Какая работа проводится РОСДОРНИИ в области ценообразования и сметного нормирования в дорожной сфере

Вопрос ценообразования в дорожной отрасли остается одним из острых, его стремятся решить и Правительство РФ, и профильные ведомства, в первую очередь - Министерство транспорта РФ. Сегодня существенная доля задач по данному вопросу лежит на плечах ФАУ «РОСДОРНИИ». О том, какая работа проводится институтом в этой области, рассказала руководитель Департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» Анна Платунова в рамках конференции «PRO Битум и ПБВ», которая прошла в конце марта в Санкт-Петербурге. Подробнее - в материале «ДорИнфо».

Задачи РОСДОРНИИ

С 2023 года ФАУ «РОСДОРНИИ» находится в подчинении Федерального дорожного агентства и занимается разработкой и научным сопровождением федеральных, целевых, региональных программ, направленных на инновационное развитие и совершенствование состояния автодорог. В РОСДОРНИИ ведут научно-исследовательскую деятельность, разрабатывают отраслевые нормативно-технические документы, проектируют дороги и мосты, проводят работу по диагностике и строительному контролю. Кроме того, идет активная работа по решению вопросов ценообразования и сметного нормирования в дорожном хозяйстве.

Как отметила Анна Платунова, регулятором в сфере ценообразования в строительстве является Министерство строительства РФ и формируемая им федеральная сметно-нормативная база, которая применяется при определении сметной стоимости объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта. В градостроительном законодательстве сегодня есть механизмы - правила и порядки, которые позволяют учитывать специфику реализации разных объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог и мостов. Министерство транспорта России наделено полномочиями по утверждению и ведению отраслевой сметно-нормативной базы, которая применяется при определении стоимости работ по ремонту и содержанию.

«Выполнение существенной доли задач по ценообразованию в дорожном хозяйстве поручено нашему институту. В 2022 году работа велась по десяти направлениям, которые можно условно разделить на два блока. Первый блок - это мероприятия, направленные на поддержание в актуальном состоянии федеральной нормативно-сметной базы дорожной деятельности. <...> Второй блок задач - это мероприятия, направленные на решение отраслевых вопросов и потребностей в области дорожного хозяйства»

рассказала спикер.

В первом блоке два направления. Первое - это разработка сметных нормативов (ГЭСН на основании проведенных хронометражных наблюдений и проектов, Методик нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации). Второе направление - обеспечение выпуска отраслевых дорожных индексов, куда входит мониторинг стоимости специализированных строительных ресурсов и расчет отраслевой заработной платы рабочего первого разряда в отрасли дорожного хозяйства. Эти мероприятия выполняются в соответствии с требованиями, установленными Минстроем при непосредственном участии Минтранса, Росавтодора и представителей профессионального дорожного сообщества.

Как уже отмечалось, второй блок задач - это мероприятия, направленные на решение отраслевых вопросов и потребностей. В их число входит актуализация ОСНБ по ремонту и содержанию автодорог, актуализация нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс, разработка ППРФ 1148, включая методику расчета увеличения цены контракта, мониторинг и анализ данных (стоимость строительства, реконструкции, капремонта, ремонта и содержания 1 км дороги общего пользования, прогнозная потребность в основных строительных материалах, динамика изменения цен на дорожный битум), разработка ОСН на содержание технических средств и сил обеспечения транспортной безопасности дорожного хозяйства, исследование и анализ подходов к финансированию дорожной деятельности в зарубежных странах.

Более подробно Анна Платунова рассказала о мероприятиях, которые имеют первостепенное значение. Так, сотрудники РОСДОРНИИ проводят анализ применяемых в дорожной деятельности фактических затрат и технологий, учтенных в федеральной нормативно-сметной базе, на предмет выявления возможных несоответствий, которые могут оказать негативное влияние на экономические показатели по результатам выполнения дорожных работ. Также сотрудники института исследуют потребность разработки новых сметных норм на новые технологии и в дальнейшем, руководствуясь общим порядком, установленным Минстроем РФ, РОСДОРНИИ, готовят предложение о включении в план утверждения сметных нормативов для последующей разработки сметных нормативов после включения в план.

«Также разработку нормативно-сметных нормативов мы сопровождаем до момента их согласования Главгосэкспертизой и включения в Федеральную нормативно-сметную базу. В 2022 году работы выполнялись по 50 технологиям, инициатором разработки которых был Минтранс. По итогам года 32 сметные нормы по десяти технологиям были рекомендованы к включению в ФСНБ 22»

сообщила спикер.

В 2022 году был разработан проект методики определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации. Данная методика является переработанной версией сборника базовых цен на проектные работы. Для разработки проекта на автодороги были отобраны 53 объекта ФДА и Госкомпании «Автодор», проектная документация по которым получила положительное заключение государственной экспертизы. По словам Анны Платуновой, чтобы была возможность максимально учесть все необходимые потребности проектного сообщества, было организовано тесное взаимодействие с Ассоциацией РОДОС и представителями проектных организаций. В настоящий момент вторая доработанная версия проекта-методики после первых полученных замечаний находится на рассмотрении в Госэкспертизе. Ожидается, что в этом году будет получено положительное заключение, и данную методику включат в федеральную нормативно-сметную базу.

В этом году в РОСДОРНИИ продолжаются мероприятия, направленные на повышение достоверности стоимости нормативных работ, и планируется завершение разработки еще двух методик по определению стоимости работ на проектирование интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и систем транспортной безопасности.

Актуализация сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию дорог в части ценообразования

По словам Анны Платуновой, сейчас наиболее важным направлением в деятельности РОСДОРНИИ в области ценообразования являются работы по актуализации отраслевой сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию. Эта база была разработана и утверждена Приказами Минтранса с регистрацией в Министерстве юстиции в РФ в 2015-2017 годах. С тех пор прошли существенные изменения как в появлении новых технологий, машин, материалов, так и изменения в нормативно-технической базе. В связи с этим институтом был сформирован общий подход к структуре отраслевой базы в части содержания, для удобства сформировали три сборника отраслевых норм по содержанию: ОСН № 1 «Автомобильные дороги», ОСН № 2 «Искусственные дорожные сооружения» и ОСН № 3 «Обустройство».

«Для выполнения данных работ в прошлом году ФАУ РОСДОРНИИ было переработано 1066 сметных норм по содержанию, из которых только 570 - нормы, касающиеся удаления и нанесения разметки, по которым была проведена полная работа по переформатированию новой номенклатуры, которая отвечает новым требованиям, впервые рассчитаны корректирующие коэффициенты к нормам расхода материала при нанесении разметки, учитывая тип покрытия, категорию и интенсивность движения автомобильной дороги»

рассказала спикер.

В части разработки методических рекомендаций в сфере отраслевого ценообразования был разработан проект порядка по утверждению отраслевых сметных нормативов. Этот порядок устанавливает правила разработки, рассмотрения и утверждения нормативов, а также наделения РОСДОРНИИ полномочиями по дальнейшему ведению и актуализации отраслевой нормативной базы.

Также ведется разработка методических рекомендаций по определению сметной стоимости работ по содержанию дорог взамен существующей методики, утвержденной распоряжением Минтранса МНС 25 Р. Аналогичная работа проводится в этом году в отношении сборника отраслевых сметных нормативов по ремонту. Кроме того, сейчас разрабатывается линейка отраслевых сметных нормативов на диагностику автодорог. Эту работу планируют завершить в 2023 году.

«Для разработки сметных норм специалисты выезжают на объекты для проведения хронометражных наблюдений, выполнения замеров по соответствующим технологиям. И особое значение в данном процессе имеет соблюдение технологий на предмет соответствия требованиям нормативно-технической документации для того, чтобы впоследствии все эти требования попали в конечную сметную норму, включенную в базу»

отметила спикер.

Размер бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог федерального значения определяется с 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ №658 от 30.05.2017 «О нормативах финансовых затрат». Эта редакция была утверждена в 2017 году, с тех пор введено в действие более 166 документов по стандартизации, произошло существенное изменение сметной базы, повысился технический уровень дорог, произошло совершенствование технологий дорожно-строительных материалов. В связи с этим возникла потребность переработки действующих нормативов.

Так, со второй половины 2021 года, а также весь прошлый год шли работы по анализу проектно-сметной документации на ремонт и капремонт трасс более чем по 450 объектам Росавтодора и ГК «Автодор», было составлено более 1000 сметных расчетов по содержанию. По словам Анны Платуновой, результаты анализа показали, что по состоянию на 2022 год произошло значительное увеличение размеров фактических затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание, отличное от затрат, учтенных в нормативах.

«По поручению Правительства пересчет нормативов с учетом изменений нормативно-правовых документов, развития технологий, увеличения стоимости строительных материалов осуществляется на основании алгоритмов, предложенных ФАУ «Главгосэкспертиза» и согласованных с Минтрансом и Росавтодором. Также в этом году мы рассчитываем на положительный результат, но в связи с тем, что планы Правительства и Министерства финансов сегодня по распределению бюджета меняются определенным образом, здесь, конечно, зависит от их готовности пересматривать кратно нормативные затраты на капремонт, ремонт и содержание»

отметила спикер.

Мониторинг цен

РОСДОРНИИ проводит работу и в части мониторинга: здесь наиболее важные направления - мониторинг стоимости и ресурсного обеспечения основных ценообразующих ресурсов. По словам Анны Платуновой, с четвертого квартала 2020 года в части мониторинга цен проводится подготовка обоснований для обеспечения расчета выпуска индекса изменения сметной стоимости по автомобильным дорогам, искусственным сооружениям и скоростным автодорогам. Мониторинг проводят в 85 субъектах с учетом их ценовых зон (сегодня их - 118): институт получает информацию о ценах на материалы, машины и механизмы от субъектов РФ, от производителей-поставщиков, подрядных организаций, а также взаимодействует с региональными представительствами ФАУ «Главгосэкспертиза».

Как отметила спикер, ежеквартально необходимо получить и проанализировать более 14 тыс. коммерческих предложений. Сбор коммерческих предложений для обоснования стоимости проводится в соответствии с требованиями, установленными Минстроем РФ, - это три обосновывающих документа на каждый строительный ресурс в каждом субъекте или в каждой ценовой зоне.

«Это может быть коммерческое предложение, счет-фактура или даже скриншот с интернет-ресурса, но есть определенные требованиям к этим обоснованиям, какие данные оно должно содержать, - это ИНН организации, наименование, год постановки на учет, контактные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, данные об исполнителе документа. Не всегда нам, РОСДОРНИИ, удается в полной мере выполнить поставленные требования, и здесь я благодарю тех, кто уже сегодня сотрудничает и оказывает содействие РОСДОРНИИ, а также приглашаю к совместной работе тех, кто, возможно, еще не определился»

обратилась к залу Анна Платунова.

В рамках реализации пятилетнего дорожного плана перед ФАУ «РОСДОРНИИ» стоит задача собрать, проанализировать и актуализировать данные о прогнозной потребности в строительных ресурсах, необходимых для обеспечения и реализации дорожной пятилетки. Сейчас сбор данных ведется в отношении 11 групп стройматериалов, среди которых есть и битумные материалы. Сначала этот анализ выполнялся с учетом данных, полученных от ФКУ, подведомственных Росавтодору, ГК «Автодор», а также субъектов РФ-участников пятилетнего плана, однако сейчас прорабатывается алгоритм сбора данных о потребности посредством анализа проектной документации, получившей положительное заключение, а также на основании расчетных моделей, над которыми работает институт для определения потребности в материалах по процессным мероприятиям, таких как ремонт и содержание.

Анна Платунова подчеркнула, что деятельность по ценообразованию в сфере дорожного хозяйства должна вестись исключительно на принципах открытости. Для этого решением Минтранса РФ на площадке РОСДОРНИИ сформирована рабочая группа по направлению «Экономика и ценообразование», в состав которой вошли заинтересованные представители Росавтодора, ФКУ, Ассоциаций и крупных подрядных организаций. Ключевая цель создания рабочей группы - формирование согласованной позиции по вопросам ценообразования, которая далее выносится для принятия решений на площадку ФДА и Минтранса.

«Прежде всего, это рассмотрение проектно-сметных нормативов, разработанных РОСДОРНИИ, предложения по планированию дальнейшей разработки сметных нормативов с учетом востребованности отрасли. Конечно, положительный вклад в общее дело в части ценообразования вносит выстроенная на сегодняшний момент конструктивная коммуникация между Минтрасом, Минстроем, Главгосэкспертизой и Росавтодором»

отметила выступающая.

Спикер также упомянула о важном событии для дорожной отрасли: с 25 февраля вступил в силу ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости. Переходный период на него продлится до декабря, и ожидается, что в конце 2023 года по всем новым проектам строительства, реконструкции и капремонта автодорог в части определения сметной стоимости необходимо будет применять ресурсно-индексный метод.

Добавим, в этом году конференция «PRO Битум и ПБВ» прошла в 11-й раз. В мероприятии приняли участие более 1 тыс. производителей и поставщиков материалов, представителей органов власти, научно-исследовательских институтов и университетов. Собравшиеся в Петербурге эксперты подвели итоги 2022 года и оценили перспективы развития отрасли в ближайшие годы: об этом подробнее - в нашем материале «Развитие дорожной отрасли России. Ближайшая перспектива».

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789