Материла портала «ДорИнфо» о применении в дорожных работах вторичных ресурсов
В рамках летней сессии Петербургского международного дорожного форума (ПМДФ 2024) в конце июня специалисты дорожной отрасли обсудили использование вторичных ресурсов для строительства и ремонта автодорог. В частности, на форуме обсудили использование техногипса, кровельных отходов и мобильного рециклера. Подробнее – в материале «ДорИнфо».
По словам руководителя направления по развитию обращения вторичных материальных ресурсов и связям с инвесторами ППК «РЭО» Арсения Волкова, на данный момент в России реализуется проект «Экономика замкнутого цикла», который направлен на использование вторичных ресурсов, в том числе при содержании, строительстве, ремонте, реконструкции и капитальном ремонте автодорог. Для этих целей используются стекло, резина, пластик, а также компостированные материалы. Прорабатываются новые методы переработки и рассматриваются альтернативное вторсырье в качестве строительного материала.
«Согласно официальной статистике Росавтодора, за 2016-2023 год было применено при строительстве и реконструкции автодорог регионального и межмуниципального значения порядка 3,5 млн тонн вторичных ресурсов и вторсырья»
Он также добавил, что на 2023-2024 годы в 15 субъектах страны было запланировано применение порядка 1 млн тонн вторсырья на автодорогах. С каждым годом этот объем увеличивается, к 2030 году в дорожных работах планируют применять порядка 40 % вторсырья.
«Проект «Экономика замкнутого цикла» будет реально двигать регионы. Потому что, во-первых, мы с вами стали обществом потребления, и в 1,5 раза стали всего больше потреблять. Во-вторых, темпы утилизации отстают, и уже сделано постановление Правительства, что нельзя ничего захоранивать»
По словам спикера, сейчас на активное использование вторичных ресурсов, в том числе в дорожной сфере, направлено несколько национальных проектов. В частности, нацпроект «Экология» направлен на сохранение невозобновляемых ресурсов, флоры, фауны и пресной воды. Нацпроект «Безопасные качественные дороги» ставит задачи по увеличению межремонтных сроков с 12 до 24 лет, предъявляет новые требования к качеству и экологические требования к стройматериалам.
«Переработка и вторичное использование отходов – это нечто большее, чем просто снижение загрязнения почвы, воздуха или воды. Переработка отходов – самый безопасный для окружающей среды путь, который сохраняет ресурсы нашей планеты и сокращает выбросы парниковых газов, которые способствуют глобальному потеплению. Особую актуальность в переработке имеют материалы с длительным сроком разложения – пластик, стеклопластик, автомобильные покрышки и стройотходы»
Асфальтовый лом и асфальтогранулят – один из видов таких отходов. В составе материала остаются ценные компоненты асфальта – щебень, песок, остатки битума. Основные способы переработки этих отходов – регенерация и рециклинг. Процесс регенерации позволяет восстановить отходы до уровня материала, готового для повторного использования по прямому и иному назначению. Ресайклинг старого покрытия может проводиться без регенерации его свойств. Например, в случае применения асфальтогранулята для укрепления обочин нет потребности в восстановлении пластичности, и наоборот пластичность необходима при вторичном использовании отходов асфальта в дорожном покрытии.
Существует два типа переработки старого асфальтобетона – регенерация на месте работ и горячий ресайклинг на асфальтобетонном заводе с помощью добавления в изготавливаемую смесь расчетного количества, предварительно отсортированного асфальтогранулята.
Объем демонтируемого асфальтобетона на дорогах в каждом регионе страны составляет десятки и сотни тысяч ежегодно. Современные ресурсосберегающие технологии позволяют дорожникам использовать старый материал для производства нового покрытия.
«Не секрет, что АБЗ оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при их работе в атмосферу выделяются десятки различных вредных веществ. Но, если при больших объемах работ без АБЗ не обойтись, то при ямочном ремонте можно задействовать полуфабрикаты и вторичное сырье. В этом случае нагрузка на экологию будет гораздо ниже»
Она также рассказала о рециклере, который предназначен для использования вторичного сырья в виде асфальтного лома или гранулята. Это небольшая мобильная асфальтобетонная установка, производительностью до 3 тонн в час. Оборудование позволяет выполнять вторичную переработку асфальта используя куски и крошку от продуктов фрезерования. Для этого регенератор в машине на месте проведения работ разогревает смеси и перемешивает их. В смесь можно добавить щебень песок и битум.
О другом вторичном материал, техногипсе, рассказал руководитель направления по реализации фосфогипса компании «ФОСАГО» Константин Шитиков. Техногипс – полугидрат сульфата кальция, дорожно-строительный материал, твердое мелкокристаллическое вещество от светло-серого до темно-серого цвета, содержащий примеси неразложенного фосфатного сырья, песка, солей кремнефтористоводородной и фосфорной кислот, а также воду в связанном и свободном состоянии. Основное вещество в составе материала фосфополугидрат сульфата кальция обладает способностью после уплотнения образовывать прочный монолитный материал, используемый при устройстве дорожной одежды. Слой из техногипса работает как монолитная плита, распределяющая нагрузку на большую грунтовую поверхность и снижающая напряжения в грунте. Среди преимуществ техногипса спикер отметил удешевление стоимости работ на 45 % для дорог 4 и 5 категории, а также на 20-25 % для дорог 1-3 категорий. Кроме того, материал хорошо применим на болотистой местности из-за монолитности и легкости, обладает устойчивостью к накоплению влаги и вспучиванию, высокой морозостойкостью и низкой теплопроводностью.
По слова спикера, материал можно использовать в строительстве земляного полотна автодорог, устройстве монолитных слоев дорожной одежды, для укрепления грунтов и каменных материалов, а также в качестве минерального порошка при приготовлении органоминеральных смесей для устройства оснований и покрытий дорог. Также спикер отметил эффективность применения фосфогипса, который представляет собой искусственный грунт, применяемый в рекультивации земель. Требования к фосфогипсу в качестве искусственного грунта или компонента грунта установлены ГОСТ Р 70715-2023. Также фосфогипс применяется для снижения влажности грунтов основания и повышения их прочности.
О применении кровельных отходов в качестве материала для автодорог рассказала руководитель направления ООО «ТПБО» Зарема Асадулина. Сейчас проводятся исследования в части переработки и применения кровельных отходов в дороге и на крышах домов. На сегодняшний день есть два источника получения кровельных отходов – старые крыши и отходы битумных вяжущих, из которых производят битумный порошок и битуманизированный картон. Битумный порошок – это сырье для изготовления строительного и дорожного битума, праймера, мастик, битум-полимерного покрытия, гидроизоляционных рулонных материалов, а также дорожной стыковочной ленты. Битумизированное стекло или картон – это сырье для изготовления стабилизирующих добавок для щебеночно мастичных асфальтобетонов (ЩМА) и монолитного покрытия, а также целлюлозных добавок.
Для получения этих материалов кровельные отходы перерабатывают следующим образом: на производство поступает кровельный битум, его отделяют на фракции, старые и новые, и кладут в шредер. Полученный порошок загружают в устройство, где при определенной температуре его преобразуют в битумно-полимерную кровельную смесь. В зависимости от требований в смесь вводят модификаторы, в определенных соотношениях. Далее полученную смесь пропускают через систему диспергирования для гамогенизации смеси с модификаторами и получения однородной эмульсии, которая передается для изготовления необходимого продукта.
Добавим, на прошлогодней летней сессии Петербуржского дорожного форума специалисты обсудили экологичные модификаторы асфальтобетона, а также переработку резиновых автомобильных покрышек для создания резинобитумного вяжущего.