Движение транспорта по дороге открыл Президент России Владимир Путин 21 декабря 2023 года
В четверг, 21 декабря, Президент России Владимир Владимирович Путин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии открытия завершающих участков скоростной федеральной трассы М-12 «Восток». Автодорога теперь открыта для движения транспорта от Москвы до Казани. Подробнее – в материале «ДорИнфо».
Строительство скоростной автомобильной дороги между Москвой и Казанью протяженностью около 810 км завершено на семь месяцев раньше срока. Осенью и зимой 2022 года были открыты первые три участка магистрали – 23 км в Московской области и два участка во Владимирской области протяженностью 26,5 км и 57 км. В начале сентября 2023 года открыли весь участок трассы от Москвы до Арзамаса в Московской, Владимирской и Нижегородской областях длиной более 400 км – движение транспорта было запущено от Москвы до развязки с федеральной трассой Р-158 «Нижний Новгород – Саратов». В середине ноября 2023 года для движения открыли еще 154 км скоростной магистрали – от города Шумерля в Чувашской Республике до пересечения с федеральной трассой Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск» в Республике Татарстан. Сегодня открыли завершающие участки протяженностью порядка 240 км, в том числе отрезок под Казанью с мостом через реку Волга.
«Сегодня мы делаем еще один важный шаг в развитии трассы М-12 «Восток», которая станет частью международного, евразийского транспортного маршрута «Россия». <…> Теперь готова вся современная, скоростная автострада между Москвой и Казанью – нашими крупнейшими деловыми, туристическими, культурными центрами. Дорога – а это более 800 километров – займет примерно шесть с половиной часов, что почти в два раза быстрее, чем прежде. В целом поездки на автомобиле на этом направлении станут более удобными и – что немаловажно – безопасными. Возрастут объемы и эффективность грузоперевозок. Хороший стимул получит развитие внутреннего туризма»
Открытая трасса проходит через Московскую, Нижегородскую, Владимирскую области, Чувашию, Татарстан и повысит инвестиционную привлекательность этих регионов, будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и развитию компаний в промышленности, в сельском хозяйстве, в логистике и в сфере услуг. В целом же в зоне тяготения автодороги находится гораздо больше субъектов страны.
«Благодаря этой трассе, около которой проживает 50 миллионов жителей более чем в 20 регионах, мы планируем, что только товарооборот, грузопоток увеличится между Москвой и Уралом до 50 миллионов тонн. А в рамках сегодняшней ситуации санкционного давления для нас особо важны выходы на Урал, на Восток и возможность связи внутри нашей страны. Мы видим, что вклад ВВП в строительство дороги за 20 лет составит более 1,8 триллиона [рублей], серьезно снизит смертность и травматизм в результате ДТП, создаст 85 тысяч новых рабочих мест, даст мощнейший эффект от туристических потоков»
Трасса М-12 – многополосная, без одноуровневых пересечений с другими дорогами, наземных пешеходных переходов, с разделением встречных потоков, освещением, шумозащитными экранами, где это необходимо, транспортными развязками, мостами и путепроводами. Всего на автодороге возвели 323 искусственных сооружения суммарной диной почти 25 км. Только мостов построено 88, в их числе – три уникальных мостовых объекта: вантовый через реку Ока около Мурома, монолитный через реку Сура, который связывает берега Чувашии и Нижегородской области, а также 3-километровый мостовой переход через реку Волга в Татарстане. В пике на стройке круглосуточно трудились около 30 тыс. человек и до 9 тыс. единиц спецтехники.
На трассе работают многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ), которые представляют собой площадки с широким спектром услуг и возможностей – на них есть АЗС, кафе, магазины, парковки, спортивные и детские площадки, на некоторых – душевые и прачечные. Как отметил на церемонии открытия дороги председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, зоны сервиса находятся в великолепном состоянии – остановиться можно через каждые 93 км.
«Мы построили не только дорогу, мы построили инфраструктурную услугу»
Вместе с реализацией проекта по строительству трассы М-12 синхронизирован целый ряд дорожных объектов, отметил на церемонии вице-премьер Марат Хуснуллин. Среди таких объектов – Московский скоростной диаметр (МСД) в Москве, участки федеральной трассы Р-132 «Золотое кольцо» до Владимира, дорога от Арзамаса до Нижнего Новгорода в Нижегородской области, связка федеральных трасс М-5 «Урал» и М-7 «Волга» в Татарстане, а также обход Тольятти в Самарской области с дальнейшим выходом на границу с Казахстаном и далее на Китай.
Проезд по автодороге – платный. Как сообщили ранее порталу «ДорИнфо» в ГК «Автодор», стоимость проезда по трассе от Москвы до Казани для легковых автомобилей составит 4481 рубль, с максимальной скидкой – 3800 рублей. На трассе работает безбарьерная система взимания платы «Свободный поток».
Участок от Москвы до Казани – головной на магистрали М-12, автодорога будет продлена дальше до Екатеринбурга в 2024 году и дальше до Тюмени. Общая протяженность трассы М-12 «Восток» (Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень) составит 1980 км. Она станет одним из основных участков международного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока длиной около 12 тыс. км.
«В числе приоритетов – дальнейшее развитие трассы «Восток». Ее предстоит продлить до Екатеринбурга и Тюмени, построить обходы Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерово, Канска. Отдельное внимание уделить расшивке узких мест на маршруте «Россия» на территории Дальнего Востока, включая подъезды к Владивостоку, что существенно увеличит наши логистические и транспортные возможности. Также обращаю внимание на то, что для комфортных поездок наших граждан открывающиеся участки должны быть благоустроены, обеспечены современными объектами дорожного сервиса и устойчивой связью. Работы очень впереди много, но не сомневаюсь, что все задачи обязательно будут выполнены, причем, как всегда, на самом достойном, профессиональном уровне»
Добавим, что до Екатеринбурга трассу продлевают за счет строительства и модернизации участков федеральных дорог М-7 «Волга» и Р-242 «Пермь – Екатеринбург», а также строительства новой автодороги «Дюртюли – Ачит». До Тюмени маршрут будет продлен за счет обновленной трассы Р-351 «Екатеринбург – Тюмень».