«ДорИнфо» рассказывает, какие работы выполнили на «Чуйском тракте» в 2022 году и что запланировано на предстоящий сезон
В 2022 году федеральная трасса Р-256 «Чуйский тракт» отметила вековой юбилей - минуло 100 лет с того момента, как магистраль получила статус государственной дороги. Сегодня это современная трасса, соединяющая три сибирских региона - Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, а также связывающая Западную Сибирь с Монголией и Китаем. «Чуйский тракт» ранее вошел в пятерку красивейших дорог мира по версии National Geographic и остается одним из популярных туристических маршрутов в России. В минувшем году здесь провели масштабные работы по расширению проезжей части до четырех полос, а также выполнили ремонт отдельных участков. Подробнее - в материале портала «ДорИнфо» из серии публикаций об итогах работ на федеральных трассах в прошлом сезоне и планах на этот.
Если говорить об общих цифрах, то суммарно в 2022 году на территории двух регионов - Алтайского края и Республики Алтай - после всех видов работ ввели в строй около 100 км «Чуйского тракта». В Алтайском крае это 25 км, расширенных до четырех полос в ходе реконструкции и капитального ремонта. В Республике Алтай транспортно-эксплуатационные характеристики повышены на участках общей протяженностью 53 км по основному маршруту и на 18 км подъезда к Телецкому озеру. На территории Новосибирской области отремонтировали еще около 30 км дороги.
Расширение дороги до четырех полос в Алтайском крае
По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Алтай», основная задача минувшего года и на последующие годы - расширение трассы. В мае 2022 года, ко дню столетия «Чуйского тракта», в Алтайском крае открыли движение по двум участкам, которые были расширены до четырех полос.
Первый объект - отрезок реконструкции со 173-го по 183-й км на границе Тальменского и Первомайского районов. Работы здесь начались в сентябре 2019 года. На подготовительном этапе специалисты выполнили переустройство коммуникаций, построили временную дорогу к карьеру, непосредственно на объекте смонтировали мобильную смесительную установку для производства бетонных смесей и асфальтобетонный завод. Помимо расширения дороги проектом было предусмотрено устройство разворотных петель и переходно-скоростных полос, строительство двухуровневой развязки возле станции Озерки.
«Все это обеспечило безопасный доступ к федеральной трассе жителям близлежащих населенных пунктов. В районе села Озёрки построили подземный пешеходный переход, встречные потоки разделили металлическим барьерным ограждением по оси дороги, устроили стоянку для большегрузного транспорта. Кроме того, участок на протяженности 14 км обустроили новым электроосвещением»
Второй объект, где в мае минувшего года открыли четырехполосное движение, находится в Первомайском районе. Работы выполнили на участке трассы Р-256 с 216-го по 223-й км. Построенный отрезок увеличил пропускную способность автодороги на наиболее загруженном маршруте, однако в полной мере ощутить эффект от проделанной работы водители смогут в предстоящем туристическом сезоне.
Осенью минувшего года завершили капитальный ремонт трассы с 212-го по 216-й км: проезжую часть также расширили до четырех полос. Существующая здесь транспортная развязка на 212-м делит поток на тех, кто едет в сторону Барнаула, и тех, кто следует в Новосибирск и другие города. Ранее двухполосная дорога перед этой развязкой не справлялась с потоком отдыхающих, которые возвращались по выходным из Республики Алтай. Теперь эта проблема решена.
Кроме того, в 2022 году ввели в эксплуатацию после расширения до четырех полос участок «Чуйского тракта» со 143-го по 150-й км и начали аналогичные мероприятия на смежном отрезке - от границы с Новосибирской областью со 135-го по 143-й км. На нем работы намерены завершить в последующие годы.
Также в начале прошлого года приступили к работам на участке с 230-го по 234-й км за селом Баюновские ключи Первомайского района. Изначально его планировали ввести в эксплуатацию в ноябре 2023 года, но это удалось сделать раньше - в конце минувшего года.
На всех завершенных в прошлом сезоне дорожных объектах встречные потоки разделили металлическим барьерным ограждением, устроили разворотные петли, построили новое электроосвещение в населенных пунктах. Кроме того, в районе поселка Новый и садоводства «Огоньки» обустроили автобусные остановки и пешеходные переходы.
Активно в 2022 году шли работы по расширению участка на въезде в Бийск со стороны Барнаула с 341-го по 344-й км. Здесь в летнее время трафик также многократно возрастает: не только за счет туристического потока, но и местных жителей, которые отправляются на отдых загород. Полностью завершить капитальный ремонт должны летом 2023-го, но движение по четырем полосам уже открыто.
Приведение дороги к нормативу в Республике Алтай
В Республике Алтай задачей последних лет было приведение «Чуйского тракта» в соответствие нормативным требованиям. Чтобы автодорога могла справляться с современными нагрузками, нужно было усилить дорожную одежду. Для этого использовали технологию холодной регенерации. По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Алтай», в регионе накоплен уникальный опыт применения данного метода: первые участки таким способом были отремонтированы еще в 2011 году, и годы эксплуатации доказывают его эффективность.
«Сегодня можно говорить о том, что на «Чуйском тракте» по основному маршруту эта цель достигнута, он соответствует нормативным требованиям более чем на 90 %»
По итогам строительного сезона 2022 года в строй после ремонта ввели три участка общей протяженностью 53 км - все они находятся в Онгудайском районе. Отрезок за перевалом Чике-Таман с 668-го по 684-й км был переходящим: летом закончили работы на последних 6 км. Еще два объекта с 718-го по 765-й км отремонтировали за один сезон. Покрытие на всех трех участках - из битумоминеральной смеси, что обеспечило повышенный коэффициент сцепления колес автомобилей с дорогой. В населенных пунктах Купчегень, Йодро и Белый Бом построили тротуары, а для повышения безопасности дорожного движения заменили барьерное ограждение: суммарно оно установлено на протяжении 26 км.
В Республике Алтай постепенно приводят в нормативное состояние подъезд к Телецкому озеру, который получил федеральный статус в 2020 году и вошел в состав «Чуйского тракта». На всем протяжении - а это 140 км - подъезд не соответствовал нормативам. В 2021 году выполнили капремонт на первых участках длиной 14 км. В 2022 году завершили работы на двух отрезках от перевала Карасук до Сугула (с 31-го по 41-й км) и в районе Узлекского перевала (с 80-го по 88-й км).
Как отметили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Алтай», одна из проблем, которую необходимо было решить в ходе ремонта участков подъезда к Телецкому озеру, - слабое основание дорожной одежды, не справлявшееся с современными нагрузками. Поэтому специалисты полностью заменили конструкцию - эти работы сравнимы со строительством новой автодороги. Сначала выполнили ремонт земляного полотна, замену слабых и переувлажненных грунтов на локальных участках, затем устроили основание дорожной одежды по методу холодной регенерации: для этого использовали существующие материалы с добавлением вспененного битума и цемента. На последнем этапе уложили слои покрытия из асфальтобетона.
Параметры дороги после ремонта стали соответствовать нормативам: ширина проезжей части составляет 7 метров, каждой полосы - 3,5 метра. Всего на двух отрезках заменили 41 водопропускную трубу. Не забыли и о вопросах безопасности: провели работы по обеспечению видимости встречных транспортных средств, а именно очистку полосы отвода от растительности, а также понижение или повышение отметки оси трассы. Кроме того, на участке с 31-го по 41-й км, который проходит через населенные пункты, установили четыре новые автобусные остановки, построили тротуары и освещение длиной около 2 км в селе Сугул.
В минувшем году на трассе Р-256 «Чуйский тракт» в Республике Алтай также капитально отремонтировали мосты через реку Саразон на 89-м км и через реку Турочак на 133-м км. В ходе проектирования специалисты пришли к выводу, что сохранить существующие конструкции не представляется возможным, необходима полная замена всех элементов на новые. После выполненных работ переправы смогут справляться с нормативными нагрузками, стоит отметить, что раньше здесь действовали ограничения по массе транспортных средств.
Планы на 2023 год в границах Алтайского края и Республики Алтай
Как рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Алтай», основные направления работы в текущем сезоне останутся прежними: расширение до четырех полос и приведение в нормативное состояние подъезда к Телецкому озеру. Для выполнения мероприятий на объектах уже выбраны подрядные организации. Часть участков переходит с прошлого года, на некоторых уже в том сезоне шли строительно-монтажные работы, другие - на стадии подготовительных этапов.
«Задачи ФКУ Упрдор «Алтай» в регионах отличаются. В Алтайском крае, где интенсивность транспорта значительно выше, чем в Республике Алтай, а в потоке существенная доля большегрузного транспорта, расширение «Чуйского тракта» в приоритете»
Так, на территории Алтайского края начнут или продолжат мероприятия по расширению участков со 135-го по 143-й км, с 234-го по 258-й км, с 299-го по 308-й км и с 341-го по 344-й км в Тальменском, Косихинском, Троицком и Бийском районах. Всего - семь объектов протяженностью 45 км.
На подъезде к Телецкому озеру в Республике Алтай продолжат капремонт с 24-го по 31-й км, где работы начались в прошлом году. Этот объект соединит два ранее отремонтированных участка. После завершения работ дорога на территории Майминского района будет полностью соответствовать нормативным требованиям.
Также в текущем сезоне планируют начать капремонт двух участков в Чойском районе Горного Алтая: с 60-го по 70-й км и с 70-го по 80-й км. Трасса здесь находится в неудовлетворительном состоянии: как и на предыдущих отрезках, конструкцию дорожной одежды предстоит полностью переустроить. Кроме того, намечен ремонт дороги со 139-го по 150-й км. В пресс-службе ФКУ добавили, что все объекты будут вводить в эксплуатацию поэтапно. Некоторые работы закончат уже в текущем году, полностью все работы будут выполнены в 2025 году.
Ежегодно объемы работ на трассе Р-256 «Чуйский тракт» увеличиваются. В пресс-службе подчеркнули, что такая модернизация дороги способствует развитию социально-экономических связей между регионами, повышает туристическую доступность, инвестиционную привлекательность Алтайского края и Республики Алтай, делает путешествия внутри страны более комфортными и безопасными для автомобилистов. Кроме того, увеличение объемов дало импульс к развитию дорожно-строительных организаций Алтая.
«Сегодня «Чуйский тракт» открывает красоты Горного Алтай для миллионов туристов, такой же цели ожидается достичь по завершении ремонтных мероприятий, активно выполняемых на подъезде к одной из главных жемчужин Алтай - Телецкому озеру, которое входит в пятерку самых глубоких озер России и занимает второе место после Байкала среди крупнейших пресноводных озер страны»
Около 30 отремонтированных километров в Новосибирской области
В минувшем году на территории Новосибирской области отремонтировали три участка трассы Р-256 «Чуйский тракт» общей длиной около 30 км - об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ФКУ «Сибуправтодор».
На переходящем с 2021 года объекте с 33-го по 38-й км в черте города Бердска не только устроили новое покрытие, но и выполнили работы по переустройству водоотвода и ливневой канализации, заменили пешеходное ограждение и отремонтировали тротуары, реконструировали светофорный объект на пересечении с улицей Первомайской.
На участке с 46-го по 52-й км для повышения уровня безопасности движения на повороте к селу Лебедевка устроили дополнительную полосу. Кроме того, на отрезке заменили покрытие, знаки, столбики и барьерное ограждение, обновили светофорные объекты. А на участке с 72-го по 90-й км с опережением запланированных сроков на один год устроили слои износа.
Один из масштабных проектов на территории региона - строительство Восточного обхода Новосибирска (первый этап). Работы шли в прошлом году, их продолжат и в этом сезоне.
В августе в рабочем режиме запустили движение автомобилей по путепроводу в составе строящейся развязки на пересечении Восточного обхода с региональной дорогой «Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий». Это позволило переключить транспортный поток с временного объезда на новый участок трассы. Путепровод входит в состав первого этапа обхода с 14-го по 34-й км. За минувший год на строящемся участке уложили цементобетонное покрытие на общем протяжении около 9 км. В настоящий момент работы на объект продолжаются: специалисты монтируют мостовые сооружения. Ввод первого этапа в эксплуатацию намечен на осень 2024 года.