Жители Невского района Петербурга не левом берегу Невы выступили против строительства Восточного скоростного диаметра в том варианте, который сейчас предлагают власти города

Проект Восточного скоростного диаметра (ВСД), он же ВСР и широтная магистраль скоростного движения, вновь собрал в администрации Невского района Санкт-Петербурга гневных жителей - на этот раз с левого берега Невы. Почти три часа граждане разговаривали с чиновниками и проектировщиком на разных языках: одни пытались понять, зачем же им рядом с домами и школами нужна магистраль на эстакадах, другие - доказать необходимость скоростной дороги. Ни первым, ни вторым ничего не удалось, хорошо хоть до ругани не дошло.

ВСД нам не нужен

Публичные слушания по второму этапу скоростной широтной магистрали, который пройдет от пересечения с Витебским проспектом до развязки с Союзным проспектом, большого ажиотажа не вызвали. В актовом зале администрации Невского района вечером 22 ноября пустые места были, но на них удачно разместили плакаты в защиту сада 30-летия Октября и против ВСД. Сами жители готовы были биться до конца - к микрофону многие выходили по несколько раз. Чиновники планировали уложиться в час, но народ сразу потребовал больше. Договорились сидеть столько, сколько потребуется. Вышло почти три часа.

Тишина в зале сохранялась первые 7 минут. Народ не выдержал на моменте, когда главный инженер проекта из «Института Трансэкопроект» Сергей Авессаломов рассказывал про генеральные планы Санкт-Петербурга разных годов: в 1966 году ни о какой магистрали еще речи не шло, а вот в 1897 году появились первые наметки.

«Мы вообще не понимаем, о чем речь. Что вы нам рассказываете? Давайте поближе к делу!» - начали восклицать с мест.

Если и правда подходить к делу, то ВСД должен дополнительно связать два берега Невы, снизить нагрузку на мост Александра Невского и Володарский мост, вывести транзитные по отношению к центру транспортные потоки, стать дублером южного участка КАД, который зачастую стоит в пробках, и обеспечить дополнительный выход к трассе Р-21 «Кола». Вот для этого, по словам чиновников, магистраль и необходима. Власти смотрят на проект более глобально, в масштабах всего города. Жителей же больше волнуют локальные вопросы, а конкретно, их дома, в которых и сейчас-то жить непросто из-за соседства с железной дорогой, образовательные учреждения, детские площадки и зоны отдыха, которые окажутся под магистралью. 

Второй этап ВСД начинается практически от границы Фрунзенского района и проходит вдоль полосы железной дороги. Запланированы развязки на пересечениях с Софийской улицей, с Глухоозерским шоссе (по типу неполного клевера со съездами на улицы Седова и 2-й Луч), а также в районе Союзного проспекта (неполный клеверный лист).

Статья_схемаИП.jpg

«На расстоянии 30 м от Финляндского железнодорожного моста находится детская площадка, на расстоянии 50 м - здание дополнительного образования гимназии №330. Что будет с этими объектами? Отступив хоть сколько-нибудь от моста, ваша трасса будет находиться непосредственно в этой оси, они будут под магистралью», - интересовалась Елена Савровская.

Примерно то же самое интересовало и жителей исторического дома №33 по проспекту Обуховской Обороны, в квартирах которого Роспотребнадзор уже зафиксировал превышение нормативного уровня шума, поскольку он находится в 100 м от железной дороги. «А вы говорите, что добавите 6-полосную трассу и соблюдете уровень шума? Вы вообще учитываете текущий общий фон?» - спрашивали жители.

У представителей власти было три варианта ответов: первый - фон шума с проспекта Обуховской Обороны станет ниже за счет перераспределения транспортных потоков при появлении ВСД, второй - есть методики, по которым можно защитить на 100% от негативного воздействия, третий - на стадии проекта планировки территории данный вопрос не рассматривается. Ни один из этих вариантов народ не устраивал, конечно, но чиновники больше ничего ответить и не могли, а если и отходили от канцеляризма, то тут же встречали волну упреков.

«Невозможно защитить на 100%, иначе бы это было реализовано и при ЗСД, и при строительстве аналогичных объектов. Нигде не удалось снизить уровень шума на 100%. До дома №33 будет не 58 м, как вы говорите, а максимум 30, больше там никак не соблюсти. Вы не сможете соблюсти необходимый уровень шума при загрузке магистрали в 100 тысяч автомобилей в сутки никаким образом. Вы нас намеренно вводите в заблуждение, говоря, что всё просчитаете на стадии проектирования, или, хотите сказать, что, всё просчитав, вы откажетесь от этих решений?» - заявила Савровская.

Статья_слушания.jpg

К слову, ЗСД и ситуацию, в которой оказался Канонерский остров, на слушаниях вспоминали не раз. Никто из жителей Невского района не хочет повторения этой ситуации, не хочет жить под скоростной магистралью. На реплику начальника отдела проектирования КРТИ Санкт-Петербурга Андрея Шашкова о том, что с момента постройки ЗСД власти «учли все негативные моменты», жители возразили: «Когда строили мост Бетанкура?». Ненадолго в зале повисла неловкая пауза. А что тут скажешь? Жители дома по Ремесленной, д. 5 практически рукой могут достать до новой переправы.

Жители не верят, что супер-стеклопакеты и шумозащитные экраны смогут их спасти от широтной магистрали. «Ваша широтная магистраль обязательно добавит газовые выхлопы, в воздухе появится большое содержание взвешенных частиц, а с учетом большого количества химических присадок в нашем топливе появятся химические микроэлементы в организмах. И как мы будем от этого защищены? Экранами?» - вопрошала Ирина Андронович.

Статья_слушания3.jpg

При этом сейчас, на стадии утверждения ППТ, никто и не просчитывает уровень воздействия объекта на прилегающие территории, это работа уже последующих стадий. «Проект планировки не предполагает определение функционального назначения зданий, которые расположены за границей проектирования. На последующих стадиях проектирования будет определена возможность функционирования этих зданий с учетом того воздействия, которое магистраль будет на них оказывать», - пояснил главный инженер проекта Сергей Авессаломов.

То есть, вполне может оказаться и так, что какой-то жилой дом признают нежилым и расселят. Но тут вновь стоит вспомнить про Ремесленную или Канонерку. Поэтому жители Невского района не зря полагают, учитывая предыдущий опыт городских строек, что на стадии инженерного проекта уже ничего не решается, да и с населением на этой стадии ничего обсуждать не будут.

«Вы должны строить с соблюдением норм, и думать надо заранее, а не тогда, когда начнете разрабатывать проект и рабочую документацию. Тогда нас вообще никто не будет слушать, и мы окажемся на «Канонерском острове», будем жить в грязи и пыли без конца. Если эта трасса и нужна, то не в таком виде, в каком вы планируете сейчас», - убеждены жители.

Когда народ понял, что текущие публичные слушания будут последними, желающих высказаться стало больше. Вопросы у многих были одинаковыми, и, когда прозвучала очередная реплика о том, «как жить рядом с этой магистралью?», Шашков даже начал закатывать глаза, ведь ответ на него он произнес как минимум раз десять. «Я, наверное, уже утомил всех», - позже с юмором сказал представитель КРТИ, когда из зала прозвучал однотипный вопрос.

Статья_слушания1.jpg

Увы, для чиновников эти вопросы и, правда, были однотипными, но для жителей - далеко нет. «Решается наша судьба, мы хотим обсуждать!» - восклицали они, но обсуждения никак не получалось. В какой-то момент всё свелось к лозунгам типа «Вы проводите политику геноцида населения нашего микрорайона» и «ВСД - это общественно опасный прожект», а под конец наступил практически блиц из коротких вопросов и ответов: «Кто инвестор?», «Кто заинтересован?», «Что нужно, чтобы построили тоннель?», «Когда примут решение?» и так далее. И лишь с последних рядов периодически доносились восклицания: «Позор!», «Мы против!».

Почему не строят Большой Смоленский мост?

Проект Большого Смоленского моста через Неву на слушаниях вспоминали несколько раз. Эту переправу, которая соединит Большой Смоленский проспект с улицей Коллонтай, городские власти планируют давно, но пока больше на бумагах. Жители Невского района уверены, что в первую очередь нужно построить именно его, а не ВСД, поскольку появится связь улично-дорожной сети, можно будет развивать общественный транспорт.

«Может, нам благоустраивать город и строить мост, который позволит трамваям, автобусам, велосипедистам, личному транспорту и пешеходам перемещаться. А ВСД вы для кого строите? Только для частного личного транспорта, эгоистичного. Если коммерческий транспорт туда поедет, значит, мы увидим подорожание цен на продукты. Логика в чем? Какие плюсы данного строительства? Ведь альтернативы бесплатной нет, нет моста бесплатного, а существующие загружены», - заявил один из жителей.

По словам Андрея Шашкова, со следующего года власти намерены начать разрабатывать проект планировки территории (ППТ) под Большой Смоленский мост, а к реализации проекта планируют приступить с 2021 года.

«В прошлом году мы включили Большой Смоленский мост в госпрограмму для реализации. По нашим расчетам, это будет низководный разводной мост, который будет соединять два района. По нему пойдет трамвай», - сказал чиновник, отмечая, что функционально этот мост и переправа в составе ВСД будут отличаться, объекты решают разные задачи.

Что дальше?

Планируется, что в 2018 году ППТ первого (от ЗСД до Витебского проспекта) и второго этапов широтной магистрали утвердят, после чего начнется инженерное проектирование. На этой стадии будут решать как раз те вопросы, которые так интересовали жителей на публичных слушаниях, а также определять очередность строительства. Есть еще и третий этап - от Союзного проспекта до границы Санкт-Петербурга. Проект планировки территории под него должен быть готов в этом году, а к концу ноября 2019 года эту документацию внесут в общий ППТ широтной магистрали. Публичные слушания по ней еще предстоят. Напомним, первый скандал вокруг ВСД был связан как раз с участком на 3-м этапе - в районе Ладожского вокзала. Жители прилегающих домов обнаружили, что магистраль пройдет слишком близко к ним, и начали «стучать во все окна». В итоге трассировку им удалось изменить.

По последним данным, стоимость ВСД оценивают в 182,8 млрд рублей. На возведение петербургского участка ВСР потребуется 170,7 млрд рублей, на участок, который пройдет по территории Ленобласти - еще 12,1 млрд рублей. Это цены с учетом прогнозируемой инфляции. Ожидается, что 50% от общей суммы может поступить из федерального бюджета. При этом проект предполагается реализовывать по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП), то есть, деньги вложит и инвестор. Приступить к строительству планируют в 2019 году, закончить - до конца 2023 года.

Шестиполосная трасса начнется от ЗСД в районе Благодатной улицы, пройдет преимущественно в полосе отвода северного железнодорожного полукольца, пересечет Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, причем, пока окончательно не решено, мостом или тоннелем, а затем дойдет до КАД в районе Кудрово и выйдет на трассу Р-21 «Кола». Общая протяженность городского участка составит 14,2 км, за пределами города 8,7 км.

Дарья Кильцова

Фото: автора

Схема: «Институт Стройпроект» 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789