Рассказываем, какие работы провели на дороге в 2023 году и что планируют реализовать в предстоящем сезоне

Федеральная трасса М-5 «Урал», протяженность которой вместе с подходами составляет 3255 км, проходит через 11 российских регионов – от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу и Челябинск до Екатеринбурга. На автодороге каждый год проводят серьезные работы по модернизации, направленные на увеличение пропускной способности и повышение комфорта и безопасности движения. О том, какие мероприятия проводили на «Урале» в прошлом сезоне и что запланировано на этот, – читайте в материале «ДорИнфо», который продолжает серию публикаций о работах на федеральных трассах в 2023 году и планах на 2024-й.

Строительство новых участков в Подмосковье

По информации пресс-службы ФКУ «Центравтомагистраль», на территории региона в 2023 году провели работы по обновлению проезжей части с 75-го по 81-й км и на транспортной развязке вблизи Коломны: здесь уложили новый слой покрытия по технологии объемно-функционального проектирования. Устройство защитного слоя позволило устранить дефекты на дороге, восстановить показатели ровности и продлить срок службы конструктивных слоев дорожной одежды. Также в минувшем сезоне для повышения безопасности движения установили 12 светофорных объектов на пешеходных переходах.

Как отметили в пресс-службе, сегодня наиболее масштабными проектами на федеральной трассе в Подмосковье являются реконструкция участка с 28-го по 37-й км со строительством обхода поселка Октябрьский и строительство отрезка с 66-го по 87-й км (Ульянино - Непецино). Обход Октябрьского, где в перспективе движение будет организовано по восьми полосам, позволит увеличить пропускную способность автодороги и перенаправить транзитный транспорт в обход населенных пунктов Октябрьский, Островцы и Заозерье. Кроме того, дорога улучшит транспортную доступность международного аэропорта Жуковский, научного центра «Сверхзвук» на базе ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, международного авиационно-космического салона «МАКС», крупных логистических комплексов «Софьино» и «Быково», а также туристического кластера в Коломне. Открыть движение здесь планируют до конца года.

Также к концу года планируют построить новый участок трассы М-5 от села Ульянино до села Непецино протяженностью более 20 км. Проезжая часть будет иметь четыре полосы, автомобильные потоки разделят барьерным ограждением – это позволит избежать встречных столкновений. Как отметили в пресс-службе ФКУ, на всем протяжении трасса проложена по новому направлению, она позволит обеспечить обход населенных пунктов Татаринцево, Старниково, Ульянино, Никитское и Степанщино.

Строительство обходов в Пензенской области и Мордовии

В Пензенской области в 2023 году велось активное строительство обхода Спасска на участке трассы «Урал» с 466-го по 487-й км. Об этом порталу «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе ФКУ «Поволжуправтодор». Здесь специалисты устраивали земляное полотно и дорожную одежду, строили мосты, путепроводы и сельскохозяйственные переезды. К устройству барьерного ограждения, установке знаков и нанесению разметки приступят в этом сезоне.

«Завершение запланировано на 2025 год, но работы идут с опережением графика, хотя бо́льшая часть новой трассы прокладывается заново»

отметили в пресс-службе Управления.

Что касается планов, то в этом году в Пензенской области после капитального ремонта введут в строй участок автодороги с 500-го по 505-й км. Результатом работ станет расширение проезжей части до четырех полос. Кроме того, на обходе Пензы (с 633-го по 645-й км) уложат защитные слои. На 635-м км трассы продолжат ремонт левого моста через реку Сура – его сдадут в эксплуатацию в 2025 году.

В Мордовии на участке дороги с 411-го по 466-й км в прошлом сезоне вели строительство обхода населенных пунктов Умет, Аким-Сергиевка, Зубова Поляна. Работы продолжат и в этом сезоне. По состоянию на начало февраля, готовность объекта составляла более 61 %.

«Его основная цель - вывести оживленную трассу за пределы населенных пунктов, улучшить безопасность на дороге и состояние окружающей среды, предоставить более комфортные условия для водителей. В рамках проекта предполагается обход таких населенных пунктов, как Умет, Зубово-Поляна, Аким-Сергеевка, Новые Выселки, Каргал, Зарубкино в Мордовии. Окончание строительства намечено на октябрь 2025 год»

рассказали в пресс-службе ФКУ «Поволжуправтодор».

Модернизация автодороги в Самарской и Оренбургской областях

В минувшем году в Самарской области завершили первый этап строительства и реконструкции участка автодороги М-5 «Урал» с 1034-го по 1042-й км. Проезжую часть здесь расширили с двух до четырех полос, а благодаря возведению развязки на 1040-м км удалось ликвидировать небезопасное одноуровневое пересечение трассы «Урал» с региональной дорогой «Красный Яр – Отрадный». Оставшиеся работы на объекте завершат в 2025 году – об этом сообщили в пресс-службе ФКУ «Поволжуправтодор».

Также в регионе защитили слоями износа участок с 6-го по 12-й км на подъезде к Самаре. Здесь уложили тонкослойное покрытие из битумоминеральной смеси. Технология позволяет повысить износостойкость дорожного покрытия и улучшить его сцепные свойства. В 2024 году аналогичные работы планируют выполнить на подъезде к Оренбургу с 72-го по 79-й км.

Отметим, что в 2022 году в состав федеральной трассы М-5 «Урал» вошли региональные дороги Саратовской области «Саратов – Тепловка – Базарный Карабулак – Балтай», «Балтай – Большие Озерки – Неверкино» и Обход рабочего поселка Балтай. Они стали одной автодорогой общей протяженностью 138,5 км и получили название «Подъезд к Саратову». Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Нижне-Волжское», в 2023 году на подъезде к Саратову отремонтировали пять участков общей длиной 63,65 км, еще на двух отрезках протяженностью 10,2 км устроили защитные слои. В этом сезоне намерены провести ремонт 9,6 км.

На территории Оренбуржья в 2023 году приступили к капремонту двух участков: с 375-го по 379-й км и с 379-го по 390-й км. Работы на первом объекте планируют закончить в 2024 году, на втором – в 2026-м, сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Приуралье». Основной целью капремонта является восстановление транспортно-эксплуатационного состояния дороги с доведением ее конструктивных элементов до уровня, установленного требованиями нормативной и проектной документации. Также в прошлом сезоне в связи с увеличением интенсивности движения автомобилей на 1204-м км в области установили светофор: дополнительные секции на нем обеспечили безопасный проезд во все направления. На подъезде к пункту пропуска «Орск» установили три надземных пешеходных перехода, благодаря чему жители близлежащих жилых комплексов, садовых товариществ могут безопасно переходить через федеральную трассу.

Укладка защитных слоев в Рязанской и Ульяновской областях

По информации пресс-службы ФКУ «Поволжуправтодор», на территории двух регионов обновили участки автодороги М-5 «Урал». Так, в Рязанской области устроили тонкослойное покрытие из битумоминеральной смеси на участке с 210-го по 216-й км (обратное направление), а в Ульяновской – на отрезке с 802-го по 814-й км. Кроме того, в Спасском районе Рязанской области завершили ремонт левого путепровода на 232-м км. Специалисты привели в нормативное состояние опоры и пролетные строения, заменили конструктив проезжей части, перильное и барьерное ограждения. Также привели в порядок систему водоотвода, лестничные сходы и укрепления конусов насыпи. Движение на этом участке трассы организовано по двум мостовым сооружениям с раздельным проездом автотранспорта по двум полосам в обоих направлениях.

Масштабные работы по строительству и реконструкции в Башкирии

По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Приуралье», в 2023 году в республике после реконструкции и строительства ввели в эксплуатацию участок с 1480-го по 1494-й км (Южный обход Уфы) – это самый загруженный отрезок трассы в границах Башкирии. В ходе работ возвели 14,3 км дороги с шестью полосами движения и семь искусственных сооружений. Так, для проезда и выезда из деревни Русский Юрмаш и микрорайона Шакша Уфы построили две транспортные развязки по типу «неполный клеверный лист». В месте расположения развязки вблизи деревни Русский Юрмаш ликвидировали пересечение в одном уровне с железнодорожным переездом: для этого построили путепровод длиной 146 метров, который пересекает автомобильную дорогу и железнодорожные пути.

«Основным назначением второй транспортной развязки близ микрорайона Шакша является обеспечение безопасного доступа транспорта из Уфы на автомобильную дорогу М-5 «Урал». По результатам работ на развязке увеличен габарит путепровода и его пропускная способность»

отметили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Приуралье».

В рамках проекта также реконструировали мост через реку Юрмаш и устроили четыре площадки отдыха. Для обеспечения безопасности жителей населенных пунктов, расположенных вдоль реконструируемого участка, построены три надземных перехода, в которых установлены подъемные платформы для подъема маломобильных граждан. На всем протяжении участка устроили искусственное электроосвещение, что улучшит видимость в темное время суток и позволит двигаться транспортному потоку без снижения скорости. Также сделали 21 км металлического барьерного ограждения, поставили новые знаки и ограждения для животных общей протяженностью 1,2 км, нанесли разметку из термопластика с высокими показателями светоотражения. В целях обеспечения безопасности движения и комфортного пропуска транзитного транспорта на объекте установили автоматизированную систему управления дорожным движением, которая информирует его участников о ситуации на автомобильной дороге в режиме реального времени.

«Благодаря проведенной реконструкции пропускная способность возросла до 50 тыс. автомобилей в сутки, что отвечает, как существующим, так и перспективным потребностям. Модернизация транзитного направления в обход Уфы позволила увеличить разрешенную скорость движения на самой трассе с 60 до 90 км/ч, что сократило для водителей время в пути»

отметили в пресс-службе Управления.

В прошлом году в Башкирии ввели в эксплуатацию и участок капремонта с 1318-го по 1336-й км близ деревни Новосуккулово и села Кандры. Согласно проекту, здесь заменили конструкции дорожной одежды, устроили переходно-скоростные полосы на пересечениях и примыканиях, отремонтировали водопропускные трубы и водоотводные сооружения, обновили дорожные знаки и бордюры.

По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Приуралье», в целях увеличения пропускной способности трассы «Урал» федеральные дорожники ведут активную работу по строительству и реконструкции участков. На данный момент в реализации находятся три объекта общей протяженностью более 48,4 км. Речь идет об отрезках с 1280-го по 1300-й км, с 1300-го по 1312-й км и с 1375-го по 1401-й км. Первый и третий участки планируют ввести в строй в 2025 году, второй – в 2024-м.

«Все дорожные работы, проводимые на участках федеральной трассы М-5 «Урал» значимые, так как улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик, увеличение пропускной способности - имеет большое значение для повышения качества жизни населения, обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта, сокращения времени в пути и комфорта, безопасности всех участников дорожного движения»

подчеркнули в пресс-службе ФКУ.

Расширение до четырех полос участков в Челябинской области

В регионе в прошлом сезоне после ремонта ввели участок с 1829-го по 1844-й км (левый проезд). Помимо обновления дорожного полотна, рядом с поселками Тимирязевский и Витаминный Сосновского района смонтировали два автопавильона, установили оптико-волоконные дорожные знаки, светильники и светофоры на Г-образных опорах. Об этом рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Урал».

Слои износа устроили на участке трассы с 1820-го по 1829-й км (левый и правый проезды), включая развязки на 1821-м, 1825-м и 1828-м км, на отрезке с 1844-го по 1860-й км (левый проезд), включая развязки на 1850-м и 1858-м км, а также на участке с 1860-го по 1871-й км (левый проезд) и на развязке на 1866-м км. Для повышения уровня безопасности дорожного движения устроили стационарное освещение на трех объектах общей протяженностью чуть более 2,5 км – это съезд на Усть-Катав (с 1624-го по 1625-й км), развязка в поселке Тимирязевский (с 1823-го по 1824-й км) и развязка на село Варламово (с 1827-го по 1828-й км).

В 2024 году в Челябинской области продолжат реконструкцию отрезка с 1548-го по 1609-й км. Проектом предусмотрено расширение автодороги до четырех полос, строительство четырех мостов, двух развязок и пяти эстакад. Чтобы кардинально изменить дорожный ландшафт, на объекте производятся буровзрывные работы – каждую неделю взрывается более 10 тыс. кубов горной массы. В рамках реализации данного проекта также строят обход города Сим. Ввод в эксплуатацию этого участка позволит кратно сократить время в пути до наиболее привлекательных туристических мест региона. Для обеспечения безопасности и комфорта на всей протяженности четырехполосного участка устанавливается разделительное барьерное ограждение, которое снимет риски лобовых столкновений, а электроосвещение на транспортных развязках улучшит видимость в темное время суток. В результате реконструкции участка c 1548-го по 1609-й км четырехполосными станут более 150 км трассы «Урал» в границах Челябинской области (85 км были расширены до четырех полос ранее). Итогом работ станет увеличение пропускной способности дороги. По информации пресс-службы ФКУ Упрдор «Южный Урал», в ноябре 2024 года в эксплуатацию введут участок с 1564-го по 1578-й км.

Также в этом сезоне будут проводить капитальный ремонт трассы М-5 «Урал» с 1780-го по 1790-й км от Чебаркуля до Миасса. Указанный промежуток расширят до четырех полос движения. Его планируют ввести в эксплуатацию до 16 сентября 2024 года.

Другие материалы из цикла статей про развитие федеральных трасс в 2023-2024 годах:

Трасса М-1 Беларусь: реконструкция дороги от Москвы до госграницы

Трасса Р-280 Новороссия: модернизация дороги у Азовского моря

Трасса Р-256 Чуйский тракт: расширение и обновление туристического маршрута

Трасса Р-504 Колыма: капремонт и реконструкция в условиях вечной мерзлоты

Трасса М-7 Волга: масштабные работы для увеличения пропускной способности дороги

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789