В Петербурге в рамках ПМДФ 2023 обсудили содержание дорог и разметку
В Санкт-Петербурге в рамках Петербургского международного дорожного форума (ПМДФ 2023) в конце июня специалисты дорожной отрасли обсудили содержание автодорог и разметку. Так, заместитель генерального директора компании ООО «Технопласт» Пётр Островцев рассказал, с какими проблемами заказчик материала для разметки сталкивается при содержании и эксплуатации дорог, а также поделился, какие меры предпринимает организация для продления срока службы материала. А с нюансами летней уборки и зимней обработки дорог слушателей познакомил представитель Уральского завода противогололедных материалов ООО «УЗПМ» Рудольф Пономарёв. Подробнее – в материале «ДорИнфо».
Разметка – дело тонкое
Пётр Островцев отметил, что разметка - дело тонкое, почти ювелирное. На нее влияет целый комплекс факторов. Три основных – сам материал, руки и оборудование, которые ее наносят, а также содержание дорог. На качество дорожно-разметочного материала (ДРМ) оказывает влияние рецептура, физико-механические свойства, адгезия и используемое сырье. На яркость и световозвращающий эффект – качество сткелошариков и также рецептура. Интенсивность движения и сложность участка играют не последнюю роль, как и климатические условия эксплуатации.
«Страна большая, перепады температур, климат, разные дороги. Хотя у нас по большому счету сам материал не расписан, где он должен по климатике и по количеству автотранспорта быть, но все равно как-то выходим из положения. По большому счету, что мы хотим с вами? Чтобы разметка она все-таки была. Физически чтобы она была и естественно, чтобы она была видна как днем, так и в ночное время. Наверное, это основные факторы, которые нам с вами нужны»
В ГОСТе при предъявлении требований к разметочному материалу есть классы. Они определяют, как сам материал, так и его функциональную долговечность. Термопластики и холодные пластики толщиной 1,5 мм и более, а также штучные формы и полимерные ленты должны простоять, согласно требованиям ГОСТа, не менее одного года, а разрушение и износ по площади не должно превышать 25 %. Срок эксплуатации термопластиковой и пластиковой разметкой толщиной менее 1,5 мм должен составлять от полугода, а степень разрушения не превышать 50 % за исключением разметки, дублирующей изображение дорожных знаков. К краскам и эмалям предъявляется гарантия 3 месяца, а временная разметка должна продержаться до окончания событий, потребовавших ее нанесение.
«Теперь посмотрите, какие параметры у нас на материал определены ГОСТом. Все эти параметры именно на сохранность дороги. Что у нас по большому счету будет в принципе влиять? Ну, наверное, местность и температура прогрева тоже. Но в принципе, как таковых у нас в ГОСТе этих параметров нет и, если вы посмотрите, это вообще не нормировалось. По большому счету, если говорить о сохранности материала, это все-таки адгезия и стойкость к истиранию, как мы производители это считаем»
Разметку нужно испытать в зависимости от климата. Для этого специалисты делают пробы, они серийные. Зимой материал должен не треснуть, а летом раскататься. Каждая рецептура проверяется по параметрам, определяющим изменение поведения материала при колебании температуры окружающей среды и температуры поверхности, на которую материал нанесен. Проверяемые параметры – разрушающее напряжение и предел деформации. Фиксируемые параметры – скорость и предел деформации, порог разрушения.
Разметочные материалы обладают разным механизмом образования адгезии с дорожным полотном. Эмали и холодные пластики «сцепляются» за счет растворения поверхности и химической связи, а термопластики – за счет термической деструкции битума, по сути «привариваются» к асфальтобетону. Проверка адгезии проводится методом нормального отрыва аппаратами Elcometer 106/6 и Delfesco AT-M. Это позволяет провести подбор рецептур дорожно-разметочных материалов или схем нанесения на образцах дорожного полотна, предоставленного заказчиком работ. Испытания адгезии вновь разрабатываемых и серийно выпускаемых материалов проводятся на образцах разных дорожных покрытий – асфальтобетона, брусчатки, керамогранита и др.
Так, например, специалист рассказал, что раньше у компании заказывали краску на Красную площадь в Москве, однако в дальнейшем ее использование было прекращено, так как смыть после праздничного Парада Победы такую временную разметку было тяжело – материал очень хорошо держится на брусчатке. Однако особое отношение у термопластика к бетону – на нем он не лежит. Причина кроется в том, что на поверхности бетона находится тонкодисперсная цементно-песчаная смесь, образующаяся в результате воздействия колес автомобилей. Чем старее бетон, тем ее больше. Цементно-песчаная пыль на поверхности ухудшает смачиваемость дорожного полотна при нанесении на него разметочного материала.
Во время своего выступления Пётр Островцев отметил, что важнейший фактор – руки, которые наносят разметку. Покрытие перед работами необходимо просушить. На влажном не будет держаться даже изготовленный по ГОСТу материал.
«Обращайте внимание, кому доверяете. А если не знаете, пожалуйста, контролируйте. Контроль – это важнейшее требование к тем, кто занимается разметкой»
Также важно оценить при нанесении разметки старая дорога или новая. На асфальтобетоне возрастом более двух лет поверхностный слой лишается части битума и теряет адгезию к термопластикам. На свежем покрытии, с поверхностным слоем обогащенным битумом, при нанесении эмалей и холодных пластиков возможна их активная реакция с излишками битумов, что приводит к переносу битума на поверхность разметки и зачернению, а для термопластика это чревато потерей физико-механических свойств – раскатываемости, белизны. Если термопластики с битумом «дружат», то холодные пластики и эмали сочетаются хуже.
Содержание дорог – обработка и борьба с загрязнениями
С лекцией о содержании трасс на форуме выступил представитель Уральского завода противогололедных материалов Рудольф Пономарёв. Помимо противогололедных материалов ООО «УЗПМ» производит средства для пылеподавления, для мытья городской среды, дорожного содержания и др.
В числе причин загрязненности региональных и федеральных дорог Рудольф Пономарёв выделяет две составляющие – загрязнения, которые остаются с зимнего периода, и загрязнения, которые характерны для летнего межсезонного периода. Он отметил, что на примере Санкт-Петербурга можно сказать, что город, являясь не самым сложным в плане зимних условий субъектом, практически не использует современные противогололедные материалы, а применяет песок и соль.
«Применение таких средств вносит достаточно тяжелый вклад в экологию и окружающую среду города. Мы можем увидеть, что на 1 кв. метр дороги в сезон высыпается до 15 кг пескосоляной смеси, что приводит к тому, что в лучшем случае в летний и весенний период удается собрать только 80 % данного песка. К нему добавляется износ шин, износ асфальтового полотна. И песок практически не дает нужного коэффициента сцепления, если его не вморозить в наледь, которую вы обработали, что проблематично. В основном им просто посыпают дороги либо тротуары. Оставшиеся после обработки частицы, а это порядка 2-3 кг на 1 кв. метр – это достаточно опасные отходы. Они за зимний сезон накапливают в себе различные тяжелые металлы – выхлопы и так далее, весной все это поднимается в легкие жителей»
Он рассказал, что производство материалов «Бионорд» для ликвидации скользкости зимой – основное направление компании. Для изготовления используется основной ГОСТ 58427 для городских дорог и ГОСТ 59204 для автодорог регионального и федерального значения. Материалы растворимые, и их требуется значительно меньше, чем смеси песка и соли, при этом они ведут к полному удалению наледи с дорожного полотна. Смеси выполнены на основе солей натрия и кальция с ингибитором коррозии и комплексными добавками, снижающими агрессивность воздействия, поэтому растаявший снег безопасно уходит в ливневые стоки и не требует в дальнейшем их прочистки. Материалы имеют широкий диапазон температурных границ – эффективная температура плавления льда до -30 градусов. Воздействие на обувь и лапы животных минимальное за счет введения в состав биофильных добавок и антикоррозионных компонентов. Кроме того, по подсчетам специалистов, такие смеси помогают снизить количество ДТП на 15-30 %.
Специалист отметил, что еще более эффективными являются двухфазные материалы – то есть применение твердых материалов вместе с жидкими, когда происходит так называемое смачивание, что позволяет ускорить обработку, снизить затраты на расход материалов, а также положительно повлиять на глубину протапливания, скорость уборки. Кроме того, такие смеси не сдувает с дорожного полотна ветром. По итогу применение материалов ведет к снижению солевой нагрузки на окружающую среду. Все добавки прошли государственную экологическую экспертизу, что подтверждает их безопасность.
Добавим, для содержания трасс в зимний период разработаны различные инновационные решения. На зимней сессии ПМДФ-2022 были названы актуальные сдерживающие факторы дорожного содержания в стране и представлены технологии с применением чистых солей.
Не смену зимнему содержанию приходят весенне-летние работы, в том числе предусматривающие уборку и промывку дорог. В городах России на сегодняшний день для уборки улиц летом активно применяют пенящиеся средства. Шампунь представляет собой концентрат, который разводится в соотношении от одного к 1000 до одного к 400 в зависимости от характера загрязнения и его застарелости и въедливости в дорожное полотно. Первая машина наносит шампунь, концентрат которого залит заранее в поливочный бак. Вторая машина проезжает и смывает остатки, которые безопасно утилизируются в ливневую канализацию. Это позволяет избавиться от дорожной грязи как на полотне, так и на остановках, очистить ограждения из стекла, бетона или поликарбоната.
В городах и сёлах летом существует еще одна задача для дорожников – справиться с пылью, которая копится на улицах. А в ряде населенных пунктов есть грунтовые дороги, которые сами по себе пылят. Для борьбы с этим разработано средство «Антипыль» на основе хлористого кальция и магния – это уже готовый материл, который поставляют заказчикам. Основное его преимущество в отличии от воды в том, что дорога после обработки может не пылить до 10 дней. При этом коэффициент сцепления повышается, а сама смесь не замерзает весной при перепадах температур.
Напомним, летняя сессия ПМДФ 2023 прошла в Санкт-Петербурге с 28 по 30 июня.