«ДорИнфо» рассказывает, какие работы выполнили на «Чуйском тракте» в 2023 году и что запланировано на предстоящий сезон
Федеральная трасса Р-256 «Чуйский тракт» - одна из самых живописных дорог не только России, но и всего мира. Автодорога простилается по территориям трех регионов - Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай, а также связывает Западную Сибирь с Монголией и Китаем. Трасса является популярным туристическим маршрутом, поэтому ее модернизации уделяется большое внимание, чтобы автопутешественники могли насладиться не только необычайной красотой природы, но и получить удовольствие от комфортной и безопасной езды. В частности, с 2019 года в Алтайском крае ведется поэтапное расширение трассы - эти работы велись и в минувшем сезоне. Подробнее - в материале портала «ДорИнфо» из серии публикаций об итогах работ на федеральных трассах в 2023 году и планах на 2024-й.
Постепенное расширение дороги в Алтайском крае
Увеличение пропускной способности «Чуйского тракта» на территории региона - одна из приоритетных задач федеральных дорожников в последние годы. Для сравнения: в период с 1989 по 2020 годы четырехполосными стали 80 км трассы, а с 2021 по 2023 годы расширили семь участков общей протяженностью около 43 км. Так, в 2022 году четыре полосы появились на семи отрезках общей длиной 32 км, в 2023 - еще на двух участках протяженностью 11 км. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Алтай».
Первый участок - с 341-го по 344-й км, на въезде в город Бийск. Проезжую часть здесь расширили до 14 метров, а для исключения вероятности встречных столкновений автомобилей установили барьерное ограждение. Также на участке смонтировали 2,8 км линий освещения, а на остановках поставили новые автопавильоны и сделали заездные карманы. Второй участок - со 135-го по 143-й км - находится в Тальменском районе, на въезде в край. Его ввели в эксплуатацию в сентябре с опережением графика. Здесь также появились четыре полосы движения, автомобильные потоки разделили барьерным ограждением (7,8 км), вдоль проезжей части установили 23 опоры электроосвещения.
«Ежедневно здесь проезжают тысячи туристов из соседних регионов (Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей), а также грузоперевозчики и автопутешественники из более отдаленных субъектов РФ. Теперь гостей встречает современная четырехполосная трасса с разделительным ограждением, освещением и всеми необходимыми элементами дорожной инфраструктуры»
На сегодняшний день на «Чуйском тракте» в Алтайском крае четырехполосное движение обеспечено на 123 км при его общей протяженности по прямому ходу - 304 км. Сейчас продолжается капитальный ремонт с расширением проезжей части еще на четырех объектах общей протяженностью 33 км: три из них находятся в Косихинском районе от станции Баюново до села Полковниково (с 234-го по 258-й км). Два участка длиной 17 км планируют ввести в эксплуатацию в ноябре текущего года - с 234-го по 243-й км и с 250-го по 258-й км. На данный момент готовность первого превышает 60 %, второго - 75 %.
«Интенсивность движения транспорта в летний период на маршруте превышает 20 тыс. автомобилей в сутки. Обеспечение пропуска транспорта и повышение безопасности дорожного движения - основная цель проводимых мероприятий. Как показывает статистика, количество ДТП на пяти обновленных в прошлом году объектах снизилось на 60 %. Для этого на всех четырехполосных участках устанавливают разделительное барьерное ограждение, которое защищает от самого опасного вида ДТП - встречных столкновений»
Важно отметить, что помимо масштабных мероприятий по расширению в минувшем сезоне также проводились работы по содержанию. Так, на отрезке с 400-го по 415-й км в Красногорском районе и на участке со 189-го по 201-й км в Первомайском районе устроили тонкослойные защитные покрытия. В рамках планово-предупредительных мероприятий повысили транспортно-эксплуатационные характеристики моста через реку Лосиху перед Баюновскими Ключами. Кроме того, реализуется программа по повышению уровня безопасности на федеральной трассе. В 2023 году ввели в строй 4,4 км новых линий электроосвещения - речь идет о перекрестках и пешеходных переходах, например, в районе примыканий на Полковниково и Усть-Ишу. На «зебрах» в селах Верх-Катунское и Быстрянка установили два новых светофора с кнопкой вызова.
Республика Алтай: капремонт на подъезде к озеру Телецкому
Как рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Алтай», в минувшем сезоне основные работы в регионе были сосредоточены на подъезде к озеру Телецкому. Участок от Горно-Алтайска до озера приняли в федеральную собственность в 2020 году - он вошел в состав «Чуйского тракта». В период 2021-2022 годов в нормативное состояние привели 32 км данного направления и капитально отремонтировали мосты через реки Саразон и Турочак.
В 2023 году завершили ремонт на участке со 139-го по 150-й км от села Кебезень до озера Щучьего. Основание дороги восстановили и усилили с помощью технологии холодной регенерации - этот метод более экологичен в сравнении с традиционными и позволит дороге справляться с возросшими нагрузками. Так, существующее покрытие укрепили новыми материалами и вяжущими веществами, а затем вновь использовали полученную смесь для дорожной одежды. Сверху уложили выравнивающий и верхний слои из асфальтобетона. Для обеспечения безопасности специалисты выполнили оборку склонов на скалах, расположенных вблизи федеральной трассы. Также на участке смонтировали барьерное ограждение общей протяженностью 2,5 км, привели к нормативу четыре примыкания, установили около 100 знаков и укрепили обочины. В рамках мероприятий по обустройству обновили два остановочных павильона возле поворота к селу Усть-Пыжа и построили 56 метров тротуара.
Сегодня капремонт продолжается еще на трех объектах: с 24-го по 31-й км (от села Карасук до одноименного перевала), с 60-го по 70-й км и с 70-го по 80-й км - последние два участка проходят через населенные пункты Чоя, Советское и Ишинск. Капитально ремонтируют два моста - через реки Ишпа и Уба, их введут в эксплуатацию в 2024 и 2025 годах соответственно. Кроме того, заключены контракты на приведение в нормативное состояние мостов через ручей на 60-м км, через реки Кедровка, Первая Уба, Высельская Уба - завершить работы на них планируют до конца 2025 года. Также в 2024 году выполнят устройство защитных слоев покрытия с 532-го по 542-й км в Шебалинском районе.
Новосибирская область: капремонт моста и строительство Восточного обхода столицы региона
В 2023 году на 58-м км трассы Р-256 «Чуйский тракт» в границах Новосибирской области приступили к капитальному ремонту моста через реку Койниху с полной заменой конструкций, увеличением числа полос движения для повышения его пропускной способности и поднятием сооружения на 1,5 метра для защиты от паводковых вод. Об этом порталу «ДорИнфо» сообщили в пресс-службе ФКУ «Сибуправтодор». Так, в минувшем сезоне выполнили работы на правой стороне искусственного сооружения, включая подходы. Специалисты заменили опоры и балки пролетного строения, увеличили ширину проезжей части с трех до четырех полос, уложили слой гидроизоляции и слои покрытия, смонтировали прикромочные лотки, установили барьерное ограждение и нанесли разметку.
«В октябре движение транспорта было переключено на отремонтированную правую сторону для выполнения ремонта левой стороны. Полностью капитальный ремонт будет завершен в октябре 2024 года»
Кроме того, в прошлом сезоне провели работы по повышению безопасности дорожного движения. В частности, на 75-м км трассы выполнили комплексное обустройство пешеходного перехода с установкой светофорного объекта и ограждения, а на участке с 40-го по 41-й км установили стационарное электрическое освещение на «зебре».
Сейчас в границах региона продолжается строительство Восточного обхода Новосибирска (с 14-го по 34-й км) - дороги-дублера «Чуйского тракта» на подъезде к региональной столице. В сентябре 2023 года открыли движение по второй развязке первого этапа, благодаря чему был обеспечен комфортный и безопасный подъезд к населенным пунктам Новолуговое и Ремесленный.
«В составе транспортной развязки на 23-м км Восточного обхода - путепровод длиной 85 погонных метров. Выполнено инженерное обустройство, установлена линия искусственного освещения, уложено асфальтобетонное покрытие на подходах к путепроводу и съездах транспортной развязки. По основному ходу первого этапа строители продолжают устройство земляного полотна и слоев дорожной одежды, цементобетонное покрытие уложено в общей сложности на 11 км»
Полностью работы первого этапа завершат в четвертом квартале 2026 года. Далее в планах - строительство третьего этапа (с 34-го по 49-й км), который обеспечит вывод транзитного транспорта за пределы новосибирского Академгородка: разработку проекта работ завершат в текущем году.
Как уточнили в пресс-службе «Сибуправтодор», планы по обновлению «Чуйского тракта» в Новосибирской области на 2024 год еще не утверждены, о них сообщат позже.