Комментарии Росавтодора, перевозчиков и оператора Системы «Платон» по поводу новых тарифов для 12-тонников в материале «ДорИнфо».

Во вторник, 11 ноября, за четыре дня до запуска системы «Платон» Правительство РФ опубликовало постановление о внесении изменений в правила взимания платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков разрешенной массой более 12 тонн . Ключевых изменений два - тарифы и возможность использования «сторонних бортовых устройств».

Тарифы ниже - недовольство грузоперевозчиков выше?

Речь о том, чтобы понизить тариф для 12-тонников за проезд по федеральным трассам шла долго. Минэкономразвития неоднократно рекомендовало снизить тариф, проходили совещания, проводился анализ предложений. В итоге размер тарифа утвердили только сейчас – за несколько дней до запуска системы «Платон», намеченного на 15 ноября 2015 года.

Согласно внесенным изменениям, до 29 февраля 2016 года стоимость проезда по федеральным трассам для 12-тонников составит 1 рубль 53 копейки за 1 км, после (до 31 декабря 2018 года), - 3 рубля 6 копеек за 1 км. Напомним, ранее установленный тариф составлял 3 рубля 73 копейки за 1 км федеральной трассы, что вызывало немало недовольства у грузоперевозчиков.

Так, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов считает, что при таком тарифе (3,73 руб.) «себестоимость грузоперевозки может увеличиться на 10-15%. Это в свою очередь может привести к очередному скачку инфляции, т.к. подавляющее большинство потребительских товаров перевозятся автотранспортом по федеральным трассам». «Помимо прямых затрат на оплату проезда, участники рынка грузоперевозок столкнутся с ростом операционных издержек, связанных с работой в системе «Платон»: это обработка дополнительных счетов, проверка километража, который прошла фура по платным федеральным трассам и по бесплатным региональным, и др. Пока трудно оценить масштаб всех издержек», - комментирует Алексашов.

В то же время, по последним данным Росавтодора, на 12-тонники приходится лишь 8,5% перевозок потребительских товаров, например муки, хлеба, молока и др. Из чего следует, что заметного, ощутимого удорожания продуктов для простых граждан после запуска Системы «Платон» не должно произойти.

100_3736.JPG

Читайте также «Кто заплатит за тонны?»

Итак новые тарифы утверждены. И в первые три месяца размер оплаты проезда за один километр федеральной трассы будет более чем в два раза ниже того, о котором шла речь ранее. И, судя по всему, до конца 2018 года повышения до тарифа 3,73 ждать не стоит. Тем не менее, грузоперевозчики недовольны установленным новым тарифом.

«Такое решение Правительства не только не снизит накал возмущения перевозчиков, а, наоборот, станет поводом для еще большего раздражения. Снижение платы - это всего лишь отсрочка. Она не решает проблему», - заявил порталу «ДорИнфо» президент Сибирской Ассоциации Автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

В тоже время в Росавтодоре считают, что так называемый «переходный период» позволит перевозчикам адаптироваться к платному проезду по федеральным трассам для грузовиков.

«Почти двукратное снижение финансовой нагрузки на перевозчиков до 29 февраля 2016 года даст возможность транспортным компаниям завершить перестройку бизнес-процессов. Важно отметить, что «переходный период» также предполагает умеренную политику в отношении штрафных санкций для нарушителей, что позволит опоздавшим перевозчикам завершить регистрацию в системе взимания платы, пройти процедуру открытия расчетных счетов и получения бортовых устройств», - прокомментировали в пресс-службе ФДА.

Тем не менее, перевозчики Сибири в целом не удовлетворены внесенными изменениями. Так, по мнению Трунаева, поправки в Постановление № 504 не учли все требования перевозчиков. В частности, речь идет о тестовом режиме эксплуатации Системы «Платон», о возможности постоплаты проезда, об обеспечении всех заинтересованных лиц бортовыми устройствами, а также об установке верхней грани штрафов на уровне 50 тыс. рублей.

«Мы ждем от Правительства реального решения проблемы. Поэтому акция протеста 11 ноября 2015 года в сибирских городах пройдет под нашими прежними лозунгами. Они до сих пор актуальны», - отметил Вячеслав Трунаев.

Понижение тарифов влечет за собой и сокращение поступлений средств в федеральный бюджет, которые планировалось получить от функционирования Системы «Платон».

«Вместе с тем, утвержденные Правительством РФ тарифы могут отразиться на объемах поступлений в федеральный бюджет 2016 года денежных средств, собранных системой взимания платы «Платон» в счет возмещения ущерба дорожной инфраструктуре с автомобилей массой свыше 12 тонн. На данный момент, в проекте федерального бюджета на 2016 год заложены средства в размере 39,9 млрд рублей, которые предполагалось собрать в результате действия системы взимания платы “Платон”», - заметили в пресс-службе Росавтодора.

Если округлить сумму до 40 млрд рублей и сравнить установленные сейчас тарифы с теми, из которых изначально производились расчеты, то получится, что бюджет недополучит около 10 млрд рублей.

100_3743.JPG

Что касается оператора Системы «Платон» («РТ-Инвест Транспортные Системы), то для компании вне зависимости от тарифа приоритетными остаются задачи своевременного запуска Системы и бесперебойной работы Системы.

«При любом тарифе наша задача, как оператора системы, запустить ее в срок и в полном объеме, прописанном в концессионном соглашении. Оплата оператору системы не зависит от размера установленного тарифа», - пояснили «ДорИнфо» в пресс-службе «РТ-Инвест Транспортные Системы».

При этом Постановление Правительства не предполагает изменений в финансовой части Концессионного соглашения с оператором Системы «Платон», заключенного на 13 лет.

«За данный период концессионер за свой счет полностью обеспечит создание и эксплуатацию системы взимания платы, в том числе автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении грузовых транспортных средств массой свыше 12 тонн в режиме «реального времени». Государство в свою очередь в период эксплуатации системы взимания платы обязуется обеспечить ежегодную плату концедента в размере 10,6 млрд рублей», - отметили в Росавтодоре.

Устройства «со стороны»

Некоторое недоумение у перевозчиков вызывает пункт в постановлении Правительства, касающийся бортовых устройств, необходимых для работы с системой «Платон». Так, документ закрепляет возможность использования «сторонних бортовых устройств», оснащенных системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

«Что касается трекеров, то предложение о «самостоятельной установке собственных бортовых устройств» вызывает недоумение. До сих пор предусматривалась бесплатная выдача трекеров перевозчикам. Сейчас нам предлагают их покупать?», - задается вопросом президент Сибирской Ассоциации Автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

По данным Росавтодора, возможность получения бесплатного бортового устройства по-прежнему есть у всех владельцев большегрузного транспорта. Получается, что установить устройство «со стороны» могут те пользователи системы, которые по каким-либо причинам не желают или не могут получить бесплатное бортовое устройство. Еще летом текущего года сообщалось о том, что всего для «раздачи» заготовлено около 2 млн бортовых устройств. 

При этом у тех, кто установил свое устройство на транспортном средстве, проблем с интеграцией в систему «Платон» возникнуть недолжно, сообщили в пресс-службе оператора Системы.

«Проблем при интеграции не возникнет, если «сторонние бортовые устройства» будут сертифицированы надлежащим образом, как бесплатное бортовое устройство, которое сейчас выдается грузоперевозчикам, зарегистрированным в системе “Платон”», - прокомментировали в пресс-службе «РТ-Инвест Транспортные Системы».

До запуска Системы взимания платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков разрешенной массой более 12 тонн осталось пять дней, включая сегодняшнюю дату. По состоянию на вторник, 10 ноября, в системе «Платон» зарегистрировано более 30 тыс. владельцев транспортных средств и почти 300 тыс. самих транспортных средств. По данным оператора системы, «Платон» полностью готов к запуску, а вот грузоперевозчики по-прежнему не готовы к тому, чтобы платить за проезд по федеральным трассам и намерены выйти на протест 11 ноября. 

В тоже время в Росавтодоре полагают, что новые тарифы для 12-тонников наглядно покажут, что ввод системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников не повлечет за собой коллапса на рынке грузоперевозок и удорожания стоимости товаров.

«Таким образом, будут развенчаны мифы о негативном влиянии системы взимания платы «Платон» на рынок грузоперевозок. Тех перевозчиков, которые под предлогом понесенных убытков начнут необоснованно поднимать цены, заметят сразу», - отметили в пресс-службе ФДА.

Лидия Терехова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789