Материал портала «ДорИнфо» о том, какое влияние оказала пандемия коронавируса на инвестиционные дорожные проекты

Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на все сферы жизни и экономики как в России, так и за рубежом. Карантин, закрывающиеся компании, фактическая остановка целых отраслей - все это оказало негативное влияние на мировую экономику. Портал «ДорИнфо» решил узнать, как в сложившихся условиях обстоит ситуация с инвестиционными дорожными проектами. Мы спросили у экспертов, какое влияние оказала пандемия на реализацию инвестиционных проектов, какие трудности возникли, стоит ли в сложившейся ситуации начинать реализацию новых проектов.

IMG_1353.JPG

Коронавирус не остановил реализацию инвестпроектов

Реализация всех транспортных инвестиционных проектов Группы «ВИС» продолжается в соответствии с дорожными картами и графиками финансирования, сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе компании 20 июля. Хотя пандемия все же частично повлияла на общий ход работ, внесла коррективы в операционную деятельность: в компании принимаются меры по недопущению распространения коронавируса, предписанные федеральными и региональными органами власти, которые оказывают влияние на количество персонала на площадках и скорости производства работ.

Во время пандемии появилось много осложняющих работу факторов, но говорить о срывах или угрозе остановки работ на концессионных объектах оснований нет - так считают в Группе «ВИС». Это в компании объясняют тем, что соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в целом и концессии в частности являются гораздо более защищенными сделками с точки зрения строительных рисков.

«Инвестор отвечает за весь жизненный цикл проекта, вкладывает собственные средства в его реализацию и тем самым заинтересован в его своевременном завершении. Это является неоспоримым преимуществом реализации транспортных проектов на условиях ГЧП по сравнению, например, с госзаказом», - пояснили в пресс-службе компании.

Стоит отметить, что большинство дорожных проектов Группы «ВИС» вошли в ТОП-10 «Рейтинга устойчивости инфраструктурных проектов», который в июле опубликовала исследовательская группа InfraOne Research. Эксперты проанализировали возможности запущенных концессионных и ГЧП-проектов объемом более 1 млрд рублей противостоять экономическому кризису, связанному с пандемией. Перечень концессий возглавил проект по созданию четвертого моста через реку Обь в Новосибирске: его оценили на 8,5 баллов из 10.

По словам генерального директора УК «Платная дорога» Вадима Коваленко, проекты Группы компаний «Платная дорога» находятся на инвестиционной стадии и финансируются только за счет частных средств без привлечения бюджета, поэтому сложившаяся в связи с пандемией в первой половине года ситуация не повлияла на сроки их реализации. Однако он добавил, что для уже запущенных проектов сейчас существует риск увеличения сроков реализации и стоимости за счет роста инфляции.

«Для уже запущенных проектов, особенно реализуемых с привлечением бюджетных средств, в условиях экономических последствий пандемии существует риск увеличения сроков реализации и стоимости за счет роста инфляции и, как следствие, повышения стоимости работ, строительных материалов и техники. Данные факторы могут негативно сказаться на ряде проектов, вплоть до их «заморозки» на неопределенное время», - рассказал Вадим Коваленко.

Трудности реализации инвестиционных проектов в период пандемии

Пандемия коронавируса создала трудности во многих сферах жизни, некоторые сложности возникли и при реализации инвестпроектов. Как рассказали в пресс-службе Группы «ВИС», одна из очевидных проблем заключается в том, что государство недополучило огромный объем выручки из-за того, что в период пандемии динамика сбора платы за проезд по всем платным трассам свелась к минимуму.

«Из менее очевидных [проблем]- в случае отсутствия в проекте механизма так называемого минимального гарантированного дохода (МГД) выполнение обязательств инвестора в пользу финансирующих организаций, а также осуществление эксплуатации в условиях отсутствия дохода от сборов платы за проезд становится просто невозможным», - отметили в пресс-службе Группы «ВИС».

В компании добавили, что в условиях драматического падения выручки без мер государственной поддержки частный бизнес всегда сокращает издержки, чаще всего, это инвестиционные программы и расходы на фонд оплаты труда.

«В случае с инфраструктурными инвестициями это секвестирование грозит серьёзными последствиями. Будучи заинтересованными в эффективном возврате вложений, частные инвесторы в «допандемийное» время вкладывались в развитие автоматизации, цифровизации и прочей оптимизации своих производственно-технологических и управленческих процессов, в развитие профессиональных навыков проектных команд, совершенствование экспертизы и внедрение лучших мировых практик. Теперь по этим направлениям могут наблюдаться значительные сокращения», - пояснили в пресс-службе Группы «ВИС».

В связи с этим в ближайшей перспективе регионы совместно с частными партнерами и всеми заинтересованными сторонами должны проанализировать инфраструктурные проекты ГЧП в секторах, которые наиболее затронуты кризисом, чтобы понять изменения спроса и предложения. «К числу вопросов, которые должны быть рассмотрены, можно отнести: эффективность договорных отношений между регионами и потенциальными инвесторами, вопросы реструктуризации финансирования, пересмотр действующих контрактов и управление проблемными активами», - подытожили в пресс-службе Группы «ВИС».

По мнению профессора МАДИ Михаила Якимова, еще одна проблема заключается в том, что в нашей огромной стране не решен вопрос обеспечения транспортной доступности ее территории: значительная часть России не освоена, не все ресурсы, недра и полезные ископаемые используются.

«Одновременно с этим, к сожалению, выросли транспортные издержки в крупных городских агломерациях. В этом отношении национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сделал большую и важную роль: привел в состояние основные магистрали всех крупных российских агломераций. И в этом отношении задачи национального проекта можно считать завершенными», - считает профессор МАДИ.

По словам генерального директора УК «Платная дорога» Вадима Коваленко, все проблемы, возникающие из-за пандемии, можно решить благодаря полноценному взаимодействию публичного и частного партнеров. Если обе стороны готовы реализовать проект, то вне зависимости от его стадии все сложности будут эффективно решаться.

Мы также спросили у экспертов, учтены ли риски и проблемы, связанные с пандемией, в заключенных ранее концессионных соглашениях. В пресс-службе Группы «ВИС» рассказали, что в целом в таких соглашениях на данные случаи прописываются особые обстоятельства, которые позволяют концессионеру совместно с концедентом пересмотреть отдельные условия реализации инвестиционных проектов в каждом случае, а далее всё зависит от компетентности проектной команды с обеих сторон.

Генеральный директор УК «Платная дорога» Вадим Коваленко отметил, что каждая концессия в дорожной сфере имеет свои особенности. «Если соглашение было грамотно структурировано, то одним из самых важных пунктов будет являться учет и распределение возможных рисков. Например, в условиях самоизоляции одним из основных рисков для проектов платных дорожных объектов, находящихся на стадии эксплуатации, стало снижение трафика. Этот риск учтен в большинстве концессий, и теперь важно, каким образом публичная сторона будет исполнять взятые на себя обязательства по соглашениям в случае возникновения условий для выплаты МГД», - сказал эксперт.

Пандемия - удачное время для начала новых инвестиционных проектов, так ли?

Развитие транспортной инфраструктуры является неотъемлемым фактором развития экономики, а в период экономического кризиса реализация подобных проектов становится еще более актуальной, считают в Группе «ВИС». «Транспортные проекты отличаются большой капиталоёмкостью, что обеспечивает приток денег во все смежные сферы и усиливает положительный эффект на экономику. Реализация крупных дорожных проектов позволит стимулировать экономический рост, ускорить выход страны из кризиса, оказать положительное влияние на рынок труда. Мировой опыт показывает, что в периоды после кризисных явлений в экономике наблюдается кратный рост инвестиционных проектов в области инфраструктуры. Это не случайно и означает, что ключевые решения о старте проектов принимались именно во время кризисов», - пояснили в пресс-службе компании.

Также в пресс-службе Группы «ВИС» добавили, что в условиях пандемии коронавируса у инвесторов остался интерес к новым проектам. В компании считают, что в первую очередь это связано с тем, что государство готово выделять деньги на реализацию значимых транспортных проектов таких как «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Европа - Западный Китай» и заключать концессионные соглашения для их реализации.

«В Группе «ВИС» постоянно в разработке находится несколько инвестиционных проектов в области инфраструктуры. Большинство из них рассматриваются к реализации на условиях частной концессионной инициативы (ЧКИ). Это даёт шанс регионам запустить важные проекты даже в условиях ограниченности средств на их подготовку», - рассказали в пресс-службе компании.

В настоящий момент Группа «ВИС» реализует первые ЧКИ в автодорожной сфере в Московской области (дорога «Виноградово - Болтино - Тарасовка»), в Калининграде (мост через Калининградский залив) и в Якутии (мост через реку Лена).

На вопрос «Удачное ли сейчас время для начала реализации новых инвестиционных проектов?» генеральный директор УК «Платная дорога» Вадим Коваленко ответил, что, с одной стороны государство сейчас декларирует повышенный интерес к дорожному строительству, рассматривая данную сферу как драйвер роста экономики в целом, с другой - для новых проектов на региональном уровне присутствует неопределенность в том числе из-за снижения доходов.

«Модернизация транспортной инфраструктуры - это не только рабочие места и стимулирование строительного рынка в краткосрочной перспективе, она придает импульс комплексному развитию территорий и стимулирует подъем смежных отраслей. Многие крупные стройки получают сейчас дополнительную поддержку на федеральном уровне. Но при этом для новых проектов на региональном уровне господствует неопределенность, во многих субъектах обсуждение инвестиционных инициатив приостановлено властями, в том числе, в связи со снижением доходов и нежеланием накладывать на бюджет дополнительные финансовые обязательства», - отметил Вадим Коваленко.

Он также добавил, что в сложившейся ситуации многое зависит от позиции руководства региона и чиновников инвестиционного блока, их опыта работы с инвесторами и инструментами государственно-частного партнерства. По мнению Вадима Коваленко, ГЧП - это гибкий механизм, который позволяет структурировать проекты с минимальной бюджетной нагрузкой на концедента и при этом получить необходимый инфраструктурный объект в кратчайшие сроки.

Как рассказал порталу «ДорИнфо» профессор МАДИ Михаил Якимов, в условиях кризиса, сокращения производства и роста безработицы именно бюджетные инвестиции являются двигателем многих сопутствующих отраслей экономики. «Один из наиболее мощных подобных драйверов является инфраструктурное строительство, в частности дорожное строительство. Этому есть подтверждение в экономике многих развивающихся стран, в том числе европейских стран и США», - отметил Михаил Якимов.

По мнению первого заместителя председателя правления «РосДорБанка» Эдуарда Христианова, в связи с тем, что инвестиционные проекты чаще всего имеют долгий срок реализации, к моменту ввода в эксплуатацию крупных объектов, пандемия и все связанные с ней риски уже пройдут.

«Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе наблюдается пересмотр параметров инвестиционных программ, все стратегические и ключевые для государства направления перспективного роста грузопотоков были сохранены, поскольку именно инвестиции в инфраструктуру, как показывают экономическая теория и опыт разных стран, позволяют государству выйти из кризиса. Поэтому со стороны спроса на качественные дороги поддержка этим проектам будет. Остаётся только один риск: как переживут кризис участники концессии», - отметил Эдуард Христианов.

При этом он добавил, что кредитование инвесторов для строительства платных дорог и в целом инфраструктурных объектов - это привлекательный бизнес для банков, хотя и со специфическими рисками. Привлекательность заключается в стабильном денежном потоке, который не зависит от платного трафика. В том случае, если трафик ниже запланированного в первоначальных расчетах, то государство компенсирует эту разницу. Для банка - это идеальная ситуация: кредитовать клиента, обеспеченного на годы вперед деньгами.

«К сожалению, именно долгосрочность контракта содержит и основной риск: за годы реализации контракта может измениться экономическая ситуация и расходы на содержание платных дорог и мостов превысят получаемый фиксированный доход. Кроме того, государство может отказаться от своих обязательств по компенсации выпадающих доходов концессионера. Это минимальный риск, так как пока подобных прецедентов не было», - рассказал первый заместитель председателя правления «РосДорБанка».

Как пандемия отразится на реализации инвестиционных проектов: прогнозы экспертов

Как считает профессор МАДИ Михаил Якимов, в условиях пандемии и последующего снижения подвижности населения следует ожидать увеличения доли загрузки транспортной инфраструктуры именно грузовыми перевозками и не в пределах какой-либо одной агломерации, а на уровне межагломерационных связей. В связи с этим эксперт считает, что необходимо увеличить финансирование двух основных инфраструктурных проектов страны: Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктур и нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Для этих целей возможно не только увеличение бюджетного финансирования, но и привлечение частного капитала, в том числе и капитала физических лиц через выпуск различных финансовых инструментов, таких как облигации крупных инфраструктурных компаний, либо создания акционерных обществ по возведению отдельных крупных инфраструктурных объектов и продажа акций инвесторам, в том числе и населению. В условиях нестабильности, экономического кризиса, связанного с пандемией, каждый инвестор, в том числе и физические лица, объективно ищут более надежные и менее рискованные инструменты вложения своих накоплений. Такими инструментами могут являться акции или облигации крупных инфраструктурных компаний или отдельных инфраструктурных проектов, отчасти обеспеченные федеральными или региональными бюджетами», - пояснил Михаил Якимов.

По словам генерального директора УК «Платная дорога» Вадима Коваленко, количество новых проектов в первом полугодии текущего года ожидаемо снизилось, но эксперт предполагает, что это может быть временным затишьем, связанным с общим снижением деловой активности в России из-за введенных противоэпидемиологических мер и неопределенностью дальнейшей экономической ситуации.

«Проекты государственно-частного партнёрства в дорожной сфере - это долгосрочные инвестиции, которые должны быть тщательно подготовлены и рассчитаны на десятилетия вперед с учетом возможных рисков. Такие решения принимаются не в один день, и на них сейчас влияет не столько пандемия, сколько государственная политика в сфере инвестиций, в том числе иностранных. Рынок ГЧП-проектов имеет большой нереализованный потенциал и при благоприятной среде имеет возможности для значительного роста», - заявил Вадим Коваленко.

Он считает, что государство будет оказывать поддержку крупным дорожным стройкам и ГЧП здесь - хорошо зарекомендовавший себя механизм, по которому успешно действуют, например, Обход Одинцова в Московской области и Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге.

«При этом, как мы видим в последнее время, планы федеральных властей по строительству масштабных дорожных объектов предполагают развитие новых инструментов привлечения внебюджетных средств через инфраструктурные облигации и использование средств финансового рынка напрямую. При таком формате в ряде инвестиционных проектов возможно изменение позиции государства, когда оно де-факто будет являться не стороной государственно-частного партнерства, а госзаказчиком», - сказал гендиректор УК «Платная дорога».

В Группе «ВИС» считают, что экономический кризис из-за пандемии коронавируса обострил проблемы с привлечением денежных средств в инвестиционные проекты. Как рассказали в пресс-службе компании, сократились не только объемы средств предприятий, которые могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов, но и выдача кредитов со стороны финансирующих организаций.

«С финансированием из бюджетных источников также возникли вопросы: предусмотренные бюджетные инвестиции в ряде случаев были сокращены или вообще перенесены на будущие периоды, также были введены ограничения в отношении осуществления строительных работ. Всё это привело к сдвигу сроков по закрытию отдельных этапов проектов. Однако в долгосрочной перспективе эти негативные эффекты могут быть сглажены», - отметили в пресс-службе Группы «ВИС».

В компании также добавили, что развитие транспортной инфраструктуры - одно из немногих направлений, обладающее большими мультипликативными эффектами и способное придать значительный импульс росту экономики. Поэтому и государство, и бизнес понимают, что остановка проектов в этой сфере могут только усилить последствия кризиса.

Читайте также:

Дорожные компании в условиях пандемии 

Грузоперевозчики в условиях пандемии 

Платные дороги во время пандемии 

Коронавирус не остановил дорожные работы 

Виктория Брылёва

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789