«ДорИнфо» рассказывает, какие темы обсуждали на пленарном заседании в рамках выставки-форума «Дорога 2022»
В середине октября в Казани прошла X Международная специализированная выставка-форум «Дорога 2022», в рамках которой состоялось пленарное заседание «Устойчивое развитие дорожного хозяйства РФ» и заседание комиссии Государственного совета РФ по направлению «Транспорт». О том, какие темы и вопросы обсуждались на встрече, - в материале «ДорИнфо».
Дорожная «пятилетка» и формирование опорной сети автодорог
Заседание началось с приветственных слов Президента РФ Владимира Путина, которые зачитал помощник главы государства Игорь Левитин. После этого в формате видео выступил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин: он подчеркнул, что форум в Казани проходит не случайно - ведь именно через столицу Татарстана проложат стратегический транспортный маршрут из Европы в Западный Китай.
«Чуть более двух лет назад здесь в ходе нашей рабочей поездки с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным был дан старт строительству первого участка автомагистрали М-12 от Москвы. По решению президента в дальнейшем она будет продлена до Екатеринбурга и далее - до Челябинска. Правительство оказывает необходимую поддержку, чтобы работы велись опережающими темпами, в том числе и при возведении самого длинного моста на трассе - через Волгу. <...> В условиях беспрецедентного санкционного давления значимость таких транспортных артерий, обеспечивающих жизнедеятельность основных отраслей, выходит на новый, стратегический уровень»,
Он добавил, что крупные магистрали должны обеспечить связанность больших территорий нашей страны и крайне необходимы для решения вопроса повышения пропускной способности инфраструктуры, для формирования новых логистических цепочек, что позволит лучше адаптироваться к внешним факторам и поможет росту всех ключевых сегментов экономики.
По словам Мишустина, один из важнейших документов пространственного развития России - пятилетний план дорожного строительства, который включает несколько сотен мероприятий, а общий объем финансирования превышает 13 трлн рублей.
«Это в целом позволит обновить более 100 тыс. км дорог, и тем самым значительно укрепить автодорожную сеть нашей страны - это сделает ее надежной и современной. Благодаря системной поддержке Президента и слаженной работе в прошлом году дорожное строительство достигло исторических результатов. На российских трассах было уложено более 160 млн квадратных метров нового покрытия. В текущем году перед отраслью поставлена задача повторить, а по возможности и увеличить эти объемы»,
По многим показателям работы на дорожных объектах идут с серьезным опережением. Учитывая этот факт, Правительство дополнительно выделило на финансирование дорожной деятельности почти четверть триллиона рублей, еще 140 млрд рублей - в связи с удорожанием строительных ресурсов. Михаил Мишустин отметил, что такие решения повысили стабильность работы строительных организаций и увеличили загрузку мощности специализированных предприятий.
«Для обеспечения устойчивого развития отрасли важно, чтобы субъектами РФ в самое ближайшее время была завершена подготовка региональных пятилетних планов дорожного строительства: они должны быть синхронизированы с задачами транспортной стратегии страны и взаимосвязаны с национальным проектом «Безопасные качественные дороги». <…> Еще одно направление, требующее серьезного подхода, - это формирование новых компетенций и знаний, ускоренное создание отечественных производств. Президент подчеркивал необходимость развивать собственные передовые технологии, и надо предпринять дополнительные шаги для выпуска всей линейки своей дорожно-строительной техники, своих материалов, оборудования, а также разработки программного обеспечения»,
После этого выступил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он сообщил, что основной вектор в дорожном хозяйстве на сегодняшний день такой: к 2024 году привести в нормативное состояние 85 % дорожной сети в крупнейших агломерациях и 50 % региональных дорог. К 2030 году в нормативном состоянии должно быть 60 % региональных трасс, в 2027 году в нормативе должны быть 85 % автодорог, входящих в опорную сеть.
«Президентом была поставлена задача - сделать программу дорожного строительства в стране системной. И мы очень долго спорили, очень долго шли к этому, но, наконец, 20 июня этого года нам удалось сделать пятилетнюю программу развития дорожной отрасли с указанием каждого объекта. Этот продукт был в прямом смысле слова «вымученный», но мы более-менее постарались его сбалансировать. Сказать, что он идеальный - нет, не идеальный: там много вопросов, которые еще надо дорабатывать, но суммарно, коллеги, мы с вами имеем на сегодняшний день пятилетнюю программу. Она состоит из 5,1 трлн федерального бюджета, около 7,5 трлн - это региональные бюджеты, порядка 400 млрд получили из ФНБ (буквально на этой неделе получим все подтверждающие документы), еще 200 млрд - внебюджетные средства»,
На эти деньги намерены построить и реконструировать более 3,7 тыс. км дорог, расширить до четырех полос в рамках капремонта свыше 3 тыс. км дорог, отремонтировать более 100 тыс. км. Вице-премьер отметил, что необходимо решить системные вещи, предусмотренные в пятилетнем плане, - выполнить показатели национальных целей строительства, сбалансировать программу строительства и не допускать появления незавершенных объектов.
«И здесь, конечно, ключевой фактор - это региональные программы, которые мы сейчас вместе с Росавтодором активно прорабатываем, и до 1 декабря Росавтодор и все регионы должны подписать пятилетние программы развития»,
На данный момент 35 российских регионов полностью завершили разработку, программы 36 субъектов находятся на рассмотрении, еще 13 регионов - в проработке.
«Президент нам поставил гигантскую по масштабам задачу - от Санкт-Петербурга до Владивостока мы должны иметь полностью хорошие дороги, местами - первой категории, где-то чуть похуже, но в целом мы должны иметь вот такую транснациональную магистраль - 12 тыс. км. Сейчас мы над этим работаем, у нас есть на это большая часть денег в пятилетней программе. Я хочу сказать, что на сегодняшний день в рамках программы будет построено 56 обходов городов. Это не только транспортная задача, это развитие жилищного строительства, это развитие экономики. <...> Второй проект - «Север - Юг», когда мы с Балтики до Каспия, до Черного моря должны «дойти» хорошими дорогами. Нам это нужно сейчас увязать еще и с железной дорогой»,
Одна из тем, которую поднял Марат Хуснуллин, - частный капитал, доля которого в дорожном строительстве пока находится на низком уровне. В связи с этим он дал поручения Министерству транспорта, Росавтодору и ГК «Автодор» проверить все концессионные соглашения.
«К сожалению, даже ту долю, которую мы сегодня выполняем (я проанализировал все концессии), хочу сказать: не самая у нас хорошая ситуация с концессионными соглашениями. Когда мы заходим в концессии, за которые потом регионы приходят и просят деньги с федерального бюджета, но суммарно некоторые объекты оказываются в два раза дороже, чем мы изначально планировали. Коллеги, надо безусловно заниматься привлечением частных денег и создавать им условия, но это не должно стоить в два раза больше, чем когда мы строим на бюджетные деньги»,
Он также сообщил, что сейчас идет обновление дорог в новых четырех регионах: в Херсонской и Запорожской областях, Луганской и Донецкой Народных республиках. В текущем году на этих территориях планируют построить более 500 км автодорог.
Марат Хуснуллин также подчеркнул, что в России должна появиться связанная опорная сеть автодорог. «Люди четко должны понимать, где и когда какая дорога будет построена, отремонтирована. Причем это все должно быть в электронном виде. Уже в первом квартале следующего года должна быть электронная карта, где любой житель страны, включи ее, сможет понять, где что строится и ремонтируется. Это то, к чему мы должны стремиться», - сказал зампред.
Предложения по совершенствованию нормативной базы в дорожном хозяйстве
Глава Республики Бурятия, председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов выступил с предложениями по совершенствованию нормативной базы в дорожном хозяйстве. Он заявил, что на сегодняшний день муниципальные дороги отошли на второй план, при этом от граждан, которые видят, как улучшаются федеральные трассы, поступают запросы по местным дорогам.«С учетом того, что сейчас будет в том числе адресное распределение акциза, я бы хотел, чтобы мы все вместе еще раз подошли к тому, что на муниципальные дороги нужно обратить внимание. Понимаем, что дописточников не будет, но у нас есть, повторюсь, распределение акцизов, и сроки можно по каким-то показателям посмотреть, но на муниципальные дороги просьба обратить внимание. И мы готовы дать свои предложения, как это сделать»,
На это Марат Хуснуллин ответил, что если муниципальные дороги увязаны в опорную сеть, то и деньги на это будут выделены в рамках пятилетнего плана. «Если на сегодняшний день муниципальные дороги прилегают к нашей опорной сети - они у нас тоже стоят в приоритете. Но «передергивать» сегодня программу мы не будем. Мы не будем, пока ее не выполним. <...> Это решение президента, давайте выполнять поставленные цели. И не «передергивать» цели, прописанные в национальном проекте», - сказал зампред.
Еще один поднятый вопрос - весовой контроль. Председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» попросил, чтобы было законодательно закреплено право останавливать нарушителей весового контроля на пунктах.
«Сегодня есть официальная позиция Министерства внутренних дел о том, что сотрудники ГИБДД на пунктах весового контроля не присутствуют. <...> То есть любой водитель, который проехал пункт весового контроля без номера, с закрытым номером, с нарушением не имеет никаких последствий в последующем. Сегодня нет правовых, юридических механизмов привлечения его к ответственности. <...> Я знаю, что коллеги в субъектах РФ нас поддержат: чтобы было право на пунктах весового контроля останавливать тех нарушителей, которые проходят пункт весового контроля без идентификации. Это существенно позволит сберечь наши дороги»,
«То, что нужно дать ГИБДД или работникам весового контроля останавливать и наказывать - я не против, - сказал Марат Хуснуллин, - давайте мы это проработаем. Но к весовому контролю, к сожалению, много вопросов. На сегодняшний день у нас сидят здесь наши уважаемые дорожные строители, которые, безусловно, хотят выполнить поставленные задачи, они в свое время понакупали дорогой техники, вложились в нее, сегодня техника едет наполовину загруженная. <...> И теперь получается так: кто-то под весовой контроль, а кто-то договорился с контролером и возит полностью загруженную машину, разбивая наши дороги. Поэтому если говорить о весовом контроле, тогда надо кардинально пересматривать все подходы к этому контролю. Либо правило должно быть для всех, либо тогда их лучше не ужесточать. Поэтому поручение я дам это проработать, но подойти к этому вопросу нужно всесторонне».
Увеличение межремонтных сроков автодорог
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков в ходе заседания представил модель перехода на 24-летние межремонтные сроки автомобильных дорог. По словам главы Росавтодора, к этой работе приступили еще в 2017 году - под эти сроки вышел государственный стандарт ГОСТ Р 58861-2020, в котором отразили новые межремонтные сроки по высшим категориям дорог. Кроме того, в 2017 году было изменено постановление, регулирующее методологию расчета расходов на содержание дорог: с Постановления Правительства РФ № 539 перешли на Постановление № 658.
«На момент старта перехода было 50,6 тыс. км федеральных дорог, до сегодняшнего дня прирост составил почти 10 тыс. км или 18,8 %. <…> Прирост сети нам только подбавлял задачи. Вы все это знаете, что в основном прирастали дороги не самого хорошего состояния по нормативности и несущей способности. На сегодняшний день порядка 6,9 тыс. км автомобильных дорог федеральной сети (примерно 11,5 %) уже выполнены с теми техническими параметрами, которые необходимы для перевода дорог на 24-летний межремонтный срок»,
Так, была разработана абсолютно новая дорожная одежда, которая, по мнению ученых, проектировщиков и разработчиков, сможет вынести нагрузку транспорта на протяжении более длительного периода. «Она представляет из себя большее количество слоев дорожной одежды, в отдельных случаях представляет из себя измененный состав этих слоев, туда мы начали уже добавлять комплексные вяжущие. Мы начали применять технологию использования старых материалов с добавлением минеральных или органических вяжущих, появляется два слоя асфальтобетона: один относится к верхнему слою основания, второй - к слою покрытия, и появляется слой износа, который мы эксплуатируем достаточно короткий период, он не является рассчетным и существует именно для воспринятия нагрузок, связанных с колейностью», - сообщил глава ФДА.
Раньше ремонт дорог выполняли каждые шесть лет, капремонт - через 12 лет, через 18 лет - опять ремонт, еще через 24 года - еще один капремонт. Теперь же, согласно Постановлению № 658, первый ремонт будет выполняться через 12 лет и уже через 24 года - капремонт.
«Раньше при капремонте мы меняли практически все слои дорожной одежды, до земполотна, до основания. Сейчас учитывая то, что нижние слои они гораздо более несущие, зачастую этого делать не надо. Достаточно провести испытания, понять несущую способность и заниматься только последними верхними слоями. <…> Окончание вот этого перехода упадет на 2041 год, мы полностью перейдем на то, что норматив расходов перебалансируется, капремонтов и ремонтов в год будет производиться гораздо меньше, но чуть-чуть повысятся работы по слоям износа, потому что их нужно менять раз в три года, особенно на высокоинтенсивных работах. <…> Мы считаем, что наша модель должна сработать, мы уверены в том, что ее можно дальше модернизировать»,
Развитие каркаса скоростных трасс
На заседании обсудили опережающие темпы формирования сети дорог ГК «Автодор» и перспективы ее развития в составе транспортных коридоров. О развитии скоростных трасс рассказал Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко.
«В ноябре прошлого года была принята транспортная стратегия развития, и, что очень важно для нас, летом этого года была принята пятилетка. Вы помните, что были периоды, когда мы трехлетку считали за счастье, жили в однолетнем режиме, когда невозможно было развивать и планировать свою работу. Сегодня, спустя более чем 30 лет, мы вернулись к пятилетке, которая позволяет планировать работу. Государственная компания на сегодняшний день реализовывает проекты в том числе с привлечением внебюджетного финансирования. Могу сказать, что за счет внебюджетного финансирования - это ФНБ, инвестиции исполнительные, долгосрочные операторские соглашения и облигационные займы государственных компаний - позволили за этот период построить дополнительно 500 км дорог»,
На данный момент в портфеле заказов «Автодора» 18 инвестиционных проектов общей стоимостью около 1 трлн рублей. По словам главы Госкомпании, идет активная работа по строительству обхода Твери, который планируют открыть в середине 2024 года, а также по возведению трассы М-12 «Москва - Нижний Новгород - Казань».
«На сегодняшний день принято решение: уже через несколько дней средства фонда национального благосостояния поступят на наш счет и к 2024 году [объекты] в нашей зоне ответственности - это обход Твери и 811 км до Казани - мы запустим. Что это даст? Во-первых, [это позволит] разгрузить одну из самых грузонапряженных трасс у нас в стране - М-7, связать крупнейшие агломерации нашей страны: доехать до Казани [можно будет] в два раза быстрее (за 6,5 часов), связать Московскую область, Москву, Владимирскую область, Нижегородскую область, Чувашию и Татарстан в единый транспортный коридор и в 2024 году прийти в Екатеринбург»,
В этом году идет активная работа по маршруту «Север - Юг». В июне 2023 года на год раньше срока планируют сдать в эксплуатацию обход Ростова-на-Дону со строительным названием «Аксай», а также завершить работу по обходу Краснодара.
Вячеслав Петушенко подчеркнул, что развивать каркас скоростных дорог - крайне важно, поскольку эти трассы позволяют жителям перемещаться по территории страны с большой скоростью движения, сокращая время в пути.
Развитие дорожной инфраструктуры: опыт Татарстана и Вологодчины
Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов рассказал о формировании опорной сети и программы дорожной деятельности в регионе. Сейчас на территории республики при поддержке Правительства страны реализуется ряд крупнейших федеральных проектов, в числе которых строительство трассы М-12 (7 и 8 этапы) и возведение участка дороги М-7 «Волга» в обход Нижнекамска и Набережных Челнов. Их реализация позволит к 2025 году практически вдвое увеличить протяженность дорог первой категории в Татарстане и создать два новых моста через реки Волга и Кама. Кроме того, для соединения двух федеральных трасс М-7 «Волга» и М-5 «Урал» строят автодорогу «Алексеевск - Альметьевск» в рамках создания трассы «Шали - Бавлы».
«Понимая важность дорожной инфраструктуры, мы сформировали опорную сеть республики. Ее основой стали трассы, которые соединяют районные центры друг с другом и со столицей республики, дороги к крупным промышленным сельскохозяйственным и туристическим объектам, а также магистрали между Татарстаном и соседними регионами. <…> Помимо дорог опорной сети в республике уделяется особое внимание дорогам местного значения и дорожно-уличной сети населенных пунктов. Ощутимой поддержкой здесь стал нацпроект «Безопасные качественные дороги». <…> С начала реализации нацпроекта отремонтировали 1036 км дорог. Благодаря этой работе доля дорог, соответствующих нормативам, в агломерациях составила 83 %, а на региональной сети - 50 %»,
Глава Татарстана также отметил, что особое внимание в регионе уделяется состоянию дорог в сельской местности. По его словам, уже около 10 лет в программном формате выполняется ремонт улично-дорожной сети, приведение в нормативное состояние сельских улиц с переходным покрытием, обустройство подъездов к детским лагерям, семейным фермам, животноводческим комплексам и садоводческим обществам. Такой подход позволяет ежегодно строить и ремонтировать не менее 700 км на сельских территориях.
«Отдельные слова благодарности хочу выразить руководству страны, правительству за внедрение инфраструктурного меню. <…> За счет инфраструктурных бюджетных кредитов и федеральных средств в Казанской агломерации строятся новые транспортные артерии - это три новые вылетные трассы, также продолжение строительства Большого казанского кольца. Реализация этих проектов позволит снизить напряженность движения на выездах и въездах в Казань и будет способствовать развитию жилищного строительства рядом с Казанской и другими агломерациями»,
В рамках поручения Президента РФ регион перешел к формированию пятилетнего плана дорожного строительства - это позволило систематизировать работу по достижению показателей нацпроекта БКД и запланировать мероприятия по приведению в нормативное состояние опорной сети дорог.
«С учетом текущей геополитической обстановки одной из приоритетных задач является обеспечение технического и технологического суверенитета. <…> Я считаю, что наша республика - машиностроительная, нефтехимическая - поэтому мы также должны участвовать в этой работе, чтобы быстрее адаптировать нашу технику, наши материалы и меньше зависеть от импорта»,
О развитии автомобильных дорог на территории Вологодской области рассказал губернатор региона Олег Кувшинников. По его словам, опорная сеть региональных трасс уже сформирована - ее протяженность составила 2,1 тыс. км. Главная задача, которую ставит глава Вологодчины, - все центры районов и городских округов связать между собой качественными и безопасными дорогами.
«По поводу пятилетнего комплексного плана. Мы до 2027 года капитально отремонтируем в Вологодской области еще 865 км. На эти цели мы направим при поддержке областного и федерального бюджетов 25,5 млрд рублей. И теперь уже и федеральная опорная сеть, и региональная, и муниципальная опорная сеть дорог региона к 2027 году будет в идеальном состоянии - вот наша цель, и эту цель мы обязательно достигнем»,
Говоря о муниципальных автодорогах, глава области сообщил, что за последние три года выделено 7 млрд рублей на строительство, реконструкцию и капремонт 550 дорог в муниципальных образованиях. Кроме того, в регионе создали опорную сеть муниципальных автодорог. Приянто решение выделить в ближайшие два года еще 5 млрд рублей на строительство и капремонт муниципальных дорог.
Глава Вологодчины напомнил, что в этом году был завершен крупнейший инфраструктурный проект - строительство нового моста в Череповце. «Что дает строительство этого мостового сооружения и подходов к нему? Первое - это южный и северный обход города, второе - это второй мост в Зашекнинском районе, где проживает 50 тыс. человек. «Северсталь» и «Фосагро» - на правом берегу. Любая авария на старом Октябрьском мосту - город встает, предприятия встают, объезд больше 100 км. <…> Какие перспективы? К 2030 году на левом берегу будет проживать 100 тыс. человек - это новые кварталы, новые микрорайоны, 1,5 млн квадратных метров жилья будет построено к 2030 году, две поликлиники, семь школ, 18 детских садов, 24 объекта культуры, рекреационные зоны, малоэтажная застройка, спортивные площадки. Это новый город! Не было бы моста, не было бы дорог, не было бы национального проекта - не было бы ничего. Город был бы заперт как промышленная площадка между двумя предприятиями», - сказал Олег Кувшинников.
Сейчас продолжается реализация еще одного важного проекта - формирование малого транспортного кольца в Вологде. В рамках проекта идет строительство улицы Поэта Романова и начинается возведение моста (третьего в городе). Объем инвестиций - 5 млрд рублей.
«Мы проектом строительства транспортного кольца даем новые перспективы развития двух городских агломераций, это совсем другая история, это совсем другой уровень жизни, комфортность проживания, это экология, это новые транспортные маршруты»,
Предложения Игоря Левитина
Выслушав всех выступающих, помощник Президента РФ Игорь Левитин высказал несколько предложений - одно из них касалось частных инвестиций в дорожную отрасль. «Нам удалось создать ГК «Автодор» только благодаря тому, что мы говорили, что 25 % в строительстве будет частных инвестиций. <…> Такие инфраструктурные проекты как М-12, ЦКАД: все-таки частный инвестор, который заходит в эту концессию, он должен получать субсидию на ставку, которую он берет. Банки каждый год отчитываются, что их прибыль - 100 млрд, 200, 300. Что здесь хорошего, что банки зарабатывают такие деньги, а инвесторы не могут войти в экономику? На мой взгляд, нам надо подумать о том, чтобы вот по таким инвестпроектам процентная ставка была ниже», - сказал Игорь Левитин.
Так же помощник Президента высказался о решении проблемы весогабаритного контроля. «У нас было поручение президента о том, чтобы все те, кто берет по конкурсу лесной участок для того, чтобы заниматься лесом, в том числе и на экспорт, они должны были в конкурсных условиях соблюсти требования, что они делают дорогу и пункт весового контроля, когда выходят со своей деляны. Но Правительство ответило, что это не надо делать. А я думаю, что мы все-таки вернемся к этому вопросу», - сказал Игорь Левитин.