Правительство России официально продлило строящуюся скоростную трассу до Тюмени
Правительство РФ утвердило продление строящейся скоростной федеральной трассы М-12 «Восток» до Тюмени. Теперь маршрут автомобильной дороги выглядит следующим образом: Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень. Подробнее о трассировке и участках, из которых формируют автомагистраль, а также о текущем состоянии трассы Р-351 в Свердловской и Тюменской областях – в материале «ДорИнфо».
Постановление, закрепляющее продление трассы М-12 до Тюмени, а также увязанные с этим изменения в перечне дорог федерального значения, подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Теперь во всех официальных документах маршрут трассы М-12 «Восток» должен излагаться в новой редакции: Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень.
«Таким образом, работы по продлению магистрали М-12 будут подразумевать в основном реконструкцию дорожного полотна. Это даст возможность завершить проект уже в 2024 году»
Отметим, что строительство «с нуля» на всем маршруте от Казани до Тюмени – это головной участок от Москвы до Казани и дорога Дюртюли – Ачит в составе участка от Казани до Екатеринбурга. Также предусмотрено строительство новых участков существующих дорог, например, обхода Нижнекамска и Набережных Челнов в Республике Татарстан, обхода пяти населенных пунктов в Республике Башкортостан.
По информации пресс-службы ФАУ «Главгосэкспертиза России», на данный момент Главгосэкспертиза выдала положительные заключения на все участки строительства трассы М-12.
«Сегодня по объектам трассы М-12 продолжаются работы в рамках экспертного сопровождения, с учетом внесения дополнений и изменений в проектную документацию. В целом, за все время мы рассмотрели 9 основных этапов строительства, которые были разбиты на 26 подэтапов, и 73 объекта переустройства инженерных сетей в составе объекта М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». Кроме того, экспертизу прошли 9 объектов основного строительства участка Дюртюли – Ачит, а также участки реконструкции и строительства автомобильной дороги М-7 «Волга» и проекты капремонта Р-242 и Р-231»
Трасса Москва – Казань
Трасса М-12 начинала строиться как платная автодорога «Москва – Нижний Новгород – Казань». В июне 2019 года Правительство РФ дополнило схему территориального планирования в области федерального транспорта и автодорог районами прохождения трассы «Москва – Казань». О старте строительных работ объявил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин летом 2020 года. Тогда же сообщалось, что дорогу введут в эксплуатацию в 2024 году. Однако почти с самого начала масштабной стройки не раз обозначалось, что объект планируют сдать в эксплуатацию досрочно. Осенью-зимой 2022 года были открыты первые три участка – в Московской области часть нулевого этапа длиной 23 км и два участка во Владимирской области: 26,5 км второго этапа и 57 км первого этапа. В начале сентября 2023 года открыли участок трассы от Москвы до Арзамаса длиной более 400 км – движение транспорта запущено по нулевому, первому, второму, третьему и четвертому этапам от Москвы до развязки с федеральной трассой Р-158 «Нижний Новгород – Саратов» в Нижегородской области. Далее участок в Чувашской Республике намерены открыть в середине ноября, а до Казани – в декабре 2023 года.
Таким образом, к концу 2023 года будет доступен для движения автомобилей весь головной участок трассы М-12 от Москвы до Казани протяженностью более 800 км с тремя крупными мостами – через реки Ока, Сура и Волга. Эта часть дороги идет по территории Подмосковья, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Республики Татарстан.
От Казани до Екатеринбурга
Идея продлить трассу М-12 до Екатеринбурга прозвучала осенью 2019 года. Тогда занимавший пост министра экономического развития России Максим Орешкин заявил, что перспективную платную трассу «Москва – Казань» необходимо достроить до Екатеринбурга. Осенью 2020 начались предпроектные работы по объекту. Изначально планировалось, что скоростной маршрут Казань – Екатеринбург пройдет по территории Республик Татарстан, Башкортостан и Свердловской области, но летом 2021 года были достигнуты договоренности между ГК «Автодор» и властями Пермского края о прохождении дороги через Прикамье.
Участок трассы М-12 «Восток» от Казани до Екатеринбурга будет сформирован за счет строительства и реконструкции трассы М-7 «Волга» на территории Татарстана и Башкирии (теперь официально это часть М-12, а трасса М-7 идет только до Казани), за счет строительства нового участка «Дюртюли – Ачит» на территории Башкирии, Пермского края и Свердловской области, а также за счет капитального ремонта с расширением проезжей части трассы Р-242 «Пермь – Екатеринбург». Таким образом, всего в рамках строительства трассы от Казани до Екатеринбурга заново планируется построить порядка 450 км (вместе с участком Дюртюли – Ачит), модернизировать – 350 км существующей дорожной сети.
В Татарстане пройдет около 300 км маршрута Казань – Екатеринбург: это существующее и новое направление трассы «Волга». Так, в рамках формирования скоростной трассы ведется реконструкция участков дороги, часть работы уже выполнена. На участке от Казани до Елабужского района для обеспечения «бесшовного проезда» по четырехполосной дороге первой категории строят 22 надземных пешеходных перехода, которые помогут безопасно пересекать магистраль. Также в Татарстане строится новый участок трассы, который войдет в скоростной маршрут до Екатеринбурга, - обход Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом через реку Кама. Длина обхода составит 81 км, проект реализуется в три этапа. В составе четырехполосной дороги будут построены пять развязок, десять мостов, 11 путепроводов и пять пересечений в разных уровнях. Самым масштабным сооружением на обходе двух городов является мост через реку Кама длиной около 1,3 км.
В Башкирии скоростной маршрут пройдет по новому участку трассы – обходу населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Длина четырехполосного обхода составит 61 км. Строительно-монтажные работы ведутся на всех участках.
Все работы на «бывшей» М-7 ведутся Федеральным дорожным агентством. Работы планируют завершить в 2024 году.
Далее от населенного пункта Дюртили до Ачита ведется строительство нового платного участка длиной 275 км, заказчик – ГК «Автодор». Дорога поделена на три этапа по границам регионов: 140 км в Башкирии, 92 км в Пермском крае и 43 км в Свердловской области. Работы активно ведутся на всех участках, первые 15 км дороги были заасфальтированы к концу лета этого года. Ввести в строй участок «Дюртюли – Ачит» намерены в 2024 году.
Далее от Ачита до Екатеринбурга трасса М-12 пройдет по расширенным до четырех полос движения участкам трассы Р-242 «Пермь – Екатеринбург», работы ведутся Росавтодором, часть из них уже выполнена. Всего в рамках капремонта будет расширено до четырех полос более 100 км трассы Р-242, из них 20 км ввели в эксплуатацию в 2022 году, еще 20 км открыли в середине октября 2023 года. До конца 2024 года до четырех полос расширят еще порядка 70 км автодороги Р-242. Помимо работ на основном ходу автодороги капитальный ремонт выполняют на 14 искусственных сооружениях – работы также в активной стадии.
От Екатеринбурга до Тюмени
В августе 2021 года Президент РФ Владимир Путин предложил продлить трассу «Москва – Казань» до Тюмени. В перспективе это будет скоростной маршрут «Россия», который дойдет до Владивостока. Сейчас от Екатеринбурга до Тюмени идет федеральная дорога Р-351 протяженностью около 330 км по территории Свердловской и Тюменской областей. Эту дорогу ФДА переводит в четырехполосное исполнение в рамках реконструкции, капитального ремонта и строительства новых участков. Более 30 км в черте Тюменской области запустили в 2022 году, в 2023-м стартовал капремонт двух участков, а также работы на месте строительства обходов Белоярского и Богдановича в Свердловской области.
Сегодня на трассе Р-351 от Екатеринбурга до Тюмени ведутся активные работы – в этом убедился корреспондент портала «ДорИнфо», проехавшись по трассе в начале ноября. Местами дорога в двухполосном исполнении: данные участки модернизируют и здесь в будущем будет четыре полосы – по две в каждом направлении.
«По пути встретилось много объектов, где ведутся дорожные работы, причем не только на самой трассе, но и на искусственных сооружениях. Несмотря на то, что за окном ноябрь, ремонты продолжаются: об этом свидетельствует спецтехника и рабочие на участках. Стоит отметить, что о различных ограничениях из-за ремонта, а также о местах производства работ водителей информируют не только знаки, на некоторых участках информация об ограничениях размещена на электронном табло над проезжей частью»
В целом дорога в хорошем состоянии, не считая тех отрезков, где идут дорожные работы. Также встречаются участки с незначительными дефектами и колейностью. Весь путь от Екатеринбурга до Тюмени занял около четырех часов. Четырехполосные участки с разделительным ограждением существенно разгружают и увеличивают пропускную способность автодороги: легковушки могут двигаться с максимально разрешенной скоростью по левой полосе, в то время как большегрузы спокойно «тянутся» по правой полосе.
Ранее сообщалось, что Госкомпании «Автодор» планируют передать всю федеральную трассу Р-351 «Екатеринбург – Тюмень» в Свердловской и Тюменской областях и участок дороги Р-242 «Пермь – Екатеринбург» от Ачита до Екатеринбурга длиной около 180 км в Свердловской области.
В результате реализации всех планов протяженность скоростного автомобильного маршрута от Москвы до Казани составит более 800 км, от Москвы до Екатеринбурга – около 1,6 тыс. км, а от Москвы до Тюмени – более 2 тыс. км.