«ДорИнфо» рассказывает, что обсуждали на заседании Общественного совета при ФДА в Кургане
В Кургане 18 мая прошло очередное заседание Общественного совета при ФДА, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, Общественной палаты Курганской области в рамках совещания с руководителями территориальных органов управления автомобильными дорогами Уральского федерального округа по вопросу развития сети автодорог регионального значения и реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Основными темами заседания стали реализация дорожного нацпроекта в УрФО и, в частности, в Курганской области, а также общественный контроль работ на объектах БКД. Подробнее – в материале портала «ДорИнфо».
Дорожные работы по стране - как идем?
В ходе заседания Общественного совета выступил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, он отметил, что цель его рабочей поездки по УрФО - актуализация текущих данных по выполнению дорожных работ с целью принятия управленческих решений, направленных на большую эффективность выполнения работ.
По словам главы Росавтодора, сейчас дорожная деятельность в стране ведется с опережением сроков - это касается не только реализации нацпроекта, но и других программ. Объем средств, направленных на работы за четыре месяца, составил 168 млрд рублей, что на 8 млрд рублей больше запланированного финансирования.
«Мы с опережением выполняем дорожные работы, и Правительство это видит, поэтому предпринимает возможные усилия для того, чтобы стимулировать работы и оплачивать их выполнение. Один из механизмов на сегодняшний день, который рассматривается, это выдача казначейских кредитов на опережающее финансирование. От ФДА по региональным объектам мы заявили 120 млрд рублей, в настоящий момент идет оформление этих кредитов»
Он также подчеркнул, что необходимо более активно заниматься решением административных вопросов с региональными управлениями казначейства для оформления кредитов, чтобы средства быстрее доходили до субъектов.
Роман Новиков напомнил, что в этом году в 84 субъектах РФ были актуализированы пятилетние планы дорожной деятельности на 2023-2027 годы с учетом достигнутых в 2022 году результатов. Он подчеркнул, что для эффективной реализации этих программ особое внимание необходимо обратить на грамотное планирование выполняемых работ.
«Мы очень далеко продвинулись, и хочу с удовлетворенностью сказать, что деятельность проектной команды проекта «Безопасные качественные дороги» сегодня является единым организмом. Все проектные команды понимают и правильно оценивают всю деятельность, которая делается. И для того, чтобы это дальше развивать, нами создан новый инструмент в программе «Эталон»»
Новый инструмент позволяет пользоваться программой «Эталон» не только как отчетным документом, но и вести в ней свою деятельность, то есть собирать данные, необходимые для планирования и организации работ, для мониторинга, для подведения итогов. Роман Новиков призвал все субъекты активно использовать новый инструмент, так как он поможет собрать в один программный продукт весь процесс реализации БКД - от планирования до результата.
По словам Романа Новикова, сегодня только 38 из 84 регионов-участников нацпроекта выполняют полномасштабную диагностику сети дорог, получая достоверные данные о ее состоянии, еще 28 субъектов проводят диагностику частично, ориентируясь только на те показатели, которые отмечены в БКД как отчетные.
«Надо делать полную диагностику, чтобы иметь в своих руках инструмент для правильного планирования и организации дорожных работ, это может привести в том числе и к эффективному использованию денежных средств, к пониманию, по каким критериям, на каком отдельном участке дорожной сети необходимо работать, не растрачивая ресурсы на те вопросы, которые, возможно, в данный момент и не надо на этом участке решать. <...> По 17 субъектам мы выявили недоработанную тематику, мы будем над этим вопросом работать»
Еще один момент, на который Роман Новиков обратил внимание, - это приведение в нормативное состояние искусственных сооружений, чтобы они соответствовали единому требованию по нагрузку (11,5 тонн на ось). Это позволит обеспечить на опорной сети бесшовную логистику для возможности пользования ее всеми доступными и разрешенными транспортными средствами.
В ходе совещания выступил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. Он подчеркнул, что основные задачи субъектов в рамках реализации дорожного нацпроекта - приведение в нормативное состояние опорной сети и обеспечение бесшовного движения, то есть приведение к нормативу сооружений, часть которых сегодня находится в предаварийном и аварийном состоянии. Основной показатель нацпроекта - доля нормативных дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии. Так, по состоянию на начало этого года доля дорог в нормативе по результатам деятельности БКД превысила 50 % - это значение было достигнуто на два года ранее намеченных сроков. Доля дорог опорной сети в нормативном состоянии составляет 62 %. Игорь Старыгин отметил, что отрасль успешно движется к целевым значениям, обозначенным в нацпроекте.
Протяженность автомобильных дорог в России - 1,5 млн км, из них 503 тыс. км трасс регионального значения и почти 1 млн км - местного. На них находится более 35 тыс. искусственных сооружений, в том числе 31 тыс. - это капитальные мосты.
«К сожалению, из этого количества 4,7 % (это более 1,4 тыс. мостов) находится в аварийном состоянии, 2,9 тыс. - в предаварийном. Они требуют первоочередного внимания. Если посмотреть в разрезе федеральных округов, то наиболее сложная ситуация в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах. В Уральском федеральном округе она более благополучна, но все же в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях имеются сооружения в аварийном состоянии, в остальных - есть сооружения в предаварийном состоянии»
Состояние дорог напрямую связано с объемами работ, которые выполняются на дорожной сети. В прошлом году на региональных дорогах отремонтировали 19 тыс. км полотна - это максимальный объем работ. Гендиректор Ассоциации «РАДОР» отметил, что межремонтный срок в целом по стране составил 25 лет, по УрФО он еще выше - 34 года. На территории УрФО самый большой объем работ в прошлом году был выполнен в Тюменской области, далее идут Курганская и Челябинская области.
«Динамика работ по строительству и реконструкции снижается - это свидетельствует о том, что большее внимание уделяется капремонту и ремонту. По искусственным сооружениям динамика примерно такая же, но тут как раз обратная ситуация - нужно, чтобы эти показатели были выше»
Финансирование дорожных фондов субъектов России
С 1 марта 2023 года вступила в действие ст. 10.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ - она касается системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Так, постановление Правительства устанавливает порядок эксплуатации системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов; состав сведений, размещаемых в системе контроля, порядок, сроки, способы представления информации для ее размещения оператором в системе контроля; порядок, сроки, способы размещения владельцами автодорог общего пользования информации в системе контроля; порядок предоставления информации, содержащейся в системе контроля, в том числе посредством обеспечения доступа к системе контроля; состав содержащейся в системе контроля информации, подлежащей размещению на официальном сайте оператора системы контроля в интернете и порядок размещения такой информации.
«Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов должна быть в центре нашего внимания, а остальные информационные системы должны работать во взаимодействии, не увеличивая нагрузку, а, наоборот, давая возможность повышения эффективности работы, в том числе по управлению дорожным хозяйством»
Гендиректор Ассоциации «РАДОР» напомнил, что в прошлом году объем дорожных фондов стал рекордным за всю историю - более 1,8 трлн рублей. Было зафиксировано максимальное участие субъектов РФ в дорожной деятельности. Доля дорфондов в объеме региональных бюджетов в 2022 году составила 11,2 %. Плановое значение на 2023 год чуть ниже, но еще есть возможность увеличения, в том числе за счет бюджетных кредитов. Еще одно важное направление в деятельности регионов - это оказание помощи муниципальным образованиям. По словам Игоря Старыгина, объем этой помощи со стороны бюджетов субъектов растет, в прошлом году он превысил 340 млрд рублей, доля в объеме дорожных фондов составила 23 %.
Немаловажный момент в деятельности регионов связан с нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог: как планируются расходы и как расставляются приоритеты. Как отметил Игорь Старыгин, на 15 мая 2023 года 35 субъектов РФ приняли нормативные документы по аналогии с постановлением Правительства РФ №658 от 30.05.2017 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения».
В 2022 году федеральная финансовая помощь дорожных работ в регионах составила 432,5 млрд рублей, в том числе 181,2 млрд рублей - на реализацию БКД. В 2023 году поддерждка составит 358,2 млрд рублей, в том числе 204,4 млрд рублей - на работы по нацпроекту.
Спикер назвал приоритеты при планировании расходов дорожных фондов субъектов РФ: первое - содержание автодорог опорной сети, приведенных в нормативное состояние в рамках нацпроекта, второе - содержание оставшейся части дорог, третье - управление дорожным хозяйством, четвертое - проведение мероприятий по транспортной безопасности, пятое - приведение в нормативное состояние аварийных и предаварийных мостов, шестое - исполнение предписаний Прокуратуры РФ, ГИБДД и Ространснадзора, седьмое - ремонт дорог и искусственных сооружений, строительство и реконструкция дорог, и, наконец, восьмое - выделение субсидий муниципальным образованиям.
«Учитывая то, что сегодня на региональной сети дорог почти 45 % (222,5 тыс. км) построены под нагрузку 6 тонн на ось, конечно, необходимо обращать внимание на повышение прочностных возможностей автомобильных дорог, в первую очередь, доведение искусственных сооружений до способности воспринимать нагрузки не менее 11 тонн на ось, самих дорог - 10-11,5 тонн на ось»
Расчетная потребность в 2023 году на содержание региональных дорог, включенных в опорную сеть (71,5 тыс. км), по федеральным нормативам финансовых затрат составляет 150,5 млрд рублей. Субъекты в соответствии с возможностями планируют направить на эти цели 55,5 млрд рублей - это 37 % от потребности. Ниже этого порога опорная сеть финансируется в 54 регионах.
Спикер обратил внимание на документ, касающийся предоставления льгот по уплате налога на имущество в части дорог регионального значения. Так, пунктом 11 статьи 381 Налогового Кодекса РФ федеральные автодороги освобождены от налогообложения налогом на имущество. Пунктом 2 статьи 380 Налогового Кодекса РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, но не более 2,2 %.
«В 2023 году 24 региона этим правом воспользовались. К сожалению, часть регионов уплачивает налог по пониженным ставкам, а часть регионов выплачивает из дорожных фондов. В частности, в УрФО за счет дорожных фондов налог выплачивают Курганская область и ХМАО, за счет средств регионального бюджета - Свердловская и Челябинская области. В связи с этим предложение - субъектам РФ продолжить работу по исключению использования средств дорожных фондов на уплату налога на имущество в части автодорог (установление нулевой ставки налога для имущественного комплекса автодорог)»
Также он обратил внимание на новый документ, который вступил в силу 19 апреля 2023 года, - это постановление Правительства РФ № 572 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений». По словам спикера, типовые условия стали применять при закупке работ по ремонту автодорог и искусственных сооружений. До этого при закупке таких работ применяли старые типовые условия в части, не противоречащие Закону № 44-ФЗ. В новых условиях среди прочего уточнили обязанности сторон, закрепили положения о приостановке работ и гарантии качества их результата, а также конкретизировали гарантийные сроки на конструктивные элементы автодороги и сооружений.
Дорожные работы по нацпроекту в УрФО
Протяженность автомобильных дорог Уральского Федерального округа составляет 105,6 тыс. км, из них свыше 3,6 тыс. км - федеральные трассы, 40,3 тыс. км - региональные, 60,6 тыс. км - местные. Как отметил глава ФДА, УрФО на протяжении нескольких лет реализации нацпроекта демонстрирует стойкую тенденцию к росту. В прошлом году по БКД в округе ввели в эксплуатацию 417 объектов региональной и местной сети общей протяженностью 1042 км, в 2023 году к вводу запланирован 351 объект общей протяженностью 1012 км.
«В ходе рассмотрения меморандума мы обращали внимание на подъезды и обеспечение комфортной транспортной доступности к различным социальным учреждениям: поликлиникам, местам проведения гражданами массового досуга, отдыха и спорта. На территории УрФО в прошлом году 37 объектов общей протяженностью 52,2 км было отремонтировано только на подъездах к медицинским учреждениям. В планах на 2023 год - введем еще 35 объектов длиной 84,5 км»
В округе активно развивается федеральная и региональная сеть дорог, но все еще остаются востребованными работы по развитию местных дорог - на это нужно обращать особое внимание, подчеркнул Роман Новиков.
«Всеми субъектами округа в 2022 году были сформированы пятилетние программы, утвержденные ФДА, закреплены соответствующими меморандумами. И при рассмотрении программ увидели, что тот потенциал субъектов и округа, который накоплен и накапливается в ходе подготовки к реализации нацпроекта, позволит реализовать все намеченные планы и достигнуть запланированных показателей. Это уже сегодня демонстрируется промежуточными результатами, которые есть по выполнению национальной дорожной программы»
Дорожные работы в Курганской области
Губернатор Курганской области Вадим Шумков рассказал о результатах дорожной деятельности в регионе. Так, по итогам 2019-2023 годов на территории региона отремонтируют и построят 2 тыс. км автодорог всех категорий.
«Более того, с 2021 года мы запустили ноу-хау - мы строим сельские дороги в щебеночном исполнении. Это был осознанный шаг, потому что многие населенные пункты, к сожалению, еще с давних времен остались связанными только проселочными дорогами, строить там дороги в асфальтовом исполнении не позволяли наши расчеты по фактическому трафику, а также использование жителями, в том числе несанкционированной, тяжелой техники. Исходя из этого мы взяли на себя обязательства: каждый год вводить до 100 км дорог в щебеночном исполнении»
Директор Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области Ирина Саблукова рассказала о развитии дорожного комплекса региона. За период с 2019 по 2022 годы на территории субъекта в рамках нацпроекта благодаря дополнительной федеральной поддержке по проекту «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» к нормативу привели более 1 тыс. км, из них 884 км - региональные трассы, 168 км - дороги агломерации.
В текущем сезоне в рамках БКД в области запланировано к реализации 48 объектов общей протяженностью 300 км, в том числе 260 км трасс регионального и межмуниципального значения, 49 км дорог в агломерациях и 1061 погонный метр искусственных сооружений.
По ее словам, в ходе дорожных работ применяется комплексный подход: специалисты выполняют обустройство элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих безопасность движения. В результате реализации мероприятий по итогам 2022 года общее количество ДТП в регионе снизилось на 4,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Оценка народа
По словам Романа Новикова, ориентируясь на основную задачу - повышение уровня нормативного состояния дорог опорной сети наряду с выполнением поставленного показателя по городским агломерациям и региональной сети, важно не забывать, что в дорожных работах должно быть все больше общественно-значимого результата.
В Уральском округе показатель удовлетворенности качеством дорог граждан в 2021 году составил 54,1 %, в 2022 - 55,1 %. В Курганской области эта цифра выше, чем в среднем по стране, - 58 % в 2021 году и уже 60 % - в 2022-м.
«Вся наша деятельность на сегодняшний день очень высоко оценивается гражданами. Например, плановый показатель по удовлетворенности граждан, который составлял по всей стране 49 %, мы превысили, и опрос ВЦИОМа, который проводился по итогам 2022 года показал, что 52 % пользователей высоко оценивают реализацию проекта «Безопасные качественные дороги». Это очень высокая оценка, мы - лидеры из федеральных органов исполнительной власти, реализующих национальные проекты, и готовы дальше принимать все новые и новые усилия, чтобы наш проект был еще более узнаваемым и социально важным»