Национальный проект «Безопасные качественные дороги» стартовал в 2019 году
Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионах России завершится в 2024 году. Об этом заявил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в ходе заседание президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию 15 августа.
«В этом году мы завершаем реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги», который перейдет в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни». Кроме того, сезон дорожного строительства скоро подойдет к концу и необходимо всем обратить внимание и ответственно отнестись к достижению результатов и качеству работ, так как дальше на высокие темпы будут влиять погодные условия. Коллеги, от нашей совместной c вами работы зависит, как будут развиваться регионы. Будем продолжать работу по этим направлениям и стараться держать планку на нынешнем высоком уровне»
БКД в лидерах
Нацпроект БКД стал преемником федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и стартовал в России в 2019 году. С 2022 года в рамках нацпроекта реализуется программа по приведению в нормативное состояние дорог и мостов: например, только в этом году строительство и ремонт охватывают 700 искусственных сооружений в регионах России суммарной протяженностью 58,7 тыс. погонных метров.
Участники нацпроекта – 105 городских агломераций в 84 субъектах страны. В нацпроект БКД входят федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России», «Развитие общественного транспорта» и «Развитие федеральной магистральной сети». Среди целевых показателей – увеличение доли региональных дорог и дорог агломераций в нормативном состоянии (до 50 % и 85 % соответственно в 2024 году), снижение аварийности, повышение удовлетворенности качеством транспортного обслуживания населения, внедрение ИТС, расширение применения современных технологий, контрактов жизненного цикла и проч.
На конец 2023 года БКД вошел в тройку лидеров среди самых узнаваемых национальных проектов в стране, согласно соответствующему опросу граждан ВЦИОМ. За него проголосовали 74 % респондентов. Помимо этого, 29 % участников исследования указали на то, что за время реализации дорожный нацпроект принес наибольшую пользу обществу – в этом направлении нацпроект занял второе место.
При этом дорожный нацпроект по сравнению с другими имеет более высокие показатели финансирования и освоения бюджетных средств. Так, по сообщению аналитического агентства Sherpa Group, вложения в нацпроект «Безопасные качественные дороги» вновь стали рекордно высокими для первого полугодия. К 1 июля 2024 года было перечислено 41,8 % предусмотренных до конца года вложений или 270,9 млрд рублей против 40,5 % и 183,1 млрд рублей в первой половине 2023 года. Среди федеральных проектов, которые реализуются в составе БКД, наиболее высокий уровень освоения бюджетных средств в первой половине 2024 года – у федпроекта «Региональная и местная дорожная сеть» - 64,9 % или 168,4 млрд рублей, в рамках которого приводят в нормативное состояние региональные, межмуниципальные и местные дороги в агломерациях. Минимальный уровень бюджетного исполнения в БКД в первом полугодии был у проекта «Безопасность дорожного движения» - 13,6 % или 957,8 млн рублей. По интенсивности финансирования он отставал и год назад.
При этом во втором квартале этого года общий объем вложений в нацпроект БКД пересмотрели в сторону увеличения на 4,3 % или почти на 26,5 млрд рублей. В абсолютном выражении прибавка оказалась больше, чем в другие национальные проекты. Дополнительные средства до конца года предусмотрели для двух проектов – это «Развитие федеральной магистральной сети» (объем финансирования увеличили на 7 % до 332,1 млрд рублей) и «Развитие общественного транспорта» (на 12,4 % до 43,6 млрд рублей).
«Это соответствует общей логике финансирования БКД, планка финансирования этого нацпроекта во второй половине года обычно всегда поднималась. Вероятно, в этом году ее решили увеличить досрочно в соответствии с ускоренными темпами финансирования»
Дальше не без дорожных проектов
С 2025 года в России начнется реализация ряда новых национальных проектов, формирование которых сейчас завершается. На развитие дорог и транспорта будут нацелены национальные проекты: «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» («Транспорт»).
Мероприятия дорожного хозяйства в основном представлены в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который нацелен на повышение качества городской среды для жизни. Среди целевых показателей нового национального проекта – доведение до нормативного состояния не менее 85 % федеральных трасс и не менее 60 % региональных и межмуниципальных автодорог к 2030 году. Также нацпроект должен предусмотреть увеличение до 85 % парка общественного транспорта, чей срок службы не превышает установленные нормативы. Кроме того, планируется обеспечить снижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза. А программу обновления и строительства мостов и путепроводов могут расширить.
Выступая на стратегической сессии в июне этого года, посвященной новому инфраструктурному нацпроекту, председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что финансирование масштабных мероприятий, предусмотренных национальным проектом, должно осуществляться в том числе за счет инструментов инфраструктурного меню.
«Наиболее востребованные из них – специальные казначейские и инфраструктурные бюджетные кредиты, облигации»
В состав нового нацпроекта «Эффективная транспортная система» войдут девять федеральных проектов, направленных на создание необходимой инфраструктуры для расширения внешней торговли и повышения связанности территорий. В их числе – проект «Развитие опорной сети железных дорог», включающий развитие объектов международного транспортного коридора «Север – Юг», проект «Развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», а также проекты «Развитие опорной сети аэродромов», «Цифровая трансформация транспортной отрасли», «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли», «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», «Развитие опорной сети морских портов», «Развитие опорной сети внутренних водных путей» и «Развитие Большого Северного морского пути». Так, для уменьшения времени досмотра на госгранице до 10 минут в нацпроекте «Транспорт» предусмотрена модернизация 27 пунктов пропуска на границе с Азербайджаном, Казахстаном, Монголией и Китаем.