Портал «ДорИнфо» подводит дорожные итоги 2024 года
Для дорожной отрасли 2024 год стал знаковым по нескольким причинам – это завершение реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и интеграция его в нацпроект «Инфраструктура для жизни», новые поручения Президента РФ в рамках национальных целей и задач, развитие отрасли в условиях растущего туристического потока, искусственного интеллекта, санкций и других вызовов времени. Обычно портал «ДорИнфо» в конце каждого года отбирает ТОП-10 объектов, наиболее значимых для страны, однако в этом году мы решили отойти от традиции и в качестве итогов 2024 года подготовили блоки с ключевыми, на наш взгляд, объектами и проектами дорожно-транспортной отрасли.
Национальные проекты
В 2024 году завершается реализация нацпроекта «Безопасные качественные итоги». Нацпроект БКД стал преемником федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и стартовал в России в 2019 году. С 2022 года в рамках нацпроекта реализуется программа по приведению в нормативное состояние мостов и путепроводов. Участники нацпроекта – 105 городских агломераций в 84 субъектах страны. Среди целевых показателей – увеличение доли региональных дорог и дорог агломераций в нормативном состоянии (до 50 % и 85 % соответственно), снижение аварийности, повышение удовлетворенности качеством транспортного обслуживания населения, внедрение ИТС, расширение применения современных технологий, контрактов жизненного цикла и проч. За шесть лет в рамках БКД в регионах России построено, реконструировано и отремонтировано более 150 тыс. км дорог, в том числе подъездов к медицинским учреждениям, спортивным объектам, туристическим местам и др. В результате работ к нормативам привели не менее 85 % дорог городских агломераций и 54 % региональных трасс. Также по БКД реализован ряд проектов дорожного строительства, например, в марте 2024 года в Ленинградской области открыли новый мост через реку Волхов в Киришах, возведенный за четыре года, в начале осени открыли развязку на трассе М-5 «Урал» в Пензе и др. Работы по внедрению ИТС в рамках нацпроекта на сегодняшний день проводятся в 62 агломерациях в 56 субъектах страны.
С 2025 года в России начинается реализация новых нацпроектов. На развитие дорог и транспорта будут нацелены национальные проекты «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» («Транспорт»). Мероприятия дорожного хозяйства в основном представлены в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который нацелен на повышение качества среды для жизни. Среди целевых показателей нового национального проекта (с учетом поручений по национальным целям) – доведение до нормативного состояния не менее 85 % федеральных трасс, опорной сети и дорог агломераций, а также не менее 60 % региональных и межмуниципальных автодорог к 2030 году. Также нацпроект должен предусмотреть увеличение до 85 % парка общественного транспорта, чей срок службы не превышает установленные нормативы, планируется обеспечить снижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза и др.
Обходы населенных пунктов
Президент РФ Владимир Путин в 2024 году по итогам послания Федеральному Собранию поручил построить не менее 50 автодорожных обходов. В уходящем году в стране открыли или начали возводить несколько крупных объездных участков, причем как регионального, так и федерального значения, как платных, так и бесплатных. Второй блок итогов посвящен именно обходам населенных пунктов, которые, на наш взгляд, имеют наибольшее значение для развития регионов и страны. Так, в середине июля 2024 года открыли обход Тольятти в Самарской области с мостом через реку Волга. Протяженность новой четырехполосной автодороги – 99,3 км, длина мостовой переправы – 3,75 км. Обход соединил два участка трассы М-5 «Урал», вывел транспорт из густонаселенных районов Самарской области. Трасса имеет большое значение для развития туристического, экономического и экспортного потенциала региона, а также является частью исполнения международных договоренностей по развитию евразийской дорожной инфраструктуры, по обустройству российского участка маршрута от Санкт-Петербурга до Оренбурга и Сагарчин с выходом на Казахстан и далее на Китайскую Народную Республику. С осени дорога эксплуатируется в платном режиме.
Тогда же, в середине июля, открыли Северный обход Твери на платной трассе М-11 «Нева»: дорога длиной более 60 км имеет четыре полосы, разделенные встречные направления и освещение. На участке построили четыре развязки, 28 путепроводов и мостов, в том числе мост через реку Волга протяженностью 738 метров, который стоит на 10 опорах. Обход соединил магистраль М-11 в единый бессветофорный скоростной маршрут. Особую значимость объект имеет в связи с тем, что с его открытием запущен беспилотный грузовой коридор между Петербургом и Москвой (до этого водитель при въезде в город должен был находиться за рулем авто). Беспилотное движение обеспечивается в том числе за счет цифрового двойника дороги, который аккумулирует в себе данные из двух источников – от «умной» инфраструктуры (метеостанций, светофоров и проч.) и от беспилотника. Информация от трассы передается беспилотному грузовику и помогает ему лучше ориентироваться в пространстве.
В Кемеровской области в конце октября 2024 года открыли Северо-Западный обход Кемерова. До этого момента город Кемерово не имел объездной дороги, и весь транзитный транспорт, двигающийся по федеральной трассе Р-255 «Сибирь», проезжал фактически по улицам столицы Кузбасса. Обход решил эту проблему – разгрузил центр города от транзитного трафика и избавил местных водителей от пробок, что положительно скажется на безопасности движения и экологической обстановке. Стоимость строительства объекта протяженностью 47,6 км составила почти 54 млрд рублей. В ходе работ возвели не только четырехполосную дорогу, но и 12 искусственных сооружений, в том числе четыре транспортные развязки, мосты, путепроводы и экодук. Одно из ключевых сооружений обхода – Звездный мост через реку Томь. Длина переправы составляет 884,6 метра, а ширина – 27,1 метра. Название для переправы выбрали местные жители.
В Сибири в ноябре 2024 года открыли еще три важных объезда. Первый – это обход Усолья-Сибирского и Тельмы на трассе Р-255 «Сибирь» протяженностью 42 км. Строительство объекта стало одним из самых крупных реализованных проектов на территории региона за последние 80 лет. Новая автодорога – продолжение обхода Ангарска. Теперь маршрут Мальта – Иркутск (а это около 100 км) на всем протяжении имеет четыре полосы. Обход имеет разделительное ограждение, освещение, на участке возвели три транспортные развязки и 10 сооружений: пять мостов и пять путепроводов, в том числе один – над Транссибом. До старта строительства на объекте провели масштабные археологические изыскания. Работы затронули 62 тыс. кв. метра территории возле села Мальта. Второй объект – обход поселков Моты и Чистые ключи на трассе Р-258 «Байкал». В рамках строительства участка проведен большой объем буровзрывных работ – более 200 взрывов. Новый участок трассы шире, имеет дополнительные полосы на подъем, здесь устроено 11 км линий электроосвещения, 20 км барьерного ограждения и сделан пешеходный тоннель в Мотах. В декабре 2024 года в Сибири открыли обход Канска в Красноярском крае, построенный на трассе Р-255 «Сибирь». Новый 18-километровый участок автодороги с двумя полосами и мостом через реку Кан длиной почти 300 метров является частью транспортного коридора «Россия». Также на участке возвели две кольцевые развязки, смонтировали освещение, шумозащитные экраны и проч.
Два важных обхода открыли в декабре 2024 года в регионах Поволжья – оба являются новыми участками трассы М-7 «Волга» и оба войдут в состав магистрали М-12 «Восток» на маршруте от Казани до Екатеринбурга. Для движения открыт обход Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане. Строительство обхода велось с 2022 года. В результате менее чем за два года построена автодорога 1Б категории протяженностью 81 км, в составе которой – десять мостов, шесть развязок, 11 путепроводов и пять пересечений в разных уровнях. Самое большое сооружение – мост через реку Кама длиной 1,3 км. Возведение перехода велось в условиях обеспечения непрерывной судоходной навигации, а в процессе применяли нестандартные технические решения – метод бетонирования опор скользящей опалубкой, использование единственного в России плавучего бетонного завода и др. Новый участок позволит вывести транзитный транспорт из населенных пунктов, разгрузив дорожную сеть агломераций, сократит время в пути на участке коридора между городами-миллионникам – Казнью, Уфой и Екатеринбургом, а также благоприятно повлияет на логистику грузоперевозок в Татарстане. Также с конца декабря открыт обход пяти населенных пунктов в Башкирии: сел Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново. Новая дорога имеет четыре полосы движения, на ней построили шесть развязок, девять путепроводов, 17 путепроводов тоннельного типа для обеспечения деятельности с/х предприятий Башкирии, два моста через реки База и Куваш, а также обустроили пять площадок отдыха. Благодаря обходу время в пути из Уфы до Москвы сократится в полтора раза.
В Московской области под конец года открыли небольшой, но значимый участок ЦКАД – обход д. Малые Вяземы. Новый отрезок длиной чуть более 4 км повысит безопасность движения, улучшит транспортную доступность в Одинцове, Звенигороде, Голицыне, Истре, Кубинке, сократит время в пути из Звенигорода до центра Одинцова и до аэропорта Внуково. На объекте возведены пять сооружений: три развязки – на пересечении с Петровским шоссе, Ямской улицей и рядом с Голицынской птицефабрикой, а также мост через реку Большую Вяземку и тоннель. Благодаря строительству обхода Малых Вязем на ЦКАД исключены пересечения дороги в одном уровне с ж/д путями Смоленского направления, где в час пик поезда ходят с интервалом 2-3-5 минут, и водителям больше не придется терять время в ожидании проезда поездов. В октябре 2024 года в Подмосковье открыли еще один долгожданный объект – обход Октябрьского на трассе М-5 «Урал», его длина – 11 км. На первом этапе расширили с шести до десяти полос участок трассы, разделили потоки за счет устройства боковых проездов для местного транспортного сообщения, возвели надземный переход и пять подземных, установили освещение. Кроме того, построен новый четырехполосный мост через реку Москва взамен существующего двухполосного. Протяженность переправы вместе с подходами – более 1 км. На втором этапе построили основной ход восьмиполосной дороги в обход поселка Октябрьский и поселка Островцы, а также развязки на пересечении с Островецким шоссе в Раменском и подъездом к Жуковскому. Время в пути благодаря новому участку трассы для жителей Люберец, Раменского, Жуковского и Воскресенска сократится в среднем на 1,5 часа в часы пик. Обход Октябрьского решил острую проблему в районе города Люберец, где современная 10-полосная магистраль упиралась в узкое «бутылочное горлышко» в населенных пунктах Октябрьское и Островцы. Еще один новый участок трассы М-5 в Подмосковье, открытый одновременно с обходом Октябрьского, - маршрут Ульянино – Непецино, построенный в объезд пяти населенных пунктов: Татаринцево, Старниково, Ульянино, Никитское и Степанщино. Новый участок шоссе способствует значительному снижению экологической нагрузки и сокращению заторов, а также повышению безопасности движения.
На юге страны в 2024 году начались работы на месте строительства обхода Адлера. На стройке будет использована редкая технология: при сооружении подпорной стены тоннелей применят стеклопластиковую арматуру. Обход станет частью будущей платной дороги-дублера «Джубга – Сочи», протяженность которой составит 130 км. Она начнется от развязки с трассой М-4 «Дон» пройдет по побережью Черного моря через сложные участки горной местности, а на границе с рекой Сочи перейдет в существующую дорогу А-147 «Джубга – Сочи». Далее от Кудепсты магистраль пойдет в объезд Адлера. Обход значительно сократит время в пути от Сочи до аэропорта, а также улучшит транспортную ситуацию в курортных районах Краснодарского края. Весь дублер «Джубга – Сочи» сократит время в пути от Джубги до Адлера с 7 до 1,5 часов, разгрузив наиболее сложные участки на популярном у туристов побережье.
В конце 2024 года в Чеченской Республике открыли третью очередь обхода Гудермеса в составе трассы Р-217 «Кавказ». Обход имеет четыре полосы, оснащен электроосвещением и разделительным ограждением. На участке устроили три разноуровневые развязки с отдельной эстакадой. Первую очередь обхода Гудермеса длиной около 15 км открыли еще в 2015 году, вторую – в конце 2019-го. Запуск третьей очереди говорит о том, что строительство обхода города Гудермеса общей длиной порядка 36 км полностью завершено: дорога протянулась от Мескер-Юрта до Кошкельды. Обход имеет большое значение для модернизации трассы Р-217 «Кавказ», которая входит в международный транспортный коридор «Север – Юг» и является ключевым маршрутом для грузовых и пассажирских перевозок в направлении Азербайджана и стран Ближнего Востока.
На Кавказе в уходящем году стартовало строительство еще нескольких автодорожных обходов, значимых для развития коридора «Север – Юг». В марте 2024 года началось строительство обхода Хасавюрта на трассе Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан: частично трассу построят заново, частично реконструируют. Протяженность всего объекта составит 21 км. Магистраль будет удалена от жилой застройки и археологических памятников. Проектом предусмотрено возведение трех развязок, моста, пяти путепроводов, монолитных железобетонных стен, пяти скотопрогонов, а также очистных и водопропускных сооружений. Встречные потоки разделят ограждением, на всем протяжении устроят освещение. Строительство обхода Хасавюрта позволит изменить транспортную схему федеральной сети автодорог, проходящих по территории республики. Новая дорога снимет нагрузку с улично-дорожной сети города, что значительно повысит пропускную способность, безопасность участников движения и положительно повлияет на качество жизни граждан, повысит инвестиционную привлекательность Дагестана. В начале декабря 2024 года в Дагестане стартовало строительство участка трассы Р-217 в обход Дербента. Новая четырехполосная дорога протяженностью 33 км ликвидирует заторы и создаст комфортные условия для всех участников движения. Этот проект включает в себя строительство четырех двухуровневых развязок, четырех путепроводов, двух эстакад, двух мостов и двух тоннелей. На всем протяжении участка установят линии электроосвещения, разделительное ограждение. Обход Дербента представляет собой сложный технический проект, который сочетает в себе не только высокие стандарты технического мастерства, но и учитывает важные аспекты сохранения культурного наследия и экологической безопасности. Проектирование дороги велось с учетом расположения объектов культурного наследия народов России, границ города, а также территории природного парка «Джалган». Оба обхода планируют ввести в эксплуатацию до конца 2028 года.
Еще один важный участок коридора «Север – Юг» - обход Волгограда. В конце декабря 2024 года старт движению дали по второму этапу обхода протяженностью 25 км. Этот этап – самый сложный с точки зрения количества сооружений: здесь возвели 13 мостов и путепроводов. Искусственные сооружения находятся как в составе трех разноуровневых развязок, так и на линейных участках дороги для преодоления оврагов, рек и других препятствий. На участке устроили четыре полосы движения с разделительной полосой, ограждением, сплошное освещение, четыре площадки отдыха, три из которых в будущем модернизируют до многофункциональных зон сервиса. Новая трасса связала московское направление Р-22 «Каспий» с федеральной автодорогой Р-260 «Волгоград – Каменск-Шахтинский – Луганск», а также региональной дорогой «Качалино – Степной – аэропорт «Гумрак». Объект важен не только для Волгоградской области и Юга России, но и для стратегического развития страны, поскольку теперь транзитные потоки в Азербайджан и Иран, ранее следовавшие через город, проезжают в объезд. Первый этап обхода планируют открыть в 2025 году, третий этап готовят к реализации, а также прорабатывается вопрос проектирования четвертого этапа.
Развитие федеральных трасс
Этот блок итогов года посвящен реконструкции и капитальному ремонту федеральных автотрасс с расширением проезжей части, переводом в асфальтобетон гравийных участков, возведением мостов и другими масштабными строительными работами, которые меняют качественные характеристики дорожной сети. Здесь представлены участки, наиболее значимые, на наш взгляд, в масштабах регионов и страны, конечно, без обходов населенных пунктов, упомянутых выше.
Так, в 2024 году завершили реконструкцию и капитальный ремонт участков дороги А-114 «Вологда – Тихвин – а/д «Кола» в Вологодской области. В октябре была окончена реконструкция участка с 14-го по 35-й км под Вологдой, где проезжую часть расширили до четырех полос, построили монолитный путепровод, двухуровневую развязку, а также два арочных моста, смонтировали освещение, ограждение и шумозащитные экраны. В начале декабря досрочно завершили капремонт дороги с 85-го по 115-й км: от Шексны до аэропорта «Череповец», где также сделали четыре полосы для движения, установили шумозащитные панели и ограждающие сетки для предотвращения выхода диких животных на трассу. Протяженность дороги А-114 в границах Вологодской области – 331 км. Дорога соединяет областную столицу и промышленный центр Череповец с Ленинградской областью и является одной из самых загруженных в регионе: трафик на ее отдельных участках достигает 38 тыс. автомобилей в сутки, поэтому комплексная модернизация трассы имеет большое значение.
На Северо-Западе в 2024 году завершили еще несколько значимых федеральных объектов – речь про участки трасс в Ленинградской области. В августе открыли после капремонта участок трассы Р-23 «Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь» с 157-го по 169-й км с расширенной до четырех полос проезжей частью и разделенными встречными потоками. На участке устроены «умные» системы – светофоры с контроллерами и датчиками мониторинга, автоматическая дорожная метеостанция и радиолокационный датчик учета трафика. Проведенный капремонт увеличил пропускную способность трассы Р-23, улучшил транспортную доступность населенных пунктов в Лужском районе, сократил время поездок, а также обеспечил больший комфорт и безопасность грузовых и пассажирских перевозок. В декабре 2024 года завершили капитальный ремонт с расширением проезжей части до четырех полос и разделением встречных потоков еще более 13 км дороги Р-23: открыли участок с 97-го по 111-й км. Особенность трассы Р-23 в том, что она частично проходит по болотистой местности, поэтому на объекте проводилась выторфовка и замена слабых грунтов, укрепление откосов насыпи на подтопляемых участках, а дорожная одежда здесь состоит из пяти слоев. Модернизация федеральной трассы Р-23, соединяющей Петербург, Ленинградскую и Псковскую области и ведущей к границе Беларуси, остается одной из ключевых задач федеральных дорожников. Работы продолжаются на следующих участках: по плану вся дорога в границах Ленобласти к концу 2029 года будет расширена до четырех и шести полос. Второй объект в области – трасса А-181 «Скандинавия» после реконструкции. В декабре открыли очередной участок – с 100-го по 124-й км длиной 24 км. Здесь проезжую часть расширили до шести полос, построили две транспортные развязки, надземный пешеходный переход и зверопереходы, устроили разделительное ограждение, освещение и шумозащитные конструкции. Дорога соединяет Санкт-Петербург с большим количеством населенных пунктов и ведет к туристическому городу Выборг. По трассе ежедневно проезжают и экскурсионные автобусы, и индивидуальные туристы, и личный транспорт, и грузовики, которые едут к порту «Выборг», частично к порту «Приморский», на завод по производству бумаги – Светогорский ЦБК.
На трассе М-7 «Волга» в ноябре 2021 года открыли реконструированный участок на подъезде к Перми в Пермском крае с 450-го по 459-й, где проезжую часть расширили до четырех полос, построили двухуровневую развязку, три подземных перехода и один надземный, освещение. Реконструированный участок трассы входит в состав Пермской городской агломерации и обслуживает внутрирегиональные перевозки восьми муниципальных районов Прикамья, Перми и Краснокамского городского округа. Также по нему проходит транзитный транспорт, следующий на Урал и в Сибирь. На этой же трассе в первой половине декабря открыли участок с 761-го по 771-й км в Татарстане в районе города-спутника Казани – Иннополиса. Участок дороги «Волга» длиной 10 км в рамках реконструкции расширили до четырех полос – это было необходимо в связи с большим ростом автомобильного трафика. На примыкании к трассе М-7 дороги Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск» и подъезда к Иннополису построили разноуровневую развязку. Также на объекте расширили мосты, построили три разворотные петли, устроили освещение, разделитель, акустические экраны, остановки и проч.
В Челябинской области на трассе М-5 «Урал» в августе 2024 года открыли четырехполосный участок с 1780-го по 1790-й км между Челябинском и Миассом, где интенсивность движения достигает 23 тыс. машин в сутки. Работы выполняли в непростых погодных и геологических условиях. На участке разделили встречные потоки, устроили двустороннюю разворотную петлю. Благодаря выполненному капремонту время в пути из Челябинска в Миасс, третий по численности город в области и ворота в туристический кластер, сократилось минимум на полчаса. Безопасный и комфортный проезд улучшит транспортное сообщение и будет способствовать дальнейшему развитию туристического направления в регионе.
На Урале еще один важный объект – это капремонт трассы Р-242 «Пермь – Екатеринбург» с расширением проезжей части до четырех полос. В октябре 2024 года на дороге ввели два участка: с 232-го по 250-й км и с 276-го по 301-й км общей протяженностью более 30 км. Помимо расширения проезжей части выполнен большой объем работ на 14 искусственных сооружениях, а также построены семь двухсторонних разворотных петель, 22 пересечения и примыкания. Работы велись круглосуточно в условиях высокого трафика (до 40 тыс. автомобилей в сутки) и непростой местности – дорога идет через Уральский хребет. Далее трассу расширят до 301-го км, в результате чего появится современная безопасная комфортная четырехполосная трасса от Ачита до промышленного центра Урала – Екатеринбурга, которая позволит почти на треть сократить время в пути между Пермью и Екатеринбургом. Обновленная автодорога станет частью трассы М-12 «Восток» на маршруте от Казани до Екатеринбурга, а трасса М-12 – основа транспортного коридора «Россия».
На юге страны в конце 2024 года открыли новый скоростной подход к Крымскому мосту – завершено строительство и реконструкция трассы А-289 «Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – а/д А-290 «Новороссийск – Керчь». Дорога длиной 120 км к мостовому переходу через Керченский пролив является важнейшим звеном транспортной инфраструктуры юга России наряду с самим мостом и трассой А-291 «Таврида». В ходе работ построили четырехполосную магистраль с пропускной способностью до 40 тыс. машин ежедневно, возвели десять разноуровневых развязок, 49 мостов и путепроводов, а для отдыха водителей сделали семь специальных площадок. Новая автодорога даст значительный импульс развитию туризма и всей экономики как Краснодарского края, так и соседних регионов, также благодаря объекту повысится транспортная доступность рядом расположенных населенных пунктов.
Масштабные работы проведены в новых российских регионах. На трассе Р-280 «Новороссия» в Донецкой Народной Республике в середине октября и в конце ноября 2024 года открыли три капитально отремонтированных участка суммарной протяженностью около 40 км – от границы с Ростовской областью до Новоазовска и от Новоазовска до Мариуполя. Дорогу с 121-го по 131-й км, с 135-го по 156-й км и с 156-го по 162-й км расширили до четырех полос движения, оснастили разделительным ограждением, разворотными петлями и прочими элементами, характерными для современной автотрассы. Дорога является частью сухопутного транспортного коридора в Крым, входит в состав автомобильного кольцевого маршрута вокруг Азовского моря и имеет стратегическое значение для логистики. Модернизация трассы положительным образом скажется на развитии экономики и инфраструктуры региона за счет повышения транспортной доступности, обеспечения надежного сообщения между регионами и сокращения времени в пути. В последующие годы развитие трассы продолжится, в том числе планируют построить обход Мариуполя.
На Кавказе в 2024 году ввели несколько капитально отремонтированных участков трассы Р-217 «Кавказ» в Дагестане суммарной длиной более 20 км. Это участки с 865-го по 879-й км, с 889-го по 896-й км и с 916-го по 918-й км, где не только расширили проезжую часть до четырех полос, но и смонтировали ограждение и освещение и проч. Трафик на участках трассы «Кавказ» достигает 35 тыс. машин в сутки, а большие объемы грузоперевозок и ускоренное развитие туризма предъявляют высокие требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам дороги. Капремонт призван снизить долю участков, работающих в режиме перегрузки, увеличить пропускную способность трассы и повысить уровень безопасности движения. Развитие международного коридора «Север – Юг», частью которого является трасса Р-217, положительно скажется на имидже курортов Дагестана и экономическом развитии региона и страны в целом.
На Дальнем Востоке в 2024 году завершили масштабные работы на нескольких участках трассы Р-504 «Колыма» в Республике Саха (Якутия). В сентябре завершили капремонт участка с 962-го по 975-й км и реконструкцию первых двух этапов на участке с 1121-го по 1142-й км. Участок капремонта проходит через п. Усть-Нера – это первый отрезок с асфальтом в Оймяконском районе, известном как полюс холода. Здесь же обновили три моста. На втором объекте завершены первые два этапа реконструкции участка «Нерский прижим», который проходит между горой и рекой Нерой. Длина двух этапов – 11 км. В рамках реконструкции ликвидировали один из самых опасных прижимных участков на трассе «Колыма». На объекте устроили дорожную одежду с переходным типом покрытия из щебеночно-песчаной смеси и выполнили берегоукрепительные работы с устройством полузапруд для исключения размыва земляного полотна. В начале декабря на трассе Р-504 в Якутии открыли после реконструкции участок с 662-го по 692-й км протяженностью 28,3 км. До реконструкции участок трассы, известный как «Заячья Петля», представлял значительную опасность для водителей из-за сложного рельефа. В ходе работ проезжую часть довели до четвертой технической категории с щебеночно-песчаным видом покрытия, для устройства насыпи и ликвидации опасного серпантина отсыпали более 1,5 млн кубометров грунта, а для безопасности спрямили углы поворота трассы. На участке также построили три новых моста: до этого реки преодолевали вброд, а во время паводка движение останавливалось. Обновленные участки дороги отвечают требованиям прочности, комфорта и безопасности движения, что будет способствовать улучшению транспортной доступности республики.
Крупнейшие проекты с внебюджетным финансированием в регионах
В этом блоке речь пойдет про наиболее значимые дороги регионов, на строительство которых субъекту удалось привлечь частный капитал – внебюджетные средства. В конце марта 2024 года в Башкирии открыли Восточный выезд из Уфы – крупнейший инфраструктурный проект в Приволжском федеральном округе. Строительство объекта началось еще в 1992 году, но было приостановлено из-за нехватки финансирования. Работы возобновили после заключения концессионного соглашения. Работы на объекте велись с 2018 по 2024 годы. В составе Восточного выезда построены автодорожный тоннель длиной 1,2 км, мост через реку Уфа с эстакадой длиной свыше 2,6 км и трасса протяженностью 10 км. Общая длина четырехполосной дороги составляет почти 14 км. Стоимость стройки составила свыше 40 млрд рублей, часть суммы – федеральные средства, часть – региона, часть – средства концессионера. Проезд по трассе – платный. Восточный выезд окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие всего региона и увеличит градостроительный потенциал Уфимской агломерации, повысит инвестиционную привлекательность субъекта и внесет вклад во внешнеэкономическую деятельность страны, потому что республика экспортирует большой объем продукции.
В Санкт-Петербурге 2024 год стал знаковым для Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). В декабре открыли рабочее движение транспорта по первому этапу магистрали – Витебской развязке. Строительство Витебской развязки началось в 2021 году в рамках соглашения о ГЧП, стоимость стройки – около 39 млрд рублей – это бюджетные средства, в том числе федеральные, а также средства инвестора. Строительство поделено на три участка. Первый – развязка с действующим Западным скоростным диаметром (ЗСД) на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, второй – основной ход трассы с двухъярусной эстакадой над Московским проспектом, третий – развязка с Витебским проспектом. Общая протяженность объекта – 2,6 км. В ходе реализации проекта возвели два путепровода через ж/д пути и надземный переход, устроили 202 опоры, более 4 км акустических экранов. Шестиполосная дорога идет вдоль ж/д путей, в восточном направлении от ЗСД до Витебского проспекта. Развязка повышает доступность ЗСД для жителей южных районов Петербурга, дает автомобилистам возможность быстро добраться до северных районов или выехать на КАД с существенной экономией топлива и времени. В дальнейшем Витебская развязка соединит ЗСД с другими этапами ШМСД. В ноябре 2024 года была заключена концессия на строительство следующих этапов магистрали в черте Петербурга – второго, третьего и четвертого. Стоимость строительства 2-4 этапов ШМСД составит порядка 241 млрд рублей, в том числе капитальный грант – почти 160 млрд рублей, включая 90 млрд рублей федеральных средств, часть средств также вложит инвестор. К строительству планируют приступить в 2025 году. Магистраль будет иметь шесть полос движения, а также освещение на всем протяжении. В составе трассы возведут мост через реку Нева с разводным пролетом в виде однокрылой раскрывающейся системы, длина переправы составит 720 метров. На трассе организуют безбарьерную систему оплаты «Свободный поток». Срок завершения всего проекта – 2031 год. Общая протяженность платной магистрали на территории Петербурга составит 16,7 км. С открытием дороги центр города будет разгружен от транзитного транспорта, будет создан современный транспортный логистический коридор между ЗСД, КАД и Мурманским шоссе. Еще два участка построят на территории Ленинградской области. В результате ШМСД обеспечит прямую транспортную связь восточных районов с югом города, а также улучшит транспортную связь Петербурга и Ленобласти, перераспределит автомобильные потоки в агломерации. В перспективе скоростная автомагистраль станет частью обновленного транспортного коридора в Карелию, Мурманск, Архангельск и другие регионы.
Строительство дублера проспекта Гагарина с мостом через реку Ока в Нижегородской агломерации началось в 2024 году в рамках концессионного соглашения, на реализацию проекта привлечены частные и бюджетные средства, в том числе средства инфраструктурного бюджетного кредита. Работы стартовали в марте с третьей очереди, а в сентябре начались работы на второй очереди. Протяженность платной дороги составит около 12,8 км. Дублер станет важной частью нового транспортного каркаса Нижегородской агломерации, улучшит связь Автозаводского и Ленинского районов с нагорной частью города, создаст новый транспортный коридор в международный аэропорт имени Чкалова, а также обеспечит доступность южных рубежей Нижнего Новгорода, где в рамках механизма комплексного развития территории планируется построить около 3 млн кв. метров жилья. Сдать объект в эксплуатацию планируют в 2028 году.
В декабре 2024 года в Подмосковье открыли Мытищинскую скоростную хорду (автодорогу «Виноградово – Болтино – Тарасовка»). Это один из крупнейших транспортных проектов области, его реализовали в рамках концессии. Стоимость строительства составила 50,1 млрд рублей, причем около 85 % - средства частного партнера, это один из самых высоких показателей для концессионных проектов в стране. Четырехполосная дорога протяженностью 16,1 км построена на удалении 4-8 км от МКАД, выполняя роль его дублера. На трассе возведено 11 мостов и путепроводов, шесть транспортных развязок, обустроена безбарьерная система оплаты проезда. Теперь для жителей Подмосковья время в пути до столицы сократится в среднем на час, а жители Ярославского направления смогут быстрее добираться до международного аэропорта Шереметьево, минуя московскую дорожную сеть. Магистраль на треть снизит нагрузку на Ярославское, Дмитровское и Осташковское шоссе и на 20 % разгрузит северный участок МКАД. Всего же изменения коснутся 850 тыс. человек – это жители Мытищ, Долгопрудного, Пушкино, Королева и других округов.
В Республике Татарстан в декабре 2024 года открыли движение по автодороге «Алексеевское – Альметьевск» в составе трассы «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)». Объект построен на условиях государственно-частного партнерства и с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Доля софинансирования из федерального бюджета составила порядка 30 %, около 70 % – это средства регионального бюджета и инвестора. Автодорога протяженностью 145 км проходит по территории Алексеевского, Чистопольского, Черемшанского, Новошешминского, Альметьевского районов Татарстана, на ней возвели более 40 путепроводов и мостов. Магистраль разгрузит существующие маршруты и станет дополнительным коридором для грузоперевозчиков в направлении Западного Китая, улучшит дорожно-транспортную и экологическую обстановку в регионе, а также даст мощный мультипликативный эффект: значительно возрастает градостроительный потенциал, сократятся транспортные расходы для бизнеса, повысится туристическая и инвестиционная привлекательность республики. Вся трасса «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» соединит три федеральные магистрали: М-5 «Урал», М-7 «Волга» и М-12 «Восток».
Тенденции
Подводя итоги 2024 года для дорожной отрасли, хочется отметить не только конкретные объекты и проекты, но и несколько тенденций, ярко наметившихся в этом году и вероятно тех, что сохранятся в будущем. Так, в условиях кадрового дефицита во многих отраслях в дорожно-транспортной сфере наметился устойчивый курс на повышение престижа профессии дорожников среди молодежи, развитие кадрового потенциала, включая работу с высшими, средне-специальными заведениями и даже школьниками, а также повышение квалификации уже действующих специалистов. Еще одно важное направление – продолжающаяся цифровизация и внедрение ИИ и интеллектуальных систем, как в проектировании и строительстве объектов, так и при управлении дорожным движением, грузоперевозках, на госгранице и проч. Еще большее значение в 2024 году стало придаваться развитию бесшовного маршрутного сообщения – строительству, модернизации и объединению дорог в транспортные коридоры, в том числе международные с акцентом на сообщение с дружественными странами. Не менее важной стала работа по интеграции различных транспортных путей – опять же, в том числе, в условиях формирования и использования коридоров. Что особенно важно – продолжено формирование опорной дорожной сети, как региональной, так и общероссийской, и определены планы по ее дальнейшему развитию. Сохранилась в уходящем году добрая традиция досрочной сдачи объектов и сокращения сроков работ. Также среди тенденций уходящего года – расширение практики применения инновационных технологий в регионах, использование вторичных ресурсов в дорожном строительстве, синхронизация планов и целевых показателей различных программ с обозначенными главой государства в мае 2024 года национальными целями и задачами, работа в рамках пятилетнего плана дорожного строительства, привлечение в реализацию проектов инфраструктурных бюджетных кредитов и внебюджетных источников. В целом же 2024 год для дорожной отрасли стал и годом итогов, и годом планов, что открывает новые перспективы на 2025 и последующие годы.