Подробнее о ЦКАД в Московской области - в материале портала «ДорИнфо»
В Московской области запустили движение по трем первым путепроводам на четвертом пусковом комплексе ЦКАД, сообщила 23 октября пресс-служба ГК «Автодор». Весь ЦКАД-4 намерены сдать в эксплуатацию в 2021 году. В целом ЦКАД включает первый, третий, четвертый и пятый пусковые комплексы, часть из них введут в эксплуатацию до конца этого года. В преддверии открытия участков дороги и планируемого запуска безбарьерной системы взимания платы за проезд «Свободный поток» портал «ДорИнфо» рассказывает о том, что представляют автомагистраль и новая система взимания платы, а также как к реализации таких проектов относятся грузоперевозчики.
Открытые для движения на ЦКАД-4 в Подмосковье два путепровода соединяют трассу А-107 «Московское малое кольцо» с деревней Слободка и поселком Образцово. Третий обеспечивает транспортное сообщение между населенными пунктами Субботино и Сепурино. Всего на ЦКАД-4 возведут 71 искусственное сооружение общей протяженностью 10,2 км и шесть развязок.
Четвертый пусковой комплекс свяжет федеральные трассы М-4 «Дон» и М-7 «Волга». Автодорога проходит через городской округ Черноголовка, Ногинский, Павло-Посадский, Воскресенский и Раменский районы Подмосковья, а также по территории городов Электросталь и Домодедово. Протяженность четвертого пускового комплекса - почти 97 км. Для реализации проекта заключено концессионное соглашение на срок с 2017 года по 2046 год. Доля частных инвестиций составляет 43,5 %. Участок планируют сдать в 2021 году.
Другие пусковые комплексы ЦКАД
Первая очередь строительства ЦКАД протяженностью более 330 км включает в себя первый, третий, четвертый, пятый пусковые комплексы и участок между третьим и пятым пусковыми комплексами. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Общее финансирование составляет 341,2 млрд рублей. Проезд будет платным на отрезке от дороги М-10 «Россия» до дороги А-130 «Москва - Малоярославец» (ЦКАД-1, ЦКАД-3 и ЦКАД-4), по ЦКАД-5 предусмотрено бесплатное движение. Проезжая часть на всем протяжении кольцевой автодороги предусматривает четыре полосы.
Как сообщает «Автодор», ЦКАД-1 - это участок от трассы М-4 «Дон» до 11-го км автодороги А-107 «ММК» (до пересечения с трассой М-1 «Беларусь»). Его протяженность составляет 49,5 км. Автомагистраль проходит по территории городских округов Подольск, Домодедово и территории Новой Москвы. Проектная документация пускового комплекса предусматривает возведение 41 сооружения, в том числе 14 переправ, 24 путепроводов и трех эстакад. Кроме того, на трассе построят четыре развязки, включая развязку с трассами М-4 «Дон» и А-107. Объем частного финансирования проекта - 13,9 %. Долгосрочное инвестиционное соглашение подписано на срок с 2014 по 2037 годы. Вести в эксплуатацию пусковой комплекс планируют в 2021 году.
ЦКАД-3 строят от трассы М-11 «Нева» до трассы М-7 «Волга». Пусковой комплекс является самым протяженным на кольцевой дороге, его длина превышает 105,8 км. Начало участка соответствует 305-му км всей автодороги, конец - на 410-м км. Магистраль идет по территории шести муниципалитетов Подмосковья - Солнечногорский, Дмитровский, Пушкинский, Щелковский районы, городской округ Черноголовка, Ногинский район. На реализацию этого проекта заключена концессия на срок с 2016 по 2046 годы. Доля частных инвестиций - 48,2 %. Пусковой комплекс планируют сдать в эксплуатацию в этом году.
Во второй половине октября стало известно, что на ЦКАД-3 прошли испытания на прочность все искусственные сооружения.
ЦКАД-5 строят от 11-го км трассы А-107 «ММК» до трассы М-11 «Нева». Его протяженность составляет 76,4 км. Автомагистраль проходит через пять муниципалитетов - Наро-Фоминский, Одинцовский районы, городской округ Звенигород, Истринский, Солнечногорский районы. Проект строительства и реконструкции автодороги предусматривает возведение пяти развязок, девяти мостов, 12 путепроводов и пяти пешеходных переходов в разных уровнях. По этому участку ЦКАД заключено долгосрочное инвестиционное соглашение на срок с 2014 по 2038 годы. Доля частных инвестиций - 11,5 %.
Фото: с сайта ГК «Автодор» (russianhighways.ru)
Добавим, что ЦКАД-5 вводят в эксплуатацию частями. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в «Автодоре» в сентябре, сдано 35 из 76,4 км трассы. Предстоит ввести в эксплуатацию еще 41 км, в основном это участки реконструкции. До конца года пусковой комплекс должны полностью сдать в эксплуатацию.
Участок между ЦКАД-3 и ЦКАД-5 изначально не был запроектирован, в связи с чем по основному ходу кольцевой автодороги образовался разрыв протяженностью 7,8 км. После открытия всей магистрали он доставил бы неудобства автомобилистам. В связи с этим было принято решение построить дополнительный участок - ЦКАД 3-5. На нем возведут мост через реку Клязьма, два путепровода, пять локальных очистных сооружений и шумозащитные экраны. Участок трассы планируют открыть для движения в конце этого года.
В начале октября ЦКАД 3-5 был построен на 75 %. В ходе работ специалисты уложили покрытие почти на всем протяжении дороги.
«Свободный поток»
ЦКАД - первая платная трасса в России, на которой планируют запустить безбарьерную систему оплаты проезда «Свободный поток». Она исключает классические пункты взимания платы (ПВП) и даст возможность автомобилистам проехать без остановок, а также позволит отказаться от строительства пунктов оплаты и шлагбаумов и снизить риск аварий.
Идентификация транспортных средств будет осуществляться с помощью специальных датчиков, определяющих габариты, государственный регистрационный знак и наличие транспондера в автомобиле. На ЦКАД будет 12 специальных рамок, на которых используются три основные технологии: распознавание транспондеров с помощью антенн, расположенных над каждой полосой и над обочинами, видео распознавание факта проезда, передних и задних номеров машины и подсчета количества осей для правильной классификации транспортного средства, а также лазерное сканирование для определения габаритов машины и её последующей классификации. Комбинация этих технологий с помощью промышленного компьютера, размещенного на опоре рамки, создает транзакцию проезда и отправляет на обработку в центральную систему взимания платы.
Инфографика: ГК «Автодор»
Вместе с тем внедрение безбарьерной системы оплаты в России тормозило отсутствие соответствующего законодательства и административной ответственности за неоплату проезда. В конце прошлого года Правительство РФ одобрило несколько законопроектов, касающихся взимания платы за проезд по платным дорогам: изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах…» по части организации порядка взимания платы, изменения в КоАП РФ, предусматривающие введение штрафа за неоплату проезда, а также поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие зачисление средств от штрафов за неоплаченный проезд по платным федеральным трассам в федеральный дорожный фонд. После этого законопроекты были внесены на рассмотрение в Госдуму. Общий законопроект о регулировании проезда по платным дорогам, в том числе об оплате проезда при безбарьерной системе, уже принят: в середине октября документ подписал Президент РФ Владимир Путин. Законопроект о штрафах Госдума РФ приняла в первом чтении на этой неделе: предлагается за неоплаченный проезд легкового автомобиля штрафовать на 2,5 тыс. рублей, грузовика или автобуса - на 5,5 тыс. рублей.
Мнения грузоперевозчиков о ЦКАД и «Свободном потоке»
Портал «ДорИнфо» решил выяснить у грузоперевозчиков, насколько значимо строительство новой кольцевой автодороги в столичном регионе, будет ли востребована платная магистраль и как они относятся к новому способу оплаты проезда.
Как рассказал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов,
текущее состояние трасс А-107 и А-108 не позволяет осуществлять эффективную и быструю доставку товаров между грузоотправителями и грузополучателями, которые находятся в Московской области и Новой Москве. К основным ограничениям, по его мнению, можно отнести наличие участков лишь с одной полосой движения в каждую сторону, одноуровневые железнодорожные переезды и пересечения с вылетными магистралями.
«Озвученная стоимость доставки через ЦКАД (2,5 рубля за км) чуть выше тарифа в системе оплаты проезда «Платон» (текущий 2,2 рубля за км, ожидаемый с 1 февраля 2021 - 2,31 рубля). Разница компенсируется постоянной высокой средней скоростью доставки, сокращением времени работы водителя, затраченного на перегон транспортного средства. Отсутствие шлагбаумов позволяет не тратить время на остановку для оплаты», - отмечает эксперт.
Операционный директор федеральной логистической компании IML Ильгиз Хажиев считает, что с точки зрения логистической эффективности у Москвы есть необходимость в снижении нагрузки на транспортную систему. Магистральная доставка до сих пор остается одной из самых выгодных. Большинство интернет-магазинов по всему миру, в том числе крупных, пользуются автомобильными перевозками, даже с учетом увеличенных сроков доставки. Это эффективно и выгодно, по крайней мере, на внутренних рынках. Поэтому на МКАД или окраинах любого крупного города видно большое количество фур. Однако, по словам перевозчика, это лишь часть проблемы, которую должна решать транспортная система мегаполиса. Полноценно оценить необходимость строительства именно ЦКАД сложно: любой проект стоит рассматривать с учетом альтернатив.
Говоря о снижении загруженности МКАД, Ильгиз Хажиев отмечает, что не стоит ожидать резкого исчезновения грузовых машин с МКАД. «Логистические центры крепко связаны с городом, а значит пройдет немало времени, прежде чем коммерческий сектор перестроится под новую систему - перенесет и перераспределит сортировочные центры. Но можно с уверенностью сказать, что в итоге проект снизит сроки и стоимость доставки для получателей», - отмечает специалист.
Фото: архивное
С личным транспортом все тоже не так просто, считает Ильгиз Хажиев. «Возможно, расселение Москвы и области станет более равномерным, и многим людям не придется ездить на большие расстояния. В то же время дорога станет более комфортной, что может увеличить число автовладельцев. При таком сценарии мы еще сильнее отстанем от стран с развитой логистической инфраструктурой по доли издержек, не считая возможных экологических последствий. Но нужно понимать, что мнения на этот счет могут расходиться. Только компетентная градостроительная команда сможет комплексно оценить целесообразность проекта», - отмечает эксперт.
В то же время, по его словам, ЦКАД будет пользоваться популярностью у грузоперевозчиков даже с учетом платного проезда: «Как минимум это оправдано в целях экономии. Простои в пробках, ограничения в скорости, протяженность и сложность маршрута, качество дорожного покрытия - все эти факторы влияют на стоимость обслуживания транспорта. По нашим ожиданиям, платный въезд более чем оправдывает себя».
Что касается введения безбарьерной системы взимания платы за проезд на ЦКАД, то представитель грузоперевозчиков называет это данностью в настоящее время. «Это как турникеты в общественном транспорте: вроде бы ничего особенного, но их отсутствие решает проблему скопления людей и экономит время. Водителю грузовика, как и людям перед турникетом, не доставляет удовольствие остановка на контрольном пункте».
Как сообщается в документах на сайте ГК «Автодор», ЦКАД станет основой опорной сети скоростных дорог России и частью международных транспортных коридоров, в том числе маршрута «Европа - Западный Китай». Также ЦКАД позволит существенно снизить транспортную нагрузку на существующую сеть Московского транспортного узла (МТУ), обеспечит эффективное скоростное автотранспортное сообщение между районами Подмосковья, повысит инвестиционную привлекательность региона и др.
Виктория Непогодина