Портал «ДорИнфо» подготовил материал о дорожном строительстве в условиях западных санкций
Дорожно-строительный сезон в этом году стартует в условиях санкций, введенных в отношении России в связи с проведением специальной военной операции на Украине. В повестке - оценка текущей обстановки в отрасли, готовность к началу сезона, импортозамещение, упрощение процессов проектирования, заключения и исполнения госконтрактов и др. Портал «ДорИнфо» поинтересовался у Росавтодора, «Автодора», региональных госструктур от Калининграда до Благовещенска - насколько дорожники готовы к новому сезону, какова доля иностранной техники и материалов на объектах, повлияли ли санкционные ограничения на крупные стройки и на реализацию концессий. Также мы подготовили подборку мер федеральной поддержки отрасли. Подробнее – в нашем материале.
Дорожные планы в силе?
Строительство, реконструкция и ремонт федеральных дорог ведется в соответствии с заключенными ранее контрактами, отставаний от графика нет, сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора. Финансирование программ и обязательства по контрактам выполняются в полном объеме. На федеральной сети в этом году планируют завершить строительство и реконструкцию 24 объектов общей длиной 207,7 км, отремонтировать - почти 6,2 тыс. км дорог, из них капитально - 1,3 тыс. км.
В рамках проекта «Региональная и местная дорожная сеть» приведут к нормативу более 4,6 тыс. участков протяженностью более 15 тыс. км, площадь укладки верхних слоев покрытия составит порядка 100 млн кв. метров.
«Отметим, что в Российской Федерации ведется производство отечественной дорожно-строительной техники, которая позволяет заменить импортную в большинстве технологических процессов», - сообщили в ФДА.
Кроме того, учитывая сезонный характер дорожных работ, подрядные организации в межсезонье подготовили материально-техническую базу, в том числе с использованием альтернативного сервисного обслуживания, альтернативной техники и оборудования, что позволит выполнить работы в полном объеме. В дальнейшем также при реализации программ планируется использовать альтернативные возможности производства и поставок, отметили в Росавтодоре.
По информации ФДА, доля импорта материалов, применяемых в строительстве и ремонте дорог, невысока. В настоящее время подготовлены правовые акты, которые позволят произвести замену иностранных материалов на отечественные при выполнении программы дорожных работ.
«Качественная дорожная инфраструктура - основа развития экономики всех регионов страны. Дорожная отрасль находит самую активную поддержку со стороны Правительства, к интересам подрядчиков, осуществляющих дорожную деятельность, прислушиваются, меры по стабилизации их работы с учетом рыночных реалий принимаются регулярно», - сообщили в Росавтодоре.
Так, 18 февраля 2022 года вышло распоряжение Правительства РФ № 292-р, запускающее механизм компенсации расходов из-за повышения цен и дающее старт финансированию этих целей. Согласно документу, на объекты строительства и реконструкции дорог, получившие положительное заключение госэкспертизы, из резервного фонда Правительства РФ в 2022-2024 годах направят 26,9 млрд рублей. Для обеспечения непрерывной работы в текущем дорожно-строительном сезоне выделят 8,9 млрд рублей, причем 7,5 млрд рублей уже доведены.
Что будет со скоростным маршрутом от Москвы до Китая?
В пресс-службе ГК «Автодор» порталу «ДорИнфо» рассказали, что на вверенных Госкомпании объектах работы ведутся, в том числе продолжается строительство скоростной трассы М-12 «Москва - Казань». Работы развернуты на всех девяти этапах в Московской, Владимирской, Нижегородской областях, Республиках Чувашия и Татарстан. В этом году движение откроют по первому участку нулевого этапа М-12 в Подмосковье - от ЦКАД до дороги А-108 «МБК». Общая протяженность магистрали М-12 превысит 800 км. Строительство планируют завершить досрочно. В марте заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин заявил, что дорогу могут начать строить в круглосуточном режиме, сроки строительства не будут сдвинуты из-за проблем с импортной техникой, так как ее доля составляет порядка 7 %.
Далее трассу М-12 продлят до Екатеринбурга. Для формирования этого скоростного маршрута модернизируют существующие участки федеральных дорог М-7 «Волга» и Р-242 «Пермь - Екатеринбург» (заказчики: ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», ФКУ «Приуралье» и ФКУ «Уралуправтодор») и построят участок Дюртюли - Ачит (заказчик: ГК «Автодор»). Как сообщает пресс-служба Росавтодора, на трассах М-7 и Р-242 будут применять отечественные материалы, что позволит избежать рисков, связанных с нарушением сроков поставок. Подрядчики совместно с заказчиком проработали все вопросы по закупке необходимых материалов и логистике. Финансирование работ будет своевременным. Все мероприятия, запланированные ФДА в рамках реализации скоростного маршрута Казань - Екатеринбург, завершат до конца 2024 года.
Кроме того, рассматривается вопрос развития скоростного маршрута Москва - Екатеринбург до Новосибирска с возможным выходом на Монголию и Китай. Об этом заявил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин во время выступления с отчетом Кабмина 7 апреля.
Добавим, по заказу «Автодора» реализуются масштабные проекты на трассе М-4 «Дон»: строительство Дальнего западного обхода Краснодара и обхода Аксая в Ростовской области. Стройки планируют завершить в 2023 году. Как рассказали порталу «ДорИнфо» в «Автодоре», в настоящее время на объектах ГК работы продолжаются.
Импортозамещение при строительстве скоростных трасс
В конце марта первый заместитель председателя ГК «Автодор» Игорь Коваль совместно с представителями Минпромторга РФ провели совещание по оказанию мер господдержки при замещении импортной строительно-дорожной и дорожно-эксплуатационной техники российскими аналогами, а также замещения отечественными аналогами запасных частей и расходных материалов. Пресс-служба Госкомпании сообщила, что «Автодор» провел системный анализ парка крупных российских компаний, которые строят и эксплуатируют скоростные дороги, и их потребности в приобретении отечественной техники, запчастей.
«Порядка 35 % парка наших подрядчиков подлежит замене в течение ближайших пяти лет. Что касается отечественной техники, то потребность крупных дорожных компаний - порядка 830 единиц на горизонте пяти лет. Наиболее востребованными являются катки, грейдеры, дорожные машины на базе самосвалов», - отметил Игорь Коваль.
Учитывая, что парк крупных игроков дорожной отрасли состоит в большей степени из новой техники ведущих мировых производителей, можно вести речь о поэтапном переходе на отечественную технику и в первую очередь концентрации усилий на сервисном обслуживании, производстве комплектующих в России.
Санкции и концессионные проекты
Одним из крупнейших участников концессионных проектов в России является Группа «ВИС». Портал «ДорИнфо» поинтересовался у инфраструктурного холдинга, как санкции сказались на строительстве дорожных объектов по концессии. В пресс-службе «ВИС» сообщили, что все мостовые и дорожные проекты реализуются в соответствии с ранее принятыми графиками.
«Большинство импортных комплектующих, используемых при строительстве транспортных объектов, были закуплены ранее. К примеру, по концессионному проекту создания моста через Обь в Новосибирске этот объем составляет до 70 %. Материалы и оборудование уже поставлены на площадки строительства. По оставшимся объемам поставщики пока подтверждают свои обязательства. В то же время проводится работа по поиску альтернативных поставщиков по планируемым закупкам материалов и оборудования», - рассказали в «ВИС».
В пресс-службе сообщили, что по той части импортной дорожной техники, которая находится в лизинге, пока никто из контрагентов никаких дополнительных требований не предъявлял, но возникают сложности с поставками запчастей из-за роста стоимости и нарушенной логистики.
Все мостовые и дорожные проекты Группы «ВИС» реализуются в формате концессий с привлечением заемного банковского финансирования. «Процентные ставки по этим кредитам «привязаны» к ключевой ставке Банка России, поэтому стоимость заемных денег резко выросла, что делает проекты нерентабельными и очень существенно повышает обязательства инвестора. Мы ведем переговоры с банками и концедентами, которыми являются субъекты федерации, по выходу из этой сложной ситуации. Эта проблема не только наших проектов, поэтому требуется комплексное решение на уровне государства по субсидированию процентных ставок, чтобы не допустить остановки финансирования важнейших инфраструктурных проектов», - сообщили в пресс-службе.
Группа «ВИС» реализует инвестиционные проекты по строительству мостовых переходов через реку Обь в Новосибирске, через реку Лена в Республике Саха (Якутия), через залив в Калининграде в рамках формирования Приморского кольца, строительству дороги «Виноградово - Болтино - Тарасовка» в Московской области, обхода Хабаровска, нескольких крупных социальных объектов.
«Большинство этих проектов находится в инвестиционной стадии и требует устойчивого и бесперебойного финансирования. Общий объем привлеченных ресурсов от финансовых институтов на сегодняшний день превышает 150 млрд рублей. На строительстве объектов по реализуемым проектам задействовано более 4 тыс. человек. Сегодня крайне важно сохранить эти рабочие места, регулярно выплачивать заработную плату. Любые негативные события в этих проектах будут иметь значительное влияние на социальную стабильность и устойчивость экономик регионов присутствия компании. Сегодня еще существует запас прочности для финансирования строительных работ, но для более долгой перспективы нужно искать выход, и без помощи государства здесь инвесторам не обойтись», - сообщили в Группе «ВИС».
Дорожная обстановка в Новосибирской области
В ряде регионов на фоне санкций заработали оперативные штабы по обеспечению устойчивости экономики субъектов. Например, такой штаб создан в Новосибирской области. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, в рамках штаба вырабатываются меры поддержки отдельных предприятий и отраслей экономики, ведется работа по взаимодействию с федеральными органами власти по выработке мер поддержки для максимального их использования в регионе. В рамках дорожно-строительного сезона 2022 года весь запланированный на этот год объем ввода в эксплуатацию дорог будет обеспечен, случаи отказа от выполнения контрактных обязательств отсутствуют.
«Введение санкций негативно сказывается на реализации проектов в рамках государственного-частного партнерства (ГЧП), в том числе и концессий, и оказывает влияние на поставку материалов и конструкций как импортного, так и отечественного производства. Дополнительное давление на проекты ГЧП оказывает повышение ключевой ставки и, как следствие, рост стоимости кредитования», - сообщили в пресс-службе.
При этом в ведомстве отметили, что несмотря на все негативные факты, на текущий момент европейские поставщики не отказываются от выполнения договорных обязательств, а также выполнения услуг по шефмонтажу и поставке оборудования.
По информации региональных властей, работы на объектах выполняют 15 подрядных организаций, использующих как иностранную, так и российскую технику. Доля иностранной техники составляет, по разным оценкам, порядка 60 %. По данным подрядных организаций, вся техника находится в исправном состоянии. Материалы, применяемые при строительстве и ремонте дорог, в основном отечественные - это песок, щебень, битум, цемент. В числе иностранных материалов - геосинтетические и различные добавки для приготовления асфальтобетонных и бетонных смесей. Вместе с тем в адрес правительства Новосибирской области регулярно поступают предложения от российских производителей аналогичных материалов для их использования взамен импортных.
Министерство регулярно проводит встречи заказчиков дорожно-строительных работ и крупных подрядчиков по вопросам выработки мер государственной поддержки: предоставления авансов, льготного кредитования организаций, относящихся к системообразующим предприятиям, а также принятия мер государственного регулирования на основные строительные материалы.
Ростовская область: поставка белорусской техники и крупные стройки
В Ростовской области все организации дорожного комплекса, задействованные в реализации контрактов, обеспечены необходимой ресурсной базой. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщил заместитель губернатора Ростовской области - министр транспорта Владимир Окунев. По его словам, подрядчики максимально качественно подготовились к началу дорожного сезона. При этом одной из проблем, с которой столкнулась дорожная отрасль региона, - сложности с поставкой запчастей и комплектующих для иностранной техники, используемой при ремонте и строительстве дорог. В настоящее время прорабатываются не только новые, альтернативные логистические цепочки, призванные обеспечить отраслевые предприятия необходимыми комплектующими, но и ведется активная работа по вопросу импортозамещения.
«Практически все материалы, использующиеся в дорожном строительстве и ремонте, учитывая тот факт, что их доля незначительна, успешно заменяются российскими аналогами. В рамках взаимодействия Ростовской области и Республики Беларусь прорабатывается вопрос поставок дорожной техники, необходимой для проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. На территории региона за счет поставок белорусской техники планируется обновления парка грузовых автомобилей и комбинированных дорожных машин», - рассказал Владимир Окунев.
Он также добавил, что в Ростовской области создан и на постоянной основе работает штаб по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. Одно из направлений деятельности штаба - мониторинг ситуации, сложившейся в основных отраслях, в том числе на предприятиях дорожного комплекса. До руководства предприятий оперативно доводят информацию о мерах поддержки, реализуемых как на региональном, так и на федеральном уровнях. В ходе совещаний с представителями дорожного комплекса идет сбор информации об актуальных проблемах, которые могут стать причиной снижения эффективности работы подрядчиков и поставить под угрозу срыва сроки выполнения контрактов. Ведется активная работа с представителями банковского сектора по снижению стоимости кредитных продуктов. Для пополнения оборотных средств предприятиям предоставляют авансы, что позволяет отказаться от дорогостоящих банковских продуктов. Прорабатывается комплекс мероприятий по снижению цен на бензин, дизельное топливо, битум, металлопрокат и другие товары.
По словам Владимира Окунева, в регионе продолжается строительство важнейшего инфраструктурного проекта, направленного на создание транспортного каркаса Ростовской агломерации. Речь идет о Ростовском транспортном кольце (РТК), состоящем из 12 муниципальных, региональных и федеральных дорог. Магистраль протяженностью 110 км призвана вывести за пределы городов агломерации весь транзитный транспорт и улучшить экологическую обстановку в ряде муниципальных образований. Реализация проекта находится в финальной стадии - в этом году завершат третью очередь строительства Северного обхода Ростова-на-Дону длиной 12,6 км. Дорога соединит две федеральные трассы: М-4 «Дон» и А-280 «Ростов - Таганрог - граница с Украиной». Завершается реконструкция Южного подъезда к Ростову-на-Дону. Летом 2022 года закончат проектирование Западной хорды, строительство которой станет финальным этапом создания РТК. Строительство обхода Аксая на трассе М-4 «Дон» планируют завершить на год раньше срока - в 2023 году.
Калининградская область: импортозамещение и Приморское кольцо
Ситуация в дорожной отрасли Калининградской области - стабильная, работы на объектах ведутся в штатном режиме. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе правительства региона со ссылкой на Министерство развития инфраструктуры области. Отказов от реализации дорожных проектов нет. В рамках государственно-частного партнерства реализуется 11-я очередь Приморского кольца - строительство мостового перехода через Калининградский залив с развязкой на пересечении с третьей очередью Кольцевого маршрута, по объекту завершаются проектно-изыскательские работы.
Несмотря на санкции, реализация проекта по формированию Приморского кольца идет в графике. Сейчас работы ведутся на первом и втором подэтапах второй очереди Северного обхода Калининграда. Ожидается выделение средств из федерального бюджета на строительство третьего и четвертого подэтапов второй очереди Северного обхода Калининграда. Проекты третьей и шестой очередей Приморского кольца - подъезды к Светлому и Балтийску - проходят госэкспертизу. По седьмой и девятой очередям - подъездам к Янтарному и Донскому - ведутся подготовительные работы.
Как сообщили в ведомстве, на строительстве дорог, а также при производстве асфальтобетонных смесей использовался щебень из природного камня (гранит), который завозился в область из скандинавских стран. Сейчас щебень поставляется из Республики Беларусь. Прорабатывается возможность завоза гранитного щебня из Карелии. Остальные комплектующие как закупались у российских производителей, так и будут закупаться у них. Доля иностранной дорожной техники в регионе составляет порядка 80 %. Каждое транспортное средство имеет свой срок эксплуатации, после истечения которого техника будет заменяться на технику российского производства.
«Правительство региона внимательно отслеживает ситуацию в дорожной отрасли - качество и сроки ремонта, доставку необходимых материалов, дорожной техники и оборудования и так далее. В случае необходимости власти региона готовы оказать поддержку отрасли», - сообщили в пресс-службе.
Старт строительства в Прикамье
Старт масштабных дорожных строек в текущем году запланирован в Пермском крае. Размер дорожного фонда региона в 2022 году беспрецедентный - 26,9 млрд рублей. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в Министерстве транспорта Прикамья, еще с 2020 года действует штаб по координации разработки и реализации оперативных мер поддержания экономической стабильности, а в условиях санкций его работа усилена. Минтранс находится в постоянном тесном диалоге с подрядными организациями. Контракты на крупные дорожные стройки заключены. На текущий момент реализация всех проектов в силе, отставаний и отказов по контрактам нет.
Большинство крупных строек развернется в 2022 году в Перми. В их числе - второй этап улицы Строителей, тоннели через Транссиб в створе улиц Углеуральская и Вишерская, первый этап трассы ТР-53 «Переход ул. Старцева - пр. Октябрят - ул. Целинная», дополнительный выезд из промышленного узла «Осенцы», продление улицы Крисанова (развязка на пересечении улиц Столбовая и шоссе Космонавтов).
В рамках концессионного соглашения продолжается строительство моста через реку Чусовая. Как рассказали в Минтрансе, работы на объекте идут по графику, подписанному на 2022 год. Проект моста - на данный момент единственный в крае, реализуемый на условиях концессии. В текущем году перед подрядчиком стоит задача - построить новую часть моста и заняться реконструкцией существующей. В феврале строительная готовность объекта составляла 60 %. Полностью работы на мосту завершат до конца 2023 года.
В Минтрансе Прикамья также сообщили, что при строительстве дорог подрядчики используют отечественные материалы, в большей степени местных производителей. Например, песчано-гравийную смесь и щебень берут с местных карьеров. А для строительства дороги к промузлу «Осенцы» используются только местные материалы: песчано-гравийная, щебеночная смеси, железобетонные изделия - арматура и бетон.
На Вологодчине поставка техники и запчастей налажена
В Вологодской области подрядчики готовы к дорожному сезону, автопарки организаций укомплектованы, сообщили корреспонденту портала «ДорИнфо» в пресс-службе правительства региона со ссылкой на Департамент дорожного хозяйства и транспорта области. Санкции не повлияли на реализацию запланированных целей. Работы ведутся в рамках утвержденных графиков и без отставаний, никаких рисков нет.
Так, продолжается строительство моста через реку Шексна в Череповце. По информации властей, объект готов на 83 %. Две половины моста соединены, перейти с одного берега на другой по переправе - уже реальность. Работы на объекте идут по графику, на ходе строительства санкции не отразились.
«Вологодские подрядные организации уже наполовину укомплектовали свои автопарки российской техникой. Российская техника стоит в разы меньше иностранной, причем характеристики у обеих аналогичные. Работы налажена и с запчастями: заводы «Меркатор Холдинг» и ООО «Смолмаш» бесперебойно обеспечивают наших дорожников необходимыми составляющими. Операторы также отмечают их высокое качество производства», - отметили в правительстве.
Штаб по вопросам поддержки дорожного хозяйства в области прорабатывает вопросы импортозамещения техники, бесперебойной работы подрядчиков в условиях санкций, по обеспечению необходимых материалов для ремонтных работ. Региональные власти ведут постоянный мониторинг цен на материалы, проводят совещания с подрядчиками по вопросам начала дорожного сезона.
Приамурье: работы ведутся в полном объеме
О текущей дорожной обстановке порталу «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области. По информации властей, в начале апреля в регионе продолжалась активная контрактация дорожных объектов. Все работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов ведутся в соответствии с заключенными контрактами.
Один из крупнейших объектов в Приамурье - мост через реку Зея в Благовещенске. Как рассказали в Минтрансе, строительство переправы идет по графику. Техническая готовность моста - 56 %. Объект укомплектован материалами, работы на стройплощадках правого и левого берегов идут круглогодично и круглосуточно.
Концессионный договор действует в отношении пограничного мостового перехода через реку Амур Благовещенск - Хэйхэ (КНР). Объект построен в 2016-2019 годах. Инфраструктурное функционирование автомобильного погранперехода полностью обеспечено. В настоящее время на межгосударственном уровне выполняются необходимые мероприятия по запуску моста. Кроме того, в регионе эксплуатируется концессионером дорога «Подъезд к г. Свободный».
В Минтрансе сообщили, что по информации подрядчиков на текущий дорожный сезон автопарк предприятий укомплектован техникой, необходимости в приобретении спецтехники у подрядных организаций на сегодняшний день нет.
«План дорожной кампании на 2022 год сформирован в 2021 году. Обязательства по контрактам с подрядными организациями области выполняются заказчиками в полном объеме», - добавили в пресс-службе министерства.
Поддержка Правительства РФ
Для поддержки дорожной отрасли Правительство РФ уже выработало ряд решений и продолжает вести работу в этом направлении. В марте федеральный центр дополнительно распределил 163 млрд рублей на реконструкцию и строительство федеральных и региональных дорог в Республике Татарстан, Приморском крае, Белгородской, Кемеровской, Ярославской областях, Ямало-Ненецком автономном округе в 2022-2024 годах. Распоряжение от 10.03.2022г. № 471-р подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. На дополнительные средства построят и отремонтируют более 1 тыс. км трасс. Кроме того, Президент РФ Владимир Путин поручил Кабмину дополнительно выделить в текущем году не менее 120 млрд рублей на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, определив ожидаемый результат работ. Срок исполнения - 15 мая 2022 года.
На заседании президиума Правительственной комиссии 10 марта вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что темпы дорожных работ, как и прежде, нужно наращивать. «Эта отрасль почти полностью использует отечественные материалы и технику, поэтому нам ничто не должно мешать реализовывать поставленные Президентом цели. План по строительству и ремонту дорог должен быть выполнен как минимум на 100%», - сказал Марат Хуснуллин.
В начале марта в Госдуму РФ внесен законопроект о поддержке строительной отрасли в условиях санкций. Он предусматривает упрощение разработки градостроительной документации, льготную аренду земельных участков и другие меры, которые помогут сохранить высокие темпы ввода в эксплуатацию объектов в условиях санкционного давления. По словам зампредседателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, Кабмин получил расширенные полномочия по упрощению разрешительных процедур в сфере строительства, в том числе по созданию туристических объектов и обеспечивающей инфраструктуры - дорог, инженерных коммуникаций.
Для поддержки участников контрактной системы госзакупок Правительство РФ сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с подрядчиков, нарушивших обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций. Соответствующее Постановление от 10.03.2022г. № 340 подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Кроме того, Кабин принял решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков исполнителей и подрядчиков госконтрактов, если исполнение договоров оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами. Это предусмотрено Постановлением от 21.03.2022г. № 417.
Правительство расширило возможности регионов по использованию средств от реструктуризации бюджетных кредитов (Постановление от 18.03.2022г. № 400). Высвобождаемые средства разрешается потратить на финансирование объектов инфраструктуры для новых инвестиционных проектов в дорожном строительстве, сельском хозяйстве, туризме и других отраслях.
Кроме того, продлен механизм поддержки строительной отрасли, который помогает компенсировать дополнительные расходы застройщиков, до конца 2022 года (Постановление от 23.03.2022г. № 439). Это позволит без сбоев продолжить строительство социальных и инфраструктурных объектов. Такая мера поддержки была запущена летом 2021 года из-за удорожания стройматериалов. Механизм позволяет увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Изменение стоимости не должно превышать 30 %.
Еще одна мера - увеличение авансирования госконтрактов в этом году. Компании, участвующие в госзакупках, смогут получать в 2022 году в качестве аванса до 90 % от стоимости контракта. Правило распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов. Ранее размер аванса по госконтрактам в основном ограничивался планкой в 30 % от цены, зафиксированной в договоре. Повышение размера авансирования даст предпринимателям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее преодолеть экономические сложности. Мера поддержки предусмотрена Постановлением от 29.03.2022г. № 505. Документ также уточняет условия применения казначейского сопровождения при уплате авансовых платежей по госконтрактам - выплаты авансов в размере от 50 до 90 % будут проводиться с казначейским сопровождением, а авансовые платежи до 50 % будут от него освобождены, то есть деньги будут сразу поступать на банковские счета организаций. Это ускорит проведение платежей по заключаемым контрактам, позволит бизнесу отказаться от промежуточных кредитов и не отвлекать из оборота собственные средства.
Кроме того, упрощается порядок проведения госэкспертизы проектной документации (Постановление от 4.04.2022г. № 579). Это позволит минимум на три месяца сократить сроки реализации проектов. Так, если застройщик заменил указанные в проекте стройматериалы на не уступающие по качеству аналоги, повторная экспертиза будет проведена бесплатно, а сроки ее проведения практически во всех случаях уменьшатся вдвое и составят 14 рабочих дней. Если замена стройматериалов на аналоги не привела к увеличению стоимости строительства более чем на 30 %, повторная экспертиза проекта проводиться не будет.
«Ключевая задача - не допустить снижения темпов строительства там, где мы можем точно их не снижать, а даже увеличивать. Это относится к дорожному строительству, к работам, связанным с капитальным ремонтом, а также к строительству, которое не связано с большой частью импортных материалов. Можно спокойно продолжать строить и, более того, надо форсировать и увеличивать объемы», - отметил в начале марта вице-премьер страны Марат Хуснуллин.
Виктория Непогодина
фото: архив «ДорИнфо»