Рассказываем, как будут развивать отрасль в рамках Транспортной стратегии и дорожной пятилетки
В конце марта в Санкт-Петербурге в 11 раз прошла Межотраслевая конференция «PRO Битум и ПБВ», в рамках которой эксперты подвели итоги 2022 года и оценили перспективы развития дорожной отрасли на ближайшие годы. В рамках мероприятия выступили представители Правительства РФ и Министерства транспорта РФ, которые рассказали о развитии дорожной отрасли в рамках Транспортной стратегии России и пятилетнего плана дорожной деятельности. Подробнее - в материале «ДорИнфо».
Реализация дорожной пятилетки
Заместитель директора Департамента строительства Правительства России Григорий Волков в своем выступлении отметил, что за последние 10 лет удалось привести в нормативное состояние федеральную дорожную сеть, после чего задумались о следующем шаге - привести в порядок автодороги регионального значения. С этой целью, в частности, был разработан национальный проект «Безопасные качественные дороги», который сегодня является одним из самых узнаваемых в стране, а его результаты высоко оцениваются гражданами.
Планируя шаги вперед, власти задумались о том, что в стране необходимо сформировать опорную сеть дорог, поэтому не только федеральные трассы, но и наиболее востребованные региональные дороги должны соответствовать единому стандарту качества и выдерживать современные транспортные нагрузки. В итоге для достижения этих показателей был создан пятилетний план дорожной деятельности: его утвердили в июне прошлого года. Напомним, объем средств федерального бюджета, который планируют направить на модернизацию, расширение и строительство трасс в рамках пятилетки, превысит 5 трлн рублей. При этом общий объем финансирования мероприятий с учетом средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), региональных бюджетов и внебюджетных источников превысит 13 трлн рублей. Все это позволит улучшить состояние более 100 тыс. км дорожной сети по всей стране.
Григорий Волков отметил, что в пятилетнем плане учтены не только федеральные программы по ремонту и строительству автодорог, но и региональные, то есть имеется конкретное понимание того, какие работы планируют выполнять субъекты РФ на своих дорожных объектах.
В ближайшее время совместно с Министерством транспорта России и Федеральным дорожным агентством будут ставиться более глобальные задачи по развитию дорожной отрасли, также будут активно внедряться мероприятия по строительству. Кроме того, как отметил спикер, важно не потерять то нормативное состояние, которое есть сегодня у региональных и федеральных трасс. В этой связи пятилетний план как раз позволяет управлять теми стройками, которые сегодня уже ведутся.
«По сути, если Минфин нас поддержит, и мы сможем использовать механизмы опережающего финансирования, то за счет тех инструментов, которые сегодня предусмотрены в пятилетней программе, а это работы более чем на 4 тыс. км - это только стройка, мы сможем 69 % дорог, которые мы запланировали построить в рамках пятилетнего плана, реализовать уже в следующем году»
По его словам, ключевая задача на ближайшие годы - дать качественные и безопасные дороги для граждан, а также для развития бизнеса. Спикер отметил, есть два важных фактора, которые необходимо соблюдать, чтобы граждане продолжали доверять властям, и чтобы все намеченные программы работали: первое - это качество выполняемых работ, второе - прозрачность процедур и мероприятий. По словам Григория Волкова, нужно постараться выполнять работы так, чтобы даже не возникало каких-либо гарантийных вопросов.
«Ключевая задача - нашим совместным трудом сделать так, чтобы вообще забыли, что мы когда-то переживали насчет того, какие у нас дороги»
Отдельно спикер остановился на итогах по реализации БКД в прошлом году и планах на текущий. Он сообщил, что задачи, которые стояли в рамках нацпроекта в 2022 году, были перевыполнены. В этом сезоне, показатели также будут значительно выше, чем изначально планировалось.
«Какая задача в этом году? Во-первых, подготовить к завершению национальный проект, который у нас до 2024 года, а в следующем году приступить либо к продлению, либо к написанию чего-то более масштабного, куда войдет и пятилетний план, и те заделы, которые были сделаны в рамках национального проекта БКД. Если сегодня у нас задача была - 50 % региональных дорог и 75 % дорог в агломерациях в нормативе, то следующий шаг - это 85 % дорог уже опорной сети в нормативе (это 136 тыс. км). <...> Вот такие задачи мы перед собой ставим до 2027 года»
Еще одна из основных задач российских дорожников - повышение долговечности автодорог. Президент Ассоциации Р.О.С.Асфальт Николай Быстров отметил, что сегодня существенное негативное влияние на сохранность трасс оказывают два фактора: превышение осевых нагрузок и шипованная резина. Николай Быстров обратился к Григорию Волкову с просьбой подключиться к решению данной проблемы. Замдиректора Департамента строительства Правительства РФ дал утвердительный ответ.
Развитие дорожной отрасли в рамках Транспортной стратегии
Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов рассказал о мероприятиях в рамках Транспортной стратегии, рассчитанной до 2030 года. Он отметил, что транспортная отрасль не может существовать в отрыве от запросов общества и государства.
Проанализировав состояние дорожной отрасли, ее проблемы и достижения за прошлые годы, были поставлены цели Стратегии - повышение пространственной связности и транспортной доступности. Впервые введено понятие единой опорной сети, которая объединяет важные объекты транспортной инфраструктуры, а также выработаны критерии отнесения тех или иных объектов к составу соответствующих сетей (здесь речь не только о дорожной составляющей). Спикер отметил, что одна из ключевых целей развития единой сети - достижение нормативного состояния дорог до 85 % к 2023 году и устранение всех узких мест.
Еще одна цель - повышение мобильности населения и развитие грузовых перевозок. Сочетание инфраструктурных и регуляторных факторов развития позволит обеспечить улучшение транспортной доступности для пассажиров, создать условия для грузовладельцев по повышению скорости доставки товаров и ее точности. И третья цель из основных - цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение цифровых технологий.
«Это один из важнейших разделов Стратегии, он включает в себя все наши известные инициативы: автономный транспорт, бесшовная грузовая логистика (электронные документы и электронные пломбы), зеленый цифровой коридор для пассажиров с биометрической идентификацией и безналичной оплатой проезда, а также цифровая инфраструктура - это интеллектуальные пункты пропуска, цифровые двойники, интеллектуальные транспортные системы»
В Стратегии предполагается отдавать приоритет экологичным технологиям, транспортным средствам на альтернативных видах топлива. Создаются новые возможности и для смежных отраслей таких как энергетика, машиностроение, информационные технологии, а также возможности для перехода на новые строительные материалы.
По словам спикера, цифровизация и развитие технологий ставят новые требования к транспортному образованию и развитию человеческого капитала. В начале 2021 года Правительством России была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса на период до 2035 года, где подробно изложены направления развития.
Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ подчеркнул, что в 2022 году наша страна столкнулась со значительными вызовами, в том числе от зарубежных санкций пострадала транспортная отрасль. По словам Андрея Шилова, на краткосрочном горизонте удалось избежать транспортного коллапса. Для решения проблемных вопросов логистики на площадке Минтранса РФ был организован ежедневный оперативный штаб: первое время его возглавлял сам министр транспорта России Виталий Савельев. За время существования штаба были найдены решения по 3 тыс. обращений юридических лиц о необходимости перевозки тех или иных грузов.
«На период до 2030 года мы видим необходимость снять все инфраструктурные ограничения для логистики. Инфраструктурный каркас должен соответствовать новой географии перевозок. Ответом являются меры по развитию транспортно-логистических коридоров. Проведя работу по сбору прогнозных данных по перевозкам, мы видим значительный запрос на развитие инфраструктуры в южном и восточном направлениях»
В настоящий момент определены долгосрочные задачи развития в условиях санкционного давления - это развитие транспортно-логистических коридоров, взаимодействие с промышленностью и строительной отраслью для обеспечения транспорта необходимыми ресурсами, сохранение социальных программ и субсидий для наиболее незащищенных слоев населения. Данное целеполагание соответствует Транспортной стратегии.
«В 2022 году [на дорожную деятельность] дополнительно было выделено 474 млрд рублей, в том числе 106 млрд были направлены на компенсацию удорожания строительных ресурсов. На конец года объем федерального дорожного фонда составил рекордные 1,5 трлн рублей, из них 390 млрд были направлены на региональные мероприятия. По итогам года все запланированные показатели перевыполнены. Построено и реконструировано 1600 км, отремонтировано 26800 км дорог. В 2023 году планируем строительство и реконструкцию 2000 км дорог, капитальный ремонт и ремонт 25 тыс. км дорог»
Отдельно спикер остановился на мероприятиях по развитию пунктов пропуска, где работы идут на опережение: обеспечивается их пропускная способность под будущий грузопоток. Так, в прошлом году было выполнено 65 мероприятий по комплексной модернизации оборудования пунктов пропуска, до конца 2024 года планируют завершить строительство и реконструкцию 41 пункта, в том числе 22 из них - на Дальнем Востоке. По данным работам готовы и одобрены соответствующие детальные дорожные карты. Правительством РФ еженедельно проводятся совещания по реализации этих мероприятий.
Андрей Шилов подчеркнул, что дорожная инфраструктура имеет большое значение для многих отраслей: экономики, развития территории и бизнеса. Еще один важный фактор - формирование комфортной среды для жизни. Учитывая это, в ближайшие годы планируется не сбавлять темпы по ремонту и строительству автомобильных дорог. Спикер добавил, что для достижения всех поставленных целей необходимы также и качественные материалы, в том числе битумные, а самое главное - по приемлемым ценам.
Реализация научно-технической политики в области дорожного хозяйства
Начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец рассказал о ходе реализации научно-технической политики в области дорожного хозяйства. Он отметил положительную динамику процесса совершенствования нормативной базы для дорожного хозяйства. Так, в 2011 году современным требованиями соответствовало только 15 % отраслевых нормативных документов. В августе 2021 года Президент РФ Владимир Путин поставил задачу по переходу на увеличенные межремонтные сроки до 12 лет - это дало импульс модернизации нормативных документов.
«За прошедшее время нормативная база была практически полностью переработана. Более 45 % стандартов «моложе» 5 лет - это очень хороший показатель. Все стандарты разработаны в целях обеспечения соответствия автомобильных дорог общего пользования актуальным транспортным нагрузкам, интенсивности движения и увеличенным межремонтным срокам»
По его словам, была разработана Стратегия развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021-2025 годов, которая сейчас успешно реализуется. Она включает в себя пять приоритетных направлений развития: безопасность дорожного движения, материалы и изделия, технология дорожной деятельности, экология и ресурсоснабжение, цифровизация дорожной деятельности. В 2021-2022 годах реализовано 49 мероприятий - это 62 % от общего объема. В период с 2023 по 2025 годы предстоит провести еще 30 мероприятий.
По словам спикера, в последние годы Росавтодор активно проводит научные исследования, причем некоторые из них - уникальные и выполняются впервые в мире. Один из примеров - многоэтапное исследование, направленное на пересмотр методики расчета нежестких дорожных одежд с учетом реального воздействия на дорогу современного автомобильного транспорта и природно-климатических факторов. Основная цель данной работы - мониторинг напряженно-деформированного состояния дорожной одежды. Исследование позволяет актуализировать требования, посвященные проектированию нежестких дорожных одежд и учитывать реальное воздействие на них современных транспортных нагрузок. Спикер отметил, что ранее в нашей стране таких исследований не проводилось.
Второй пример - исследования, направленные на создание системы мониторинга состояния участков автодорог, проходящих по территории криолитозоны (вечной мерзлоты). Для этой работы привлечены два научно-исследовательских института Российской академии наук. Одно из мероприятий, которые проводят в рамках исследования, - установка стационарных постов мониторинга, в частности, на 75-м км трассы А-331 «Вилюй» и на 288-м км дороги Р-297 «Амур».
«Дальше в этом году мы еще будем создавать станции мониторинга, потом начнут собирать и обрабатывать научные данные, которые станут той базой для разработки нормативных документов для зоны вечной мерзлоты, для первой климатической зоны, то есть там, где сейчас нормативное регулирование практически отсутствует»
Третий пример - исследования, связанные с мостостроением. По словам спикера, при проектировании конструкций с пролетами более 150 метров специалисты сталкивались с проблемой обеспечения аэродинамической устойчивости пролетного строения. И до последнего времени нормативные документы в этой области отсутствовали, но в прошлом году эта задача была решена: впервые в мире был разработан уникальный нормативный документ, который четко определяет методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов.
Отдельное внимание Сергей Гошовец уделил кадровому обеспечению, отметив, что Федеральное дорожное агентство ведет работу, направленную на интеграцию научно-исследовательского потенциала вузов, занимающихся подготовкой кадров для дорожного хозяйства. Сейчас в рамках Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при их участии проводится восемь научных исследований. Помимо этого, в прошлом году впервые по заказу ведомства выполнены комплексный анализ и систематизация результатов научных работ, проведенных высшими учебными заведениями.
Добавим, конференция «PRO Битум и ПБВ» проходит ежегодно в Санкт-Петербурге. В этом году специалисты также обсудили вопросы перспективного развития рынка дорожного строительства, ценообразования на битумном рынке, применения технологий и инноваций для увеличения сроков службы дорожного полотна. Практическая ценность конференции не только в насыщенной деловой программе, но и в итоговой резолюции, в которую собираются актуальные предложения по улучшению тех или иных сфер в дорожной отрасли.