Портал «ДорИнфо» попытался разобраться, как частичная мобилизация может отразиться на дорожной отрасли
Президент РФ Владимир Путин 21 сентября 2022 года объявил о частичной мобилизации в России. Портал «ДорИнфо» попытался разобраться, как отразится частичная мобилизация на дорожной отрасли, как складывается обстановка с кадрами на фоне проведения призыва, как действовать работодателю в случае мобилизации сотрудника, кто может быть зарезервирован под гражданские нужды и получить отсрочку от призыва.
Президент России Владимир Путин 21 сентября 2022 года во время обращения к гражданам в прямом эфире объявил о решении поддержать предложение Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных сил РФ о проведении частичной мобилизации, отметив, что решение в полной мере адекватно угрозам, с которыми сталкивается страна. Глава государства сделал акцент, что речь идет именно о частичной мобилизации, то есть призыву на военную службу подлежат граждане, которые стоят в запасе, и прежде всего те, кто проходил службу в рядах вооруженных сил, имеет определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт.
К исполнению указа президента региональные власти должны были приступить в день подписания документа. Владимир Путин поручил главам регионов оказать необходимое содействие для работы военных комиссариатов. Отдельное внимание президент уделил руководителям оборонно-промышленных комплексов (ОПК), отметив, что на них лежит прямая ответственность за выполнение задач по наращиванию выпуска вооружений и военной техники, по развертыванию дополнительных производственных мощностей. Работников иных направлений в своем обращении глава страны не упомянул, а опубликованный на официальном сайте Кремля документ спровоцировал неоднозначные толкования. В связи с этим появилась необходимость разобраться, как повлияет частичная мобилизация на дорожную отрасль.
Минцифры обозначило критерии для непривлечения к мобилизации
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ 26 сентября опубликовало список специальностей и направлений подготовки высшего образования в сфере ИТ-отрасли и связи, которые подходят под критерии освобождения от частичной мобилизации. Рекомендованный перечень ведомство составило на основе предложений отраслевых ассоциаций и системообразующих компаний. В список вошли 195 направлений подготовки высшего образования для обеспечения основных потребностей аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, операторов связи в квалифицированных кадрах. В списке оказались связанные с дорожно-транспортной отраслью направления подготовки, такие как «Технология транспортных процессов», «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей», «Наземные транспортно-технологические комплексы».
В Минцифры уточнили, что в перечень включены специальности, которые были утверждены приказами Минобрнауки в 2013 году (актуальные), и специальности, по которым обучались раньше. В официальном Telegram-канале ведомства появилось сообщение, что наличие указанной в Приказе специальности и трудоустройство в аккредитованной ИТ-организации или в операторе связи само по себе не дает права на освобождение от призыва. Необходимо также выполнять критически важные функции.
Минтруд разъяснил действия работодателей в случае мобилизации сотрудника
Министерство труда и социальной защиты РФ 27 сентября подготовило информационные материалы, разъясняющие права граждан и обязанности работодателей, связанные с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2022 года №1677 «О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах». Согласно решению Минтруда, работодатели не могут уволить мобилизованного сотрудника: трудовой договор должен быть приостановлен на время службы, а рабочее место сохранено за таким работником.
«Для приостановления трудового договора работнику нужно принести повестку из военкомата о призыве на военную службу по мобилизации (либо предоставить работодателю копию повестки, если работник уже призван). Дистанционные работники и работники, участвующие в электронном кадровом документообороте, направляют скан повестки работодателю в порядке документооборота, установленном в организации», - говорится в сообщении министерства.
Ведомство уточнило, что постановление распространяется на всех работников, призванных по мобилизации с 21 сентября 2022 года, в том числе на сотрудников, находящихся на испытательном сроке. При этом период приостановки трудового договора в случае мобилизации работника включается в его трудовой стаж. Работодатель на время прохождения службы сотрудника освобождается от страховых взносов за мобилизованного. Сведения о приостановке трудового договора в связи с мобилизацией сотрудника наниматель должен подать в ПФР, чтобы этот период учитывался в стаже. При выплате пенсий финансирование таких периодов обеспечивается государством.
Частичная мобилизация и дорожная отрасль
В дорожной сфере задействованы специалисты самых различных направлений подготовки - это кадры, занимающиеся проектированием, строительством, ремонтом и обслуживанием дорог, мостовых сооружений и др. При этом дороги - оборонный ресурс государства. В случае необходимости трассы, независимо от их форм собственности и значения, могут быть отнесены к автомобильным дорогам оборонного значения в порядке, установленном Правительством РФ. Соответствующая возможность предусмотрена ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом случае они будут использоваться для обеспечения обороны и безопасности страны, а также соединять военные, важные государственные и специальные объекты. Кроме того, такие трассы предназначены в условиях военного времени для воинских перевозок, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения.
Для уточнения, какие именно специалисты могут рассчитывать на отсрочку от службы в составе Вооруженных сил РФ портал «ДорИнфо» обратился в профильные ведомства. Так, в пресс-службе Росавтодора сообщили, что вопрос мобилизации находится вне компетенции ФДА. Там же отметили, что в настоящее время дефицита кадров в дорожном хозяйстве не наблюдается.
«Федеральное дорожное агентство на протяжении многих лет тесно взаимодействует с высшими и средними профильными учебными заведениями, соответствующими министерствами. Это позволяет регулярно пополнять кадры профессиональными дорожниками», - ответили в пресс-службе ФДА 22 сентября.
В ГК «Автодор» на момент поступления запроса (22 сентября) информацией на счет мобилизации в дорожной отрасли не располагали.
Стратегическую важность дорожной отрасли отметили в АО «ДСК Автобан». В строительно-инвестиционном холдинге подчеркнули, что дороги - это драйвер экономики и логистики, их разветвленная сеть обеспечивает надежную защиту страны. Трассы обеспечивают возможность оказания оперативной помощи попавшим в беду людям, своевременных поставок военной техники и оборудования к требуемым местам дислокации, медикаментов, продуктов питания и других ресурсов. Поэтому дороги попадают под категорию не только гражданских нужд, но и под категорию объектов инфраструктуры национальной безопасности.
«Кадровый состав группы компаний АО «ДСК Автобан» складывался десятилетиями, он обладает уникальными навыками и способен реализовать сложные инженерные проекты по строительству, эксплуатации и содержанию транспортной инфраструктуры. Компания со своей стороны сделает все возможное, чтобы поддержать стратегическую безопасность нашей страны в любой ситуации», - - отметили в компании.
В ответ на вопрос о том, может ли частичная мобилизация привести к дефициту кадров, в АО «ДСК Автобан» сообщили, что данная проблема возникла задолго до 2022 года. В данный момент ситуация на рынке не критичная, но ощутимая. В частности, «кадровый голод» стал более заметен с запуском «строек века», таких как скоростная магистраль М-12 «Москва - Нижний Новгород - Казань» и ее продолжение «Казань - Екатеринбург», обходы Твери и Тольятти. Особый фокус внимания при подборе персонала потребовался на такие направления как ИТ, геодезия, а также сотрудников производственно-технических отделов. Решение кадровой проблемы компания видит в систематическом комплексном подходе.
«В первую очередь, необходимо инвестировать в развитие отечественной науки, в дорожно-строительные и транспортные образовательные учреждения, в исследования. Нужно поднимать престиж строителя, чтобы молодые люди мечтали быть не только модными блогерами, но и проектировать дороги, возводить мосты и эстакады, рассчитывать экономическую эффективность будущих магистралей и привлекать инвесторов. Жизненно необходима популяризация дорожного строителя - необходимо рассказывать о высокой значимости и ценности труда дорожного строителя, на постоянной основе улучшать условия работы и оплату труда», - заключили в «ДСК Автобан».
По состоянию на 4 октября 2022 года порядка 20 регионов России объявили о полном или почти полном выполнении плана частичной мобилизации. Среди них - Республики Адыгея, Крым, Бурятия, Тыва, Чеченская Республика, Белгородская, Брянская, Владимирская, Новосибирская, Пензенская области и другие субъекты страны.
Вопросы защиты трудовых прав граждан, участвующих в специальной военной операции, ранее обсудили на оперативном совещании у Председателя Правительства России Михаила Мишустина. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, в настоящее время правительством совместно с депутатским корпусом подготовлены системные поправки в законодательство. Изменения позволят снять большинство вопросов, которые сегодня возникают у российских граждан, сохранить их трудовые и социальные права.
Кроме того, как сообщается 3 октября на сайте Кабмина, премьер-министр Михаил Мишустин расширил полномочия комиссии по повышению устойчивости российской экономики. Теперь она на постоянной основе будет заниматься выработкой оперативных социально-экономических мер в условиях частичной мобилизации, а также рассмотрением вопросов, связанных с обеспечением непрерывной работы предприятий в важнейших отраслях.