Материал «ДорИнфо» о технологиях летнего содержания дорог и практическом опыте содержания ЗСД в Петербурге

Летнее содержание автодорог – одна из ключевых тем, которую дорожники обсудили в рамках летней сессии Санкт-Петербургского международного дорожного форума (ПМДФ 2024) в конце июня. Специалисты обсудили использование метеосистем в части формирования спецпрогнозов для ремонта дорог, технологию сверхзвуковой очистки покрытия, а также рассказали об особенностях содержания Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге. Подробнее – в материале «ДорИнфо».

Повысить качество летнего содержание автодорог позволяет метеомониторинг. О его особенностях рассказал коммерческий директор компании ООО «Трасском» Александр Белов. По его словам, метеосистемы используют не только при зимнем содержании, но и летом – при планировании дорожных работ, а также для выбора подходящих стройматериалов. Современные технологии метеомониторинга могут учитывать категорию дорог, метеорологические особенности региона и другие факторы для создания прогноза. При этом системы активно развиваются.

«Несколько лет назад основным вопросом от заказчика был тип датчиков в метеосистеме, однако они являются лишь малой частью метеосистемы и, чем дальше система развивается, тем их [датчиков] влияние на результат все меньше и меньше. В свою очередь растет точность определения вычисляемых параметров»

отметил спикер.

Летнее содержание дорог: теория и практика
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Александр Белов

Он также добавил, что метеосистему можно разделить на три элемента: оборудование и сервисы, диспетчерский центр, содержание и развитие. В комплексе это дает эффективную систему мониторинга состояния окружающей среды. На основе специализированных прогнозов строят рекомендации по выполнению работ для содержания дорожной сети. Выделяют такие типы прогноза как гиперлокальный общепогодный уточненный атмосферный прогноз с учетом данных метеостанций, а также специализированный дорожный прогноз состояния и температуры дороги с учетом данных от датчиков состояния дорожного полотна.

Подбор нужной метеосистемы для формирования данных зависит от категории дороги и конкретных задач, а также метеорологических особенностей региона. Рассказывая о системе метеомониторинга компании «Трасском», Александр Белов отметил, что в основе станции находятся бесконтактные и контактные технологии. Основное отличие бесконтактной системы от контактной – коэффициент сцепления и коэффициент зимней скользкости. Так, контактная технология позволяет определить процент содержания хлорида. Бесконтактная тоже способна определить хлориды, но только их отсутствие или содержание. Обе технологии могут работать вместе, позволяя собрать наибольшее количество данных.

В части летнего содержания дорог речь также зашла о работах по очистке и обработке дорог, откосов и тротуаров от пыли и грязи. Об опыте применения и возможностях сверхзвуковой термодинамической чистки и напыления рассказал технических директор ООО «ПК БАЛТПРОМПУТЬ» Сергей Тихомиров.

«Ежегодно до четверти всего металла в мире теряется из-за коррозийного процесса. Затраты на ремонт и модернизацию дорог многократно превышают стоимость самого металла, из которого она произведены. Степень износа в России в два раза выше, чем в других странах, а убытки от коррозии сопоставимы с ценой строительства нескольких энергоблоков»

отметил спикер.

Летнее содержание дорог: теория и практика
Автор фото: ПОРТАЛ ДОРИНФО
На фото: Сергей Тихомиров

Он также добавил, что технология сверхзвуковой очистки не новая и служит для очистки и активации металлических и прочих твердых поверхностей от глубокой коррозии металла, калины, остатков ЛКМ, полимерных и битумных покрытий.

На данный момент компания находится на стадии запуска проекта портативного устройства для ультразвуковой очистки. Аппарат работает на керосине и сжатом воздухе. Для очистки поверхностей в устройство добавляется абразив: камень, песок, катышки цинка, алюминия, бронза, медь или золото. Применить такое устройство можно в области судостроения, при реконструкции и содержании дорог. Расход составляет примерно 10-20 кг на кв. метр при производительности 12-25 кв. метров в час. Технология применима также для нанесения напыления. Частицы в потоке установки перемещаются в разогретом, но нерасплавленном состоянии. Ударяясь о поверхность металла, они удаляют из нее отдельные атомы, а затем сами плавятся под действием собственной кинетической энергии. Физика процесса происходит в пучке плазмы, а кислород и воздух в нем участие не принимают. В итоге остается слой очищенного металла без окисления. Технологию также используют для напыления на металлические и твердые неметаллические поверхности металлов и сплавов.

Также на форуме эксперты отрасли обсудили теоретические вопросы использования шампуней и иных чистящих средств для содержания дорог, обеспечение безопасности движения пешеходов с помощью цветного асфальтобетона и ямочный ремонт дорог.

В рамках практической части участники ПМДЭФ 2024 ознакомились с особенностями содержания ЗСД в Петербурге, а также осмотрели Южную механизированную базу содержания скоростной магистрали.

Западный скоростной диаметр – платная трасса Петербурга с высоким автомобильным трафиком. По словам начальника управления по связям с общественностью ООО «Магистраль северной столицы» Андрея Цапу, в мае 2024 года на ЗСД было зафиксировано 480 тыс. транзакций, что составляет примерно 280 тыс. проездов в сутки.

Содержанием ЗСД в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве (ГЧП) занимается компания ООО «Магистраль северной столицы». Одно из приложений соглашения регламентирует штрафы за неправильную эксплуатацию участка. Неисправные лампы, нарушение сроков уборки снега, коррозия, грязные знаки и так далее влекут за собой крупные штрафы. Постоянный мониторинг состояния дорожного покрытия и сооружений проводят с использованием автоматизированных систем. Для решения эксплуатационных задач компанией создан парк многофункциональной уборочной, ремонтной и транспортной техники – всего более 120 единиц современных машин и механизмов. Техника хранится и обслуживается на двух механизированных базах: Южной и Северной.

Зимний фоторепортаж «ДорИнфо» с эксплуатационной базы ЗСД в Петербурге можно посмотреть здесь.

По словам начальника управления эксплуатации дороги и содержания ЗСД Евгения Попова, в рамках летнего содержания на скоростной трассе задействуют поливомоечную и подметательную технику, очищают сети водоотведения, деформационные швы, косят траву, удаляют граффити и рекламу. Для этих целей на Южной механизированной базе ЗСД заготовлена каналопромывочная, поливомоечная и погрузочная техника, манипуляторы, а также легковые автомобили. На базе также подготовлены четыре КДМ для содержания магистрали, машины перекрытия и демпферные прицепы. Для выполнения работ в подмостовой части искусственных сооружений на ЗСД и в тоннеле используют специальное авто с вышкой на базе автомобиля Scania. Машина может опустить вышку с рабочим на глубину 24 метра. На автокране могут работать два оператора. Автовышку задействуют, в том числе для очистки тоннеля под рекой Смоленкой. В летний период два раза в месяц его моют и очищают водоотвод. Не допускают в тоннеле не горящих светильников.

За безопасностью движения на дороге следят в диспетчерском центре. Именно в него поступает информация о состоянии автодороги, нештатных ситуациях и ДТП на трассе. На ситуации оперативно реагируют специалисты, которые при необходимости выезжают на место происшествия. Также база обеспечивает ремонт и содержание спецтехники.

Добавим, в рамках летней сессии ПМДЭФ 2024 специалисты отрасли также обсудили применение в дорожном хозяйстве вторсырья. Подробнее – здесь.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789