О планах строительства Широтной магистрали скоростного движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ее значении читайте в материале портала «ДорИнфо»
В этом году планируют начать строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которая пройдет по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это приоритетный стратегический проект, в результате реализации которого разные районы города и области будут соединены одним скоростным каркасом, что позволит разгрузить существующие дороги и вывести транзитный транспорт с улично-дорожной сети. О том, насколько значим проект, на какой территории будут строить новую трассу и на какие деньги, - в материале портала «ДорИнфо».
Необходимость новой дороги
Раньше ШМСД называли Восточный скоростной радиус (ВСР) или Восточный скоростной диаметр (ВСД). Строительство Широтной магистрали с мостом через реку Нева в створе улиц Фаянсовой и Зольной в Петербурге планируют начать уже в этом году, а завершить в 2024 году. Как сообщается на сайте Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ШМСД является одним из основных звеньев каркаса магистралей скоростного и непрерывного движения наряду с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и Западным скоростным диаметром (ЗСД).
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Комитета по инвестициям Петербурга, строительство ШМСД - это приоритетный стратегический проект, который соответствует госпрограмме «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» и концепции социально-экономического развития города.
У проекта есть определенные задачи. Так, в рамках строительства создадут новую вылетную трассу, которая свяжет два субъекта на востребованном направлении, сформируют новый круглосуточный переход для связи правого и левого берегов Невы в городе и подключат новый участок трассы к дороге «Подъезд к городу Всеволожск». После ввода объекта в эксплуатацию часть трафика переключится с наиболее загруженных участков трассы Р-21 «Кола» и юго-восточной части КАД, транзитный транспорт переключится с улично-дорожной сети города, а также появится прямая связь восточных районов городской застройки через ЗСД с северной и южной частями Петербурга в обход улично-дорожной сети города. Помимо этого, новая магистраль обеспечит транспортную доступность новых жилых массивов Ленобласти и создаст условия для редевелопмента территорий «серого промышленного пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га в непосредственной близости от исторического центра.
«Такие крупные инфраструктурные проекты обладают значительным мультипликативным эффектом: стимулируют деловую активность в городе, экономическую деятельность инвесторов и банковского сектора. Также реализация проекта позволяет обеспечить новыми рабочими местами, в том числе в смежных отраслях, увеличить доходы городского бюджета, способствовать повышению комфортного проживания в городе», - рассказали в пресс-службе Комитета по инвестициям Петербурга.
Строительство ШМСД: этапы и трассировка
Строительство Широтной магистрали поделено на шесть этапов. Первый этап - участок от ЗСД до Витебского проспекта, второй - от Витебского проспекта до Союзного проспекта, третий - от Союзного проспекта до улицы Коммуны, четвертый - от улицы Коммуны (от границ Санкт-Петербурга) до КАД, пятый - от КАД до примыкания к трассе Р-21 «Кола», шестой - от улицы Коммуны до дороги «Санкт-Петербург - Колтуши».
Как рассказали «ДорИнфо» в пресс-службе Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, ориентировочная трассировка содержится в документах территориального планирования, в частности, в Генеральном плане города. Шестиполосная автомагистраль будет начинаться в районе ЗСД на Благодатной улице и проходить внутри промышленного пояса по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского районов города, а также по территории Всеволожского района Ленинградской области.
Соглашение о начале работ по проектированию и подготовке территории в рамках первого этапа (примыкание ЗСД к Витебскому проспекту) было подписано между правительством города и консорциумом «Магистраль северной столицы» в прошлом году. В данный момент завершается работа по проектированию Витебской развязки, плановый срок начала строительства - 4 квартал текущего года, а ориентировочный срок запуска рабочего движения на первом участке - 2023-2024 годы. Проект строительства ШМСД (2-4 этапы) город планирует реализовать путем проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области порталу «ДорИнфо» рассказали, что по территории региона пройдет участок ШМСД протяженностью 5 км. Проект планировки территории (ППТ) и проект межевания участка будущей магистрали от улицы Коммуны до Колтушского шоссе (шестой этап) губернатор Ленобласти Александр Дрозденко утвердил в августе прошлого года. Участок пройдет по территории деревни Заневка, городского поселка Янино-1 и поселка при ж/д станции Пятый километр. В дальнейшем эту часть дороги планируют подключить к новому подъезду к Всеволожску.
Также в конце 2018 года область утвердила ППТ четвертого и пятого этапов ШМСД: четвертый пройдет по территории деревни Заневка и городу Кудрово, а пятый - по поселку при станции Мяглово и деревне Новосергиевка. Предполагается, что практически все участки новой трассы, проходящие по территории Ленобласти, будут установлены на эстакадах, в местах встреч трассы с КАД и Мурманским шоссе предусмотрены автомобильные развязки.
Финансирование проекта
В пресс-службе Комитета по инвестициям Петербурга рассказали, что ориентировочная стоимость строительства Широтной магистрали составляет более 160 млрд рублей, однако точные объемы финансирования смогут определить только по результатам проектирования. Финансирование будет осуществляться из городского и федерального бюджетов, также в проекте будут участвовать частные средства.
Так, принять участие в строительстве ШМСД планирует банк ВТБ - об этом рассказал президент-председатель правления банка Андрей Костин в конце прошлого года. «У нас есть планы по самому Питеру, мы намерены строить на базе партнерства Витебскую развязку, которая соединит Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом, это очень важный шаг в развитии. В дальнейшем разрабатываем совместно с городом план строительства еще Широтной магистрали, которая соединит Витебский проспект с кольцевой дорогой. Нам кажется, что реализация этого проекта решит проблемы города и пробок», - рассказал тогда Андрей Костин на встрече с журналистами.
Также принять участие в проекте планирует Евразийский банк развития (ЕАБР). В начале июля этого года губернатор Петербурга Александр Беглов и председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов подписали соглашение о намерениях, которое направлено на реализацию и финансирование инвестиционных проектов развития транспортной и коммунальной инфраструктуры города. Это соглашение дает старт дальнейшему сотрудничеству в проекте строительства скоростной магистрали.
Кто против строительства дороги и почему?
Жители тех районов города, по которым пройдет новая трасса, не раз подвергли проект строительства критике. Сначала против магистрали высказались жители Московского района Петербурга: в ноябре 2018 года на публичных слушаниях они рассказали о своих переживаниях, заявив, что новая трасса нарушит экологическую и шумовую обстановку близлежащий зданий, некоторые дома будут находиться примерно в 100 метрах от дороги. Волновались жители района и за то, что ШМСД нарушит гармонию перспективы Московского проспекта, который относится к особой зоне регулирования застройки. Согласно Закону о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, строительство, реконструкция и ремонт объектов в этой зоне должны предусматривать завершение единой композиции уличного фронта Московского проспекта. Как высказалась одна из жительниц, под угрозой окажется и мост 1954 года строительства в составе железной дороги, поскольку ВСД закроет его с южной стороны.
Тогда проектировщики постарались успокоить жителей Московского района, заверив, что видовая перспектива нарушена не будет, проект на стадии разработки тщательно будет согласован с Минкультом, а все жилые постройки будут учтены.
Против строительства магистрали выступали и жители Красногвардейского района: по этому поводу люди устраивали митинги и пикеты. Также опасения в связи с планируемым строительством есть у градозащитного сообщества Петербурга, так как на первом этапе реализации проекта под угрозой сноса находятся Офицерская воздухоплавательная школа на Парковой улице и дома на Московском проспекте, 135 и Московском проспекте, 158.
На сторону жителей Красногвардейского района и градозащитного сообщества Петербурга встала депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Справедливая Россия» Надежда Тихонова: в апреле этого года она написала запрос к губернатору города Александру Беглову, где изложила претензии к проекту строительства новой трассы.
Позже, в конце мая этого года, Надежда Тихонова обратилась к министру транспорта РФ Евгению Дитриху с просьбой прекратить в этом году федеральное финансирование строительства ШМСД, а сэкономленные средства направить на другие проекты Санкт-Петербурга. По мнению депутата, реализация такого крупного проекта на данный момент не является приоритетом в расходовании бюджетных средств с учетом кризиса в российской экономике, падения доходов населения, роста безработицы на фоне пандемии коронавирусной инфекции. В своем обращении Надежда Тихонова отметила, что строительство Широтной магистрали влечет за собой финансовое обременение для бюджета города в дальнейшем, что негативно скажется на благосостоянии граждан, поэтому, по её мнению, необходимо приостановить федеральное финансирование строительства новой платной дороги.
Виктория Брылёва