13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Система взимания платы за проезд с 12-тонников «Платон»: как все устроено

Об уроне, который наносят автомобильным дорогам грузовики, говорится давно и много. По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, ежегодный объем грузоперевозок в России составляет порядка 5 млрд тонн, а ежегодный ущерб дорожному полотну от перевозок - 180 млрд рублей.

Для возмещения этого урона в ноябре 2015 года в России заработает система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков. Система получила название «Платон» и предполагает платный проезд по федеральным автодорогам для грузовиков массой более 12 тонн. Стоимость проезда за 1 км обозначена в 3,73 рубля, однако Председатель Правительства России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу России подготовить документ о снижении этой цифры.

Оплачивать проезд можно будет с помощью терминалов, сайта или личного посещения офиса. В тоже время есть два способа, с помощью которых будет отслеживаться передвижение, и на основе которых будет взиматься плата за проезд. Это бортовое устройство и маршрутная карта.


Элементы системы для оплаты проезда

Итак, для пользователей основным элементом системы является бортовое устройство. Это оборудование - вариант № 1 для оплаты проезда по федеральным дорогам. Их водителям будут выдавать бесплатно. Всего планируется выдать 2 млн бортовых устройств.

IMG_0276.jpg

Получить бортовое устройство можно в Центрах информационной поддержки, которые будут открыты во всех субъектах России и на пограничных переходах. Человек, придя в офис, заполняет регистрационную форму, в которой указывает всю необходимую информационную о транспортном средстве и владельце, заключает договор и получает бортовое устройство. Устанавливать его в автомобиль водитель будет самостоятельно. Однако, по словам коммерческого директора «РТ-Инвест - Транспортные Системы» Антона Замкова, технология установки очень проста и не потребует уникальных навыков или знаний. Далее информация с бортового устройства о движении грузовика будет передаваться в онлайн режиме. Соответственно и списание средств за проезд будет происходить автоматически и только за проезд по федеральным трассам. Создатели системы заверяют, что она надежно защищена от внешнего вмешательства.

Бортовое устройство - не единственный способ для оплаты проезда по федеральным автодорогам. Вторым таким способом является маршрутная карта. Опять же водитель на сайте или в Центре информационной поддержки заполняет маршрут следования, производит оплату. При этом в маршруте указываются станция отправления, станция прибытия, при необходимости промежуточные станции. Система рассчитывает, в каких случаях грузовик поедет по региональным дорогам, в каких по федеральным, и выдает итоговую сумму за проезд по федеральным трассам. При формировании маршрутной карты также указывается информация о транспортном средстве, водителе, что позволяет контролировать движение грузовика.

Что важно, при использовании маршрутной карты вместо бортового устройства, грузовику придется ездить исключительно по заданному маршруту, в то время как с бортовым оборудованием автомобиль может передвигаться, где угодно.

«Совокупность двух систем оплаты это данность, необходимость на сегодняшний день. У нас большая страна, большое количество пользователей. Многие не доверяют каким-то техническим элементам, поэтому мы создали возможность выбора», - отмечает Антон Замков.

Информационная поддержка

Для работы с юридическими и физическими лицами в рамках внедрения системы «Платон» по всей стране создаются Центры информационной поддержки пользователей. Первый такой Центр представили журналистам в Ростове-на-Дону. По словам руководителя «РТ-Инвест - Транспортные Системы» (оператор системы взимания платы) Александра Советникова, в стране откроют 103 офиса информационной поддержки. При этом Центры будут располагаться в каждом субъекте России и на пограничных пунктах. Офисы откроют свои двери с 14 октября 2015 года, за месяц до того, как заработает сама система «Платон».

IMG_0263.jpg

В Центре информационной поддержки водитель сможет получить все сведения о том, как работает система, получить бортовое устройство, маршрутную карту, заключить договор, узнать состояние своего лицевого счета и тому подобное. Здесь же будет работать call-центр на двух языках - русском и английском. Однако для еще большего удобства разрабатываются, сайт, мобильные приложения и сеть терминалов.

Помимо офисов в сентябре 2015 года будет запущен сайт по адресу «platon.ru». Получить всю актуальную информацию пользователь может на сайте. В личном кабинете водитель сможет посмотреть все свои маршруты, состояние лицевого счета, зарегистрировать маршрутную карту и тому подобное. На сайте также будет представлена информация о самой системе и различные вкладки. В частности будет подготовлен раздел «вопрос - ответ», где соберут наиболее часто встречающиеся вопросы, подготовят полные ответы.

На сайте также будет представлена интерактивная карта, на которой разместятся адреса всех Центров информационной поддержки и терминалов оплаты. При этом карта будет иметь свойство ранжирования по регионам или по трассам. Например, можно будет посмотреть адрес и даже фотографии всех Центров на федеральной трассе М-5 «Урал».

IMG_0185.jpg

Вместе с тем, разрабатывается мобильное приложение, которое будет работать на трех основных операционных системах. Приложение будет «легкой» копией сайта, в котором также будет собрана вся информация.

Помимо этого, создается сеть терминалов системы «Платон». Терминалы будут работать исключительно для системы взимания платы за проезд с 12-тонников. С помощью устройства можно также проложить маршрут, указать все остановки, рассчитать стоимость, оплатить проезд, не заходя в офис или на сайт. Примечательно, терминалы будут работать только с банковскими картами, наличные средства они принимать не будут. Если же человек не захочет оплатить услуги с помощью банковской карты, он сможет забронировать заказ, нажав соответствующую кнопку, получить шестизначный код и оплатить уже через терминалы партнеров, которые принимают оплату наличными средствами. Изначально терминалы будут установлены в Центрах информационной поддержки и на пограничных пунктах. Далее планируется установка оборудования на АЗС вдоль автодорог.

IMG_0227.jpg 

Система контроля

Система контроля предполагает установку «рамок» на федеральных трассах России. Стационарных рамок установят 481 штуку по всей стране. Информация с них будут передаваться в Центры в онлайн режиме, где уже автоматически будет происходить сверка данных - регистрационные данные транспортного средства, состояние счета, оплата проезда и так далее. При выявлении какого-то несоответствия дальнейшая проверка пройдет «в ручную». Если же специалисты обнаружат нарушения, то сведения о транспортном средстве будут переданы сотрудникам ГИБДД.

Помимо этого, будет организована система мобильного контроля с помощью передвижных рамок. Оборудованная точно также рамка будет передвигать по федеральным дорогам и контролировать проезд грузовиков. Однако эта система будет работать не в онлайн режиме. Всю полученную информацию передавать в центры будут уже после дежурной смены рамки, где также специалисты проведут сверку данных.

IMG_0032.jpg 

Что даст система «Платон»

Внедрение системы сбора платы за проезд по федеральным дорогам с 12-тонников даст в первую очередь дополнительные средства для дорожных работ. Все собранные деньги пойдут в федеральный дорожный фонд, откуда будут направляться, в том числе и в регионы, например для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. Система даст новый импульс для развития логистических и инфраструктуры. В тоже время ожидается, что произойдет перераспределение доставки грузов различными способами. Из-за платности проезда по дорогам, часть перевозок может уйти на железные дороги и на водные пути, что даст развитие и этим отраслям.

Вместе с тем, высказываются опасения об удорожании продуктов питания. Однако, по данным Росавтодора, доля продовольственных товаров, перевозимых 12-тонниками, составляет лишь 3,8%, а основную часть перевозок составляют щебень, песок и другие инертные материалы. Поэтому говорить о том, что из-за введения платы для 12-тонников подорожает, например, молоко или хлеб, нельзя.

Реакция самих грузоперевозчиков на внедрение системы «Платон» в целом положительная, сообщил глава ФДА Роман Старовойт. По его словам, перевозчики, которые работают «по белым» схемам прекрасно понимают о вреде, наносимом дорогам, и положительно относятся к вводу платного проезда. Недовольство высказывают перевозчики, которые работают «на себя» и зачастую по «серым» схемам.

IMG_0268.jpg 

По данным создателей системы, при реализации проекта учитывался зарубежный опыт. Однако, как заявил директор «РТ-Инвест - Транспортные Системы» Александр Советников, с точки зрения технологической составляющей система «Платон» лучшая в мире. 

Лидия Терехова

Фото автора


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
  1. glory

    А какой вред дорогам наносит общественный городской транспорт ? Автобус ЛИАЗ 6213 полная масса 26 тонн. От него вреда не меньше, чем от большегруза, да и уродует он одни и те же улицы с завидным усердием. Какой на них транспортный налог? Кто-нибудь знает?

    Владимир Доловов

    Удивительно, но вместо того, чтобы в Росавтодоре провести повсеместную "техническую революцию" по кардинальному улучшению выпускаемых асфальтобетонных смесей и тем самым обеспечить необходимую "каркасность" и прочность смесям, хотя бы на уровне требований Б-2 существующего ГОСТа 9128-2002..Это качество "асфальта" позволит, в полной мере, осуществлять автомобильное движение и проектную нагрузку в 11,6 тн. на одну ось грузовика или 34,8тн общей массой для трехосносной машины и говорить о том, что грузовик приносит какой-либо "ущерб" дороге, в этом случае- просто непрофессионально. И при чем, вообще ведется разговор о 12тн., в контексте взимания "мифической" платы.
    Роман Старовойт идет по линии наименьшего "сопротивления"- надо в системе проводить работу и выпускать "качественную продукцию", в соответствие установленных ГОСТов, Это более чем серьезная и не легкая работа, при том что дороги, по качеству, давно "лежат на боку". Думаю, что такому руководителю, с таким писсимистическим настроем- эта работа, не по "плечу".
    Желательно бы знать авторов этой непродуманной "затеи", которая ничего "путного", для страны, не принесет,
    ибо пустое вложение денег в дороги, когда на эти большие деньги "слетелась" куча предприимчивых людей, отмывающих нагло многомиллионные бюджетные средства, используя т.н. "новые дорожные схемы" и "Региональные Дорожные Программы". Эти факты имеют место по дорогам Анапы, в Краснодарском крае, где "успешно работают, вот уже шесть лет", в единой "спайке"
    созданной группировки, в "недрах" самой исполнительной власти муниципального образования Анапа и края..
    Полное бездействие властей и бесконтрольная система, со стороны Заказчиков, упущения Росавтодора и не требовательность должного технического исполнения на дорогах, привели к "плохим дорогам", но не движение грузовиков, свыше 12тн., Это вымысел дилетантов, которым не место быть "Советчиками " для руководства страны- это опасно с двух сторон- "несчитанные деньги" не принесут результата, "понастроив худых" дорог, мы получим "коллапс" еще более значительный, мы погрязнем в тотальной коррукпции, если уже этого-не имеем. Ведь хищение более 125 млн.руб., по документа экспертизы "Дорнадзор" АРКО, до сего времени "крышуют"...от и до...А осенью, опять собираются переизбраться в состав правящей партии и продолжать свое "грязное дело"
    Доколе, мы будем много говорить о "бедных" дорогах, но ничего не делать...

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений