Строительство широтной магистрали в створе улиц Фаянсовая — Зольная в Санкт-Петербурге, которая также имеет название Восточный скоростной радиус (ВСР), – дело уже практически решенное. Осталось только договориться с частным инвестором и определить точную трассировку трассы.
Строительство широтной магистрали в створе улиц Фаянсовая — Зольная в Санкт-Петербурге, которая также имеет название Восточный скоростной радиус (ВСР), – дело уже практически решенное. Проект, являющийся одним из перспективных решений в сфере дорожного строительства города, даже обсуждали в Росавтодоре. Осталось только договориться с частным инвестором и определить точную трассировку трассы. Необходимость ВСР никто не оспаривает, не против трассы и жители Невского и Красногвардейского районов, где она пройдет. Однако людей категорически не устраивает то, что скоростная магистраль с многотысячным трафиком расположится прямо под их окнами.
28 февраля в обеих администрациях состоялись публичные слушания по изменениям в Генплан Санкт-Петербурга 2018 года. Обсуждались изменения по транспортной инфраструктуре, главным объектом, интересующим сотни жителей, был Восточный скоростной радиус, который по измененной трассировке может пройти в непосредственной близости от жилой застройки, в частности, по другую сторону железной дороги от Ладожского вокзала. Власти уверяют, что от трассы до домов будет 150 метров, но жители, измерившие каждый клочок, заявляют, что их там просто нет.
Малый зал администрации Невского района, где проходили слушания, был забит до отказа. Тем, кому не хватило места, чиновники предложили перейти в Большой зал, где велась трансляция, но никто уходить не собирался, люди были готовы стоять в проходах и дверях, лишь бы не упустить возможность выразить свой протест. Уже на пятой минуте мероприятий, когда специалист зачитывала информацию об изменениях в Генплан по всему городу, народ не выдержал и закричал: «Нам про Невский район! Про улицу Ворошилова!». Пришедших интересовал только один вопрос — почему магистраль перенесли от железной дороги к их домам.
Справка
ВСР общей протяженностью 16,8 км, 15 из которых пройдет в границах Санкт-Петербурга, планируется проложить от Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе Благодатной улицы до КАД. Трасса пройдет преимущественно на эстакаде внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов. Магистраль должна вывести из центра грузовой транзитный транспорт на сеть скоростных магистралей.
В створе улиц Фаянсовая — Зольная предусмотрено строительство моста через Неву. На ВСР предусмотрено несколько транспортных развязок с подключением к ЗСД, к Новоизмайловскому проспекту, к Воздухоплавательной улице и Витебскому проспекту, к перспективному продолжению Софийской улицы, к улице Седова и перспективному продолжению Глухоозерского шоссе, к Союзному проспекту с перспективным продолжением проспекта Энергетиков, к Индустриальному проспекту, к улице Коммуны, к КАД и трассе Р-21 «Кола» в Ленинградской области. Предполагается, что ВСР существенно перераспределит транспортные потоки, что приведет к снижению нагрузки на улично-дорожную сеть в целом и на ближайшие к ней мосты через Неву — мост Александра Невского и Володарский мост.
Почему изменили трассировку ВСР?
Изначально участок ВСР от Ладожского вокзала до примыкания к КАД рассматривался в двух вариантах трассировки: вдоль улицы Кржижановского с непосредственным примыканием к КАД или вдоль Бокситогорской улицы с подключением к транспортной развязке Шафировского и Индустриального проспектов. Однако по новой концепции прохождения трассы, разработанной институтом «Стройпроект» по заказу ОАО «Западный скоростной диаметр», в Невском районе трасса изменила маршрут, сместившись в районе Ладожского вокзала к улицам Ванеева и Ворошилова.
«ВСР проходил вдоль железной дороги, но изменилась ситуация за последние годы. Были планы по вынесению колонии, но это не осуществилось. Мы не состоянии пройти между железной дорогой и колонией №7», — пояснила специалист СПбГКУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» Анна Средина.
«Зато в состоянии пустить дорогу под окнами домов?» — спросили в ответ из зала жители ЖК «Ладожский парк». Чиновники заявили, что такая трассировка не задевает существующие дома, на что в зале раздались смех и аплодисменты.
«Между трассой и границей проекта планировки, по которой размещены дома, находится улица. Между улицей и трассой есть разрыв, который подлежит озеленению и шумозащите. По нашим предварительным расчетам до жилой застройки останется 150 метров», — заявил представитель НИПЦ Генплана Александр Мюльберг, отметив, что окончательное решение еще не принято, а публичные слушания и проводятся для того, чтобы услышать мнение горожан.
В ответ жители ответили, что не против магистрали, и понимают, что она нужна городу, но необходим компромисс. «Неужели заключенные городу дороже, чем 15 тысяч жителей?», — спросила одна из жительниц «Ладожского парка».
К слову, на публичных слушаниях присутствовали и жители Приморского района Санкт-Петербурга, которые столкнулись с схожей ситуацией при строительстве ЗСД. Им обещали, что расстояние от магистрали до их домов будет не меньше ста метров, однако на деле их осталось только сорок.
«У нас уже были тяжбы с ЗСД, суд три года идет. Надеюсь, вам получится вовремя найти общий язык с вашей администрацией, потому что нас вовремя не услышали, сейчас суды не знаю, что делать по ситуации с домом №42 на Елагинской улице, который оказался в сорока метрах от ЗСД. Сейчас здесь не присутствует ни один представитель «Западного скоростного диаметра», а все вопросы стоило бы задать ему», — поддержала жителей Невского района Светлана Пирогова.
Чем еще помешает ВСР?
В ходе обсуждения жители Невского района напомнили чиновникам, что пять лет назад также в ходе публичных слушаний им обещали, что вместо исправительной колонии №7 построят второй выход станции метро «Ладожская», что будет выезд на КАД, и за пределы города вынесут бетонный завод АБЗ, но ничего не произошло. Жители полагают, что вносимые сейчас изменения в трассировку ВСР только отдаляют перспективы строительства «Ладожской – 2», которая очень нужна.
Звучали мнения и о том, что ВСР в предложенной трассировке только усугубит транспортную обстановку в Невском районе, которая и сейчас непростая, а через несколько лет здесь сдадутся несколько крупных жилых комплексов, где будут проживать тысячи людей.
«Нам говорят, что эта трасса очень нужна, но кому? По большому счету, она не решает проблем района и города, кстати, тоже. Во-первых, полностью закрывается переезд с Наставников в Невский район, его просто нет больше. Съезд, планируемый на Индустриальный проспект — это будет просто ужас. Он и сейчас стоит, а будет просто невозможно перемещаться. Предлагаемая развязка в створе улицы Коммуны не спасет, потому что эта улица очень узкая, она даже уже Наставников, вы же не будете сносить бассейн «Газпрома» и школу олимпийского резерва? Съездов и заездов практически нет, для кого строится трасса? Всё выглядит так, что инвестор закончил один мега проект и желает получить бабло на второй», — считает один из жителей «Ладожского парка».
«Трассу, которую вы предлагаете, слишком «сырая», многое не доработано. Вы практически отрезаете два района друг от друга. Развязка на Индустриальном проспекте создаст коллапс как в Невском районе, так и в Красногвардейском. Переезд с Наставников на Солидарности, который вы убираете, является одной из связующих нитей между двумя районами. Как нам перемещаться между двумя районами?» — присоединилась жительница Невского района.
По словам Анны Срединой, развязка с Индустриальным проспектом будет представлять собой не полную развязку, а комбинацию из двух съездов. Это будет путепровод, связывающий два района, при этом на широтную магистраль будет заезд с Индустриального с правым поворотом, будет и съезд на Индустриальный с широтной магистрали. Как при этом сложится ситуация с общественным транспортом, которому закроют проезд к проспекту Наставников, и останется только проезд по Российскому проспекту с заездом на Хасанскую, чиновники ответить не смогли. По словам местных жителей, это очень опасное место, где регулярно происходит большое количество ДТП.
ВСР предлагают пустить севернее
По мнению жителей Невского и Красногвардейского районов самым оптимальным вариантом трассировки ВСР будет строительство магистрали по Бокситогорской улице до развязки Индустриального проспекта с Шафировским. При этом предлагаемую развязку на Индустриальном проспекте необходимо обязательно убрать и не перекрывать проспект Наставников.
Среди предложений от жителей также прозвучало строительство в первую очередь Большого Смоленского моста, который выйдет на улицу Коллонтай, и связь его с существующей дорожной сетью. Однако стоит отметить, что этот мост не входит в ВСР. Нужно связать Союзный проспект с проспектом Энергетиков, где прекрасно впишется и трассировка ВСР по Бокситогорской улице.
«Нужно не закрывать дороги из района, а наоборот их развивать. Параллельно занимайтесь выносом зоны, мы потерпим, решайте вопросы с федералами, только постройте Большой Смоленский мост. Этот мост в створе Зольной — Фаянсовой, а где там заезды и съезды? Магистраль не решает проблем ни района, ни города», — уверен один из жителей Невского района.
В ответ Александр Мюльберг заявил, что строительство Большого Смоленского моста стоит у города первым на очереди, и строить его будут за бюджетные деньги, но когда — неизвестно.
На публичных слушаниях присутствовало порядка трехсот человек, многие из которых заранее принесли в администрацию свои предложения и обращения не прокладывать ВСР вдоль улицы Ворошилова. Десятки аналогичных заявлений прозвучали и непосредственно на слушаниях. Все они будут переданы в специальную комиссию правительства Санкт-Петербурга по внесению изменений в Генплан, которая будет принимать решение. Поскольку изменения Генплана затрагивают и другие районы Санкт-Петербурга, должны быть представлена сводная информация. Предполагается, что она появится к концу марта. Если же комиссия не услышит жителей, они смогут попытаться добиться изменений через Законодательное собрание, которое будет утверждать сам Генплан.
По информации чиновников, первую из очередей ВСР, куда войдет развязка на левом берегу Невы в районе Глухоозерского шоссе, мост через Неву и развязка в районе Союзного проспекта на правом берегу, планируют начать строить не раньше 2030 года. И это при наилучшем раскладе. Быть может, к этому времени удастся пересилить колонию №7, из-за которой и начался весь этот шум.
Дарья Смирнова