Этим летом многие россияне отправились путешествовать по России - рассказы автопутешественников в материале «ДорИнфо»
Минувшим летом многие россияне отправились путешествовать по России на автомобиле: кто-то из-за карантинных ограничений не смог отправиться за границу, кто-то навестил родственников, а кто-то каждый год ездит на отечественные курорты. В начале осени самое время вспомнить летние путешествия: портал «ДорИнфо» спросил автопутешественников о состоянии дорог и придорожном сервисе в стране, о платных трассах, а также о судьбе автотуризма в России.
Южное направление
Алевтина и Альфред – уже опытные автопутешественники. В июле этого года они отправились из Санкт-Петербурга на машине в южном направлении, проехав по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Воронеж - Волгоград - Элиста - Краснодар - Новороссийск. «На машине путешествуем достаточно часто. Поездки до 500 км в одну сторону - несколько раз в год, более длительные (1500-2000 км) раз в год-два. В этом году планировали навестить родственников, которые живут в разных местах, поэтому отпуск в принципе должен был быть на машине, ещё и ковидные ограничения наложились», - рассказали ребята.
Маршрут у пары был готов, выбирали только между платными трассами и альтернативными, в итоге из-за скорости выбрали платные: М-11 «Нева» (Москва - Санкт-Петербург) и М-4 «Дон» (Москва - Новороссийск). «Ехали везде по федеральным трассам, от СПб до Воронежа - по платным. На этих участках все хорошо, при съезде на «Каспий» - грустно. Двухполоска со сплошной и вереницы фур, которые не обогнать. И покрытие плохое, много залатанных ям, которые тормозят. От Волгограда до Знаменска (Астраханская область) совсем мрак. И выезд из Новороссийска на Крымск - постоянные ограничения 40, фуры, при этом подъемы и спуски. Из хороших - обход Лосева, наконец без пробок, (обход Лосева и Павловска на трассе М-4 «Дон» в Воронежской области, открыт с 4 июля - прим.ред) только тоже нет заправки ни одной, мы на этом чуть не попались, доехали с 5 л бензина в баке до заправки», - поделились Алевтина и Альфред.
На фото: обход Лосева и Павловска на трассе М-4 «Дон» в Воронежской области, автор фото - Алевтина
Пара отметила и другие минусы. «На платных - самое большое возмущение вызывает очень дорогой участок на въезде в Москву. Остальные как-то легче принять. Неудобно, что на М-11 нет связи (не то что интернета, а даже позвонить нельзя), а на М-4 - неудобные и необорудованные пункты отдыха. На М-11 нет кафе и заправок, это тоже неудобно», - рассказали путешественники.
Среди недостатков придорожного сервиса отдельно Альфред выделил нехватку хороших мотелей: «Те, что есть - прокуренные и стремные, и даже их мало. У Роснефти, например, есть хорошие мотели, где можно переночевать или просто поспать, если устал, и ехать дальше отдохнувшим. Таких бы побольше».
Поскольку ребята автопутешественники со стажем, им есть с чем сравнить сегодняшнее состояние дорог: «Раньше тоже часто путешествовали, сейчас стало гораздо лучше. Особенно заметно по количеству новых платных дорог, новых развязок, обходов населенных пунктов. Для нас большая радость - это отремонтированные, наконец, дороги на дачу (Окуловский и Маловишерский районы Новгородской области)».
В целом пара считает, что путешествия на автомобиле в России популярны, но мало подъездов к интересным местам: «Автопутешествия в принципе популярны, но маршруты одни и те же, в основном по федеральным трассам. Мы любим смотреть необычные достопримечательности, и к ним, как правило, проезда нет вообще, если машина низкая. В этом году мы были на Воргольских скалах (недалеко от Ельца) и в Дивногорье (Воронежская область), в оба места доехать - нервы потрепать. Было бы здорово решить вопрос с подъездом к интересным местам, тогда автотуризм процветал бы».
Ирина и Максим всей семьей отправились на машине из Череповца (Вологодская область) в Крым в августе. Супруги не часто путешествуют на автомобиле, а при выборе маршрута ориентировались на более быстрые пути, учитывали объезды населенных пунктов. Их маршрут пролегал через Вологду, Ярославль, Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Крымский мост по федеральным трассам. Состояние дорог от Череповца до Москвы супруги оценивают на удовлетворительно, отметив, что хотелось бы четырехполосную трассу до столицы, дорогам от Москвы до Крыма ставят «хорошо», высоко при этом оценив платные участки. Придорожный сервис путешественникам понравился, а на платных участках инфраструктура соответствует стоимости проезда, считают они. Отдельно Максим отмечает, что на платной трассе хотелось бы больше мест, где разрешено останавливаться. Для развития автотуризма в России «необходимо поддерживать хорошее состояние дорог и желательно расширить их», считают путешественники.
На фото: Крымский мост через Керченский пролив, автор фото - Ирина
Екатерина путешествует на автомобиле дважды в год. В качестве причин выбора именно автотуризма девушка отметила возможность познакомиться с новыми местами и дешевизну передвижения на машине. На выбор маршрута при этом, по словам Екатерины, влияет расстояние, а также состояние проезжей части дорог. Ушедшим летом девушка со своим мужем, сменяя друг друга за рулем, проехали по маршруту Санкт-Петербург - Геленджик (Краснодарский край). Как отмечает автопутешественница, состояние трасс на их пути было хорошее. «Всего хватает, сервис отличный», - добавила Екатерина, рассказывая о придорожном сервисе. Направляясь в сторону юга, Екатерина с супругом проехали по платным дорогам: М-4 «Дон» и М-11 «Нева», состояние которых они отметили на «отлично».
Поволжье
Именно путешествовать на машине у Татьяны получается редко, но девушка часто ездит по разным городам по делам и в гости. В этом году Татьяна с мужем, который был за рулем, проехали на машине по маршруту Павловка (Ульяновская область) - Казань (Республика Татарстан) по двум причинам. «Из-за пандемии сорвалась поездка на море, и мы любим город Казань, он недалеко», - пояснила девушка.
Маршрут молодые люди выбрали самый короткий, предложенный сервисом «Яндекс.Карты», состояние трасс при этом не учитывали. «Ехали по трассе М-5 «Урал», далее через Ульяновск, Р-241, Буинск и до Казани. Состояние дорог за последний год явно улучшилось местами. Плохие дороги, в основном, пока едем через населенный пункт»,- рассказала Татьяна.
По словам девушки, придорожным сервисом путешественники воспользоваться не успели: дорога была не очень длинная, но отмечается нехватка туалетов. «Состояние дорог становится лучше, а сервис держится на одном уровне вроде, или мы не заметили. Среди моего окружения много людей, кто выбирает автопутешествия вместо поездки на поезде, например. Для развития отрасли автопутешествий, возможно, не хватает информации: многие просто не знают о красивых туристических местах страны, куда можно поехать на машине», - подытожила Татьяна.
Кроме того, молодые люди проделали путь от Павловки до Самары по трассе М-5 «Урал». Девушка отметила, что федеральная дорога находится в отличном состоянии. Неудобства возникли только в районе строящейся развязки в Тольятти.
Ольга этим летом преодолела путь от Санкт-Петербурга до Самары на машине, сменяя переодически мужа за рулем. Оказалось, что это дешевле, плюс можно многое привезти от родителей и не зависеть при этом от расписаний. Выбирая маршрут, внимание в первую очередь было обращено на пробки и ремонт дорог. «Конечно, стараешься чтобы дороги были лучше, но, к сожалению, решив проехать другим путем, хотели объехать плохую дорогу, попали на ту, что еще хуже. Такой дороги я еще не видела, проселочная и то лучше», - поделилась девушка.
По словам Ольги, все пути в Самару ведут в первую очередь в Москву. «До Москвы доехать с новой платной дорогой проблем не было. Потом решили поехать через Владимир, Нижний Новгород, Чувашию, Ульяновск, Димитровград и уже Самара. Дороги в основном везде хорошие, между Владимиром и Нижним Новгородом местами ремонт (Е22). По моему мнению, самые плохие дороги в Чувашии, либо просто мы не тем путем, не той деревней проехали», - поделилась Ольга.
Придорожный сервис путешественники в этот раз особо не оценили, так как нигде не останавливались. Молодые люди ехали по платной трассе до Москвы (по М-11 «Нева» - прим.ред). «Дороговато, но зато спокойно. В этом году по сравнению с двумя годами ранее, почти вся трасса освещена, места для отдыха стали оборудованы более приличными туалетами. Только на участке от Твери до Химок показалось как-то скудно с местами для отдыха и заправками.
Основные федеральные трассы как были в хорошем состоянии, так и остались, только может их стараются сделать шире, а остальные дороги пока еще оставляют желать лучшего», - считает Ольга.
По мнению девушки, такой вид путешествий не сильно популярен, и чаще это вынужденная мера из-за больших расстояний между городами. «Не все могут высидеть, и слишком маленькие отпуска, и просто жалко тратить время и силы на дорогу. Надо быть любителем этого. Мой папа - дальнобойщик, видимо, это у меня в крови. Да и муж водитель - профессионал», - рассказала автопутешественница. Что касается развития отрасли автопутешествий в России, девушка считает, что на это может повлиять снижение цен на бензин и хорошие дороги для приятного и безопасного проезда.
Место притяжения - Байкал
Жительница Ангарска (Иркутская область) Людмила с мужем и детьми путешествует на автомобиле по два-три раза в год. В июле семья отправилась на Байкал в район села Сахюрта (Ольхонский район, Иркутская область), в народе эту прибрежную часть озера называют МРС. До него добираются сначала по региональной трассе «Иркутск - Усть-Ордынский - Жигалово» на участке от Иркутска до Баяндая, а затем - по региональной трассе «Баяндая - Еланцы - Хужир» на участке от Баяндая до села Сахюрта.
До МРС Людмила управляла автомобилем сама, и осталась, практически, довольна состоянием дороги. «На всем протяжении трассы находятся в хорошем состоянии, «гравийки» нет, все заасфальтировано. Единственное, неудобно было ехать на участке от Оек до Усть-Орды, здесь дорожники залатали ямы асфальтом, ехать по такому полотну некомфортно», - рассказала путешественница.
На фото: подъезд к селу Сахюрта, участок дороги от Баяндая до Иркутска, автор фото - Людмила
Также Людмила добавила, что они семьей хотели бы съездить на Байкал в сторону Выдрино (Восточное побережье), и теперь, благодаря открытию в конце августа нового участка федеральной трассы Р-258 «Байкал» мечту можно претворить в жизнь. «Раньше мы уже ездили в ту часть Байкала, и следовать было очень страшно. Ведь проезжать приходилось по опасному участку Култукского тракта - серпантину. На нем случалось много смертельных аварий. И теперь наконец-то построили новую дорогу. Для нас это большой плюс», - отметила автомобилистка.
Популярным вид путешествий на автомобиле Людмила не считает, так как стоимость бензина слишком высокая, также накладывает свой отпечаток риск стать участником ДТП. По ее мнению, развитию автопутешествия мог бы способствовать такой вид транспорта как электромобиль. Он не требует затрат на бензин, тем самым принося экономию в семейный бюджет, а также не сказывается на экологии. Людмила добавила, что сейчас на трассах она мало где наблюдала специальные места для зарядки электромобилей, в дальнейшем такое направление необходимо популяризировать.
Остров Ольхон на Байкале привлекает людей не только своей живописной природой и шаманизмом, но и погодными условиями - здесь очень солнечно и почти не бывает дождей. Чтобы добраться до острова со стороны Иркутска, нужно также сначала ехать по региональной дороге до Баяндая, затем - по трассе «Баяндай - Еланцы - Хужир». Как рассказала Екатерина, этим летом она отправилась с семьей в автопутешествие в качестве пассажира. До Сахюрты (МРС) они добрались без затруднений, а вот перебравшись на пароме на остров, столкнулись с плохой дорогой (трасса на острове является участком региональной дороги «Баяндая - Еланцы - Хужир» - прим.ред.).
«Дорога до МРС прекрасная. На Ольхоне - едешь как на «стиральной доске». Из-за этого мы не поехали до Хужира. Просто погуляли в самом начале острова и отправились в обратную сторону - на МРС. В Сахюрте у меня живут родственники, и, если бы не пандемия, я бы, скорее всего, не отправилась в автопутешествие, так как больше предпочитаю отправляться в дальние места на самолете», - рассказала Екатерина.
Также она добавила, что эта дорога до Хужира, является единственной трассой, ведущей к поселку, и девушка надеется, что ее все-таки приведут в порядок. Добавим, трассу планируют привести к нормативу в четыре этапа. К работам на первом участке должны были приступить этим летом. Однако власти Иркутской области были вынуждены расторгнуть контракт с подрядчиком, который не смог начать ремонт в связи с особенностями законодательства, действующими на особо охраняемой природной территории. О новых сроках работ пока не известно.
На фото: дорога на Ольхон до парома, автор фото - Кирилл
Кирилл любит путешествовать на автомобиле в пределах Иркутской области и Республики Бурятия. В этом году он с родными побывал в восточной части побережья Байкала - в Выдрино, Танхой, а также на турбазе Снежная, славящейся тремя прекрасными горными озерами. Из Иркутска путешественник добирался по трассе Р-258 «Байкал».
«Дорога от Иркутска до Култука известна своей опасностью: затяжные подъемы, крутые повороты. К счастью, построили и уже открыли новый участок трассы. В следующий раз можно будет путешествовать безопасно», - сказал Кирилл.
Также автомобилист рассказал, что сейчас остается в плохом состоянии участок трассы от Култука до Слюдянки. «Дорога сильно просела, и напоминает «американские горки», повсюду трамплины и кочки, которые объехать трудно. Скорость приходится сбрасывать до 10-20 км/ч, и эта проблема уже не один год, но ее никто не решает. От Слюдянки до Байкальска, дорогу расширяли года три-четыре назад, но асфальт уже пришел в негодность, повсюду ямы. Дорожники местами меняют полотно, надеюсь, к зиме его приведут в порядок, ведь мы туда ездим кататься на горнолыжный курорт «Гору Соболиную», - добавил Кирилл.
Что касается придорожного сервиса, то от Иркутска до Слюдянки, по словам путешественника, есть несколько мест для водителей: одно находится на 70-м км трассы, также перекусить можно на 47-м км дороги или перед спуском в Култук. От Слюдянки до Выдрино также имеется несколько кафе.
Автопутешествия, по мнению Кирилла, популярны в России. Ведь, выбирая такой вид направления, человек независим от времени и выбора места остановок в пути. Для его развития необходимо улучшать качество дорог и делать стоимость бензина более приемлемой.
Алена за два года вождения авто успела проехать по многим трассам на расстояние от 60 до 200 км, среди них - Байкальский, Качугский, Александровский, Московский, Голоустненский тракты, а также Култукский тракт (трасса Р-258 «Байкал») и автодорога Р-255 «Сибирь». Этим летом путешественница несколько раз ездила из Иркутска на озеро Байкал.
«В целом дороги в хорошем состоянии. Основная проблема трасс - узкая проезжая часть. Ехать по двухполосной дороге неудобно, поскольку кто-то двигается медленно, кто-то быстрее. Обгонять - страшно. Точечные вопросы есть и по покрытию дорог. Встречаются, но не часто, выбоины, а также местами «волны». На участке от Култука до Слюдянки перепады такие, что если не знать о них, то запросто на скорости можно вылететь с дороги. Тут важно смотреть на знаки: их нанесли даже на асфальт», - рассказала Алена.
При этом, добавила девушка, нельзя не учитывать рельеф местности. Ведь Култукский, Байкальский тракты, дорога «Баяндай - Еланцы» предполагают подъемы и спуски. Необходимо обратить внимание также на ночное освещение - на большей части Качугского тракта его нет, что довольно дискомфортно, особенно, в дождь.
«Придорожным сервисом, помимо АЗС, мне пока пользоваться не приходилось, но я вижу по пути достаточное количество мест, где можно перекусить и отдохнуть. Проблема более актуальна в части автосервисов. Шиномонтажки отсутствуют на участках дорог, где нет ни населенных пунктов, ни связи. Колесо проколешь и можешь рассчитывать только на себя. Такая ситуация складывается, например, на Голоустненском тракте», - отмечает автомобилистка.
Насколько популярны автопутешествия в стране оценить, по мнению Алены, сложно. Если говорить о дальних маршрутах из Европейской части России в сторону Приангарья, то это серьезные маршруты, требующие большой подготовки, и не каждый человек решится на них. «У нас есть автотуры в разные места Иркутской области, Бурятии и даже Монголии, но они не носят массовый характер», - сказала Алена.
Иван и два его друга-пассажира в этом году на автомобиле ездили отдыхать на Байкал из Улан-Удэ (Республика Бурятия): они решили остановиться в поселке Листвянка Иркутской области. «Вообще каждый год стараемся с друзьями выехать на Байкал, на природу, в этом году, как и в прошлом, решили съездить в Листвянку: природа там уникальна. Путешествие началось с города Улан-Удэ, по федеральной трассе Р-258 «Байкал» доехали до Иркутска, от Иркутска до Листвянки уже проходит региональная дорога протяженностью 65 км - она заасфальтирована, в приличном состоянии. По пути мы проезжали город Бабушкин, потом был крупный город Байкальск и город Слюдянка: через эти города проходит федеральная трасса», - рассказал молодой человек.
Помимо путешествий на машине Иван в течение трех лет периодически ездит из Улан-Удэ в Иркутск по работе по трассе «Байкал»: он считает, что в целом федеральная дорога находится в хорошем состоянии, но есть и проблемные участки.
«В целом видно, что ремонтом занимаются на трассах, но так как я часто езжу по этой дороге не только для отдыха, но и по работе, то могу сказать, что есть и такие участки, которые в плохом состоянии уже давно. Например, особенно запомнился разрушенный участок трассы в результате дождей 2019 года: он находится между поселками Клюевка и Мишиха. Дорога в том году обвалилась, ее подлатали, и весной этого года снова дорога провалилась, и она вот так стоит с весны: ее только огородили, поставили знаки, а ремонт никто не делает. Сначала одна полоса провалилась, а сейчас и второй полосы нет, машины едут по отсыпанному участку», - рассказал Иван.
Он добавил, что есть и очень хорошие участки трассы, по которым ехать - одно удовольствие: это отрезок от села Выдрино в Бурятии до города Байкальск Иркутской области и от местности Култушная до поселка Боярск в Бурятии.
Также молодой человек отметил, что по пути много различных кафе, закусочных, а также СТО - это несомненный плюс. Однако есть и негативные впечатления от придорожного сервиса. «На самом деле очень плохо обстоят дела с туалетами, их очень мало по дороге, а если и есть, то только при кафе, при АЗС. На мой взгляд, основная проблема - туалеты и мусорные баки. Мы много мест заметили, где мусорные баки переполнены, и никто их не убирает», - подчеркнул молодой человек.
По мнению Ивана, автопутешествия в России пользуются популярностью, но они бы были еще популярнее с доступными ценами на бензин. «Из-за дорогого топлива люди ездят на машине на небольшие расстояния, там от 200 км до 1000 км. А сейчас еще и пандемия, у людей денег нет, поэтому в принципе этим летом люди меньше путешествовали, я думаю», - резюмировал молодой человек.
На фото здесь и выше: участки трассы Р-258 «Байкал», автор фото - Иван
Горный Алтай
Ксения живет в Новосибирске и каждый год (1-2 раза) ездит отдыхать в Республику Алтай. Это лето не стало исключением, и девушка вместе со своим молодым человеком отправилась на Алтай на автомобиле: машину вели по очереди. Маршрут был продуман заранее - ребята хотели посетить те места, в которых раньше не были. Поэтому конечной остановкой было село Анос в Республике Алтай. За время путешествия они проехали по федеральной трассе Р-256 «Чуйский тракт» и по местным дорогам в деревнях Чемал, Манжерок и др. В целом дороги по маршруту Новосибирск - Республика Алтай Ксения оценила на 8 из 10 баллов.
«На Алтае есть два варианта проезда. Первый - можно проехать прямо по Чемальскому тракту, в сторону села Чемал, а второй вариант - по Чуйскому тракту. Так вот по Чуйскому тракту дорога идеальная, а по Чемальскому тракту - такое себе: в некоторых местах нет асфальта, где-то гравийка, много ям», - заметила девушка.
На фото: дороги на Алтай, автор фото - Ксения
Так как Ксения часто путешествует на Алтай, она замечает разницу в качестве дорог. «Чемальский тракт был лучше раньше, опять же его сейчас ремонтируют, поэтому может его и сделают, когда я в следующий раз там буду. Чуйский тракт - всегда в идеальном состоянии, прекрасно было по нему ехать, вообще никаких вопросов. Трасса, которая от Новосибирска до Алтая через Барнаул в принципе нормальная, но есть недостаток - безумные ограничения по скорости, везде камеры натыканы. Я понимаю, что это для безопасности, но в некоторых местах это вообще никак не объяснимо, на мой взгляд», - рассказала Ксения.
Если говорить о придорожном сервисе, то ребята отметили, что не хватает туалетов и хороших кафе по пути в горный Алтай. «Все, где ты останавливаешься, это какие-то «забегаловки», где готовят чебуреки, шаурму и чай - это, конечно, прекрасно, и может быть там нормальное качество, но мало мест, где можно остановиться и поесть вкусной и качественной еды. Не совсем я уверена, что это кто-то контролирует, и за этим есть наблюдение со стороны Роспотребнадзора, поэтому не внушает доверия то, что есть, хотелось бы побольше хороших заведений и побольше уборных комнат», - подчеркнула девушка.
На фото: дороги на Алтай, автор фото - Ксения
По мнению Ксении, автопутешествия в России популярны, но есть моменты, которые необходимо еще дорабатывать, чтобы автотуризм в нашей стране развивался. «Что мне лично показалось, нужно добавить: во-первых, безопасность. Иногда бывает едешь по трассе, и вокруг тебя просто поле: ни ДПС, ни населенных пунктов. Не дай бог какой-нибудь прокол шины, не дай бог кому-нибудь в машине станет плохо, или ты, например, едешь с ребенком, тебе надо в уборную какую-нибудь или детскую комнату - на протяжении многих километров этого может не быть. Вот мы ездили из Новосибирска на Алтай - там все-таки трасса неплохая, и есть населенные пункты более или менее крупные, то есть все равно есть куда заехать. Я думаю, что на других направлениях может такого и не быть. И второй момент - я думаю, что нужно развивать это с точки зрения маршрутов. Например, мы ездим на Алтай, потому что там, безусловно, круто, но мы, на самом деле, других маршрутов вокруг нас не знаем, потому что нет каких-то автомобильных карт. Может быть есть какие-то сообщества в соцсетях, но я как-то на них не очень натыкалась. И мне кажется, что правительственные работы они не направлены на автомобильный туризм, все субсидии - в Крым, Сочи. <…> На мой взгляд, автомобильными путешествиями занимаются мало. Если бы допустим у меня в поле зрения (социальные сети, друзья) в силу моего возраста и рода деятельности приходила информация, что, например, в районе Новосибирска в восьми часах езды есть то, то и то, что-то классное помимо Алтая, я бы поехала с удовольствием. Просто я этого не знаю, а сама как-то этим вопросом не особо занималась, но это, конечно моя проблема, поэтому я особо не знаю, куда еще можно съездить. Я думаю, что самое главное - безопасность и увеличение популярности автотуризма с точки зрения распространения об этом информации», - рассказала девушка.
Читайте также: Дороги в южном направлении: грузовой поток
«ДорИнфо»