Активное строительство трассы М-12 «Москва - Казань» стартует этим летом, подробнее об эффекте для регионов от новой дороги - в материале «ДорИнфо»
Активное строительство скоростной трассы М-12 «Москва - Казань» начнется летом этого года. Ожидаемые эффекты от реализации проекта – колоссальные. В перспективе дорога будет способствовать ускоренному развитию экономики пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республик Чувашия и Татарстан. Магистраль станет основной частью международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай». Макроэкономический эффект от строительства трассы оценивается в 2,4 трлн рублей. Власти субъектов, через которые пройдет дорога, а также заказчик строительства ГК «Автодор» рассказали порталу «ДорИнфо» о том, какие новые возможности и перспективы даст скоростной маршрут от Москвы до Казани.
Международные автоперевозки
Трасса М-12 «Москва - Казань» войдет в состав международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» (ЕЗК) протяженностью 8,5 тыс. км. Проект реализуется в рамках Указа Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года с целью строительства и модернизации российских участков автодорог, относящихся к ЕЗК.
Как рассказали в пресс-службе ГК «Автодор», протяженность коридора «Европа - Западный Китай» в России составляет около 2,4 тыс. км. Маршрут представляет собой совокупность инвестиционных проектов и включает в себя скоростную трассу М-11 «Нева» (Москва - Санкт-Петербург) длиной 669 км, третий и четвертый пусковые комплексы ЦКАД в Московской области длиной 110 км, проект строительства скоростной магистрали М-12 «Москва - Казань» длиной 794 км, проект строительства обхода г. Тольятти с мостом через Волгу длиной 97 км и существующие участки федеральной сети - трассы М-5 «Урал» на участках подъезда к г. Ульяновску и Р-239 «Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Казахстаном» - до границы с Казахстаном длиной 620 км, а также участок трассы А-151 «Канаш - Ульяновск» длиной 200 км.
Читайте также: МТК Европа - Западный Китай: в России строят скоростные трассы
Магистраль М-12 «Москва - Казань» станет основной частью ЕЗК, сообщается на сайте проекта. На этом маршруте сконцентрируется основной портфель продуктов, производимых в кластерных отраслях: 70 % автомобильной промышленности России, 50 % аэрокосмической и оборонной промышленности, 40 % металлургии, 30 % машиностроения и приборостроения, 25 % переработки нефти, химии, нефтехимии и газохимии, производства минеральных удобрений, 20 % производства продуктов питания и сельского хозяйства.
Значимость трассы М-12 для страны
В Госкомпании порталу «ДорИнфо» сообщили, что особенностью маршрута М-12 является значительный макроэкономический эффект (около 2,4 трлн рублей), формируемый за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом. Скоростное сообщение будет обеспечено между тремя областями и двумя республиками: трасса М-12 свяжет крупнейшие региональные центры и агломерации (Московская, Владимирская, Нижегородская области, Чувашия и Татарстан) с сетью скоростных автодорог европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»). Кроме того, магистраль будет способствовать ускоренному развитию четырех из восьми крупнейших агломераций: Московской, Самаро-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской. Дорога позволит отвлечь на себя трафик с одного из самых загруженных направлений в стране - федеральной трассы М-7 «Волга». Кроме того, с вводом в эксплуатацию магистрали путь из Москвы до Казани сократится до 6,5 часов. Сейчас водителям на преодоление этого маршрута по трассе М-7 требуется более 12 часов. Это связано с наличием многочисленных пересечений, светофоров и, как уже говорилось выше, большой загруженностью действующей федеральной дороги.
Инфографика: ГК «Автодор»
Согласно информации, представленной на сайте проекта, трасса М-12 не предусматривает одноуровневых пересечений. Для удобства участников движения на дороге возведут развязки, надземные и подземные пешеходные переходы. Всего планируется построить почти 350 искусственных сооружений.
«По всей трассе планируется обустроить освещение. Для животных построить экодуки и зверопереходы. Для местных жителей обустроить переходы и путепроводы, чтобы не нарушать сложившиеся годами связи», - рассказали порталу «ДорИнфо» в Госкомпании.
Также на сайте М-12 сообщается, что через каждые 50-80 км трассы планируется установить заправки, станции шиномонтажа, мини-отели и закусочные. Как уточнили в «Автодоре», строительство и ввод в эксплуатацию зон придорожного сервиса предполагается поэтапно с учетом спроса пользователей дороги на предлагаемые услуги. В планах - 24 МФЗ до 2027 года.
На этапе строительства трассы М-12 планируется создать около 80 тыс. новых рабочих мест, еще до 5 тыс. - на этапе эксплуатации дороги. «В Стратегии пространственного развития России трасса М-12 проходит по перспективным центрам экономического роста. Время в пути между ними сократится в два раза уже в первый год эксплуатации. Будет привлечено до 70 млн тонн внутреннего грузопотока. Кроме того, в зону тяготения трассы попадут наиболее развитые регионы на Урале», - указано на сайте М-12.
Эффект для регионов
В Московской области пройдет нулевой этап трассы протяженностью более 65 км (обходы г. Балашиха и Ногинска): участок от МКАД до развязки с ЦКАД (второй пусковой комплекс) и от ЦКАД до развязки с трассой А-108 «Московское большое кольцо» (первый пусковой комплекс). Как сообщается на сайте проекта, строительство нулевого этапа позволит освободить от транзитного транспорта пролегающую рядом трассу М-7 «Волга», что положительно скажется на экологической обстановке и дорожной ситуации в Подмосковье. Автомобильное движение по дороге станет более безопасным. Кроме того, повысится эффективность логистики, что будет способствовать экономическому росту прилегающих к М-12 территорий.
Через территорию Подмосковья и Владимирской области пройдет первый этап длиной 80 км от пересечения с трассой А-108 «МБК» до пересечения с дорогой М-7 «Волга». Далее во Владимирской области построят второй этап длиной 36 км от пересечения с М-7 до пересечения с дорогой «Владимир - Гусь - Хрустальный - Тума», третий длиной 108 км от пересечения с дорогой «Владимир - Гусь - Хрустальный - Тума» до пересечения с дорогой «Муром - М-7 «Волга» и часть четвертого этапа. Четвертый этап начнется от дороги «Муром - М-7 «Волга» во Владимирской области и закончится на пересечении с трассой Р-158 «Нижний Новгород - Саратов» в Нижегородской области, его протяженность составит 123 км.
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в Департаменте экономического развития Владимирской области, по территории региона запроектирован участок трассы с 88-го по 222-й км. Строительство дороги приведет к росту выпуска товаров и услуг предприятий области в разных отраслях экономики. Это окажет прямой положительный эффект для добывающих предприятий - использование местных полезных ископаемых (песка, щебня) при строительстве дороги, для транспортных компаний, оказывающих услугу по перевозке грузов, для промышленных предприятий области, производящих материалы, используемые для строительства дорог и прилегающей инфраструктуры.
Улучшение доступности региона повлечет за собой создание логистических и распределительных центров, складских комплексов и развитие новых территорий. Наличие обустроенной скоростной автомагистрали повысит инвестиционную привлекательность отдельных муниципальных образований, создаст условия для развития логистики для инвесторов, реализующих проекты на данных территориях, оптимизирует транспортные издержки и снизит затраты на реализацию проектов в целом. Указанные факторы создадут предпосылки для роста налогового потенциала областного бюджета и обеспечат создание новых рабочих мест в регионе. Как сообщается на сайте М-12, открытие участка будет способствовать развитию внутрирегиональных маршрутов и развитию муниципалитетов. Важно, что шанс привлечь внимание инвесторов получат южные районы региона: Судогодский, Гусь-Хрустальный и Муромский, которые на текущий момент являются не самыми развитыми в экономическом плане.
Кроме того, по информации Департамента экономического развития, прогнозируется мультипликативный эффект для развития малого и среднего бизнеса - расширение пассажиропотока и грузоперевозок должно простимулировать создание придорожной инфраструктуры сервиса и питания. Скоростная автодорога повысит транспортную доступность региона для пассажиропотока из Москвы, что приведет к росту ИЖС и дачного строительства. Приток населения с высокой покупательской способностью повысит внутреннее потребление в области.
Разгрузка ряда районов области от транзитного транспорта улучшит экологическую ситуацию в них, повысит комфорт жизни, снизит аварийность. Магистраль позволит вдвое сократить временные затраты на путь от Владимира до Москвы - с 4 до 2 часов, что сократит отток трудового населения. Кроме того, за счет межрегиональной трудовой миграции можно будет снизить нехватку квалифицированных рабочих кадров в регионе. Суммарный экономический эффект от строительства трассы М-12, ожидаемо, составит около 30 млрд рублей.
В Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области также сообщили, что благодаря реализации проекта предполагается вывод части транзитного транспорта с федеральной трассы М-7, которая проходит в границах населенных пунктов. В связи с этим снизится интенсивность движения в границах населенных пунктов, что будет способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения.
На территории Нижегородской области построят большую часть четвертого этапа трассы общей протяженностью 123 км, который завершится на пересечении с дорогой Р-158 «Нижний Новгород - Саратов», пятый этап длиной 107 км до пересечения с дорогой «Работки - Порецкое» и часть шестого этапа, который также предусматривает строительство участка в Чувашской Республике, суммарная длина этапа - 132 км. В Министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области порталу «ДорИнфо» сообщили, что согласно плану прохождения дороги, общая протяженность магистрали в черте региона составляет 281 км. Трасса будет пролегать через девять муниципальных образований: городской округ Навашинский, городской округ Перевозский, Ардатовский район, Арзамасский район, Сергачский район, Пильнинский район, Краснооктябрьский район, Вадский муниципальный округ, Бутурлинский муниципальный округ.
Выбранный вариант строительства магистрали обеспечит отсутствие большого числа изымаемых земельных участков, принадлежащих частным лицам. Благодаря строительству М-12 должно улучшиться движение по местным дорогам - местные связи будут обеспечены по прилегающей сети существующих дорог к новой трассе, транзитный трафик перейдет на новую магистраль. Кроме того, перераспределение транзитного потока улучшит экологическую обстановку в населенных пунктах, через которые проходит трасса М-7 «Волга». На самой федеральной дороге за счет переключения части трафика на новую магистраль должна снизиться аварийность.
Как сообщается на сайте, посвященном М-12, Нижегородскую область эксперты называют одним из ключевых выгодоприобретателей от строительства скоростной магистрали - это связано как с инвестициями в строительство самой трассы, так и с развитием существующей промышленности и появлением новых промышленных кластеров. Социально-экономический эффект от М-12 для Нижегородской области оценивается в 156 млрд рублей.
Кроме того, по информации с сайта проекта, главы муниципалитетов в Нижегородской области, через которые пройдет трасса, рассчитывают, что открытие пятого этапа даст импульс экономическому развитию региона. За счет реализации проекта появятся новые рабочие места, откроются возможности для развития малого бизнеса в сфере обслуживания автозаправок, ремонта автотранспорта, общественного питания, гостиничного обслуживания. Благодаря строительству М-12 ожидается увеличение туристического потока в регион. Например, туристы из Москвы и Казани смогут добраться на автомобилях до Нижнего Новгорода всего за 3-4 часа.
В Чувашии планируют построить части шестого и седьмого этапов автодороги. Как рассказали в Управлении пресс-службы и протокола Администрации Главы Чувашии, протяженность объекта в республике ориентировочно составит 94 км. Согласно проекту схемы, первый участок (шестой этап) пройдет от границы Нижегородской области до пересечения с трассой А-151 «Цивильск - Ульяновск» через Шумерлинский, Вурнарский, Ибресинский районы, его длина составит 84 км. Второй участок (седьмой этап) построят далее до границы с Республикой Татарстан через Канашский, Янтиковский, Комсомольский районы, его протяженность - 10 км.
По информации республиканских властей, строительство скоростной трассы даст импульс развитию промышленного производства, малого и среднего бизнеса, положительно скажется на развитии транспортно-логистических компаний. Проект будет способствовать созданию инфраструктуры придорожного сервиса: гостиниц, объектов общественного питания, автозаправок, авторемонтных мастерских, предприятий реального сектора экономики. Участки дорог М-7 «Волга» и А-151 ««Цивильск - Ульяновск», проходящие через населенные пункты, будут освобождены от грузового транзита. Показатель аварийности на дорогах в республике снизится.
В Управлении пресс-службы и протокола сообщили, что за счет строительства М-12 улучшится логистика перевозок продукции предприятий электротехнического кластера, химической промышленности, машиностроения, что создаст предпосылки для развития этих отраслей и в дальнейшем положительно скажется на инвестиционной привлекательности региона. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о синхронизации маршрута автодороги с туристическими объектами республики.
Реализация проекта обеспечит жителям близлежащих населенных пунктов новые рабочие места. «Подрядчик уже задумывается о наборе дополнительного персонала. Пока речь идет о 500 рабочих мест для местных жителей. Понадобятся инженернотехнические специалисты, механизаторы, водители, дорожные рабочие. На ЦКАДе «Автобан» ряд задач возложил на субподрядчиков, что позволило заметно ускорить строительство объекта. Также хотят поступить и в Чувашии. Для местных организаций привлечение к строительству магистрали должно стать ощутимой поддержкой, будет содействовать стабильности и здоровой конкуренции на дорожно-строительном рынке и, главное, загрузив трудовые ресурсы республики, сохранит людям рабочие места и обеспечит их достойной зарплатой», - сообщили власти Чувашии.
В Татарстане построят часть седьмого этапа трассы суммарной протяженностью 77 км и восьмой этап длиной 66 км с мостовым переходом через реку Волга от пересечения с трассой Р-241 «Казань - Буинск - Ульяновск» до пересечения с дорогой «Сорочьи Горы - Шали». Как сообщается на сайте проекта, в перспективе Татарстан станет центральной точкой маршрута «Европа - Западный Китай». Эксперты называют республику главным бенефициаром строительства М-12 в России. Уже в обозримой перспективе выгоды субъекта от новой трассы оцениваются в 146 млрд рублей. За счет М-12 будут обеспечены новые рабочие места, появятся возможности для развития территорий, перевозки станут более выгодными, быстрыми и безопасными. Кроме того, будет дан импульс развитию технологий и росту промышленности в регионе. Благодаря сокращению времени пути от Москвы до Казани ожидается рост туристического потока из столицы России в республику. Строительство моста через Волгу протяженностью 3,3 км поспособствует снижению нагрузки на северном обходе Казани и разгрузит существующие паромные переправы.
Также на сайте проекта сообщается, что в перспективе Чувашия и Татарстан смогут рассчитывать на увеличение турпотока за счет транзитных путешественников, направляющихся из Европы в Китай и обратно.
Добавим, в настоящее время на этапах скоростной трассы М-12 «Москва - Казань» ведутся подготовительные работы. К активному строительству автодороги приступят текущим летом. Завершить реализацию проекта необходимо в короткие сроки - к 2024 году.
Справка:
Этапы строительства трассы М-12 «Москва - Казань» и подрядчики:
0 этап: более 65 км, Московская область. Проектирование и строительство - заключены контракты с ООО «Трансстроймеханизация»:
· второй пусковой комплекс - участок от МКАД до развязки с ЦКАД. Стоимость - 45 млрд рублей.
· первый пусковой комплекс - от развязки с ЦКАД до развязки с А-108 «МБК». Порядка 20,9 млрд рублей.
1 этап - 80 км, Московская, Владимирская области. Участок с 0-го по 80-й км, от пересечения с А-108 до пересечения с М-7. Проектирование и строительство - заключен контракт с АО «Стройтрансгаз». Цена - 53,1 млрд рублей.
2 этап - 36 км, Владимирская область. Участок с 80-го по 116-й км, от пересечения с М-7 до пересечения с дорогой «Владимир - Гусь - Хрустальный - Тума». Проектирование и строительство - выбран подрядчик ООО «РСК». Ценовое предложение участника - 21,2 млрд рублей.
3 этап - 108 км, Владимирская область. Участок со 116-го по 224-й км, от пересечения с «Владимир - Гусь - Хрустальный - Тума» до пересечения с региональной дорогой «Муром - М-7 «Волга». Проектирование и строительство, выбран подрядчик АО «ВАД». Ценовое предложение участника - 59,5 млрд рублей.
4 этап - 123 км, Владимирская, Нижегородская области. Участок с 224-го по 347-й км, от пересечения с дорогой «Муром - М-7 «Волга» до пересечения с трассой Р-158 «Нижний Новгород - Саратов». Проектирование и строительство - заключен договор АО «ДСК «АВТОБАН», стоимость - 79,695 млрд рублей.
5 этап - 107 км, Нижегородская область. Участок с 347-го по 454-й км от пересечения с трассой Р-158 «Нижний Новгород - Саратов» до пересечения с трассой «Работки - Порецкое». Проектирование и строительство - контракт заключен с ООО «СиАрСиСи Рус», стоимость - 58,26 млрд рублей.
6 этап - 132 км, Нижегородская область, Чувашия. Участок с 454-го по 586-й км, от пересечения с дорогой «Работки - Порецкое» до пересечения с трассой A-151 «Цивильск - Ульяновск». Проектирование и строительство - контракт заключен с АО «ДСК «АВТОБАН», стоимость - 69,22 млрд рублей.
7 этап - 77 км. Чувашия, Татарстан. Участок с 586-го по 663-й км. Поделен на три этапа:
· первый подэтап 7 этапа - от пересечения с дорогой А-151 «Цивильск - Ульяновск» до окончания восточной границы малоподберезьенского леса в Татарстане. Проектирование и строительство - Конкурс признан несостоявшимся, поскольку подана только одна заявка.
· второй подэтап 7 этапа - от восточной границы малоподберезьенского леса до северной границы села Большие Кайбицы в Татарстане. Проектирование. Выбран подрядчик - АО «Петербургские дороги». Ценовое предложение - 297,8 млн рублей.
· третий подэтап 7 этапа - от северной границы села Большие Кайбицы до пересечения с трассой Р-241 «Казань - Буинск - Ульяновск» в Татарстане. Проектирование и строительство. Конкурс признан несостоявшимся, поскольку подана только одна заявка.
8 этап - 66 км. Татарстан. Участок с 663-го по 729-й км, с мостовым переходом через реку Волга от пересечения с федеральной трассой Р-241 «Казань - Буинск - Ульяновск» до пересечения с региональной дорогой «Сорочьи Горы - Шали». Проектирование и строительство - выбран подрядчик ООО «Трансстроймеханизация». Ценовое предложение участника - 123,2 млрд рублей.
Виктория Непогодина