Какое влияние оказывает рост стоимости стройматериалов на дорожные проекты, какие меры предпринимаются со стороны заказчиков – в материале портала «ДорИнфо»
На федеральном и региональном уровнях периодически сообщается об увеличении стоимости строительных материалов, применяемых в дорожной сфере. В связи с этим возникает ряд вопросов по поводу реализации дорожных проектов: может ли повышение цен сказаться на общей стоимости уже строящихся и ремонтируемых объектов? Сталкиваются ли подрядчики с нехваткой стройматериалов? Как в текущих условиях реализуются масштабные проекты, в том числе в рамках концессионных соглашений? Какие меры предпринимают заказчики по выходу из сложившейся ситуации? За ответами на эти вопросы портал «ДорИнфо» обратился к Федеральному дорожному агентству, Госкомпании «Автодор», а также к одной из крупнейших российских дорожно-строительных компаний и региональным властям.
Насколько и что подорожало?
В Росавтодоре со ссылкой на подведомственное ФКУ «Центрдорразвития» сообщили, что в соответствии с ежемесячным мониторингом изменения цен на основные строительные ресурсы, используемые в дорожной отрасли и представленные отраслевыми ФКУ, рост цен на основные строительные ресурсы по отношению к предыдущему отчетному периоду в среднем составил 1,2 %, по отношению к 1 января 2021 рост цен на такие ресурсы в среднем составил 12,1 %. По данным Федеральной службы государственной статистики, цены на основные строительные ресурсы по отношению к январю 2021 года в среднем выросли на 16,6 %. Основной рост цен в среднем по РФ приходится на дорожный битум и металлопрокат.
«При этом если говорить о дорожном битуме, то в среднем его удельный вес в структуре стоимости строительно-монтажных работ составляет не более 1,5 %. Основная часть дорожного битума используется в производстве асфальтобетонных смесей. Объем дорожного битума в составе 1 тонны асфальтобетонных смесей занимает не более 5 % (в пределах 30 % от стоимости 1 тонны асфальтобетонных смесей). Таким образом увеличение стоимости дорожного битума не может повлиять на конечную стоимость объектов капитального строительства», - сообщили в Росавтодоре.
Как обстоят дела с федеральными дорожными проектами
В ФДА отметили, что дорожно-строительные материалы (ДСМ) на объекты поставляются согласно производственным графикам подрядных организаций. Информация о сложностях поставки ДСМ от подведомственных Росавтодору ФКУ, являющихся заказчиками объектов строительства, реконструкции федеральных дорог, не поступала. Также от заказчиков не поступала информация о нехватке ДСМ. Реализация крупных федеральных дорожных объектов осуществляется в соответствии с планами и утвержденными паспортами федеральных проектов.
По данным «Центрдорразвития», в настоящий момент в той или иной степени учесть динамику изменения цен основных стройматериалов позволяют индексы изменения сметной стоимости, ежеквартально выпускаемые Минстроем России. Также согласно письму от 10 июня 2021 года о позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения госконтракта, предусмотрена возможность изменения существенных условий договора по соглашению сторон в связи с возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. Однако такие действия допускаются только в рамках контракта по строительству, срок которого составляет не менее 1 года и цена которого не менее 100 млн рублей (п. 8 ч. 1 ст. 95 ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Решение вопроса роста цен на ДСМ на федеральном уровне
В настоящее время разрабатывается поправка к Закону № 44-ФЗ. В ней указано, что менять условия госконтракта, который заключен на срок не менее 1 года, можно при существенном росте цен на одну или несколько позиций ценообразующих стройматериалов, если этот рост приведет к изменению общей стоимости строительства более чем на 5 %.
Письмом Минтранса России от 2 июля 2021 № Д8/16084-ИС в ФАУ «РОСДОРНИИ» было направлено коллективное обращение подрядных организаций, участвующих в выполнении дорожно-строительных работ, к Президенту России Владимиру Путину с проблемными вопросами, в том числе по вопросу необходимости базирования государственной системы ценообразования и сметного нормирования на рыночных ценах стройресурсов.
Обстановка на одной из главных дорожных строек России - трассе М-12
На федеральном уровне о повышении цен на стройматериалы заявил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в конце июня. На своей странице в Instagram вице-премьер в контексте реализации проекта строительства скоростной трассы М-12 «Москва - Казань» сообщил, что работа по строительству магистрали запущена, однако имеются сложности, в том числе увеличение стоимости на стройматериалы, нехватка рабочей силы.
Портал «ДорИнфо» решил выяснить у заказчика строительства М-12 - ГК «Автодор - как текущая обстановка с ценами на материалы и недостаточный объем человеческих ресурсов могут повлиять на дальнейшую реализацию проекта, какие сейчас предпринимаются меры по выходу из сложившейся ситуации. В ответе пресс-служба Госкомпании привела прямую речь вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина с пресс-подхода после торжественного открытия движения по финальному участку ЦКАД в Московской области. На мероприятии, состоявшемся в начале июля, зампредседателя сообщил о повышении стоимости металла, используемого при строительстве трассы М-12. «Металл подорожает точно совершенно, но мы уже договорились с металлпроизводителями, они нам дали определенную скидку на металл, но она все равно не в тех ценах, на которые мы рассчитывали на 2020 год, то есть подорожание произойдет, сейчас ищем средства, чтобы это закрыть», - сказал Марат Хуснуллин.
По поводу нехватки рабочей силы вице-премьер выразил надежду, что трудовые ресурсы будут привлечены на объект. В настоящее время власти дополнительно прорабатывают вопрос с Белоруссией, Узбекистаном, Киргизией. «Сейчас работают 7 тысяч, а должно работать 15 тысяч через 2 месяца. Надо еще 8 тысяч строителей собрать, еще 2700 единиц техники собрать на эту трассу. Поэтому эту работу мы ведем, думаю, что мы найдем ресурсы», - сообщил зампредседателя.
Также Марат Хуснуллин рассказал, что в рамках реализации проекта строительства трассы М-12 компания «Металлоинвест» предоставила трехлетнюю скидку, зафиксировала цену, - были подписаны контракты по фиксированной цене на три года, что исключает повышение цен.
Пресс-служба «Автодора» добавила, что ранее Госкомпания провела ряд совещаний по вопросу увеличения стоимости материалов с поставщиками и подрядчиками. По итогам мероприятий было доложено в аппарат вице-премьера.
На других дорожных объектах - работы в графике
В связи с повышением цен на стройматериалы портал «ДорИнфо» поинтересовался, как сейчас ведутся работы на объектах у одной из крупнейших в России дорожно-строительных компаний - АО «ВАД». В пресс-службе компании заверили, что исполнение контрактов идет в срок.
АО «ВАД» занимается проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным и текущим ремонтом дорог. Сейчас является генеральным подрядчиком ряда инфраструктурных проектов в Вологодской, Костромской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской областях, Республике Крым и Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Севастополе. Так, «ВАД» ремонтирует дороги в Симферополе, реконструирует федеральную трассу А-181 «Скандинавия» в Ленобласти, занимается ремонтом дорог в Петербурге и выполняет работы на других объектах. Кроме того, компания выступает подрядчиком по проектированию и строительству третьего этапа скоростной трассы М-12 «Москва - Казань» на территории Владимирской области.
«Работы на всех объектах выполняются компанией «ВАД» в соответствии с проектной документацией в установленные контрактами сроки», - сказали «ДорИнфо» в пресс-службе.
Рост цен – угроза дорожным стройкам по концессии?
На фоне увеличения стоимости ДСМ ситуация с объемом финансирования проектов, реализуемых в рамках концессий, складывается неоднозначная. Например, в правительстве Самарской области в начале июля уже обсудили проблему удорожания стоимости проекта строительства дороги в обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу из-за повышения цен на стройматериалы. По информации региональных властей, стоимость металлоконструкций увеличилась в два раза. На данный момент в наличии еще есть запас, который купили в 2020 году, но для строительства всего объекта этого будет недостаточно. Губернатор области Дмитрий Азаров сказал: «Нам крайне важно собрать всю информацию по удорожаниям материалов. Мы находимся в жестких условиях, уже определены проектные решения и их стоимость. В то же время, и в Правительстве страны прекрасно понимают, что удорожание имеется по целому ряду позиций».
В рамках концессии в настоящее время строится четвертый мост через реку Обь в Новосибирске, и его стоимость не будет увеличена в связи с ростом цен на металл и другие материалы. Об этом заявил генеральный директор Группы «ВИС» Руслан Семенов в середине июля. По его словам, концессия не предусматривает увеличение стоимости объекта. Задача «ВИС» - создать объект концессии в заложенных ценовых параметрах, а гарантией качества строительства служит обязательство концессионера по эксплуатации всей созданной транспортной инфраструктуры в течение 20 лет.
Что говорят регионы?
На территории Новосибирской области нет проблем с поставками материалов и элементов, применяемых в дорожной отрасли, сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области (ТУАД). Речь идет о щебне, битуме и отдельных металлических конструкциях (знаки, барьерное ограждение). Как рассказали в ТУАД, согласно действующему Закону № 44-ФЗ после заключения контракта с подрядчиком изменение его цены допускается только в случае уменьшения или увеличения объема работ. В других случаях стоимость договоров не может стать меньше либо больше. На текущий год все контракты по дорожным объектам заключены. При этом в ТУАД сообщили о возможном влиянии роста цен на реализацию проектов в ближайшие годы: «влияние может возникнуть на 2022-2023 года, однако там подрядчик до заключения контракта анализирует конъюнктуру рынка и сам принимает решение об участии в аукционе».
Специалисты проектного отдела ТУАД подчеркнули, что согласно п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ цена контракта не зависит от колебания рыночных цен на ценообразующие строительные ресурсы, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта по итогам электронного аукциона.
«На данный момент от подрядных организаций не поступало обращений по увеличению общей стоимости строительства и невозможности выполнения контракта (по поводу нехватки строительных материалов, а также по увеличению стоимости строительных ресурсов)», - рассказали в проектном отделе.
Аналогичная ситуация в Республике Башкортостан. В ответе на запрос об увеличении стоимости стройматериалов в дорожной сфере в Департаменте информационного сопровождения правительства Башкирии сообщили, что сезонные колебания рынка не повлияли на реализацию проектов, таких как новый выезд из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал». Отметим, что Восточный выезд из Уфы строится в рамках концессионного соглашения.
«Подрядчики в первую очередь прорабатывают вопросы с госзаказчиками или муниципальными заказчиками, которые в свою очередь уже обращаются в Министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ об увеличении лимитов при наличии всех необходимых обоснований, сметных расчетов и др. По состоянию на 21 июля 2021 года обращений от заказчиков по поводу нехватки стройматериалов или увеличению лимитов в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан не поступало», - сообщили в Департаменте.
Виктория Непогодина