199034 +7(812)2450568

Трасса М-4 «Дон»: реконструкция и строительство на пути к морю

Федеральная трасса М-4 «Дон» - одна из главных скоростных магистралей России. Дорога начинается в Московской области, проходит через Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области, Краснодарский край, Республику Адыгея и заканчивается у побережья Черного моря. В доверительном управлении Госкомпании «Автодор» находится 1835 км трассы, протяженность пути от МКАД до Новороссийска - 1542 км, часть магистрали - платная. На трассе ведется строительство новых участков, например, обхода Аксая и Дальнего западного обхода Краснодара, наиболее масштабные работы по реконструкции развернуты в Воронежской области. Подробнее о развитии скоростной трассы от центральной части России до южной - в материале портала «ДорИнфо», который продолжает серию публикаций, посвященную итогам работ на федеральных трассах страны в рамках минувшего дорожного сезона и планам на предстоящий сезон.

Тульское и Воронежское направления

В прошлом году реконструкцию и строительство трассы М-4 «Дон» выполняли на участках общей протяженностью 188,8 км, из которых 41,2 км введены в эксплуатацию, рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе «Автодора».

Так, в декабре ввели в эксплуатацию третий этап реконструкции трассы с 275-го по 287-й км (обратное направление) в Тульской области. Протяженность участка - 12,4 км. В целом проект реконструкции «тульских горок» поделен на три этапа: в декабре 2020 года были сданы 11 км магистрали в рамках первого и второго: с 211-го по 218-й км и с 222-го по 225-й км (прямое направление).

По информации «Автодора», участок был построен по нормативам III категории с асфальтобетоном покрытием около 35-40 лет назад с искусственными сооружениями капитального типа под нагрузки А11, НК80. В ходе работ на объекте возвели восемь сооружений: три моста через овраги, мост через реку Турдей и четыре путепровода. Для обеспечения транспортных связей между населенными пунктами построили три развязки: на 277-м км с выходом на деревню Сухие Плоты, на 281-м км рядом с деревнями Заповедное и Любимовка и на 285-м км с выездом на деревни Заречье и Малые Плотики.

Для выравнивания продольного профиля трассы дорожники выполнили большой объем земляных работ - они извлекли грунт в местах, где дорога проходила высоко, и устроили насыпи там, где дорога пролегала ниже. В результате реконструкции были ликвидированы резкие перепады высот, за которые участки дороги прозвали «тульскими горками». 

Еще один объект реконструкции на М-4 «Дон» - участок протяженностью 62 км в Воронежской области. Работы с 715-го по 777-й км стартовали в прошлом году, на первом этапе - с 715-го по 741-й км - реконструкцию завершили в декабре 2021 года, участок стал платным. На 26-километровом участке установили мачты электроосвещения, барьерное ограждение и шумозащитные экраны. Кроме того, на 731-м км построили две площадки отдыха: одну - в направлении Краснодара, другую - в сторону Москвы. Также на участке установили АСУДД. По информации Госкомпании, протяженность второго этапа реконструкции составляет 33,6 км, третьего - 2,3 км. Все работы планируют завершить в 2023 году. Стоимость реконструкции - более 16,3 млрд рублей.

Воронежская_плата_Автодор.jpeg

Инфографика: ГК «Автодор»

В минувшем году дорожники реконструировали трассу М-4 «Дон» с 1517-го по 1519-й км в Краснодарском крае. Участок длиной 2,7 км проходит рядом с селом Виноградное в Геленджике. На объекте расширили до четырех полос проезжую часть, возвели развязку и устроили освещение. По развязке автомобилисты могут безопасно попасть в Виноградное и обратно, а также развернуться при движении по трассе М-4 как в сторону Новороссийска, так и в направлении Геленджика. Реконструкция позволила не только повысить безопасность участка трассы, но и улучшить доступность подъездов к Новороссийскому транспортному узлу и курортным поселкам возле Геленджика.

Добавим, также на трассе М-4 «Дон» в 2021 году выполняли ремонт. Например, в Воронежской области работы охватили 10,7 км покрытия, в Ростовской - 42 км, на Кубани - 44,6 км. Кроме того, дорожники приводили в порядок мосты и путепроводы. В Республике Адыгея занимались ремонтом путепровода на 1343-м км, в Воронежской области - капитальным ремонтом мостов через реку Таганка на 643-м км и реку Казинка на 691-м км, в Липецкой области - ремонтом моста через реку Репец на 434-м км и двух путепроводов на 426-м и 430-м км, в Ростовской области - ремонтом путепровода на 1074-м км.

Строительство обходов южных городов

Наиболее крупные объекты на трассе М-4 «Дон» - строительство обхода города Аксая в Ростовской области и Дальнего западного обхода города Краснодара. Работы на объектах планируют завершить в 2023 году.

«Строительство обхода г. Аксая и Дальнего западного обхода г. Краснодара являются наиболее значимыми объектами на М-4. Завершение строительства позволит вывести транзитный трафик из городской черты городов Ростов-на-Дону, Аксай и Краснодар, сократить время в пути по направлении к черноморскому побережью, а также повысить безопасность дорожного движения. Реализация объектов направлена на повышение транспортной доступности курортов Азово-Черноморского побережья и Крыма», - сообщили в Госкомпании «Автодор».

Общая протяженность обхода Аксая в Ростовской области составляет 67 км. Проект поделен на пять этапов: подготовительный, три этапа реконструкции трассы М-4 длиной 32 км и этап нового строительства. В настоящее время дорожники строят участок протяженностью более 35 км по долине в поймах рек Дон, Аксай и Черкасская через несколько сельских поселений г.о. Новочеркасск и Аксайского района. По новому направлению трасса пролегает с 1038-го по 1072-й км, с восточной стороны от Аксая и хутора Большой лог.

На участке строительства возведут мосты через реки Дон и Аксай, путепроводы по основной дороге и над трассой М-4, три развязки со съездами и надземные пешеходные переходы. Пункт взимания платы будет работать на 1045-м км трассы. Для безопасного движения на новом участке магистрали устроят зверопереходы, скотопрогоны, барьерное, парапетное, сетчатое и пешеходное ограждения и др. Отметим, строительство обхода Аксая завершат на год раньше срока - в 2023 году.

Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК) протяженностью 51 км пройдет у станции Марьянской, обойдет хутор Копанской, станицы Нововеличковскую и Новотитаровскую и выйдет на 1304-й км трассы М-4 «Дон». Проект дороги разработан таким образом, чтобы магистраль не пролегала в черте Краснодара и не затронула зону агломерации других населенных пунктов края.

ДЗОК_Автодор.jpg

Фото: ГК «Автодор»

На ДЗОК дорожники возведут четыре моста через реки Понура, Кочеты, балку Сула и Магистральный канал, девять путепроводов и 11 сельхозпроездов. Проезжая часть трассы будет иметь четыре полосы движения, разрешенная максимальная скорость составит 120 км/ч.

После ввода объекта в эксплуатацию ожидается перераспределение транзитного трафика с существующего участка трассы «Дон», улично-дорожной сети Краснодара на ДЗОК. Это должно положительно сказаться на экологической обстановке, увеличит пропускную способность дальних подходов к Крымскому мосту и сократит время в пути к Черному морю. 

Новые объекты М-4 «Дон»

Как рассказали в пресс-службе «Автодора», в 2022 году продолжится строительство участков в районе Аксая и Краснодара, строительство развязок на 1504-м и 1515-м км в районе Геленджика, реконструкция участка магистрали в Воронежской области с 741-го по 777-й км. На двух из перечисленных объектах работы планируют завершить в этом году: специалисты закончат возведение развязки на 1504-м км длиной 3,5 км и реконструкцию обхода Аксая в рамках первого и второго этапов с 1072-го по 1091-й км общей протяженностью 17,1 км. 

В 2022 году на трассе М-4 «Дон» стартуют работы на новых объектах. Это комплексное обустройство участка с 777-го по 933-й км в Ростовской области, реконструкция моста через реку Северский Донец на 930-м км автодороги в Ростовской области, строительство развязки на 1522-м км на подъезде к Геленджику на Кубани.

В рамках комплексного обустройства участка с 777-го по 933-й км расширят до шести полос отрезок с 907-го по 925-й км. Проведение работ разбито на два контракта, сейчас по объекту проводят торги. Начальная стоимость первого участка составляет 702,1 млн рублей, второго - 530,8 млн рублей. 

Выбран подрядчик для строительства развязки на 1522-м км на подъезде к Геленджику. Информация об этом опубликована на портале Госзакупок. Победителем конкурса стало ООО «Строймагистраль», ценовое предложение участника - 560,1 млн рублей. Добавим, проект развязки на 1522-м км трассы М-4 «Дон» одобрен госэкспертизой в мае прошлого года. Протяженность составит 104 метра, ширина - 12,5 метра. В ходе работ построят три съезда с развязки, установят шумозащитные экраны, освещение и барьерное ограждение.

Подрядную организацию для реконструкции правого моста через Северский Донец в Ростовской области выбрали в декабре 2021 года. Работы стоимостью 3,018 млрд рублей выполнит АО «Дороги и Мосты». В январе на объекте приступили к подготовительным мероприятиям. В этом году планируют демонтировать старые конструкции правого моста и начать возведение новых опор. Правый мост, в сторону Москвы, был возведен в 1966 году, проезд по переправе закрыли в 2019 году. Летом того же года закончилось строительство временного моста через Северский Донец. По нему обеспечено движение грузового и легкового транспорта в направлении Москвы из Ростова-на-Дону по двум полосам со скоростью 40 км/ч. Движение по левому мосту остается прежним: проехать по нему можно из Москвы в сторону Ростова-на-Дону.

Ростовская_мост_СД_Автодор.jpg

Фото: ГК «Автодор»

К реализации новых проектов планируют приступить в первом квартале текущего года, добавили в пресс-службе Госкомпании «Автодор».

Читайте также:

Трасса Р-255 «Сибирь»: строительство обходов и масштабная реконструкция 

Трасса М-5 «Урал»: преображение дороги от Москвы до Екатеринбурга 

Виктория Непогодина

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
пїЅ