Портал «ДорИнфо» рассказывает о формировании Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны
В Калининградской области на протяжении 15 лет реализуется масштабный проект по формированию Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны. Позади – десятки километров построенных, реконструированных дорог с суммарным финансированием более 36 млрд рублей. Впереди – еще более внушительные объемы дорожного строительства и финансирования. Один из самых ожидаемых объектов – мостовой переход через Калининградский залив ориентировочной стоимостью 51,6 млрд рублей. В юбилейный для Приморского кольца год портал «ДорИнфо» рассказывает о том, что представляет собой колоссальная стройка, какая работа на объектах ведется сейчас, а также что еще предстоит выполнить дорожникам в ближайшие годы в рамках проекта.
Преображение Северного обхода Калининграда
В настоящее время Приморское кольцо строят в рамках второй очереди, предусматривающей реконструкцию Северного обхода Калининграда (первый этап протяженностью 10,8 км и второй этап длиной 12,2 км). Работы на первом этапе от развязки на Московском проспекте до развязки на Зеленоградск с устройством подъезда к Гурьевску выполнены в 2015-2020 годах. Реализация второго идет сейчас и включает в себя строительство дороги от развязки на Зеленоградск до развязки на Балтийск (первый подэтап) и возведение развязки с двумя путепроводами, прямым направлением Советского проспекта (второй подэтап).
В пресс-службе правительства Калининградской области со ссылкой на Министерство развития инфраструктуры региона порталу «ДорИнфо» рассказали, что на первом подэтапе выполнена большая часть работ по устройству насыпи и дорожной одежды с укладкой нижних слоев асфальтобетонного покрытия - 75 % от общего объема. До конца года планируется запустить временное движение транспорта по левому направлению автомобильного путепровода через железную дорогу Калининград - Светлогорск, демонтировать старый путепровод и начать строительство правой стороны эстакады. Кроме того, в планах - начать работы по второму этапу строительства велопешеходного тоннеля на развязке с улицей Челнокова, устроить ЛЭП в районе строительства развязки на пересечении улицы Горького, приступить к возведению пролетного строения путепровода на развязке с улицей Горького и продолжить монтаж шумозащитных экранов и освещения.
На втором подэтапе второго этапа реконструкции Северного обхода Калининграда специалисты устроили насыпь и уложили нижние слои асфальтобетонного покрытия на участке Советского проспекта и основного хода. До конца года запланировано строительство съездов № 6, 5 и 12. Шестой съезд обеспечивает выезд транспорта с Советского проспекта на Северный обход (улицу Большая Окружная) при движении из области в центр Калининграда, пятый - обеспечивает движение с Северного обхода в сторону Светлогорска и Зеленоградска, 12-й - обеспечивает движение транспорта с Советского проспекта в направлении улицы Габайдулина в микрорайоне Чкаловск в Калининграде и включает в себя кольцевое пересечение на улице Габайдулина с Люблинским шоссе. Также до конца года завершат переустройство сетей связи и начнут установку освещения на участках строительной готовности.
Добавим, реконструкцией второго этапа Северного обхода Калининграда занимается АО «ВАД». В мае 2020 года дорожники приступили к первому подэтапу с финансированием порядка 4,9 млрд рублей. В этом году с компанией заключен контракт по второму подэтапу на сумму 6,9 млрд рублей. Согласно информации, опубликованной на портале Госзакупок, срок завершения работ по второму этапу второй очереди - 5 декабря 2025 года.
Новый участок федеральной трассы А-217
В рамках седьмой и девятой очередей Приморского кольца ведутся подготовительные работы. Напомним, проектная документация предусматривают строительство участка федеральной трассы А-217 «Приморское полукольцо» от развязки на подъезде к Светлогорску до дороги «Переславское - Круглово» с подъездами к поселкам Янтарный и Донское протяженностью 35,4 км. Проект двух очередей был разработан по заказу ГКУ «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» и передан ФКУ Упрдор «Северо-Запад». Контракт на подготовку территории заключен весной этого года. По информации пресс-службы ФКУ, в начале августа на территории будущей стройки начались археологические раскопки. Сотрудникам Института археологии РАН предстоит обследовать участок на площади более 8 тыс. кв. метров, на изыскания потребуется не менее шести месяцев. Отметим, что в процессе работ археологи уже обнаружили многочисленные удивительные находки, в том числе древнюю настольную игру.
Строительство седьмой и девятой очередей предусматривает четыре этапа, первый из которых включает два подэтапа. Федеральные дорожники построят дорогу от подъезда к Светлогорску до подъезда к Янтарному длиной 12,4 км в рамках первого этапа. Подъезд к поселку Донское протяженностью 8,6 км построят на третьем этапе. Параллельно с этим специалисты начнут строительство развязки, работы по которой завершат уже в ходе четвертого этапа. Второй этап предусматривает строительство участка длиной 5,75 км от подъезда к Янтарному до дороги «Переславское - Круглово» и обустройство развязки на пересечении с трассой «Круглово - Балтийск».
В перспективе трасса в рамках седьмой и девятой очередей позволит связать федеральной дорогой Калининград, балтийские курорты Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск, международный аэропорт Храброво, города Балтийск и Светлый.
Концессия по мосту через Калининградский залив
В дальнейшем Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны будет формироваться в рамках еще пяти очередей: третьей, шестой, одиннадцатой, восьмой и десятой. По информации Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, в настоящее время завершается проектирование одиннадцатой очереди, предусматривающей строительство мостового перехода через Калининградский залив с подходами (от поселка Космодемьянского до поселка Шоссейное). Документация по объекту готовится для прохождения государственной экологической экспертизы, после чего будет направлена в государственную экспертизу.
«Предполагаемый срок строительства объекта - 2022-2026 годы. Предполагаемая стоимость строительства составляет 51,6 млрд рублей», - сообщили в Министерстве по развитию инфраструктуры области.
Мост через Калининградский залив построят в рамках концессии. Соответствующее соглашение заключено 7 июня 2019 года на площадке Петербургского международного экономического форума между правительством Калининградской области и ООО «Десятая концессионная компания» (группа компаний «ВИС»). Как сообщается на сайте Группы «ВИС», строительство моста предусмотрено генпланом развития Калининграда до 2035 года. Для региона переход имеет стратегическое значение.
Добавим, мостовой переход будет вантовым длиной 2,85 км. Общая протяженность дорожной инфраструктуры, включая мост через реку Преголя, подходы, путепроводы и развязки составит 8,1 км. Предполагается, что четырехполосная трасса будет скоростной с расчетной скоростью движения 120 км/ч и пропускной способностью более 10,5 тыс. автомобилей в сутки. После завершения строительства по условиям концессионного соглашения Группа «ВИС» будет эксплуатировать мост до 2047 года. Новый переход позволит сократить время в пути на 30 % и более чем на 50 % снизить транспортные расходы на перевозки грузов.
По информации Группы «ВИС», для снижения нагрузки на региональный бюджет проект предусматривает сбор платы за проезд, размер которой будет установлен региональным правительством. Это позволит уменьшить размер выплат концессионеру за построенный и введенный в эксплуатацию объект.
Благодаря строительству моста удастся закольцевать Окружную дорогу, соединить Южный и Северный обходы Калининграда, сократить расстояние между населенными пунктами на 40 км. Кроме того, реализация проекта обеспечит выход транспорта с северо-запада региона на ответвление трансъевропейского транспортного коридора 1-А «Рига - Калининград - Гданьск». Также возведение объекта положительно скажется на экологической обстановке в Калининграде, так как строительство моста позволит вывести из города транзитные потоки большегрузов - товар можно будет доставлять между прибрежными районами области и границей с Польшей без заезда на территорию города. После реализации проекта региональный бюджет дополнительно получит существенные налоговые поступления.
Трасса с подъездами к Светлому и Балтийску
По третьей и шестой очередям Приморского кольца ведется проектирование. В Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области порталу «ДорИнфо» сообщили, что специалисты ОАО «Институт Гипростроймост» (г. Москва) выполняют проектные и изыскательские работы по третьей и шестой очередям Приморского кольца с подъездами к Светлому и Балтийску. Проектирование объектов находится на завершающей стадии. Протяженность третьей очереди составит 17,3 км, в том числе длина подъезда к Светлому - 4,1 км. В ходе строительства дороги запланировано возведение трех развязок, шести путепроводов и моста. Общая длина шестой очереди составляет 29,7 км, в том числе длина подъезда к Балтийску - 14,2 км. Здесь запланировано строительство пяти развязок, восьми путепроводов и трех мостов.
Предполагаемая стоимость строительства третьей очереди Кольцевого маршрута - 40,7 млрд рублей, предварительный срок реализации проекта - 2023-2028 годы. Финансирование шестой очереди Кольцевого маршрута, предварительно, составляет 41,6 млрд рублей, предполагаемый срок реализации - 2023-2028 годы.
3 очередь:
6 очередь:
«После получения положительного заключения госэкспертизы проекты будут направлены в Минтранс РФ для принятия решения о выделении финансирования на строительство очередей», - сообщили в ответе на запрос в пресс-службе правительства региона.
По оставшимся двум очередям Приморского кольца подготовлена и утверждена документация по планировке территории - по восьмой очереди от развязки с улицей Емельянова до развязки с автодорогой «Калининград - Долгоруково» и 10 очереди от развязки с дорогой «Калининград - Долгоруково» до развязки с автодорогой «Калининград - Мамоново». Предполагаемый срок проектирования - 2023-2025 годы.
Справка:
Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны является основой Плана развития сети автомобильных дорог Калининградской области, разработанного в 2006 году по поручению Президента РФ Владимира Путина.
Первая очередь Приморского кольца построена в 2007-2009 годах – трасса «Калининград - Зеленоградск с подъездом к аэропорту Храброво» протяженностью 26,7 км. Финансирование – 7,06 млрд рублей.
Четвертая очередь Приморского кольца построена в 2009-2012 годах – дорога от подъезда к Светлогорску до подъезда к Зеленоградску с подъездом к Пионерскому и курорту федерального значения – Светлогорску протяженностью 25,6 км. Финансирование – 11,88 млрд рублей.
Пятая очередь Приморского кольца построена в 2014-2016 годах – мостовой переход через реки Старая и Новая Преголя на Южном обходе Калининграда. Финансирование – более 2,4 млрд рублей.
Первый этап второй очереди Приморского кольца построен в 2015-2020 годах – реконструкция Северного обхода Калининграда - строительство от развязки на Московском проспекте до развязки на Зеленоградск с устройством подъезда к Гурьевску протяженностью 10,8 км. Финансирование – более 15 млрд рублей.
Кольцевой маршрут обеспечит подъезд к поселку Янтарный, где развернуто янтарное производство, к городам Балтийск и Светлый, где расположены промышленные предприятия по переработке сои. Также появится подъезд к транспортным нефтяным терминалам с дальнейшим выходом через Северный и Южный обходы Калининграда на ответвления трансъевропейских транспортных коридоров 1-А «Рига - Калининград - Гданьск» и 9-Д «Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград», на федеральные трассы А-229 «Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литовской Республикой» и А-216 «Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой».
Виктория Непогодина
схемы: с сайта правительства Калининградской области (gov39.ru)