Зачем регионам необходимы инфраструктурные кредиты, какие проекты могут реализоваться с применением нового инструмента - в материале портала «ДорИнфо»

На федеральном уровне прорабатывается новый финансовый инструмент для реализации инфраструктурных проектов, в том числе в дорожной отрасли. Речь идет о предоставлении регионам инфраструктурных бюджетных кредитов по низкой ставке на срок не менее 15 лет с льготным периодом погашения задолженности на строительство дорог, мостов, обновление жилищно-коммунальных систем и других объектов. О новом финансовом механизме заявил Президент РФ Владимир Путин в рамках послания Федеральному Собранию в апреле. Регионы положительно отреагировали на внедрение такого инструмента, а некоторые уже рассматривают применение инфраструктурных кредитов на конкретных дорожных проектах. О том, какие возможности может дать финансовый механизм дорожной отрасли, каким критериям должны отвечать регионы для получения таких кредитов порталу «ДорИнфо» рассказала управляющая Санкт-Петербургским филиалом ПАО «РосДорБанк» Зоя Дильдина. Подробнее об этом – в нашем материале.

Что такое инфраструктурные кредиты и зачем они нужны?

В рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Владимир Путин сообщил о необходимости помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности. Глава государства предложил весь объем коммерческого долга субъекта, превышающий 25 % его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Президент подчеркнул, что реструктуризацию накопленной задолженности нужно использовать как механизм повышения самодостаточности региональных экономик, тем более что в дальнейшем субъектам будет предоставлен новый инструмент развития - инфраструктурный бюджетный кредит по ставке не более 3 % годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 года федеральный центр планирует выделить такие кредиты на общую сумму не менее 500 млрд рублей. Приоритет в предоставлении будет отдаваться регионам, проводимым взвешенную финансовую политику. Принцип выдачи кредитов предполагается следующий: чем меньше долгов у субъекта, тем больше он сможет получить кредитов.

«Инфраструктурные проекты регионов должны быть реализованы прежде всего в интересах людей, служить инвестициями в создании новых рабочих мест, в рост благополучия миллионов российских семей, в будущее наших детей. Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии <…> Масштаб проектов может быть разным, главное - чтобы они, как я уже сказал, служили людям и открывали новые возможности», - сказал в рамках послания Президент РФ, стенограмма опубликована на сайте Кремля.

Как сообщается на сайте Правительства РФ, в начале мая Председатель Кабмина Михаил Мишустин поручил Министерству финансов при участии Минстроя, Минтранса, Минэкономразвития, Федерального казначейства и ФНС до 21 мая отчитаться о проделанной работе в части возможности предоставления регионам инфраструктурных кредитов, а также отбора проектов, которые будут профинансированы по такой схеме. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в ответе на запрос в пресс-службе Министерства финансов РФ, в соответствии с поручением председателя Правительства РФ по итогам Послания главы государства Минфин прорабатывает детали работы инфраструктурных кредитов.

Добавим, что 19 мая на совещании по реализации отдельных положений Послания Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что в Правительстве РФ уже рассматриваются проекты с участием государства и частного бизнеса. Речь идет о Северном широтном ходе, развитии общественного транспорта в городах-миллионниках: Нижнем Новгороде, Челябинске и Красноярске. Также глава государства отметил, что все субъекты страны, способные обслуживать инфраструктурные кредиты, должны иметь возможность их реального получения.

Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в рамках совещания рассказал, что каждый проект, который становится претендентом на реализацию с использованием нового инструмента, Кабинет министров будет разбирать на заседании штаба по региональной политике с участием Минфина, Минэка вместе с регионом. Ключевое условие для утверждения проекта - возвратность и максимальное привлечение инвестиций. По словам вице-премьера, в настоящее время интересным проектом является строительство совмещенного (автодорожного и железнодорожного) моста через реку Обь в районе Салехарда в Ямало-Ненецком автономном округе. Региону бюджет позволяет по предельно допустимой бюджетной обеспеченности получить инфраструктурный кредит. Напомним, в правительстве ЯНАО сообщали, что Марат Хуснуллин отметил хорошую проработку проекта и рекомендовал его к реализации с использованием инфраструктурных кредитов. 

Кроме того, 20 мая на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию Марат Хуснуллин обратил внимание на необходимость как можно скорее набирать пул проектов, которые могут быть реализованы с применением новых финансовых инструментов. Кабмин готов еженедельно рассматривать проекты на штабе.

Реакция регионов

Регионы положительно отнеслись к идее применения бюджетных инфраструктурных кредитов. Ряд субъектов незамедлительно изъявил желание стать претендентами на получение такой финансовой поддержки, в том числе некоторые субъекты уже имеют понимание того, какие именно проекты они хотели бы реализовать при помощи нового механизма. Так губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выразил надежду на то, что область будет иметь приоритетное право получения инфраструктурных кредитов. Сейчас в регионе реализуется более 20 инфраструктурных проектов, в их числе - строительство мостов через реки Волхов и Свирь. Глава Сахалинской области, комментируя послание Президента, отметил, что регион рассчитывает получить средства на строительство объездной трассы Южно-Сахалинска. По его словам, 45-километровая дорога в обход западной части города вполне может стать опорной магистралью, она соединит три федеральные трассы: А-392 «Южно-Сахалинск - Холмск», А-391 «Южно-Сахалинск - Корсаков» и А-393 «Южно-Сахалинск - Оха». Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, говоря о реализации проекта строительства моста через реку Лена в районе Якутска, заявил, что ранее в рамках проекта всегда существовал вопрос финансирования со стороны республики - «его хотели максимально облегчить». Однако теперь появился механизм инфраструктурных кредитов, который радикально облегчает нагрузку на республиканский бюджет.

О планах по привлечению инфраструктурных кредитов для реализации дорожного проекта заявил губернатор Омской области Александр Бурков. По словам главы региона, использовать новый механизм планируют при строительстве Северного обхода Омска протяженностью 60,5 км. Благодаря этому проекту удастся разрешить ряд экологических вопросов. Еще одним проектом, реализация которого возможно будет рассмотрена с использованием нового финансового инструмента, является строительство моста через реку Ока в Нижнем Новгороде. Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области, сейчас рассматривается несколько вариантов реализации проекта возведения мостового перехода, в том числе - с привлечением механизмов государственно-частного партнерства и/или инфраструктурного кредита. Мост возведут в рамках четвертой очереди дублера проспекта Гагарина.

Что даст новый инструмент дорожной отрасли? - мнение эксперта

Федеральный центр планирует внедрять инфраструктурные кредиты в качестве финансового инструмента для дальнейшего развития инфраструктуры субъектов страны. Регионы рассматривают применение механизма как поддержку в реализации социально значимых проектов. О том, какие возможности может дать новый инструмент дорожной отрасли, каким критериям должны отвечать проекты, которые планируется реализовать с привлечением инфраструктурных кредитов, портал «ДорИнфо» поинтересовался у управляющей Санкт-Петербургским филиалом ПАО «РосДорБанк» Зои Дильдиной.

«Безусловно, такой инструмент как инфраструктурные кредиты положительно скажется на развитии проектов дорожной отрасли в регионах. В настоящее время финансирование зачастую привлекается посредством государственно-частного партнерства, что значительно помогает в реализации национальных проектов. Возможность привлечения такого финансирования, исходя из необходимых сумм и сроков окупаемости, ограничена. Государственный кредит также дает возможность оставить доход от реализации проекта в бюджете», - рассказала Зоя Дильдина.

Также эксперт добавила, что поскольку речь идет о кредите, источником возврата кредита и уплаты процентов за пользование средствами должна являться выручка от реализации проекта. Таким образом, в первую очередь проект, претендующий на реализацию с применением нового финансового инструмента, должен быть окупаемым. В качестве примера управляющая Санкт-Петербургским филиалом ПАО «РосДорБанк» привела ЗСД - внутригородскую платную магистраль в Санкт-Петербурге. В реализацию этого проекта были привлечены средства инвестора, инвестиционного фонда, а также средства бюджета города. ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) привлекло более 72 млрд рублей собственных и кредитных средств. Структура привлеченного МСС финансирования включала более пяти компаний (Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк и другие).

Статья_ЗСД.jpg

До 2042 года эксплуатацию трассы и сбор оплаты будет осуществлять компания «Магистраль северной столицы». Если годовая выручка от эксплуатации меньше 9,6 млрд рублей, из бюджета Петербурга инвестору предусмотрена субсидия на недостающую сумму в рамках механизма «максимально компенсируемых затрат» (затраты на обслуживание и возврат привлеченного в проект кредитного финансирования и эксплуатацию дороги). Если годовой доход будет больше 9,6 млрд рублей, 90 % суммы превышения будет направляться в бюджет, а 10 % - оставаться в качестве дохода инвестора.

Эксперт обратила внимание на то, что инфраструктурные кредиты - это все-таки кредиты. Поэтому должны реализовываться проекты, востребованные и окупаемые, так как должен быть источник уплаты процентов, то есть доходность. Наиболее окупаемыми являются платные дороги между регионами. При возврате кредитных средств источником чаще становится плата за пользование этими объектами. Однако доходность финансируемых проектов может быть не самой высокой, в таких случаях могут финансироваться проекты с длительным сроком окупаемости.

«Безусловно, инфраструктурные кредиты положительно повлияют на развитие дорожной отрасли, так как зачастую сложно найти и привлечь частного инвестора. Особенно учитывая, что государственное кредитование происходит даже по меньшей ставке, чем ключевая ставка Банка России. В апреле этого года Президент РФ сообщил, что регионы смогут получить инфраструктурные бюджетные кредиты под 3 % годовых на 15 лет. По словам главы государства, принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов», - добавила Зоя Дильдина.

Читайте также: Инвестиционные дорожные проекты в условиях пандемии 

Виктория Непогодина

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789