Портал «ДорИнфо» подготовил материал о дорожных работах на трассе М-5 «Урал» в 2021-2022 годах
Трасса М-5 «Урал» – самая длинная федеральная дорога в России. Ее протяженность вместе с подъездами и ответвлениями достигает 3255 км. Трасса связывает центральную часть страны с Уралом. Маршрут автодороги пролегает через 11 регионов: от Московской области до Свердловской. В настоящее время на дороге ведутся масштабные работы в границах Подмосковья, Самарской области, Башкирии, Челябинской области. Не оставлены без внимания участки и в других регионах. Подробнее о развитии одной из главных федеральных трасс России – в материале портала «ДорИнфо», который открывает традиционную зимнюю серию публикаций, посвященную итогам работ на федеральных трассах страны в минувшем дорожном сезоне и планам на этот.
Преображение подмосковного участка трассы М-5 «Урал»
В минувшем году в Московской области продолжили реализацию проектов по строительству и модернизации автодороги. Наиболее крупным объектом, реализуемым ФКУ «Центравтомагистраль» на трассе М-5 «Урал», является реконструкция с 19-го по 37-й км со строительством обхода поселка Октябрьского и реконструкция участка Ульянино - Непецино с 68-го по 86-й км. Как сообщили в пресс-службе ФКУ, работы на участках выполняют в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
На первом этапе трассы с 19-го по 37-й км федеральные дорожники расширили с шести до десяти полос участок с 22-го по 26-й км. На объекте разделили автомобильные потоки за счет устройства боковых проездов для местного транспортного сообщения, возвели надземный пешеходный переход и пять подземных, установили освещение. Кроме того, построен новый четырехполосный мост через реку Москва взамен существующего двухполосного. Протяженность переправы вместе с подходами - более 1 км. На объекте установили сплошное электроосвещение. Для защиты биоресурсов Москвы-реки от вредных веществ построили локальные водоочистные сооружения. В целях соблюдения экологической безопасности смонтированы шумозащитные экраны.
Фото: ФКУ «Центравтомагистраль»
«Открытие рабочего движения по новому мосту позволило обеспечить проезд по Новорязанскому шоссе из близлежащих населенных пунктов (Жуковский, Заозерье, Островцы) в сторону области и увеличить пропускную способность участка трассы с интенсивностью движения более 80 тыс. автомобилей в сутки», - сообщили в пресс-службе ФКУ.
В настоящее время дорожники трудятся на наиболее загруженном участке в структуре Московского транспортного узла - с 26-го по 37-й км, существенную долю трафика на котором составляют грузовой и транзитный транспорт. Речь идет о строительстве обхода поселка Октябрьского и возведении еще одного (левого) моста через реку Москва. В перспективе движение здесь будет по восьми полосам, что увеличит пропускную способность трассы и позволит перенаправить транзитный транспорт в обход поселка.
Добавим, дорожные работы на трассе М-5 с 19-го по 37-й км ведутся с 2019 года. Реализация масштабного проекта в 2023 году должна позволить разгрузить существующую дорогу в границах г.о. Люберцы, поселков Октябрьский и Островцы, обеспечить скоростное сообщение в сторону Москвы, Люберец, Раменского и Жуковского, повысить уровень безопасности движения и экономический потенциал территории, а также положительно сказаться на экологической обстановке.
По информации «Центравтомагистрали», в рамках строительства трассы М-5 «Урал» на участке Ульянино - Непецино протяженностью более 20 км продолжают возведение 11 мостов и путепроводов, устройство малых водопропускных сооружений, земляного полотна, дорожной одежды и укрепление откосов нового участка дороги. Напомним, к работам на объекте приступили в 2019 году и должны завершить в 2023 году.
Кроме того, в прошлом году дорожники устроили защитные слои на 40 км трассы «Урал» в Раменском и г.о. Бронницы, отремонтировали развязку на 85-м км в районе п. Андреевка, на 11 мостах провели планово-предупредительные работы, позволяющие обеспечить безопасный проезд.
В планах на 2022 год - продолжить строительство новых вышеупомянутых участков трассы и ремонт существующих протяженностью около 40 км.
Крупная стройка в Рязанской области и Республике Мордовия
В Рязанской области в прошлом году в нормативное состояние привели 44 км трассы М-5 «Урал». По информации пресс-службы ФКУ «Поволжуправтодор», в эксплуатацию после ремонта сдали 9-километровый участок Окружной дороги в Рязани с 189-го по 198-й км. На объекте уложили новое асфальтобетонное покрытие, укрепили обочины, восстановили металлическое оцинкованное барьерное ограждение, сигнальные столбики, нанесли разметку, восстановили покрытие съездов и устроили сопряжение (пандус) с существующим покрытием. В рамках дорожной кампании 2021 года на четырех участках дороги устроили защитные слои: с 181-го по 182-й км, с 221-го по 241-й км, с 337-го по 342-й км и с 375-го по 384-й км в Рязанском, Спасском, Путятинском и Шацком районах. Также устройство защитных слоев выполнили с 443-го по 455-й км дороги в Республике Мордовия.
В настоящее время на автодороге «Урал» в границах Рязанской области и Мордовии развернуты масштабные работы по строительству транспортного обхода шести населенных пунктов с 411-го по 466-й км. Готовность объекта составляет 20 %.
«Участок трассы протяженностью 57 км обеспечит безостановочное движение от села Пичкиряево в Рязанской области до деревни Зарубята в Мордовии. Согласно проекту, транспортный обход с пересекаемыми дорогами свяжет комплекс из 17 инженерных сооружений: восьми мостов, девяти путепроводов, девяти разноуровневых развязок», - сообщили в «Поволжуправтодоре».
Благодаря устройству сооружений будут ликвидированы одноуровневые пересечения, увеличена пропускная способность 57-километрового участка трассы – с 6 до 17 тыс. автомобилей в сутки, повысится скоростной режим с 60 до 90 км/ч, что позволит сократить время в пути. Кроме того, за границы населенных пунктов удастся вывести поток большегрузов, что положительно скажется на экологической обстановке и безопасности движения в сёлах. Напомним, строительство трассы в обход н.п. Умет, Зубова Поляна, Аким-Сергеевка, Новые Выселки, Каргал и Зарубкино планируют завершить к концу 2024 года. Работы ведутся в рамках нацпроекта БКД.
Дорожники на трассе М-5 в Пензенской области
В Пензенской области в прошлом году отремонтировали два участка трассы М-5 «Урал» общей протяженностью 14 км. Покрытие восстановили в Нижнеломовском и Мокшанском районах с 547-го по 555-й км и с 570-го по 576-й км. Здесь уложили выравнивающий и верхний слои, укрепили обочины, восстановили металлическое оцинкованное барьерное ограждение, сигнальные столбики и нанесли разметку. Защитные слои на трассе устроили в Бессоновском районе с 661-го по 662-й км и Городищенском районе с 718-го по 726-й км.
В рамках повышения безопасности движения на трассе М-5 в Пензенской области в 2021 году нанесли шумовые полосы на подходах к нерегулируемому пешеходному переходу с 647,6-го по 648,4-й км. Кроме того, на пересечении трассы с дорогой «Нижняя Елюзань - Камешкир - Лопатино» на 752-м км устроили освещение. Специалисты выполнили ряд работ по ликвидации потенциально-опасных участков на 646,2-м км трассы М-5. Здесь установлены знаки, ограничивающие максимальную скорость до 70 км/ч справа и слева при приближении к перекрестку. Также на дороге смонтировали информационные щиты: «Аварийно-опасный участок». На подходах к участку нанесли шумовые полосы.
В настоящее время в Пензенской области развернуто строительство участка автодороги в обход Спасска. Готовность объекта - превышает 30 %. Здесь возведут три развязки со съездами к населенным пунктам. По информации ФКУ, благодаря сооружениям планируется минимизировать одноуровневые пересечения, обеспечить связь существующей трассы «Урал» с местной дорогой «Спасск - Дерябкино» и пятью сельхозпереездами, ведущими к фермерским хозяйствам. Добавим, строительство участка трассы завершат в 2024 году.
«В результате ввода его в эксплуатацию удастся не только запустить движение в обход Спасска, но и вдвое увеличить пропускную способность федеральной трассы, сократить время доставки грузов, оптимизировать расходы на их транспортировку, улучшить экологическую обстановку в населенном пункте», - рассказали в ФКУ «Поволжуправтодор».
Трасса от Ульяновской области до Самарской
На территории Ульяновской области в минувшем году капитально ремонтировали подъезд к Ульяновску от трассы М-5 «Урал». Федеральные дорожники обновляли участки с 274-го по 280-й км и с 280-го по 285-й км. На трассе уложили новое асфальтобетонное покрытие, устроили барьерное ограждение, отвод и сброс воды с проезжей части. В пресс-службе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» порталу «ДорИнфо» сообщили, что капремонт объектов завершили согласно срокам в прошлом году. Кроме того, в минувшем году капитально ремонтировали следующий участок трассы – с 285-го по 294-й км, работы на нем закончат в этом году.
По информации пресс-службы ФКУ «Поволжуправтодор», в Самарской области в 2021 году отремонтировали, в том числе капитально, 70 км трассы М-5 «Урал». В эксплуатацию ввели 19 км подъезда к Ульяновску. Работы завершили на двух участках: с 305-го по 317-й км, с 321-го по 328-й км. На первом объекте заменили дорожную одежду, капитально отремонтировали 17 водопропускных труб, укрепили обочины щебнем, устроили тротуары и установили шумозащитные экраны. Для повышения безопасности движения на трассе смонтировали барьерное ограждение, линию освещения длиной почти 1,5 км. Кроме того, на посадочных площадках устроили автопавильоны. В ходе работ на участке с 321-го по 328-й км заменили дорожную одежду, капитально отремонтировали две водопропускные трубы, привели в порядок тротуары, установили сигнальные столбики и знаки, смонтировали барьерное ограждение, нанесли разметку. Движение транспорта по обновленным участкам трассы открыли в середине декабря минувшего года.
Фото: ФКУ «Поволжуправтодор»
Как сообщили в «Поволжуправтодоре», ввод в эксплуатацию объектов капитального ремонта будет способствовать улучшению логистических и деловых связей между двумя крупными административными центрами – городами Сызрань и Ульяновск. Кроме того, подъезд к Ульяновску от М-5 обеспечивает кратчайшее сообщение между населенными пунктами с развитой нефтеперерабатывающей и тяжелой промышленностью. Именно по этой дороге идет основной поток перевозок оборудования и станков для авиа- и машиностроения Приволжского федерального округа.
Ремонтом трассы М-5 «Урал» в Самарской области занимались на участках с 927-го по 943-й км и с 997-го по 1013-й км. Всего приведено к нормативу 33 км полотна. Специалисты восстановили верхние слои покрытия, укрепили обочины, обновили водопропускные трубы, примыкания и пересечения, посадочные площадки, привели в порядок прикромочные лотки, водосбросы, лестничные марши. Для обеспечения безопасного движения заменили знаки, нанесли разметку. На участке с 927-го по 943-й км устроили новые сигнальные столбики. В пресс-службе ФКУ добавили, что благодаря комплексу мероприятий удастся улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики трассы, а также повысить уровень комфортности движения по ней. Устройство слоев износа в прошлом году выполнили с 1130-го по 1138-й км, с 1165-го по 1171-й км, с 1178-го по 1182-й км.
Сейчас в границах Самарской области строительство ведется на трех участках автодороги М-5. В завершающей стадии находится развязка в черте городского округа Тольятти на 974-м км - готовность составляет 98 %. В ноябре прошлого года дорожники открыли движение по путепроводу в составе развязки. Проезд машин обеспечен в обе стороны: на Самару и на Москву. Благодаря развязке будут ликвидированы пересечения потоков транзитного и городского транспорта, повысится безопасность движения, пропускная способность участка увеличится вдвое. Работы планируют завершить в 2022 году.
В этом году в регионе продолжат работы еще на двух объектах трассы - строительство путепровода на 960-м км и реконструкция участка с 958-го по 961-й км. По информации «Поволжуправтодора», согласно контракту, срок сдачи объектов в эксплуатацию - конец 2024 года. Строительство путепровода ведется с 2019 года, его протяженность - 405 метров. Благодаря сооружению удастся обеспечить безостановочное движение по участку оживленной федеральной трассы. Новый путепровод решит проблему заторов, образующихся в часы пик и во время дачного сезона. Конструкция предусматривает устройство раздельных пролетов под каждое направление.
Участок трассы М-5 «Урал» с 958-го по 961-й км доведут до параметров первой категории, что предполагает расширение проезжей части с 8 до 15 метров, устройство разделительной полосы, установку осевого барьерного ограждения и линий освещения. Кроме того, построят семь съездов с основной трассы, два примыкания, два местных проезда и 13 малых искусственных сооружений. Как отметили в ФКУ, в проекте учтены потребности не только водителей, но и пешеходов - для них у села Александровка построят освещенный подземный пешеходный тоннель протяженностью более 70 метров. Для обеспечения экологической безопасности в зоне жилой застройки вдоль дороги установят шумозащитные экраны.
Кроме того, в настоящее время трассу М-5 «Урал» реконструируют с 1034-го по 1042-й км. В ходе работ построят развязку с путепроводом. Его возведут на месте прежнего транспортного кольца. Новое сооружение позволит ликвидировать одноуровневое пересечение трассы М-5 с региональной дорогой «Красный Яр - Отрадный». Пропускная способность участка трассы увеличится за счет расширения существующего моста до двух полос в каждом направлении. Безопасность пешеходов обеспечит надземный переход вблизи села Белозерки. Работы на объекте планируют завершить в конце 2024 года.
«Ввод в эксплуатацию новой развязки позволит сделать проезд по трассе М-5 «Урал» в границах Самарской области еще более безопасным и комфортным – в первую очередь это станет возможным за счет расширения проезжей части до четырех полос по основному ходу, а также разведения потоков движения в разные уровни», - сообщили в пресс-службе.
Капремонт и строительство трассы от Оренбуржья до Башкирии
ФКУ Упрдор «Приуралье» в 2021 году ввело в эксплуатацию после капитального ремонта два участка трассы М-5 «Урал»: с 1237-го по 1243,7-й км в Республике Татарстан и Оренбургской области, с 1438,2-го по 1440,1-й км в Республике Башкортостан. Специалисты полностью заменили конструкцию дорожной одежды, укрепили обочины, заменили, обновили и удлинили водопропускные трубы, устроили водоотводные сооружения. Для безопасности движения на объектах выполнили обустройство. Также в прошлом году сдали в эксплуатацию капитально отремонтированный участок трассы на подъезде к Оренбургу с 413-го по 419,3-й км. На объекте расширили проезжую часть до четырех полос. Движение по обновленному участку дороги запустили в октябре. На объекте устроили разделительное барьерное ограждение, привели к нормативу пересечения и примыкания, укрепили обочины, обновили покрытие, у села Подгородняя Покровка установили шумозащитные экраны, более 10,5 км барьерного ограждения, обустроили пешеходные переходы и тротуары.
Фото: ФКУ Упрдор «Приуралье»
Кроме того, в минувшем году дорожники приступили в рамках капремонта к расширению проезжей части еще на двух участках подъезда к Оренбургу: с 400-го по 407-й км и с 407-го по 413-й км. На первом объекте в середине января открыли рабочее движение. Также в 2021 году капитальный ремонт стартовал на трассе с 1318-го по 1336-й км в Башкирии. Все работы на объектах завершат в текущем году.
В пресс-службе «Приуралья» рассказали, что Управление ведет активное строительство и реконструкцию участков автодороги М-5 в черте Башкирии. В настоящее время в работе находится шесть объектов суммарной протяженностью более 73 км. В этом году федеральные дорожники закончат строительство и реконструкцию участков с 1336-го по 1344,2-й км, с 1360-го по 1375-й км. На 2023 год запланировано завершение работ с 1480-го по 1494-й км, с 1300-го по 1312-й км. В 2024 году сдадут участки с 1280-го по 1300-й км, с 1375-го по 1401-й км. В рамках реконструкции и строительства на автодороге возведут развязки, мосты и путепроводы. На участке с 1480-го по 1494-й км будет устроена шестиполосная проезжая часть, участок с 1375-го по 1401-й км расширят до четырех полос.
Общая протяженность капитально отремонтированных участков трассы М-5, находящихся в управлении «Приуралья», в 2021 году составила более 15 км. В целом работы по капитальному ремонту были развернуты на 62 км, строительство и реконструкция - более чем на 73 км.
Для обеспечения безопасности дорожного движения на участках трассы «Урал» в Башкирии в 2021 году установили модульный надземный пешеходный переход на 1448-м км, в Оренбуржье модульные надземные переходы появились на 18,9-м, 17,5-м, 15-м и 13-м км. Кроме того, в Башкирии смонтировали железобетонное парапетное ограждение на участке с 1441-го по 1450-й км, 12 знаков индивидуального проектирования, информирующих водителей об опасных поворотах, перекрестках, переходах, установили 32 стационарных камеры фотовидеофиксации.
Модернизация трассы на Урале
В Челябинской области на трассе М-5 «Урал» в 2021 году выполняли ремонт, в том числе капитальный, и реконструкцию. В пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Урал» сообщили, что дорожники обновили участок с 1829-го по 1844-й км (правый проезд) и участок с 43-го по 50-й км на подъезде к Екатеринбургу. На участке подъезда (левый проезд) уложили новый выравнивающий слой из асфальтобетона, верхний слой покрытия из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, восстановили разрушенную дорожную одежду на кромках, устроили уширения на примыканиях, укрепили обочины. Для безопасного движения установили сигнальные столбики, оцинкованное металлическое барьерное ограждение, обновили пластинчатые противоослепляющие экраны на барьерном ограждении, заменили знаки, нанесли разметку, устроили шумовые полосы, в дорожном покрытии использовали светодиодные катафоты КД-3 по типу «кошачий глаз». Кроме того, специалисты комплексно обустроили пешеходный переход (рядом с Султаево), площадку для отдыха водителей. Рядом с населенными пунктами восстановили существующие посадочные площадки на автобусных остановках и заменили автопавильоны.
В прошлом году раньше срока завершили капремонт мостов через реки Сильга и Синара. Также обновили путепроводы на 1852-м, 1858-м, 1777-м км трассы и на 66-м км подъезда к Екатеринбургу в составе М-5. На 66-м км привели в порядок крайние и промежуточные опоры, сопряжения путепровода с насыпью подходов, водоотвод, земляное полотно на подходах, устроили новые лестничные сходы. Кроме того, на путепроводе привели в порядок элементы полотна, уложили новое покрытие из литой асфальтобетонной смеси, слой гидроизоляции, деформационные швы, смонтировали ограждения, устроили подвесной композитный водоотводной лоток, нанесли разметку с добавлением световозвращающих стекломикрошариков, заменили мачты электроосвещения, установили знаки.
Фото: ФКУ Упрдор «Южный Урал»
Слоями износа трассу М-5 защитили на участках с 1754-го по 1763-й км и с 1860-го по 1871-й км (правый проезд). Кроме того, в прошлом году продолжили капитальный ремонт трассы на подъезде к Екатеринбургу с 79-го по 121-й км с расширением проезжей части до четырех полос. Напомним, капремонт 40-километрового участка начался в 2020 году и предусматривает три этапа работ по результатам которых между Челябинском и Екатеринбургом будет обеспечено четырехполосное движение. В первый год дорожники сдали в эксплуатацию участок длиной 12,5 км от Голубинки до Караболки, в прошлом году - 19 км от Караболки до Тюбука. По информации ФКУ, работы ведутся с опережением графика. В минувшем году начался ремонт последнего участка - от Тюбука до границы со Свердловской областью. Специалисты занимались устройством земляного полотна, основанием из щебеночно-песчаной смеси, укладкой нижнего слоя покрытия из асфальтобетона. Участок длиной 9 км введут в эксплуатацию в этом году.
В прошлом году дорожники продолжили масштабную реконструкцию трассы М-5 на участках с 1549-го по 1564-й км и с 1564-го по 1609-й км от границы с Республикой Башкортостан до Кропачево. Как сообщает ФКУ, в настоящее время практически 60 км дороги от границы с Башкирией находятся в разной степени готовности. Оба участка будут вводить в 2024 году ввиду сложности и масштабности тех изменений, которые произойдут на трассе. На объекте возводили земляное полотно, выполняли подготовительные работы по выносу и переустройству коммуникаций, занимались валкой леса, строили мосты и путепроводы. В этом году развернутся еще более масштабные работы. Дорожники начнут второй этап реконструкции трассы с 1564-го по 1609-й км. Добавим, он предусматривает строительство обхода города Сим протяженностью 19 км, а также двух эстакад и двухуровневой развязки. На обходе будет располагаться мост через реку Сим длиной 700 метров. Обход позволит вывести транзитный транспорт за пределы города, даст возможность водителям проезжать этот путь со скоростью 90 км/ч вместо 60 км/ч.
По информации ФКУ, в настоящее время в районе Сима интенсивность движения достигает 10-12 тыс. автомобилей в сутки, порядка 60 % приходится на грузовой транзитный транспорт. После открытия объездного участка большая часть транзита уйдет, и интенсивность движения машин в черте города составит 1,5-2 тыс. единиц в сутки.
Добавим, в дальнейшем трассу М-5 «Урал» в Челябинской области расширят до четырех полос на участке с 1780-го по 1790-й км. Для работ выбирают подрядчика. В пресс-службе ФКУ сообщили, что к работам на объекте планируют приступить в 2022 году. Сроки реализации мероприятий - 2022-2024 годы. Кроме того, сейчас проектируются работы на четырех участках в горнозаводской зоне общей протяженностью более 80 км. Разработку проектной документации планируется завершить в этом году, предварительные сроки проведения капремонтов - 2023-2025 годы.
Полностью четырехполосной трасса М-5 в границах Челябинской области при доведении финансирования может стать к 2028 году, ее протяженность от границы с Башкирией до Челябинска составит 321 км, рассказали в ФКУ.
Также по информации Управления, в текущем году дорожники приступят к капитальному ремонту трассы с 1649-го по 1670-й км и с 1670-го по 1690-й км. Работы на объектах запланированы с 2022 по 2024 годы. Кроме того, в планах (объекты находятся на согласовании) - ремонт трассы с 1829-го по 1844-й км (левый проезд), устройство слоев износа с 1820,2-го по 1829-й км (левый проезд) с развязкой на 1828-м км, с 1820,2-го по 1829-й км (правый проезд) с развязками на 1821-м и 1825-м км, ремонт моста через реку Щербаковка на 127,5-м км на подъезде к Екатеринбургу.
В рамках повышения безопасности движения на трассе «Урал» в границах региона в минувшем году установили модульный надземный пешеходный переход, интеллектуальные транспортные системы, светофор, металлическое барьерное ограждение, оптико-волоконные дорожные знаки и световозвращающие элементы КД-3. В текущем году на трассе выполнят аналогичные работы. Кроме того, федеральные дорожники продолжат работу по разделению транспортных потоков, внедрению высокоинтеллектуальных транспортных систем, в том числе устройство табло переменной информации. Благодаря им дорожники могут своевременно информировать водителей об обстановке на разных участках трассы.
Добавим, автодорогу М-5 «Урал» в черте Свердловской области (подъезд к Екатеринбургу) расширили до четырех полос ранее. В минувшем году, по информации ФКУ «Уралуправтодор», дорожники занимались работами по содержанию. В этом году запланированы аналогичные работы, при необходимости будет проведено устройство слоев износа.
Виктория Непогодина