199034 +7(812)2450568

Крымский мост: вклад инженеров из Петербурга в строительство перехода

В среду, 25 декабря, в Музее мостов Санкт-Петербурга открылась выставка «Крымский мост родом из Петербурга», которая посвящена вкладу инженеров города в строительство самого длинного моста в России и Европе через Керченский пролив между Республикой Крым и Краснодарским краем. Открытие экспозиции было приурочено к знаменательному событию - прибытию первого фирменного поезда «Таврия» из Петербурга в Севастополь 25 декабря в 9:25. Подробнее - в материале «ДорИнфо».

IMG_1704-002.JPG

Мостостроительные отряды, инженеры и проектировщики из Петербурга

После воссоединения Крыма с Россией началась реализация проекта строительства перехода через Керченский пролив. В 2014 году Президент России Владимир Путин дал задачу построить транспортный переход в двух вариациях: железнодорожный и автомобильный. Государственным заказчиком проекта было назначено ФКУ Упрдор «Тамань», единственным исполнителем стала компания ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ», которая, в свою очередь, привлекла для разработки проектной документации АО «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург». Данный институт был создан в Ленинграде в 1945 году, на сегодняшний день - это мощнейшая организация, которая обладает богатым опытом высоко-технологичного проектирования транспортных сооружений в разных регионах страны.

IMG_1707-001.JPG

«Разделение моста на автомобильный и железнодорожный уменьшало расход материалов и выглядело эффективнее с точки зрения строительства. Кроме того, разделив мост на два независимых сооружения, мы укладывались в сроки. И еще одно преимущество проекта станет очевидным уже при эксплуатации моста: следить за состоянием автомагистрали и железнодорожного полотна будут различные организации и с отдельными мостами это делать проще», - считает технический директор АО «Институт Гипростроймост» Игорь Колюшев.

В 2014 году группа архитекторов, руководителем которой выступил Леонид Беляев - архитектор из Санкт-Петербурга, приступила к созданию цифрового прототипа моста. Проект Крымского моста разрабатывался под определенные погодные условия. Инженеры института привлекли ученых аэродинамики, геологов, сейсмологов, чтобы провести ряд исследований. Так, на экспериментальной базе Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге были проведены аэродинамические и ледовые испытания макетов моста и опор. Чтобы подтвердить правильность математических расчетов по ледовым нагрузкам, модели опор в масштабе 1:237 погрузили в 100-метровый ледовый бассейн и создали условия весеннего ледохода. Кроме этого, специалисты Крыловского центра и сотрудники АО «Институт Гипростроймост» разработали проект аэродинамической трубы. До этого момента в России не было подобных труб, предназначенных для испытания полномасштабных моделей мостов. Для проведения экспериментальных работ на 3D-принтере был напечатан детальный макет моста в масштабе 1:60, его подставили под потоки сильного ветра, чтобы понять, как сооружение будет реагировать на штормовой ветер с порывами до 40 м/c.

Для погружения металлических свай на большую глубину инженеры из Петербурга разработали технологию, которая позволяет быстро забивать многометровые трубы без применения плавсредств. По проекту АО «Институт Гипростроймост» были сделаны специальные передвижные комплексы, где располагались стреловые краны большой грузоподъемности, переставные направляющие каркасы и гидромолот с мощной энергией удара. Так, при помощи этих комплексов вне зависимости от погоды рабочие могли передвигаться по специальным опорам и забивать сваи с различными наклонами. При этом на каждую колонну вешали датчик, по которому специалисты вели мониторинг погружения в режиме реального времени.

IMG_1748-001.JPG

Всего в строительстве Крымского моста было задействовано более 15 тыс. инженеров и рабочих со всей страны. В работе участвовали более 80 мостостроительных отрядов, в том числе и отряды из Петербурга.

Самый длинный мост России и Европы

Протяженность Крымского моста составляет 19 км - это самая длинная переправа в России и Европе. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по дамбе протяженностью 5 км и острову Тузла, пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег. Движение легковых автомобилей и автобусов по автодорожной части было открыто в середине мая 2018 года, для грузовиков проезд открыт с октября 2018 года. Автодорога состоит из четырех полос, по трассе можно двигаться со скоростью до 90 км/ч, а пропускная способность автодорожной части составляет 40 тыс. машин в сутки. Железнодорожная часть представляет из себя два бесстыковых рельсовых пути, в сутки здесь могут проезжать до 47 пар поездов. Движение поездов было открыто в декабре 2019 года - старт железнодорожному движению по транспортному переходу через Керченский пролив между Кубанью и Крымом дал Президент России Владимир Путин 23 декабря. Первый пассажирский состав, следуя из Санкт-Петербурга в Севастополь, проехал по новому сооружению в ночь с 24 на 25 декабря, поезд состоял из 17 вагонов - по числу городов Крымского полуострова.

Мост стоит на 595 опорах: 288 - под автомобильным полотном и 307 - на железнодорожном участке. Автомобильная часть оборудована специальными гидравлическими устройствами - шок-трансмиттерами. Такое техническое решение позволит мосту выдержать землетрясение мощностью до 9 баллов. Всего рабочие установили 760 таких антисейсмических устройств между опорами и пролетами действующей дороги. На железной дороге установлены неподвижные и линейно-подвижные опорные части между пролетами и опорами. Благодаря комбинации данных конструкций сооружение будет защищенно во время сильных толчков при землетрясении.

Выставка «Крымский мост родом из Петербурга»

Выставка, которая открылась 25 декабря в Музее мостов в Петербурге, приурочена к знаменательному событию - прибытию фирменного поезда «Таврия» в Севастополь в этот же день. Это первый пассажирский поезд, проехавший по Крымскому мосту. Акцент на выставке сделан на достижениях инженерной и научной мысли, создавшей это сооружение. Также внимание уделено научным учреждениях Петербурга, которые принимали участие в проектировании моста.

IMG_1709-001.JPG

«Первое, что радует - это то, что лозунг, который я все время пропагандирую, что «история пишется сегодня», он воплощается сегодня в два отдельных предмета и в красивой выставке. Она небольшая, она локальная, но она глубока по знанию, по содержанию. <…> Вы все в курсе, что сегодня в 9 часов 25 минут первый поезд «Санкт-Петербург - Севастополь», легендарная «Семерка», прибыла в Севастополь. Сегодня ночью поезд прошел по Крымскому мосту. <…> Уверен, что в этом году мы увеличим эту экспозицию в разы. У нас есть договоренность с Восточно-Крымским музеем-заповедником о том, что ту выставку, которая у них существует, они передадут нам, и мы будем ее экспонировать здесь», - сказал директор Центрального музея железнодорожного транспорта России Владимир Мителенко.

IMG_1724-001.JPG

Уникальность выставки заключается в том, что экспонаты в музей поступают буквально каждый день. По словам организаторов выставки, все, кто причастен к строительству моста, с большим вниманием относятся к музею и поставляют или передают подлинные экспонаты.

«В нашей коллекции есть модель Большого Обуховского моста. Как оказалось, это был первый опыт строительства моста по европейским технологиям. Выполнила этот проект в том числе и проектная организация АО «Институт Гипростроймост». <…> Мы были поражены красотой этих решений и стали понимать насколько глубоки те процессы исследовательские, которые проходят в наших различных организациях Петербурга. И поэтому очень быстро, в кратчайшие сроки, коллектив музея взялся за подготовку выставки. <…> У нас есть подлинные экспонаты, которые как раз использовались при строительстве Крымского моста», - рассказала куратор выставки «Крымский мост родом из Петербурга» Елена Асташова.

IMG_1739-001.JPG

Частью экспозиции стали самые первые рисунки моста, которые созданы архитектором Александром Малышевым, а также первый компьютерный проект Леонида Беляева, созданный в 2014 году.

IMG_1759-002.JPG

«Это абсолютно уникальное высокотехнологичное сооружение. Я просто сел, нарисовал это, потому что почувствовал, что хочется. Я не мог себе представить, что этот альбом дальше возьмут. Это как бы назрело, потому что надо было что-то такое вот сделать нам всем вместе, всей страной, всем: строителям, проектировщикам, археологам, геологам, экологам. Мы все вместе взялись и сделали. <…> Раньше срока все сдали: и автомобильную часть и железнодорожную. Все это сделать можно было только таким коллективом, сплоченной организацией, просто все бились день и ночь. После это можно сказать: да, мы можем все. В России теперь возможны любые проекты», - рассказал на открытии выставки Леонид Беляев, руководитель группы архитекторов Крымского моста.

IMG_1755-001.JPG

В течение следующего года экспозиция будет активно пополняться, но уже сегодня у жителей и гостей Санкт-Петербурга есть возможность своими глазами увидеть уникальные экспонаты, среди которых есть образцы гидротехнического бетона, из которого изготовлены опоры Крымского моста, фрагмент рельса железной дороги и образцы крепежных изделий пролетных строений мостового сооружения.

Виктория Брылёва

Фото: «ДорИнфо»

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
пїЅ