О том, какое влияние оказала пандемия на работу грузоперевозчиков - читайте в материале портала «ДорИнфо»
Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы практически во все области и сферы коммерческой деятельности, и грузоперевозки не стали исключением. Портал «ДорИнфо» спросил у представителей отрасли, как пандемия отразилась на их работе. Эксперты рассказали, какие изменения произошли в сфере грузоперевозок в России, как организована работа в условиях вводимых ограничений в разных регионах и какие меры принимаются для обеспечения безопасности сотрудников компаний и водителей.
Во многих регионах России в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции по-прежнему сохраняются ограничительные меры, в числе которых режим самоизоляции, пропускная система, контрольно-пропускные пункты и блок-посты на дорогах, а также карантин в отдельных населенных пунктах. Несмотря на все ограничительные меры, препятствий для осуществления грузоперевозок в России нет: большегрузы в период пандемии продолжают перевозить продукты первой необходимости, медикаменты и иные товары. Даже в период нерабочих дней, которые были введены Президентом России Владимиром Путиным с 30 марта по 5 апреля, грузоперевозчики продолжали свою работу, обеспечивая население всем необходимым, так как на транспортные компании и организации данный указ не распространялся.
Кроме того, в целях поддержки отрасли с конца марта для грузовых транспортных средств, которые доставляют продукты первой необходимости, отменили весовой контроль на месяц. Соответствующий План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции был утвержден председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным. Позже Ространснадзор продлил отмену весового контроля до 25 мая. Мера касается перевозки товаров первой необходимости в прицепах, полуприцепах платформенного типа с тентированным верхом, а также в автофургонах, прицепах, полуприцепах рефрижераторного и изотермического типа, в том числе рефрижераторных, изотермических, мультитемпературных, отапливаемых и ледниках, а также малотоннажным транспортом.
Стоит добавить, что многие российские регионы также отменили традиционные весенние ограничения для большегрузного транспорта из-за ситуации с коронавирусом. В протоколе совещания у заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина от 16 марта говорится об обеспечении принятия решений высшими должностными лицами субъектов России о неприменении на весенний период 2020 года ограничений для грузовиков по региональным и местным дорогам.
В начале апреля грузоперевозчики предложили использовать систему «Платон» вместо бумажных пропусков, которые ввели в регионах с целью борьбы с распространением вируса COVID-19. Соответствующее обращение в Правительство и Минтранс России было подготовлено Межотраслевым экспертным советом по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС). В документе перевозчики просили исключить получение бумажных пропусков, так как данная процедура замедляет товарооборот и создает дополнительную нагрузку на бизнес, а также может негативно сказаться на здоровье водителей, потому что они вынуждены стоять в очередях за пропуском, рискуя своей безопасностью.
Мы попросили перевозчиков подробнее рассказать, как пандемия коронавируса повлияла на сферу грузоперевозок в целом и, что конкретно поменялось в их работе.
Влияние пандемии на отрасль
Как сообщил порталу «ДорИнфо» директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Эдуард Миронов, в настоящий момент на российском рынке наблюдается сокращение числа грузоперевозок, которое по различным экспертным оценкам находится в диапазоне от 10 % до 15 %. По этой причине многие участники рынка теряют прибыль, а некоторые и вовсе несут убытки. «Говоря об изменениях в цепочках поставок наших клиентов, которые специализируются на одежде, обуви, парфюмерии, косметике и так далее, стоит отметить, что переход в онлайн-формат не смог компенсировать в полном объеме потери, связанные с приостановкой офлайн-торговли», - отметил Эдуард Миронов.
Похожую точку зрения высказал операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев. По его словам, в начале пандемии фрахтовые цены на магистральные перевозки, особенно в Южном и Уральском федеральных округах, выросли в два раза, в сложившейся ситуации владельцы грузов были вынуждены принять новые условия и понести убытки. «Объемы перевозок упали, так как пришлось выводить часть грузовой базы из оборота. Более того, большинство автоперевозчиков последовало введенным правилам и осталось дома. Региональные перевозчики, особенно с Урала, из ЮФО и Сибири, стали реже соглашаться на рейсы в столицу, при этом региональные плечи обслуживаются практически без изменений», - рассказал Максим Алексеев порталу «ДорИнфо».
По его мнению, ограничения, введенные из-за коронавируса, протянутся до конца весны, а в некоторых субъектах страны и до лета. Грузоперевозки не смогут восстановиться ни в денежном, ни в натуральном выражении даже к зиме этого года. «В целом для всей отрасли наступили непростые времена: сезон только начался - упал рубль и появился вирус, лето будет традиционно вялым, осенняя активность, учитывая последствия кризиса, думаю, начнётся позже, и, по самым позитивным прогнозам, в декабре грузооборот упадет на 30% к прошлому году, но, к сожалению, этот показатель может оказаться намного больше. Уже сейчас ряд крупных перевозчиков заявляет о падении во втором квартале грузооборота по своей сети до 50% по сравнению с 2019 годом», - сказал операционный директор логистической компании «Точка-Точка».
Он добавил, что в период пандемии больше всего повезло транспортникам-контрактодержателям сетевых ритейлеров и крупных дистрибьюторов. «Точно не проиграли перевозчики крупного дистанционного ритейла и, как следствие, магистральные партнеры курьеров. Думаю, рост именно в этом сегменте частично смягчил удар от падения показателей грузооборота в целом по автомобильной отрасли. Кстати, отмечу, что наша модель дискаунтера помогла многим предприятиям малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям перейти на оптимальные затраты в непростое время», - добавил Максим Алексеев.
По словам коммерческого директора федеральной логистической компании IML Елены Шутюк, принятые меры безопасности в связи с распространением нового вируса оказали влияние на логистику нашей страны. В некоторых регионах России, в частности в городах Самара и Ростов-на-Дону, из-за введенных ограничительных мер возникли многокилометровые автомобильные заторы. Однако рынок все же смог в сжатые сроки подстроиться под изменившиеся условия. Как рассказала порталу «ДорИнфо» Елена Шутюк, сейчас наблюдается увеличение продаж отдельных категорий товаров, в числе которых косметика (+186 %), детские товары (+164 %), книги (+157 %), спортивный инвентарь (+146 %) и электроника (139 %).
По словам руководителя отдела внутрироссийских автомобильных перевозок группы компаний AsstrA Натальи Арефьевой, грузоперевозки - сфера, которая продолжает свою работу даже в период режима самоизоляции, но все же отрасль также ощущает на себе все волнения рынка и нестабильность ситуации из-за коронавируса. Эксперт считает, что основные изменения связаны с характером перевозимого груза, уменьшением объемов перевозок товаров сегмента fashion и оборудования, а также с увеличением спроса на продуктовые товары. Компании сталкиваются с разными проблемами, в числе которых - нехватка средств для обеспечения нормальной деятельности (рост уровня дебиторской задолженности, так как некоторые компании приостановили свою работу и не оплачивают счета), вынужденный простой транспорта, нехватка водителей (многие из них вынуждены сидеть дома на карантине или оформить больничный, сильнее всего в этом плане страдают частные перевозчики, которых некому заменить).
«Несмотря на сложности в отрасли в целом, наша компания зафиксировала стабильный рост в сфере внутрироссийских перевозок - плюс 135% за апрель 2020 по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Также у нас наблюдается значительный приток новых клиентов - те заказчики, которые продолжают свою деятельность, ищут партнеров, которые могут гарантированно предоставлять услуги по оптимальному соотношению цены и качества, не завышая тарифы в условиях дефицита транспорта и водителей, а также готовых выполнить взятые на себя обязательства в полной мере», - заявила Наталья Арефьева.
Грузоперевозчики и ограничения в регионах
Компания FM Logistic уже адаптировалась к новым требованиям, которые предъявляются для осуществления грузоперевозок по России. Однако, по словам директора по закупкам транспортных услуг компании Эдуарда Миронова, необходимость получения пропусков сильно осложнила работу, особенно в первое время, когда ограничения могли вступить в силу в день официального опубликования соответствующего распоряжения. Еще одна трудность - в разных городах одного субъекта страны могли действовать совершенно разные правила и ограничения. «Все это создавало проблемы при въезде в субъекты РФ. Сейчас такой проблемы нет, а порядок получения пропусков в каждом регионе изучен и понятен. Мы заранее оформляем необходимые пропуска для наших сотрудников, в том числе и для водителей. А сложность в виде отправки в обсервацию водителей, осуществляющих доставку грузов из Москвы в региональные распределительные центры, сейчас разрешена методическими рекомендациями и письмами», - отметил Эдуард Миронов.
По словам операционного директора логистической компании «Точка-Точка» Максима Алексеева, в период пандемии в российских регионах появились «схожие до букв» разъяснения и решения, контролирующие транспортное сообщении этих субъектов с соседями и транзитный транспорт. «В жизни эти решения действуют по-разному, а иногда они и вовсе не работают. Например, в Краснодарском крае и Мурманской области уже есть практика выставления кордонов, проведения проверок на предмет наличия справки с места работы, первичных транспортных документов, доверенностей, специализированных уведомлений по формам региона и даже копий устава предприятия с указанием сферы деятельности. Все участники рынка автомобильных грузоперевозок страдают от этого в равной степени, возможно, за исключением крупных федеральных игроков, где водитель не вынужден самостоятельно заниматься обеспечением безопасности, соблюдением сроков и финансированием рейсов», - отметил Алексеев.
На фоне вводимых ограничений логистические компании принимают решения по оптимизации маршрутов, сообщила коммерческий директор компании IML Елена Шутюк. Она уточнила, что компания IML старается предлагать альтернативные способы доставки грузов в удаленные регионы. «Полгода назад мы заменили авиаперевозки в Сибирь и на Дальний Восток автомобильными, и сейчас, в условиях распространения коронавируса, они стали наиболее востребованы среди наших клиентов», - рассказала Шутюк.
По словам представителя компании AsstrA Натальи Арефьевой, компания AsstrA не отмечает никаких сложностей при надлежащем оформлении пропусков и справок.
Безопасность сотрудников компаний
Как сообщили порталу «ДорИнфо» представители перевозчиков, в транспортных компаниях соблюдаются все необходимые меры безопасности для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Так, для компании IML обеспечение безопасности - одна из приоритетных задач на сегодняшний день. С этой целью перевозчик принял ряд необходимых мер: офисных сотрудников перевели на удаленный режим работы, а часть совещаний проводят в режиме онлайн. Курьеры, водители и работники склада каждый день получают индивидуальные средства защиты, несколько раз в день им измеряют температуру тела и отмечают все показатели на специальном листе, который прикрепляется к доставляемым заказам.
Похожие меры приняты и в компании AsstrA: все водители имеют в наличие комплекты одноразовых масок, перчаток и дезинфицирующие средства для рук и обработки поверхностей. По словам руководителя отдела внутрироссийских автомобильных перевозок группы компаний AsstrA Натальи Арефьевой перед каждым новым рейсом салоны грузовых автомобилей дезинфицируются, прежде чем отправить водителя в рейс, специалисты производят контроль состояния его здоровья, а на погрузке/выгрузке измеряют температуру тела. Кроме этого, сотрудники соблюдают правило социальной дистанции.
Как рассказали в компании FM Logistic, каждый автомобиль обрабатывают дезинфицирующими средствами дважды в день. Водители также получают комплекты индивидуальных средств защиты и антисептик для рук и обработки поверхностей. «Все стандартные меры, как, например, остановка на охраняемых стоянках, заправка только на определённых АЗС и АГНКС и тому подобное продолжают действовать и наши водители выполняют эти требования. Также мы заранее информируем наших партнёров о том, что на территории некоторых субъектов РФ введено обязательное ношение масок и перчаток для всех водителей, в том числе на распределительных центрах торговых сетей», - сообщил представитель компании Эдуард Миронов.
В системе логистической компании «Точка-Точка» зарегистрировано около 1 тыс. перевозчиков, половина из которых работает на постоянной основе. Как рассказали в компании, с большинством водителей поддерживают регулярную связь и уточняют состояние здоровья. «На данный момент заболевших мы не выявили. Те, кто осуществляют перевозку сборных грузов и приезжают на наши склады в Москве и регионах, с вынужденным пониманием относятся к нашим требованиям наличия масок, перчаток и соблюдения дистанции при оформлении документов. У водителей нет специфического набора средств профилактики, более того, дальнобойщики, закаленные в непростых условиях труда, с легким скепсисом относятся к введенным властями обязательным требованиям и очень ждут их отмены. Конечно, если мы говорим об обязательном измерении температуры, то надо понимать что ИП, самозанятые и сотрудники небольших парков вряд ли каждый день начинают с измерения температуры тела и в 100% случаев носят средства индивидуальной защиты. Это не легко обеспечить и проконтролировать. Каждый определяет для себя сам размер риска и объем ответственности», - отметил операционный директор компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.
Поддержка отрасли
Для поддержки отрасли грузоперевозок власти приняли ряд мер, в числе которых - отмена весового контроля для перевозки товаров первой необходимости и отмена весенних ограничений в ряде субъектов страны.
По словам директора по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Эдуарда Миронова, отмена весового контроля в данной ситуации имела не сильное значение для компании, поскольку перевозчик соблюдает все нормы и требования российского законодательства и не допускает перегруза транспортных средств. Для контроля нагрузки на ось на некоторых складах компании уже стоят специализированные комплексы весового контроля, на остальных платформах такие комплексы планируют установить в ближайшее время. А вот отмена весенних ограничений в регионах - действенная мера, считает Миронов. Это позволило компании сократить трудозатраты на отслеживание этих ограничений, высвободив их для контроля наличия у водителей пропусков в разные регионы.
Компания IML в целом позитивно оценивает принятые меры. По словам коммерческого директора компании Елены Шутюк, любые меры поддержки бизнеса повышают финансовую устойчивость и позволяют не только выживать, но и развиваться в такое сложное время. «Отмена ограничений по перевозке в весенний период - отличная инициатива. Магистральные и внутрирегиональные трассы открыты для грузовых автомобилей, что позволяет выдерживать заявленные сроки доставки. Однако существует ряд задач, которые нужно решить для улучшения условий работы перевозчиков. Например, следует унифицировать разрешающие документы, чтобы их можно было использовать в разных регионах. Отдельное внимание стоит уделить развитию транспортной инфраструктуры», - считает Елена Шутюк.
Операционный директор компании «Точка-Точка» Максим Алексеев отмечает, что в числе мер господдержки хотелось бы видеть частичные преференции или послабления по части субсидий по транспортному налогу и горюче-смазочным материалам (ГСМ) для физических лиц, которые владеют автомобилями грузоподъемностью свыше 3 тонн. Он добавил, что все эти меры должны распространяться не только на транспортные предприятия, но и на экспедиторов, потому что большинство мелких ИП, перевозчиков и частных лиц не самостоятельны с точки зрения оказания услуг. Их бизнес строится на том, что они являются подрядчиками у контрактодержателей, которыми выступают экспедиторские организации. «Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики обратился к премьер-министру страны Михаилу Мишустину с предложением о мерах поддержки автотранспортной отрасли. Мы считаем, что все меры, перечисленные в письме, должны иметь срок действия не менее одного года, а также распространяться на все категории субъектов предпринимательской деятельности, включая самозанятых», - сказал Максим Алексеев.
В компании AsstrA отмену весового контроля для товаров первой необходимости и отмену весенних ограничений назвали разумными мерами, которые упростили автоперевозки. По мнению руководителя отдела внутрироссийских автомобильных перевозок группы компаний AsstrA Натальи Арефьевой также хорошей поддержкой для грузоперевозчиков стала бы отмена платы в госсистеме «Платон» или существенная скидка в данной системе.
Виктория Брылёва
Лидия Терехова
Читайте также:
Платные дороги во время пандемии
Коронавирус не остановил дорожные работы