образовательных программ должны пройти профессионально-общественную аккредитацию.
«Считаю, очень важно установить целевые показатели. До 2030 года достижение этих показателей будет свидетельствовать о том, что мы успешно реализовали те задумки, которые сегодня были озвучены»
Участники совещания пришли к общему выводу, что необходимо совместное участие в создании типовых образовательных программ - в сферах как высшего, так и среднего профессионального образования. Подспорьем для этого станет новый учебно-методический центр на базе Академии дорожного хозяйства, который сделает профессиональное взаимодействие более эффективным.