Состоялась торжественная церемония открытия участка магистрали М-12
Движение транспорта в торжественной обстановке в пятницу, 8 сентября, открыли по участку скоростной федеральной трассы М-12 «Восток» (Москва - Нижний Новгород - Казань) от Москвы до Арзамаса. Теперь для автомобилистов доступно более 400 км магистрали - половина всей автодороги.
В церемонии открытия дороги принял участие Президент РФ Владимир Путин, заместитель Председателя Правительства России Марат Хуснуллин, министр транспорта РФ Виталий Савельев, председатель Правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, губернатор Владимирской области Александр Авдеев и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
«В эксплуатацию запускается сразу несколько участков строящейся автомагистрали М-12 «Восток» общей протяжённостью более 300 км. В результате Москву и Арзамас свяжет современная скоростная трасса. Она позволит ощутимо, в два раза сократить время в пути между городами. <…> Особая признательность за работу с опережением графика специалистам, которые ведут строительство трассы «Восток». Знаю, что объем стоящих перед ними задач и уровень сложности очень высокий, и с этими масштабными задачами коллективы справляетесь на «отлично». Благодаря вашему профессионализму в состав трассы вошли без преувеличения уникальные сооружения - имею в виду мост через Оку около Мурома»
При этом Президент страны отметил, что поездки по открывающимся участкам должны быть комфортными: для этого их необходимо обеспечить устойчивой мобильной связью и интернетом, а также построить АЗС, точки питания и площадки для отдыха.
Заместитель Председателя Правительства России Марат Хуснуллин в ходе своего выступления отметил, что открытие трассы М-12 - знаковое событие для дорожной отрасли страны. Вице-премьер подчеркнул, что с момента поручения Владимира Путина и до открытия всей магистрали до Казани пройдет меньше трех лет.
«Очень мало в мире примеров, когда от идеи до сдачи дороги первого класса строились за такое короткое время. Это удалось сделать, потому что вы (обращаясь к Владимиру Путину) последние годы особенно уделяете внимание [дорожной инфраструктуре]. Мы приняли все системные решения, мы полностью обеспечены финансированием. <…> И благодаря этому у нас получилось построить такую красавицу-дорогу, причем она вся освещенная на всей протяженности. Построена первая очередь многофункциональных центров, ряд из которых - уникальные, таких ранее не было в стране. До конца года мы вообще 16 комплексов запустим»
Вице-премьер отметил, что уникальность трассы М-12 «Восток» заключается еще и в том, что она интегрирована с рядом других дорожных объектов, в числе которых дорога на Суздаль, трасса на Нижний Новгород, обход Арзамаса, Московский скоростной диаметр.
По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, магистраль М-12 связана с развитием международных транспортных коридоров «Север - Юг», Азово-Черноморского, Восточного направлений и др.
«Вдоль этих коридоров у нас будут развиваться транспортной-логистические центры – это Московская, Владимирская, Нижегородская области, и уже в 2024 году эти центры будут обрабатывать 1 млн 300 тыс. контейнеров. Все это развитие нам даст возможность задействовать все транспортные коридоры, которые к 2023 году будут перевозить 670 млн тонн грузов»
Как отметил председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, трасса М-12 «Восток» стала «реальным испытательным полигоном» с точки зрения организации строительного процесса, новых материалов и технологий.
«Могу сказать, что производителям строительным материалов и техники удалось за короткое время заместить все то, что мы использовали раньше. Жемчужина нашей трассы - вантовый мост через реку Ока. Если раньше мы строили вантовые системы 100 % из зарубежных материалов и по их технологиям, то уже 50 % здесь - наши материалы, и 100 % мы сделали эту работу самостоятельно. Технология непрерывного бетонирования, которая использовалась на этом мосту, позволила сократить срок строительства на шесть месяцев»
После запуска движения по трассе М-12 Владимир Путин еще раз поздравил всех причастных с этим важным событием.
«Чрезвычайно важно для будущего России - развитие транспортной инфраструктуры, с учетом нашей огромной, колоссальной территорией. За этим прямо по пятам идет развитие экономики по всем направлениям, и это не только туризм. Все начинает развиваться абсолютно другими темпами при наличии транспортной инфраструктуры»
В целом скоростная трасса М-12 свяжет между собой несколько экономически развитых регионов России: в зоне тяготения маршрута проживает 40 % населения страны - это 62 млн человек. Дорога позволит разгрузить одно из наиболее напряженных направлений в стране – федеральную трассу М-7 «Волга». С вводом магистрали в эксплуатацию путь на автомобиле от Москвы до Казани займет всего 6,5 часов. Строительство всей трассы от Москвы до Казани поделено на восемь этапов плюс нулевой этап. Дорога проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Общая протяженность магистрали – более 800 км, проезд платный, количество полос движения – четыре (кроме нулевого этапа, где шестиполосное движение).
О начале работы над строительством трассы объявил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин летом 2020 года. Тогда же сообщалось, что дорогу введут в эксплуатацию в 2024 году. Однако почти с самого начала масштабной стройки не раз обозначалось, что объект планируют сдать в эксплуатацию досрочно – так оно и получается. Осенью-зимой 2022 года были открыты первые три участка – в Подмосковье участок нулевого этапа длиной 23 км и два участка во Владимирской области: 26,5 км второго этапа и 57 км первого этапа.
С сегодняшнего дня на трассе доступен весь участок от Москвы до Арзамаса длиной более 400 км – движение транспорта запущено по нулевому, первому, второму, третьему и четвертому этапам от Москвы до развязки с федеральной трассой Р-158 «Нижний Новгород – Саратов» в Нижегородской области.
На этом участке построен целый ряд искусственных сооружений. Наиболее масштабный из них – мост через реку Ока в районе города Муром, который соединил берега Владимирской и Нижегородской областей в составе четвертого этапа. Это единственный вантовый мост на всей трассе, он двухпилонный и имеет 34 пары вант. Протяженность мостового перехода составляет 1378 метров. Уникальность моста не только в характеристиках, но и в том, что он стал экспериментальной площадкой для апробации технологий. Во-первых, впервые в практике отечественного мостостроения применили технологию скользящей опалубки пилонов, при которой процессы армирования, бетонирования, ухода за бетоном и перемещения опалубки ведутся непрерывно: это позволило сократить сроки работ более чем в 2,5 раза: с 10 до 4 месяцев. Во-вторых, вантовая система нового мостового перехода в большей степени собрана из российских материалов.
Проезд по трассе – платный. Согласно утвержденным Госкомпанией «Автодор» тарифам, стоимость поездки для легкового автомобиля по всему маршруту составит 2 821 рубль, поездка по 160 км трассы из Москвы во Владимир обойдется в 1399 рублей, по 259 км дороги от Владимира до Арзамаса – в 1422 рубля. Движение в объезд Балашихи в Подмосковье на легковом автомобиле обойдется в 130 рублей (это участок Москва – Электроугли), проезд по участку от Москвы до ЦКАД будет стоить 389 рублей, а от Москвы до Орехово-Зуево – 585 рублей.
Отметим, что трасса М-12 войдет в транспортный коридор «Россия», который пройдет через всю страну. Сейчас строится продолжение трассы до Екатеринбурга (новое строительство и реконструкция существующих участков федеральных дорог), идут масштабные работы на трассе от Екатеринбурга до Тюмени. В перспективе дорогу продлят далее в Сибирь и на Дальний Восток.