Материал «ДорИнфо», посвященный процессу импортозамещения в дорожной отрасли

В рамках выставки-форума «Дорога 2022», прошедшей в середине октября в Казани, состоялась конференция «Сделано в России», участники которой рассказали о процессе импортозамещения в дорожной отрасли. О том, какая работа ведется в этом направлении сегодня, - в материале «ДорИнфо».

Ориентир - на импортозамещение

В приветственном слове руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков сообщил, что Росавтодор при поддержке Министерства транспорта РФ уже давно занимается вопросами импортозамещения.

«Это приводит к результатам, которые мы имеем сегодня. Например, по строительным материалам: мы все являемся свидетелями того, как изменилось наше сознание в отношении битумных материалов, ведь все они на сегодняшний день производятся в нашей стране. И это делает нас уже достаточно независимыми от внешних факторов. Но, конечно, мы должны двигаться дальше»,

отметил Роман Новиков.

В режиме видеоконференцсвязи к участникам обратился заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. Он отметил, что на сегодняшний день дорожное хозяйство России развивается опережающими темпами. Благодаря беспрецедентной поддержке со стороны Правительства РФ в дорожной сфере удалось совершить большой прорыв и добиться значительных результатов.

По словам Дмитрия Баканова, сегодня есть множество инструментов поддержки импортозамещающих проектов, о которых необходимо информировать и производителей, и поставщиков.

«Дорожные предприятия сталкиваются с отсутствием аналогов ряда импортной техники на рынке России, а имеющаяся на рынке продукция зачастую не соответствует требованиям по ряду показателей. При этом из-за малого объема производства стоимость техники зачастую выше, чем у иностранных аналогов. Важно отметить, что сейчас все более крепнет взаимодействие между Минтрансом и Минпромторгом как в целом, так и между производителями и потребителями, а это позволяет более точно скоординировать действия при решении задачи импортозамещения. Кроме того, нам совместно необходимо двигаться вперед и развивать такие секторы, как станкостроение и легкая промышленность. Сегодня существует множество инструментов поддержки импортозамещающих проектов - о них необходимо более подробно информировать производителей и поставщиков»,

сказал замминистра транспорта.

Депутат Госдумы Федерального Собрания РФ, первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен отметил, что вопросы по импортозамещению необходимо решать более оперативно. Он предложил законодательно утвердить понятия «российский производитель» и «российская продукция», а также переориентировать закупочные процедуры на отечественную продукцию за счет совершенствования Федеральных законов № 44 и № 223.

«Огромная благодарность людям, которые сохранили коллективы и производство, руководителям, которые, несмотря на сложнейшую конкуренцию среди производителей дорожно-строительной техники, продолжают выпускать российскую технику, но, как говорится, «медленно ходим» - мы медленно все делаем. <…> Когда мы должны перейти на работу на нашей родной отечественной технике? Какой запас прочности у нас сейчас есть? Сколько еще дорожники смогут проработать на тех запчастях, узлах и агрегатах, которая сейчас есть? Мы на эти вопросы не ответим, но мы прекрасно понимаем, что сегодняшняя ситуация будет длиться не месяцы. С каждым принятием пакета санкций у нас иллюзии становятся все меньше и меньше, поэтому нужно настраиваться на долгосрочную работу, мне кажется, на годы вперед, и соответственно, поднимать нашего российского производителя»,

подытожил Сергей Тен.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов подчеркнул, что в условиях зарубежных санкций российские дорожно-строительные предприятия активно мобилизуются, осваиваются новые виды продукции и компонентов, поэтому в целом задача по импортозамещению решается. По его словам, объем производства отечественной спецтехники за восемь месяцев (с февраля текущего года) увеличился на 21,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Есть разные сегменты, где у нас на сегодняшний день есть различный запас производственных мощностей, различный запас компетенций. У нас одна из наиболее критических ситуаций в секторе производства экскаваторов, где нам нужно очень сильно постараться и увеличить кратно те мощности, которые у нас есть. Есть сегменты, где нам требуются еще наработки (в том числе общеисследовательские работы) - это такие сложные виды техники, как ресайклеры или дорожные фрезы. Между тем есть сектора, где мы достаточно хорошо представлены, например, некоторые сегменты автокранов - свыше 80 % техники представлено российскими производителями»,

сообщил замминистра промышленности и торговли России.

Он добавил, что в вопросе импортозамещения необходимо работать в тесной связи с потребителем, чтобы получать обратную реакцию по надежности, долговечности и потребительским свойствам продукции и техники.

Какая работа ведется?

Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Ренат Гайнетдинов рассказал о работе межведомственной группы, на базе которой с 2019 года осуществляется взаимодействие Министерства транспорта и Министерства промышленности и торговли РФ. Ее работа позволила наладить диалог производителей и потребителей дорожной техники для повышения ее качества, и многие из высказанных замечаний, по словам спикера, уже учтены.

«На сегодняшний день мы сконцентрированы на трех основных задачах. Первая - это цифровизация процесса «обратной связи», чтобы собирать предложения и замечания по выпускаемой технике от ее потребителей, которые могли бы оперативно заявить, что они готовы приобрести в ближайшей перспективе и в каких объемах. Вторая задача - постепенно добиться, чтобы на федеральных стройках в рамках госзаказа дорожники работали на отечественной технике. И третья - создание новых образцов техники, которых нет сегодня в выпускаемой линейке отечественных предприятий. Мы подразумеваем, что на это будет выделяться субсидия в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы»,

рассказал Ренат Гайнетдинов.

После этого выступил заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников, отметив, что в условиях санкций ни одна дорожная стройка не остановилась, все работы выполнялись и выполняются в установленные графики.

Представитель ФДА назвал основные мероприятия в сфере импортозамещения. Первое - это организация производства российскими производителями отдельных узлов и агрегатов, которые в настоящее время производятся и закупаются за рубежом. Второе - наращивание объемов производства отечественной дорожно-строительной техники. Третье - расширение номенклатуры выпускаемой российской техники и повышение ее потребительских качеств. Основная цель данных работ - повышение конкурентоспособности и готовность оперативной работы с потребителями отечественной техники.

Кроме того, в рамках мероприятий по импортозамещению ФДА проводит научно-исследовательские работы по разным направлениям, среди которых совершенствование методов проектирования автодорог и искусственных сооружений на них; актуализация требований к применяемым инертным материалам, битумам, асфальтобетонным смесям, бетонным и железобетонным изделиям; разработка новых требований к свойствам материалов, используемых в дорожных конструкциях и сооружениях, а также обеспечение внедрения совершенно новых материалов, ранее не применяемых в дорожной отрасли.

По словам Олега Ступникова, на сегодняшний день примерное соотношение отечественной и импортной техники составляет 30 к 70 %. При этом по отдельным сегментам доля российской дорожно-строительной техники высока, например, автосамосвалы отечественного производства составляют порядка 60 % рынка, автогрейдеры - около 70 %, комбинированные дорожные машины - 90 %. Однако есть сегменты, где отмечаются «просадки» по отечественному производству: в этом списке экскаваторы-планировщики (7 %), грунтовые катки (20 %) и бурильно-сваебойные машины (28 %).

«Санкционное давление лишний раз доказывает необходимость двигаться в сторону технологической независимости. И дорожно-строительная техника - сегмент, наиболее подверженный этим проблемам, находится под пристальным фокусом внимания в Росавтодоре. <…> Сейчас активно развиваем производство наименее представленной на отечественном рынке техники. Прежде всего, речь об асфальтоукладчиках и асфальтобетонных заводах. И в этом году мы уже провели опыты на федеральных трассах по производству и укладке асфальтобетона, выполненного полностью на отечественном оборудовании, и они показали хороший результат»,

отметил Олег Ступников.

Еще одна тема, которую поднял замруководителя ФДА, - комплектующие для дорожно-строительной техники. По оценкам специалистов, на данный момент существует зависимость от импортных комплектующих на 10-15 %. В связи с этим спикер призвал коллег, присутствующих на конференции, проводить более активную работу в этом направлении и занимать те ниши, которые освобождаются на рынке.

Директор Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Алексей Бунчик акцентировал внимание участников конференции на вопросах производства отечественных дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, а также расширении их производства в условиях санкций. Он отметил, что сегодня рынок инертных материалов, а также вяжущих, которые являются основным сырьем в дорожном строительстве (битумы, асфальтобетонные смеси, бетонные и железобетонные изделия), фактически полностью охвачены российскими производителями.

«В настоящее время на рынке дорожно-строительных материалов наблюдается существенное продвижение в производстве российских добавок и модификаторов. Большая часть которых не хуже импортных улучшают свойства асфальтобетонной смеси, упрощают технологию производства и снижают затраты. Однако у производителей отечественных добавок по-прежнему велика доля импортных компонентов - это вызывает у них тревогу и обоснованную задачу, которую надо решать»,

обозначил Алексей Бунчик.

Он добавил, что сейчас в России запущен новый онлайн-сервис «Биржа импортозамещения», позволяющий заказчикам и поставщикам проводить закупки импортозамещающих товаров отечественного производства, аналогов санкционной продукции и оригинальных товаров, произведенных в России.

В то же время, как сообщил генеральный директор АНО «НИИ ТСК» Евгений Симчук, за последние десять лет была проделана большая и серьезная работа по совершенствованию фонда нормативно-технических документов, обновлению стандартов по применению материалов и технологий в отрасли. Разработано 420 новых национальных стандартов, львиную долю из которых составляют как раз документы на дорожные материалы и изделия.

В конце конференции участники обозначили направления, которые в ближайшей и долгосрочной перспективах потребуют всестороннего внимания для дальнейшего развития отрасли и наращивания темпов дорожного строительства.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789