О проблемах, с которыми столкнулись регионы при реализации проекта «Безопасные и качественные дороги», а также о предложениях от субъектов читайте в материале «ДорИнфо»

В ноябре 2016 года был утвержден паспорт приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», направленный на обеспечение хорошего качества дорог и сокращения числа аварийно-опасных участков на них в городских агломерациях, в каждой из которых проживает более 500 тысяч человек. Первоначально в проект вошли 34 агломерации, позже их количество увеличилось до 38. Подводя предварительные итоги реализации проекта, федеральные чиновники обозначили ключевые проблемы, с которыми пришлось столкнуться как на региональном, так и на федеральном уровнях, а власти муниципалитетов и регионов внесли ряд предложений для улучшения работы проекта.

Проблемы, с которыми столкнулись регионы

Практика реализации проекта БКД показала, что у всех субъектов достаточно разное понимание, как работать по стандартам в дорожной отрасли. Как отметил на пленарном заседании ФДА, посвященном «Безопасным и качественным дорогам», в рамках VIII Международной выставки-форума «ДорогаЭкспо-2017» первый замруководителя Росавтодора Игорь Астахов, какие-то агломерации показали правильные технические и организационные решения, но в некоторых агломерациях приходится признавать, что те стандарты, которые работают на федеральных дорогах, в регионах и муниципалитетах работают очень плохо. Эта разница проявилась сразу на первом этапе работ при формировании сети агломерации дорог и при разработке ПКРТИ.

«На практике выяснилось, что многие субъекты не имели даже информации по состоянию дорожной сети, мониторинг очень многие не проводят. Когда нам эта задача прилетела - по формированию ПРКТИ, мы потеряли целый месяц - декабрь», - отметил Астахов. Также много времени потеряли и подрядчики, решая те или иные проблем. В тех агломерациях, где заказчики действительно были вовлечены в процесс, проблемы удавалось решать, а где власти не оказывали поддержки подрядчикам при появлении вопросов, результаты получились соответственные.

К слову, одной из проблем стало и то, что сегодня в законодательстве отсутствует термин «городская агломерация», что многим участникам проекта осложнило работу. Минтранс РФ подготовил предложение по фиксации этого понятия и его обозначения в соответствующем федеральном законе, сообщил первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих.

Важнейшей проблемой практически во всех агломерациях при реализации проекта, по словам Астахова, стало отсутствие системы контроля качества выполняемых работ. Самым главным и действующим контролем является контроль подрядной организации и заказчика. Без их работы не добиться никакого контроля качества, какими бы активными не были общественники. В пример Астахов привел Ярославскую агломерацию, где общественные организации очень активны, ежедневно присылают информацию по ямам и дефектам, но подрядчик при этом игнорирует контроль качества. При этом у заказчиков отсутствуют работники, которые могли бы правильно организовать систему контроля. Эта система в регионах осталась на уровне 90-х годов, потому что в муниципалитеты многие годы не поступали должные финансовые средства, и эта работа была не так востребована. При хроническом недофинансировании и подрядные организации не могли воспитать квалифицированные кадры и обновить материальную базу, так как не было постоянного объема работ.

«Единственным правильным решением в данной ситуации было объединение усилий местных дорожников с федеральными. Мы организовали через наши управления дорог систему мониторинга, которая позволяла организациям заказчика и подрядчика ориентироваться на то, каким должен быть контроль. Более пяти тысяч выездов совершили наши управления дорог, и, к сожалению, больше тысячи замечаний при этом было зафиксировано, и еще не все они устранены», - заявил замруководителя ФДА, отмечая, что к концу сезона более-менее стабилизировалось качество выполняемых работ подрядчиками.

Предложения участников проекта БКД

Опытом реализации программы поделились руководители Волгоградской и Астраханской областей, а также города Кемерово. Все трое обозначили общую тенденцию - необходима комплексная работа, нельзя отремонтировать дорогу и оставить без внимания плохой тротуар или элементы благоустройства.

«Люди только тогда почувствуют изменения, когда будет сделана комплексная работа, в том числе по благоустройству территории. Не будет эффекта, если исключительно зацикливаться только на дорогах. Исходя из своего опыта, необходимо включать программы комплексного освоения территорий и комплексного благоустройства, - считает губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. - Сегодня при реализации программы нужно вносить корректировки. По территориям, где реализуется БКД, необходимо организовывать дополнительные, может, отдельные направления. Где-то необходимы железнодорожные переезды, где-то необходимо строить тоннели, где-то больше внимания нужно уделить мостовым сооружениям, всё зависит от особенностей того или иного региона».

С позицией Бочарова согласен и губернатор Астраханской области Александр Жилкин. «Если просто полотно прокатим, заасфальтируем, но не сделаем тротуары, благоустройство, то эффект с точки зрения оценки населения будет минимальным. Поэтому мы объединили несколько проектов: «Безопасные и качественные дороги», «Городская и комфортная среда», программу по городским дворам и программы муниципалитетов», - сказал Жилкин, отмечая, что по ходу реализации проекта команда Росавтодора и Минтранса реагировала на предложения и изменения субъекта.

Несколько программ объединили и в городе Кемерово. В итоге удалось за счет проекта БКД отремонтировать покрытие, а по другим программам понизить тротуары, установить необходимые дорожные знаки, благоустроить зеленые насаждения на этих же объектах.

При этом глава Кемерова Илья Середюк считает, что было бы лучше включить данные работы в проект «Безопасные и качественные дороги». «Мы предлагаем включить в БКД затраты, которые бы позволили вести комплексный ремонт. В частности, деньги необходимы на установку бортового камня, ремонт ливневой канализации, тротуаров, установку наружного освещения», - сказал чиновник.

В пример он привел Советский проспект в центре Кемерова, который нуждается не просто в ремонте, а в полноценной реконструкции. Но включить объект в БКД в 2017 году город не мог, поскольку работы не попадают под понятие «ремонта дорожного полотна». «Надеюсь, в 2018 году Росавтодор и Минтранс позволят Кемерово отремонтировать Советский проспект», - отметил Середюк.

Также чиновник предложил включить в федеральный проект финансирование на объекты реконструкции и капитального строительства. Такая возможность в период 2018-2019 годов может появиться, отметил Середюк, ссылаясь на переговоры с Росавтодором и Минтрансом. Еще одно предложение - возможность утверждения программы агломераций в осенний период. По мнению главы Кемерова, защищать свои программы в Росавтодоре агломерации должны уже в октябре-ноябре.

«В 2017 году мы в январе защитились, после этого разрабатывали техническую документацию, подготавливали аукционы. В случае если неправильно подана заявка, или ФАС приостанавливает торги, мы вынуждены проводить аукционы заново. Строительный сезон в Сибири начинается с середины мая и в конце сентября он по сути заканчивается, а нужно успеть выполнить очень много работ, в том числе устранить замечания. Если перенести защиту проектов на ноябрь, в декабре подготовить документацию, а в январе-феврале уже контрактоваться, то мы смогли бы быть подготовлены к более успешной реализации проекта», - отметил глава города Кемерово.

Комментируя последнее предложение от главы Кемерова, заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов отметил, что подготовка документации к проекту должна вестись регионами в течение всего года, и по ПКРТИ (программы комплексного развития транспортной инфраструктуры - прим. ред.) нужно выходить уже с готовыми проектами. «Тот месяц, который вы отводите себе на разработку документации, уже должен быть отработан», - заявил Астахов.

Предварительные итоги проекта БКД

В 2017 году общий объем финансирования мероприятий в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» составил 63 млрд рублей. Из федерального бюджета было выделено 30 млрд рублей, еще 33 млрд рублей направили местные и региональные бюджеты. На сегодняшний день общее освоение средств по проекту «Безопасные и качественные дороги» в агломерациях составляет 65%, но разница между регионами серьезная. Практически заканчивает свою программу Саратов, агломерация использовала 100% средств. В Рязани освоено 87% средств, в Дагестане и Татарстане - на 85%. В Алтайском крае и в Тюмени власти использовали по 80% средств.

Только два города на начало октября ввели в эксплуатацию все дорожные объекты, вошедшие в программу ремонта на 2017 год. Как сообщил Игорь Астахов, на 100% работы выполнили Пенза и Рязань. В Саратове введено 99% объектов, в Татарстане - 89%. В отстающих регионах находятся Владивосток - 0% введенных объектов, Ярославль - 22%, Иркутск -25%, Красноярск - 28% и Ульяновск - 34%.

«Есть субъекты, которые еще только в начале пути. Это Владивосток, у них всего лишь 18% средств освоено. Также в красной зоне находятся следующие агломерации: Екатеринбург - 34% составляет освоение средств, Томск - 37%, Красноярск - 38%, Ульяновск - 36%. У остальных агломераций освоено более 40-ка процентов средств», - отметил замглавы Росавтодора.

Работы по снижению количества мест концентрации ДТП в среднем в регионах-участниках выполнена на 59%, но есть и передовики - Хабаровск (100%), Липецк (109%), Ульяновск (100%), Татарстан (100%), Екатеринбург (157%). Отстают Владивосток (0%) и Киров (0%).

В связи с отставанием некоторых регионов от выполнения плана по проекту БКД, в ходе пленарного заседания губернатор Астраханской области Александр Жилкин внес предложение для Правительства РФ - наделить проектный офис по БКД полномочиями по перераспределению средств программы между субъектами.

«Мы видим, что ряд регионов по той или иной причине не вписываются в режимы выполнения программы, и из-за погодных условий могут не справиться с работами. Но ни у Росавтодора, ни у Минтранса, ни у проектного офиса Правительства РФ нет права перебрасывать деньги. Мы могли бы с Андреем Ивановичем (Бочаров, губернатор Волгоградской области - прим. ред.), учитывая, что у нас зима наступит в январе, большой объем работ еще выполнить», - отметил Жилкин.

При этом пока решений о штрафовании или исключении отстающих агломераций не принято. По информации Игоря Астахова, санкции к тем агломерациям, которые не выполнили производственную программу этого года и не выполнили ключевые показатели, могут быть применены. Решение будет рассматриваться на проектном комитете по данным, которые Росавтодор получит на 1 ноября. Все данные будут представлены в Минтранс, после чего уже в Правительство РФ, которое примет окончательное решение.

По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, в 2017 году по БКД 6,5 тысяч км дорог в агломерациях уже будут приведены в нормативное состояние, будет ликвидировано более 1,5 тысяч мест концентрации ДТП. До 2025 года с учетом существующих темпов финансирования все местные и региональные дороги субъектов должны прийти к такому же состоянию, что и федеральные. Всего же проект охватывает порядка 50 тысяч километров дорог: 5800 км федеральных дорог, 16 тысяч региональных и более 28 тысяч местных дорог.

На 2017-2018 годы запланирован первый этап программы «Безопасные и качественные дороги» - это выполнение неотложных ремонтных работ. В ходе пленарного заседания Росавтодора помощник Президента РФ Владимира Путина Игорь Левитин высказал надежду, что те задачи, которые расписаны в проекте на эти два года, будут выполнены, потому что наступит время, когда нужно будет докладывать Президенту – будет продолжаться проект, или нет. «Проект очень важен, главная цель – привести в нормативное состояние 50% дорог агломераций и на столько же снизить количество мест концентрации ДТП», - отметил Левитин.

Агломерации однозначно высказываются за продолжение федерального проекта. «Останавливаться нельзя, остановка смерти подобна, только вперед по этой программе. Другого быть не может, - уверен губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. - Очень важно, что именно взаимодействие с Росавтодором и Минтрансом по синхронизации наших работ может дать результат, который люди увидят и почувствуют. Сегодня удалось коренным образом изменить ситуацию в транспортной системе, нужно просить Президента увеличить объем финансирования данной программы».

Глава города Кемерово Илья Середюк отметил, что сегодня уже 100 тысяч автомобилистов пользуются отремонтированной дорожной сетью Кемерова. Сократилось количество критических замечаний по состоянию дорог. В 2016 году было 511 жалоб, в этом году - 212 жалоб.

Добавим, в ноябре 2017 года уже начнется формирование программ по ПКРТИ на следующий год, сейчас многие агломерации обсуждают программы на общественном уровне. В 2018 году финансирование проекта БКД составит порядка 65 млрд рублей с учетом софинансирования регионов. На втором этапе агломерации займутся обустройством отремонтированных дорог, созданию комфортной транспортной инфраструктуры.

«Приступим мы ко второму этапу БКД уже в 2018 году. Вместе с Росдорнии, Высшей школой экономики мы проанализируем подходы в регионах по выстраиванию инфраструктуры по обслуживанию населения общественным транспортом и дадим регионам рекомендации, каким образом можно улучшить эту инфраструктуру, как перестроить маршруты», - сообщил первый заместитель Министра транспорта РФ Евгений Дитрих.

Руководство Росавтодора высказало надежду, что в 2018 году показатели по проекту «Безопасные и качественные дороги» улучшатся, и Президент России примет решение, что проект будет продолжаться до 2025 года.

Дарья Кильцова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789