На конференции «Асфальтобетон 2023» обсудили вопрос оценки компетентности лабораторий, а также процесс импортозамещения лабораторного оборудования

Дорожная испытательная лаборатория - это инструмент который позволяет контролировать качество дорожных покрытий. Среди ее основных обязанностей - сертификация материалов, диагностика и паспортизация покрытия, проверка соответствия асфальтобетонных смесей существующим нормам и стандартам. Вопрос оценки компетентности дорожных лабораторий, а также процесс импортозамещения в сфере лабораторного оборудования обсудили на IV Международной конференции «Асфальтобетон 2023», которая прошла в Санкт-Петербурге в начале марта. Подробнее - в материале «ДорИнфо».

Проблемы при оценке компетентности дорожных испытательных лабораторий

Об актуальных проблемах при оценке компетентности дорожных испытательных лабораторий рассказал первый заместитель генерального директора АНО «НИИ ТСК» Дмитрий Медведев. Но сначала спикер остановился на нормативной базе, которая позволяет функционировать испытательным лабораториям.

Открыть блок про нормативную базу

Помимо Технического регламента Таможенного союза и Договора о Евразийском экономическом союзе, есть ФЗ № 184 «О техническом регулировании» и ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ», которые определяют нормативные документы в сфере стандартизации, обязательной нормативной документации и предъявляют требования к формам оценки соответствия. Еще один документ - ФЗ № 412 «Об аккредитации и национальной системе аккредитации», который процедурно устанавливает вопросы прохождения и получения аккредитации в национальной системе аккредитации, а также предъявляет требования к лабораториям, в том числе тем, которые эту аккредитацию успешно прошли.

ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений» определяет, что все измерения отталкиваются от методики, то есть методика является ключевым элементом, и под нее подбираются средства измерения, испытательное оборудование и сита. Еще два закона, в которых функционирует испытательная лаборатория, - это ФЗ № 247 «Об обязательных требованиях в РФ» и ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

«Если начинать определять требования, которые сегодня у нас предъявляются к испытательным лабораториям, то нужно упомянуть ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля». В нем определено, что должна быть собственная лаборатория, обладающая необходимой компетенцией. И вот эта компетентность должна быть определена в специализированной системе оценки соответствия компетентности испытательных лабораторий и может быть проверена заказчиком», - отметил Дмитрий Медведев.

С точки зрения законодательства есть две формы подтверждения оценки компетентности. Первая (самая распространенная) - аккредитация, которая регулируется законом № 412. Альтернативный вариант - сертификация, регулируемая законом «О техническом регулировании».

Прежде чем перейти к актуальным проблемам при оценке компетентности дорожных лабораторий, спикер обратил внимание на несколько терминов. Так, сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, условиям договоров. Орган по сертификации - юридическое лицо или ИП, аккредитованное в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации. Дмитрий Медведев отметил, что это ключевой момент, и невыполнение этого требования ведет к штрафам. Выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.

Спикер рассказал о нюансах, которые возникали при постоянном взаимодействии с Росаккредитацией. Первое - сложности оформления документации в области аккредитации. Для работы есть конфигуратор - программа, которая работает в онлайн-формате формирует область компетентности лаборатории. Но здесь возникает нюанс - документы формируются в формате PDF: их нужно обязательно подписать цифровой подписью, принадлежащей руководителю испытательного центра. Дмитрий Медведев также добавил, так как программу писали специалисты информационных технологий (айтишники), а не дорожники, то не всегда можно найти нужную характеристику в той методике, которую измеряешь.

Второй нюанс - дополнительные траты финансов и времени, третий - вопрос квалификации специалистов, а именно наличие необходимо образования и подтвержденный опыт. Четвертый - здание и помещение. По словам спикера, Росаккредитация желает, чтобы все договоры аренды, все помещения были зарегистрированы в Росреестре, но не все арендодатели на это соглашаются, а некоторые здания технически не могут быть зарегистрированы, потому что была выполнена перепланировка.

«Следующий момент - это участие в межлабораторных сравнительных испытаниях (МСИ). Требование аккредитации в том, что бы вся область между инспекционными контролями была полностью подтверждена МСИ, и на заявления пользователя о том, что не по всем видам есть сравнительные испытания - этот вопрос их не волнует. Требование есть - будьте добры это выполнить. Если вы не выполняете, значит мы лишим вас этой области. И тут возникает риск - если вас лишают какой-то области, то вас лишают ее на 2 года без возможности восстановления»

сказал Дмитрий Медведев.

Еще одна проблема - создание системы менеджмента качества (СМК), которая находится фактически на бумагах, а на деле не работает.

Исходя из всех этих факторов, спикер отметил, что пройти первичную процедуру намного легче, так как на повторные проверки накладываются дополнительные требования.

«И такой подход фактически создает некую коррупционную составляющую, то есть проще первый раз пройти аккредитацию, поработать, поторговать сертификатами и протоколами, потом разбежаться и по соседству создать новое юридическое лицо, чтоб не выполнять те требования, которые дополнительно накладываются на уже аккредитованное лицо»

подчеркнул замгендиректора АНО «НИИ ТСК».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение аккредитации? Когда выдают аттестат аккредитации, который не соответствует национальной системе, штраф для должностного лица составляет от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического - от 200 до 300 тыс. рублей (ст. 14.60 КоАП). Следующая статья - 14.47 «Нарушение правил выполнения работ по сертификации», первые пункты которой говорят о том, что, если орган по сертификации, который не аккредитован, выдает сертификат соответствия, то это тоже административное правонарушение. Штраф - до 500 тыс. рублей. Еще одна статья - 14.48 «Представление недостоверных результатов исследований (испытаний)». Когда испытательная лаборатория дает протоколы, несоответствующие тому, что должно быть, выполненные с какими-то нарушениями, штраф для юрлица составляет до 500 тыс. рублей.

По словам Дмитрия Медведева, с лета прошлого года обсуждается проект Правил проведения строительного контроля, который будет заменять утратившее силу Постановление Правительства РФ № 468 от 21 июня 2010 года. И там есть такое требование: если организация проводит лабораторный контроль собственными силами, то ее лаборатория обязана быть аккредитована. Если привлекается сторонняя лаборатория, то она тоже должна быть внесена в единую систему аккредитации.

«То есть усиленно нас толкают к тому, что аккредитация для нас скоро станет обязательной. Планируется, что настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года. И если этот момент каким-то образом не отрегулировать, то будет достаточно печальная картина»

подытожил спикер.

Импортозамещение лабораторного оборудования: опыт одной компании

После введения зарубежных санкций актуальным остается вопрос импортозамещения в дорожной отрасли. Об опыте импортозамещения в сфере лабораторного оборудования для дорожного хозяйства рассказал главный специалист ООО «Инфратест» Константин Никольский.

Если говорить о качестве испытательного оборудования, то есть два важных показателя: точность результата и его стабильность. И, как показывает практика, самую высокую стабильность дает автоматизация процесса. Кроме того, автоматизация повышает комфортность работы. Поэтому и в немецкой компании «Инфратест», и в российской «Инфратест плюс» основным критерием качества испытательного оборудования является его надежность, точность и комфорт.

Прежде чем перейти к основной теме доклада, спикер остановился на таком вопросе - какое оборудование называть российским? Он отметил, что сейчас многие компании выступают с патриотическими лозунгами, призывая отказаться от всего импортного, даже в части ГОСТов, потому что это иностранные технологии.

«Очевидно, что ГОСТы никто отменять не будет. Отказ от иностранных компонентов просто отбросит нас назад. И нам придется пройти весь тот путь, которые прошли Германия и США, только за свой счет, потратив на это кучу ресурсов как интеллектуальных, так и финансовых. <...> Поэтому наша позиция такая, что российский прибор - это прежде всего прибор, который производится российской компанией в России с использованием иностранных технологий. При это важно попутно разрабатывать свои как приборы, так и компоненты, может быть заимствовать из других отраслей - это нормальная практика»

подчеркнул Константин Никольский.

В 2017 году компания начала выпускать первые сита с квадратной ячейкой, потому что столкнулись с такой проблемой, что отрасль приборостроения, к которой относится испытательное оборудование, готова к металлообработке, но абсолютно не готова к разработке испытательного оборудования. По словам спикера, до сих пор нет ни одного нормативного документа для производства сит в части перфорации из металлолиста. На сита с сеткой существует ГОСТ 3310.1 - он реализован в ГОСТе Р 51568, где прописаны параметры для изготовителя, а вот все остальное - это исключительно технические условия каждого производителя.

Столкнувшись с такой проблемой на рынке, компания «Инфратест» решила не браться за какие-то сложные приборы, поэтому сначала приступила к производству простейшего - сит. Далее в 2018 году началось производство вспомогательных механизмов, в том числе стол для гидростатического взвешивания, установка для бурения кернов. Первая автоматизация процессов случилась в 2020 году - это было устройство для извлечения проб Маршалла, а в 2021 году стали изготавливать простейшие приборы для автоматизации, для комфорта работы лаборанта, например, машина для промывки каменного материала, гранулятор асфальтобетона и вакуумный пикнометр. К 2022 году начался серийный выпуск прибор ABCD (прибор растрескивания). На сегодняшний день «Инфратест» готов предложить рынку печь выжигания битума. Ее преимущества: автоматическое поддержание заданной температуры выжигания, встроенные весы, сенсорный дисплей, ПО и расчет результатов испытания, ремонтопригодность и качественное исполнение.

Константин Никольский сообщил, что на сегодня российская промышленность готова закрыть практически весь спектр испытаний по новым стандартам как в части минеральных материалов и вяжущих, так и в части асфальтобетонных смесей. Единственное, чего пока нет на отечественном рынке и, скорее всего, не появится в ближайшем будущем - реометродинамического сдвига.

«Так сложилось, что на российский рынок изначально зашли мировые лидеры этого производства, нам будет очень сложно воспроизвести этот прибор. <…> Есть еще и объективные причины - сложности с компонентной базой, и есть сложности технологические и инженерные»

подчеркнул спикер.

Он также остановился на аспекте ценообразования: почему российское оборудование не дешевое. По его словам, хороший товар всегда стоит дорого. В отечественном оборудовании будут использованы российские комплектующие - которые сейчас разрабатываются, а процесс разработки - это финансово затратный момент.

«Надо понимать, что, никогда не занимаясь производством такого класса оборудования, мы не получим в рамках импортозамещения сразу топ-уровень. <...> Качественный прибор, даже произведенный в России, не будет никогда дешевым. Более того, иностранные производители шли к этому годами и используют весь мировой опыт, всю сырьевую базу, у них есть разнообразие. А у нас в современных реалиях этого разнообразия нет, поэтому у нас априори цена будет выше, чем даже если сейчас привести оборудование через три границы»

отметил докладчик.

Спикер добавил, что 2022 год многое изменил. С одной стороны - российские компании уравнялись с иностранными производителями, то есть зарубежных компаний стало меньше, все внимание переключилось на отечественный рынок. Однако российский рынок приборостроения оказался не готов к такой ситуации, и на данный момент вся компонентная база на 90 % остается импортной. Чтобы разработать и произвести эти компоненты, нужны время и деньги, которые естественным образом ложатся в себестоимость конечного продукта. В будущем цена на оборудование может упасть, но это случится, когда будет сформирован большой рынок, и в рамках конкуренции цены начнут снижаться.

Константин Никольский также добавил, что разработчикам стандартов не следует снижать требования в национальных документах: поскольку это решающий фактор в развитии отечественных продуктов.

«Только жесткие требования заставят нас конкурировать, заставят нас развиваться всех: как отрасль в целом, так и отрасль приборостроения»

подытожил спикер.

Добавим, ежегодная конференция «Асфальтобетон» проходит в Петербурге. Организаторами мероприятия выступают Ассоциация «Р.О.С.Асфальт» и ООО «АСТЕХ Индастриз» при поддержке Росавтодора, ГК «Автодор», АНО «НИИ ТСК» и ТК 418 «Дорожное хозяйство». Одна из основных тем 2023 года - повышение качества асфальтобетона. Подробнее о том, что влияет на долговечность асфальтобетонной смеси и какова роль битума в данном вопросе, - в материале «ДорИнфо» «Как продлить жизнь асфальтобетона?». Также в ходе конференции обсудили взаимосвязь качественной смеси и оборудования, на котором ее выпускают: об этом читайте здесь. Новшеством конференции этого года стал «нулевой» день, в рамках которого студентам четырех вузов Петербурга провели лекции: ведущие специалисты отрасли поделились своим опытом с будущими дорожниками.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789