Портал «ДорИнфо» рассказывает, как прошел автопробег из Петербурга в Крым (фото)

Море и настоящее лето для жителей Москвы и Санкт-Петербурга намного ближе, чем кажется, даже для тех, кто привык путешествовать за рулем автомобиля. Экипаж портала «ДорИнфо» проверил это на себе, доехав из Петербурга до Крымского полуострова за 2,5 дня. С открытием Крымского моста водители, путешествующие на юг на машине, могут смело направляться и на курорты полуострова, а не только Краснодарского края, не боясь потерять кучу времени в ожидании паромной переправы. За 12 дней автопробега «На машине в Крым» наш экипаж преодолел более 6-ти тыс. км по восьми федеральным и нескольким региональным трассам, проехал по мосту через Керченский пролив, заехал на строящийся участок новой трассы «Таврида» в Крыму, повилял по серпантинам вдоль побережья Черного моря и проверил загруженность нескольких федеральных трасс.

IMG_6506-2.jpg

Санкт-Петербург — Москва

Из Санкт-Петербурга мы стартовали в 5 часов утра, и так рано рабочие понедельники у меня не начинались уже давно. Залеживаться мы не стали специально — в этот день предстояло преодолеть более 1200 км и доехать до Воронежа, к тому же на пути была непредсказуемая МКАД. Пока на пути из Петербурга до Москвы альтернатив трассе М-10 «Россия» нет, за исключением некоторых участков скоростной платной магистрали М-11 «Москва - Санкт-Петербург». Я и раньше догадывалась, что М-10 далеко не самая лучшая трасса страны, хоть она и соединяет две столицы. Проехав по трассам такого же значения в других регионах, эти догадки только подтвердились. Многочисленные населенные пункты на пути, из-за которых приходится сбрасывать скорость, светофоры, отсутствие ограждений, трехполосное движение на ряде участков… всё это не дотягивает до звания федеральной трассы в современных реалиях.

Наш пробег начался 21 мая, и 6-й этап М-11, который проходит по Новгородской и Тверской областям, был еще закрыт для движения, поэтому мы в полной мере «вкусили» все прелести трехполоски М-10 в Валдайском районе Новгородской области. Здесь же на двух участках трассу капитально ремонтируют, один из них расширяют до четырех полос. Несколько раз из-за ремонтов, большого количества фур и Валдайских возвышенностей здесь фиксировали многокилометровые пробки, но мы их миновали.

IMG_2984-2.jpg

Не доезжая Вышнего Волочка в Тверской области, мы ушли на платный участок трассы М-11 в обход города, который славится огромными заторами, поскольку трасса М-10 здесь превращается в обычную городскую улицу. По качественной и почти свободной платной магистрали мы доехали практически до Твери, это два участка трассы друг за другом: обход Вышнего Волочка и обход Торжка, почти 120 км. Трасса здесь четырехполосная, с отбойником и освещением, есть несколько стоянок с туалетами, кафе на 262-м км и никаких населенных пунктов. На контрасте с М-10 участок платной магистрали кажется какой-то сказкой, за которую не жалко заплатить и 360 рублей (за оба участка по наличному расчету).

IMG_3037-2.jpg

IMG_3040.JPG

С открытием 6-го этапа эта «сказка» увеличилась до 337-ми км, с 7 июня по М-11 можно проехать, грубо говоря, от Великого Новгорода до Твери, что обойдется водителю легкового автомобиля без транспондера примерно в 660 рублей. Смело сворачивайте с М-10 в районе Мясного Бора (Новгородская область) на М-11, включайте круиз-контроль и получайте удовольствие от трассы до Твери, дальше снова придется ехать по «России». Только не забудьте заправиться перед съездом на М-11, поскольку на магистрали пока нет заправок, есть только несколько станций контейнерного типа, но на них всё же лучше не рассчитывать: уже были сбои в работе, аварийные комиссары не успевали всем доставлять топливо, и водителям приходилось терять время. Со стороны Санкт-Петербурга перед платной магистралью заправки по правой стороне есть после поворота на Чудово и в Спасской Полисти, со стороны Москвы заправиться можно на обходе Твери.

К слову, про участок трассы М-10 в обход Твери. В конце мая мы еще застали работы по реконструкции на нем, и движение было частично ограничено. 5 июня движение по обновленному 23-километровому участку М-10 со 156-го км по 178-й км открыли в полном объеме. Теперь вместо трех полос до Волоколамской развязки ведут четыре, а до северного подъезда к Твери — шесть. Также здесь появились новые развязки, мосты через реки Тьмака и Межурка реконструировали, как и путепровод через Октябрьскую железную дорогу.

Предлагаю немного ускориться и проскочить участок от Твери до Москвы, где на М-10 вас ждут пробки в Клину и Солнечногорске, а за небольшой участок М-11 от Солнечногорска до МКАД придется заплатить 450 рублей, зато без пробок. Обходы Клина и Солнечногорска в составе М-11 в ГК «Автодор» обещают ввести в эксплуатацию уже этим летом, так что вскоре может обойтись и вовсе без пробок до Москвы, что не скажешь о МКАД. Альтернатива — не заезжать на кольцо, но нам было важно продолжить маршрут с самого начала трассы М-4 «Дон», поэтому пришлось «потолкаться» с москвичами.

Москва — Краснодар

После узкой М-10 и пробок на МКАД на трассе М-4 «Дон» сразу как-то выдыхаешь: широкая проезжая часть в 3 полосы в каждую сторону, отбойник по середине, хорошее покрытие, а пейзажи сразу южными кажутся. Даже спустя примерно километров 100, когда в каждую сторону остается по 2 полосы, трасса не становится хуже. Может, даже лучше, в том плане, что нет рекламного мусора и каких-то других лишних зданий и конструкций. Трасса утопает в зеленых полях и долинах, а встречные потоки периодически проходят в разных уровнях, что выглядит очень красиво.

IMG_3462-2.jpg

IMG_6486-2.jpg

IMG_6470-2.jpg

Но всё это не бесплатно, трасса платная, и до Воронежа на ней больше всего платных участков. В общем-то, как раз до Воронежа М-4 «Дон» находится в прекрасном состоянии и еще примерно 200 км после города. Есть и альтернативные бесплатные участки трассы, о съезде на них перед пунктами взимания платы сообщают большие информационные щиты. Мы ими не пользовались, но многие автомобилисты в соцсетях пишут, что проезд по ним может обойтись еще дороже, чем по платным, поскольку на них встречаются переносные камеры фиксации нарушений. Кто-то замечал такие камеры и на платных участках М-4, но нам на пути они не попались.

Не заметить масштабных работ по строительству Обхода Лосево и Павловска (с 633-го км по 715-й км) мы точно не могли. Новый участок трассы местами строят параллельно с существующей дорогой. Сейчас в Лосево и Павловске М-4 превращается в заурядную двухполосную дорогу, и в летний сезон она явно не справляется с трафиком, движущимся на море. Думаю, участок с широкими обочинами (начинается примерно с 650-го км), где фуры и другие тихоходные автомобили прижимаются вправо, положение не спасает. Мы в пробках здесь не стояли, но и курортный сезон на тот момент еще не начался. Опытные пользовали трассы М-4 рекомендуют планировать свой маршрут так, чтобы этот участок пришелся ближе к ночи. К слову, на обходе Лосево и Павловска будет 4 полосы, проезд по участку будет платным. Дорожники уже давно работают здесь с опережением графика, и вместо 2020 года намерены сдать объект в 2019 году.

Примерно с 728-го км покрытие на трассе М-4 «Дон» становится не очень ровным, а спустя 60 км начинается Ростовская область, которая встречает водителей еще более плохим покрытием. О круизном движении можно забыть, придется то немного тормозить, то разгоняться, поскольку будет попадаться плохое дорожное покрытие. Особенно «отличился» участок в районе населенного пункта Сохрановка, примерно с 788-го км по 801-й км дорога в ухабах, трещинах и заплатках. Но его никто пока не ремонтирует, серьезные дорожные работы и сопровождающие их пробки начинаются с города Каменск-Шахтинский. Глобальные заторы, в каждом из которых мы потеряли больше часа, встретились на пути дважды: за пару километров до Каменск-Шахтинского из-за ремонта моста через Северский Донец (для проезда открыта только одна полоса) и спустя еще километров 50, где также ремонтируют мост. Многие автолюбители пишут, что теряют здесь по несколько часов, а не по часу в каждой, как мы. Лучше приготовиться к худшему, конечно, но на одном из участков движение должно нормализоваться — мост через Северский Донец обещают отремонтировать до конца июня. 

IMG_3528-2.jpg

Ранее серьезные заторы были и на подъезде к Ростову-на-Дону, но в конце мая все ремонтные работы практически завершились, и никаких пробок уже не было. Теперь до Ростова идет хорошая двухполосная трасса, встречный двухполосный поток отделен. Если рассматривать всю трассу М-4 «Дон», то именно в Ростовской области езда доставляет меньше всего удовольствия: из-за ремонтных работ, ограничений, ям и трещин, но критическим положение дел точно не назовешь. Ситуация кардинально меняется уже после Ростова-на-Дону, где в 2017 году после реконструкции открыли первый платный участок М-4 на территории Ростовской области — с 1091-го км по 1119-й км в Азовском районе. 4 полосы с разделителем и освещением, дорога высший класс. Обойдется этот участок в 50 рублей. Общую сумму за проезд по всем платным участкам трассы М-4 «Дон» укажу чуть ниже.

IMG_3557-2.jpg

IMG_3621.JPG

В Краснодарском крае покрытие на М-4 лучше, чем в Ростовской области, хоть регион сразу и встречает водителей ремонтными работами. Как только въехали на Кубань, пришлось петлять вправо-влево, поскольку поток транспорта перепускают с одной половины трассы на другую из-за ремонтных работ. Здесь дорогу готовят к платному режиму — уже в третьем квартале 2018 года за проезд по 200 километрам трассы «Дон» в Краснодарском крае придется платить. Это участки с 1119-го км по 1195-й км и с 1195-го км по 1319-й км. На первом ремонты еще идут, а второй уже выглядит полностью готовым, 4-полосная трасса в отличном состоянии, разве что пункт взимания платы еще строят.

К слову, недавно на 1319-м км трассы, где М-4 пересекается с Восточным обходом Краснодара, на транспортной развязке ввели в эксплуатацию новый путепровод, что изменило схему движения и сделало дорогу к морю удобнее. Ранее при движении из Ростова-на-Дону в сторону Новороссийска автомобилисты вынуждены были пользоваться путепроводом, поворачивая направо. Теперь водители поедут по главной дороге М-4 «Дон» и повернут налево.

Наш путь к морю по трассе М-4 «Дон» завершился в Краснодаре, хотя в планах было доехать до конечной точки — Новороссийска. Но после ночевки в столице Кубани, где нас встретил местный житель на заниженном ВАЗе, из открытых окон которого на всю улицу звучало: «По-братски налей ещё», мы не сдружились с навигатором и выехали на другую дорогу. Участок от Краснодара до Новороссийска мы проехали позже в обратном направлении и за два захода. Но большая часть автомобилистов всё же поедет по М-4 до Новороссийска или до Джубгинской развязки как минимум. Поэтому мысленно продолжу дорогу по «Дону» после Краснодара и предупрежу об ограничениях движения в районе 1346-го км, где ведут капитальный ремонт и строят развязку. Для проезда в каждую сторону было открыто только по одной полосе, и в сторону моря пробка растянулась на 4 км. В ближайшее время работы здесь вряд ли завершатся. Зато после этого участка и до Джубгинской развязки практически никаких ремонтов и ограничений за исключением небольших участков не будет. Наоборот, водителей ждет свежеотремонтированный участок с 1428-го км по 1439-й км через населенные пункты Дефановка и Горское и трехуровневая Джубгинская развязка, которую открыли в 2016 году. Тем, кому в Джубгу, Туапсе и Сочи — налево, а в Геленджик, Новороссийск, Анапу и Керчь — направо.

IMG_5988-2.jpg

Если вам налево, то приготовьтесь к горному серпантину на участке «Джубга - Сочи» на протяжении 170 км в составе федеральной трассы А-147. Красивые виды гарантированы, а вот спокойная и расслабленная езда вряд ли. Трафик на этом участке высокий даже без туристов, а дорога узкая, только две полосы (по одной в каждую сторону), и те круто петляют. Обстановку осложняют фуры в большом количестве, которые не боятся входить в крутые повороты на скорости. Зато дорожное покрытие практически везде в идеальном состоянии, но время в пути всё равно умножайте на два в сравнении с таким же участком, но на прямой трассе.

IMG_5843-2.jpg

IMG_5635.JPG

Если же вам направо, то здесь серпантин встретится в нескольких местах и не осложнит путь. В самом конце мая здесь на участке с 1459-го км по 1494-й км активно шли работы по капитальному ремонту, он проходит по курортной зоне через населенные пункты Михайловский перевал, Текос и Пшада. На нескольких участках действовало реверсивное движение, что создавало заторы. Но на время курортного сезона дорожники обещают сделать перерыв, а именно с 15 июня по 15 сентября. В таком случае дорога от Джубги до Новороссийска будет весьма комфортной.

IMG_5541-2.jpg

IMG_5561-2.jpg

В отличие от трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на дороге М-4 проблем с инфраструктурой и заправками нет, выискивать их не придется. Местами даже установлены специальные дорожные знаки с информацией, через сколько километров будет заправка, даже бренд указан. Колоритных кафе и шашлычных по пути почти не встретилось, разве что кафе «Гараж» с гигантской фигурой байкерши на крыше в Каменск-Шахтинском, но многие заправки совмещены с полноценными кафе, где даже есть Wi-Fi. Туалеты там тоже есть, но с чистотой как повезет. Стоянки для отдыха также встречаются, и на них есть традиционные туалеты с дырками в полу, но их состояние мы оценивать не стали.

Платные участки

На трассе М-4 «Дон» от Москвы до Новороссийска протяженностью 1542 км насчитывается 11 пунктов взимания платы. За все платные участки, которые мы проехали в дневное тарифное время, суммарно заплатили 890 рублей. Это цифра для легкового автомобиля. Для других категорий будет дороже. Ночью действуют другие тарифы, и если проехать все платные участки ночью, то нужно будет заплатить 575 рублей. Отмечу, что с 28 мая начали действовать сезонные тарифы, до конца сентября проезд по платным участкам обойдется в 1120 рублей.

Сэкономить можно с помощью транспондера, настоятельно рекомендую его приобрести для поездки по М-4, тем более потом вы сможете его использовать при проезде по другим платным магистралям страны. Если вы из Санкт-Петербурга, и у вас есть транспондер «ЗСД», то смело берите с собой, по нему будет скидка. С транспондером вы сэкономите не только деньги, но и время, поскольку с ним рамки пунктов взимания платы вы проходите в автоматическом режиме, без оператора.

Крымский мост и подходы к нему

Крымский мост, движение по которому запустили 16 мая, был главной целью автопробега. Наш портал на протяжении всего периода строительства 19-километровой переправы между Таманью и Керчью подробно рассказывал о ходе работ и несколько раз выезжал на стройку. Не поехать на уже готовый мост мы не могли.

Решение о строительстве моста через Керченский пролив было принято в 2014 году, после присоединения Крыма к России. Но непосредственно строительно-монтажные работы начались только зимой 2016 года. За это время было проработано не только 70 вариантов перехода, например, в виде тоннеля, но и проведено огромное количество инженерных изысканий, проектных и подготовительных работ. Контракт на проектирование и строительство моста в створе косы Тузла был подписан с компанией ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга в феврале 2015 года, сумма контракта составила почти 228 млрд рублей. Спустя год проект моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы, после чего и началось возведение транспортного перехода в Крым, совмещающего в себе автодорожную и железнодорожную части.

Технические характеристики Крымского моста:

· Протяженность - 19 км

· Тип - совмещенный

· Число автомобильных полос движения - по две в каждом направлении

· Пропускная способность автодорожной части - до 40 тыс. автомобилей в сутки

· Количество ж/д путей - 2

· Пропускная способность ж/д моста - до 47 пар поездов в сутки

· Длина арочных судоходных пролетов - 227 метров

· Расстояние от уровня воды до арочного пролета - 35 метров

· Высота арки (от основания пролета до свода арки) - 45 метров

· Количество опор - 595

· Количество пролетов - 287 автодорожных пролетов и 306 ж/д пролетов

IMG_3957-2.jpg

Запустить движение автомобилей по Крымскому мосту по контракту должны были в конце 2018 года, но после того, как в марте этого года на мост приехал Президент РФ Владимир Путин, пошли заявления о досрочном запуске — к лету. Первое время фигурировала дата 9 мая, в итоге официально мост открыли 15 мая, Путин лично возглавил колонну строительных КАМАЗов за рулем одного из грузовиков. Для остальных автомобилистов движение запустили 16 мая, и это на полгода раньше запланированного. Крымский мост — объект уникальный, глобальный и амбициозный, подробно о ходе работ и уникальных технологиях, которые были использованы, можно почитать в нашем специальном материале, но пока предлагаю вернуться в Краснодар, откуда начался наш подъездной маршрут к мосту.

Перед запуском движения по Крымскому мосту дорожники опубликовали схему с 6-ю маршрутами подъездных дорог к переправе со стороны Кубани. Поскольку мы заночевали в Краснодаре, количество путей сократилось — ряд маршрутов обходит город стороной. Выехав из Краснодара, вместо трассы М-4 «Дон» мы оказались на дороге, ведущей в город Славянск-на-Кубани. Через него как раз пролегают 4 маршрута до моста, но ни один из них не начинается в Краснодаре, так что получается, что мы нашли еще один вариант, как доехать до моста. Но сомневаюсь, что он заслуживает рекомендации. Дорожное полотно здесь не в самом лучшем состоянии, поток транспорта при условии, что мы ехали после полудня в рабочий день, был достаточно плотным. К тому же на пути есть железнодорожный переезд, из-за которого можно потерять время. Как раз перед ним мы встали в небольшой затор, и двигались достаточно медленно, пока не выехали за пределы Славянска-на-Кубани.

Если вы решите ехать через этот населенный пункт, то перед городом Темрюк необходимо будет свернуть налево в сторону хутора Белый, ориентироваться можно на указатели с направлением «Тамань». Заблудитесь вы вряд ли, но больших указателей с надписями «Крымский мост» можете не искать. Единственный такой стоит только в хуторе Белый, он извещает, что до моста остается 63 км. В общем-то, в этом населенном пункте встречаются все подъездные пути, в том числе и самый протяженный (578 км), проходящий по всей трассе М-4 «Дон» и по трассе А-290 «Новороссийск - Керчь», и маршрут по трассе А-146 «Краснодар - Верхнебаканский», на которую можно уйти с М-4 по Южному обходу Краснодара. Самым коротким путем будет следующий маршрут: по М-4 доехать до станицы Кущевская (1145-й км), свернуть на станицу Каневская, а затем следовать через город Тимашевск, хутор Телегин, хутор Белый и выехать на трассу А-290.

После хутора Белый покрытие на трассе «Новороссийск - Керчь», которая ведет к мосту, не самое лучшее, но местами выполнен ремонт, уложен новый асфальт. Дорога здесь двухполосная, за 40 км до Крымского моста она превращается в новейшую 4-полосную трассу с отбойниками и освещением. Этот участок Росавтодор построил специально для подъезда к мосту, и он ничем не хуже платных российских трасс.

IMG_3771-2.jpg

Только не засмотритесь на эту новую дорогу, а то пропустите начало моста, который очень плавно «вытекает» из подхода. О том, что вы въезжаете непосредственно на мост, вас оповестит табличка «Крымский мост». А дальше, возможно, вы испытаете странные чувства: будете понимать, что едете по мосту, но в полной мере ощущать этого не будете. Именно так было со мной. Справа высокий отбойник, слева — строительство железнодорожной части, едешь по стандартной четырехполосной трассе (по две полосы в каждую сторону) и Керченский залив видишь лишь в щели отбойника. Ощущения немного меняются на подъезде к аркам, появляются ассоциации с мостом. Самой красивой для меня оказалась часть после арок, поскольку здесь ты оказываешься в самой высокой точке моста, и с двух сторон виден Керченский пролив, а впереди - Крым. Этот вид очень захватывающий, как и вид с горы Митридат в Керчи, откуда лучше всего полюбоваться мостом, а заодно и сфотографироваться на скамейке «Крымский мост». Здесь масштабность объекта осознается лучше, чем на самом мосту.

IMG_3871-2.jpg

IMG_3986-2.jpg

IMG_4085.JPG

К слову, по 19-километровому мосту мы ехали около 12 минут. На переправе мы оказались ровно спустя неделю после запуска движения. В первую сотню тысяч автомобилей мы не попали, но все равно чувствовали себя одними из первых. За полмесяца после открытия моста по нему проехали более 200 тысяч автомобилей, а за первые 12 дней лета — более 186 тысяч. Суточный рекорд трафика — более 25 тысяч автомобилей, он был зафиксирован 10 июня. Туристический сезон сейчас постепенно будет входить в полную силу, а популярность моста — расти, но объект готов принять до 40 тысяч автомобилей в сутки, и этого запаса должно хватить. Разрешенная скорость движения по мосту — 90 км/ч, а останавливаться на нем строго запрещено.

Дороги Крыма

Дальше с пропускной способностью дорог будет хуже. На полуострове водителей сперва встречает почти 9-километровый новый подъезд к мосту, такой же как со стороны Кубани, после чего на развязке можно либо уйти в сторону Керчи, либо в сторону Феодосии. Куда бы вы не повернули, вы попадете на трассу «Таврида», главную в Крыму. Раньше это была обыкновенная двухполосная дорога, да еще и с просадками. Поток транспорта с Крымского моста она бы явно не выдержала, поэтому было решено построить новую 4-полосную магистраль по маршруту «Керчь - Феодосия - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь» протяженностью порядка 250 км. Компания «ВАД», с которой был заключен контракт, должна полностью сдать новую дорогу в конце 2020 года. 

IMG_4250-2.jpg

Сейчас от Симферополя до Керчи (не весь маршрут «Тавриды») вне туристического сезона можно доехать за 3 часа. В туристический сезон на это расстояние уйдет не менее 5-ти часов. С конца 2018 года, когда новую «Тавриду» должны открыть в двухполосном варианте, на дорогу от Крымского моста до столицы республики уйдет чуть больше двух часов. До Севастополя, соответственно, немного больше.

Пока же до конца текущего года автомобилистам придется ехать из Керчи до Симферополя по старой, но отремонтированной двухполосной дороге (по одной полосе в каждую сторону), и на протяжении почти всего пути наблюдать рядом масштабное строительство новой трассы. Местами будут попадаться ограничения движения, но глобальных пробок мы нигде не заметили. Но стоит отметить, что в Крыму мы были еще до массового наплыва туристов.

IMG_5080-2.jpg

IMG_0005.JPG

Если же в Симферополь вам не нужно, и вы приехали на курорты Черного моря, то после Феодосии с «Тавриды» вы свернете на дорогу вдоль южного берега Крыма, которая идет от Феодосии до Севастополя через Коктебель, Судак, Алушту, Алупку и Ялту. Преимущественно дорога представляет собой горный серпантин с узким полотном и крутыми поворотами. Трасса очень живописная, она точно станет украшением вашего крымского путешествия. На «Тавриде» таких видов не встретишь.

IMG_4453-2.jpg

IMG_0419-2.jpg

Дорожное покрытие на горной дороге от Коктебеля до Судака местами оставляет желать лучшего, попадаются ямы и трещины, а с учетом крутых поворотов обстановка становится опасной. Но большая часть дороги находится в хорошем состоянии, с разметкой и отбойником, которого раньше и вовсе не было. Четыре года назад и само дорожное покрытие здесь было в ужасном состоянии. До Судака дорога в основном утопает в зелени, и горных пейзажей не очень много, зато потом виды сильно меняются — вы поедете среди гор и долин. Когда будете проезжать Судак, не забудьте свернуть на дорогу в Новый Свет — этот участок самый красивый на дороге вдоль южного берега Крыма. Чем ближе к Севастополю, тем трасса будет становиться шире и лучше. На подъезде к самому городу-герою двухполосная трасса превратится в добротную четырехполоску с отбойниками и освещением.

IMG_0184-2.jpg

IMG_4516-2.jpg

Отправляясь в Крым, стоит помнить, что бензин здесь будет стоить дороже, чем на материке. Например, когда 92-й подскочил примерно до 42 рублей за 1 литр, в Крыму этот же литр стоил 45-46 рублей. И не ищите знакомых топливных брендов, на полуострове их нет, хоть в некоторых и можно разглядеть известные замаскированные марки. Но и местные заправки выглядят достойно, кафе и туалеты присутствуют. На горной трассе дорожной инфраструктуры вы почти не встретите, только в курортных городах. Поскольку расстояния между городами не очень большие, это вовсе не проблема. И не спешите покупать хот-дог или бургер на заправке, наверняка поблизости окажется местная кафешка с хорошей кухней.

После Крыма, где нам удалось побывать непосредственно на стройке трассы «Таврида» (ждите подробный материал), мы направились в Новороссийск и Сочи по южному берегу уже Краснодарского края. Затем в обратном направлении проехали по трассе М-4 «Дон» до Тулы, свернули на трассу М-2 «Крым». От Москвы до Санкт-Петербурга мы доехали по федеральным трассам М-9 «Балтия», самой свободной на нашем пути, и Р-23 «Псков», которую активно ремонтируют. На весь автопробег у нас ушло 12 дней и почти 700 литров бензина. Почитать про каждый из дней можно в специальном разделе на нашем портале.

Дарья Кильцова

Фото автора

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789