Материал «ДорИнфо» о развитии дорожной инфраструктуры к «дальневосточным гектарам»

Дальневосточный федеральный округ - крупнейший округ страны, в него входят 11 регионов. Для поддержки и развития Дальнего Востока государство разрабатывает различные проекты и программы, в числе которых - программа «Дальневосточный гектар», реализуемая с 2016 года. По информации пресс-службы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, по состоянию на 1 февраля 2021 года бесплатный участок земли с начала реализации программы получили 88,5 тыс. человек. Портал «ДорИнфо» узнал о ситуации с развитием дорожной инфраструктуры к «дальневосточным гектарам», подробнее - в нашем материале.

IMG_0355-001.JPG

Программа «Дальневосточный гектар»

«Дальневосточный гектар» - это программа, по которой каждый гражданин России имеет право безвозмездно в упрощенном порядке получить земельный участок в Дальневосточном федеральном округе площадью 1 Га для освоения, поселения и предпринимательской деятельности. Как сообщается на сайте Минвостокразвития, программа предполагает максимальную свободу самореализации граждан, то есть человек сам выбирает землю и вид разрешенного использования, и может вести на «гектаре» любую деятельность, разрешенную законодательством нашей страны.

Программа регулируется Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Она преследует несколько целей: освоение свободных территорий Дальнего Востока, создание дополнительного преимущества для жизни и работы в ДФО, расширение экономической деятельности граждан, создание мер поддержки граждан, получивших право на земельный участок по проекту, снижение оттока местного населения и создание условий комфортного проживания граждан, получивших право на «дальневосточный гектар».

«Дальневосточный гектар» реализуется с июня 2016 года. Сначала участок можно было получить в девяти регионах ДФО: в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе и в Республике Саха (Якутия). С августа 2019 года к программе присоединились еще два региона - Забайкальский край и Республика Бурятия.

План развития инфраструктуры к «дальневосточным гектарам»

Согласно информации, размещенной на сайте Минвостокразвития, в сентябре 2019 года президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока. Один из пунктов в этом списке - разработка предложений по обеспечению участков «дальневосточного гектара» необходимой инфраструктурой.

«Программа «Дальневосточный гектар» впервые за десятилетия активировала процесс, когда сами граждане инициируют создание новых населённых пунктов, возрождают и расширяют уже существующие поселения, а государство поддерживает эти начинания через строительство инфраструктуры», - отметили в пресс-службе Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Уже в октябре 2019 года в Хабаровском крае разработали проектную и рабочую документации на строительство подъездных дорог к агломерациям «дальневосточных гектаров» в районе сёл Елабуга и Краснознаменка. Также подготовили проекты строительства автодорог на территории Кругликовского и Галкинского сельских поселений. В том же году в Якутии разработали проектную документацию на строительство подъездных дорог в населенные пункты Булун, Петровка и Антоновка: строительно-монтажные работы планировали выполнить до 2020 года. Помимо этого, в 2019 году началась разработка проектно-сметной документации на строительство дорог к сёлам Успешное, Соловьёвка, Охотское в Сахалинской области, а также к сёлам Новопетровка, Егорьевка, Марково, Иваново и Черемхово в Приамурье. До 2020 года в федеральном бюджете на развитие инфраструктуры к «дальневосточным гектарам» в Хабаровском крае было предусмотрено 319 млн рублей, в Якутии - 81 млн рублей.

В октябре 2020 года в пресс-службе Минвостокразвития сообщили, что, согласно принятой национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, планируется обеспечить инфраструктурой 25 агломераций «дальневосточных гектаров». По подсчетам специалистов Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке и в Арктике общая стоимость строительства инфраструктуры составит около 7,6 млрд рублей.

Читайте также: Дорожный аспект нацпрограммы развития Дальнего Востока 

«Места наибольшего притяжения участников программы «Дальневосточный гектар», так называемые агломерации участков, будут обеспечиваться инфраструктурой. Новые дороги и линии электропередач появятся именно там, где они востребованы, где люди взяли землю и реализуют свои проекты. То есть ключевой принцип Национальной программы в части развития инфраструктуры - это ориентир на выбор людей. Планируется, что на федеральный бюджет будет возложено финансирование от 90 до 100% затрат», - прокомментировал тогда генеральный директор АРЧК Сергей Ховрат.

В перечень агломераций, которые планируют обеспечить инфраструктурой, вошли скопления «гектаров» в Бурятии, Якутии, Забайкалье, Приморье, Приамурье, на Камчатке и Сахалине, а также в Хабаровском крае и ЕАО. При формировании списка учитывали несколько факторов, в том числе - компактность расположения участков и количество граждан, с которыми заключен договор (их должно быть более 20 человек). Еще одно условие - скопление «гектаров» должно находиться в границах населенного пункта или на расстоянии не более 20 км от населенного пункта. При этом агломерация должна характеризоваться наибольшей численностью земельных участков по сравнению с иными скоплениями земельных участков на территории региона. Учитывается и вероятность успешного освоения предоставленных участков.

Активное строительство дорог к «гектарам» в Хабаровском крае

Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе правительства Хабаровского края, в рамках мероприятия «Создание инфраструктуры на территориях компактно расположенных земельных участков в рамках программы «Дальневосточный гектар» в регионе в 2020 году выполнили строительство нескольких дорожных объектов. Так, построена автодорога протяженностью 8,24 км на территории Кругликовского сельского поселения района имени Лазо. На эти цели было потрачено более 300 млн рублей. Еще одна подъездная дорога длиной 2,97 км появилась в селе Свечино в Хабаровском районе: на работы было потрачено свыше 140 млн рублей.

IMG_0195.JPG

В настоящее время продолжается строительство подъездной дороги к «дальневосточным гектарам» в районе села Краснознаменка в Хабаровском районе протяженностью 1,93 км. Работы здесь стартовали в декабре 2020 года, а завершить их планируют до 20 мая текущего года. По состоянию на 1 марта готовность объекта - 60 %.

По информации пресс-службы правительства региона, на этот год также запланировано возведение еще одной дороги в районе села Свечино длиной 1,74 км (первый этап). А в 2022 году построят дорогу в районе села Елабуга Хабаровского района протяженностью 3,5 км. Помимо этого, правительство региона прорабатывает вопрос финансирования строительства в 2021-2022 годах автодороги в село Дальневосточное, созданное из «дальневосточных гектаров». В пресс-службе правительства отметили, что указанные дороги возводят за счет средств краевого бюджета.

«Создание транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в рамках программы «дальневосточный гектар», выполняется в соответствии с нормативными документами по строительству автомобильных дорог. На территории населенных пунктов предусматривается устройство освещения, тротуаров, средств организации дорожного движения», - добавили в пресс-службе правительства Хабаровского края.

Планы развития дорожной инфраструктуры в Приамурье, Бурятии, на Камчатке и Сахалине

В пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области корреспонденту портала «ДорИнфо» сообщили, что строительство дорог к агломерациям «дальневосточных гектаров» не проводилось, и в настоящий момент таких работ не ведется. Однако у региона имеются планы по развитию дорожной инфраструктуры в этом направлении.

На сегодняшний день в Приамурье сформировались три территории компактно расположенных земельных участков, предоставленных по программе «Дальневосточный гектар»: село Новопетровка и село Марково Благовещенского района, а также село Ивановка Ивановского района. Сейчас проводится работа по обеспечению этих населенных пунктов необходимой инфраструктурой. По информации пресс-службы министерства, необходимо построить 16,8 км автодорог, на эти цели потребуется 537,66 млн рублей. Финансирование разработки проектов, строительства, реконструкции и ремонта дорог местного значения и искусственных сооружений на них осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области» госпрограммы региона «Развитие транспортной системы Амурской области».

«На строительство автомобильной дороги в селе Марково Благовещенского района по результатам государственной экспертизы получено положительное заключение, ПСД на строительство дороги в селе Новопетровка Благовещенского района проходит государственную экспертизу. По строительству автомобильной дороги в селе Ивановка администрацией Ивановского района принято решение по корректировке местоположения проектируемой дороги и разработке новой ПСД», - рассказали в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приамурья.

При строительстве дорог к «гектарам» будут обязательно проведены мероприятия по обеспечению безопасных условий для всех участников дорожного движения в соответствии с нормативными требованиями и при согласовании с Госавтоинспекцией.

Мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры к «дальневосточным гектарам» включены в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года по направлению «Дальневосточный гектар».

В пресс-службе Министерства развития гражданского общества, молодежи и информационной политики Камчатского края порталу «ДорИнфо» сообщили, что в настоящее время администрация Елизовского района прорабатывает вопрос строительства проезда от 27-го км федеральный трассы А-401 «Подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово)» к территории садового некоммерческого товарищества «Ясная поляна» и к земельным участкам, выделенным по программе «Дальневосточный гектар».

На данный момент разработана схема проезда, подготовлена необходимая документация, направлено обращение в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае на получение разрешения использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, для строительства проезда. После получения разрешения земельный участок планируют закрепить за Управлением дорожно-транспортного хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры администрации Елизовского муниципального района. Проектно-изыскательские работы по проезду оцениваются примерно в 1 млн рублей. После определения сметной стоимости строительства объявят торги на поиск подрядной организации: ориентировочно на реализацию проекта потребуется порядка 10 млн рублей. В пресс-службе министерства добавили, что планирование дальнейших работ возможно после определения источников финансирования на данные цели.

«Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ, в рамках действующих государственных программ Камчатского края, в которых главным распределителем бюджетных средств является Минтранс Камчатского края, не предоставлялись», - сообщили в пресс-службе Министерства развития гражданского общества, молодежи и информационной политики Камчатки.

Как рассказали в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, в настоящий момент в рамках программы «Дальневосточный гектар» на территории региона реализуют два объекта «Обустройство транспортной инфраструктуры земельных участков». В текущем году планируют построить и ввести в эксплуатацию 5,696 км дорог в Анивском городском округе. Также в области возводят дорогу протяженностью 8,97 км в Корсаковском городском округе: этот участок введут в эксплуатацию в 2022 году.

Кроме того, на сегодняшний день Долинский городской округ разработал проектно-сметную документацию по развитию транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных под «дальневосточный гектар», и при определении источника финансирования данный проект будет реализован в период до 2025 года.

В пресс-службе правительства Республики Бурятии сообщили, что Министерство имущественных и земельных отношений региона провело работу по включению предложений Бурятии в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока в целях дальнейшей возможности получения финансирования на строительство объектов инфраструктуры для компактного расположения участков, предоставленных по программе «Дальневосточный гектар».

IMG_0309.JPG

На сегодняшний день в Бурятии, исходя из критериев приоритета образования агломераций, определены три первоочередные, приоритетные агломерации, к которым планируют построить дороги: вблизи села Новая Брянь в Заиграевском районе, вблизи села Десятниково Тарбагатайского района и вблизи села Тресково в Кабанском районе.

По информации пресс-службы правительства республики, около села Новая Брань по программе «Дальневосточный гектар» запланировано предоставить 50 земельных участков. На строительство объектов транспортной инфраструктуры здесь потребуется 439 млн рублей, еще чуть более 7,5 млн понадобится на объекты энергетической инфраструктуры. Вблизи села Десятниково выдано 10 «гектаров», еще 26 - планируются к выдаче: на строительство дорог необходимо 88,5 млн рублей, на развитие энергетической инфраструктуры - более 5,2 млн рублей. В агломерации вблизи села Тресково уже выдано 36 земельных участков, еще 70 «гектаров» находятся на стадии предоставления гражданам, в планах предоставить еще 120 участков. Чтобы здесь построить дороги, потребуется 441,46 млн рублей, а для возведения объектов энергетической инфраструктуры необходимо почти 22 млн рублей. Таким образом, на развитие дорожной и энергетической инфраструктуры в трех агломерациях потребуется 1,1 млрд рублей.

Предложения, заявленные правительством Бурятии, учтены в Национальной программе. Это значит, что в рамках реализации Программы ускорения социально-экономического развития республики планируется осуществить строительство объектов инфраструктуры для трех населенных пунктов на «дальневосточных гектарах». Финансирование начнется с 2025 года.

«Также Минимуществом Республики Бурятия и Минстроем Республики Бурятия разработана «дорожная карта» по подготовке и утверждению проектов планировки территории и проектов межевания территории в отношении 3-х территорий, сформированных на основании земельных участков, компактно предоставленных гражданам по программе «Дальневосточный гектар». Мероприятия дорожной карты направлены, в том числе, на обеспечение возможности дальнейшего строительства объектов инфраструктуры», - добавили в пресс-службе правительства республики.

Остальные регионы Дальнего Востока

На момент публикации материала в пресс-службе правительства Приморского края порталу «ДорИнфо» не предоставили актуальную информацию о развитии дорожной инфраструктуры к «дальневосточным гектарам» в регионе. Напомним, в 2016 году Владимир Путин пообещал лично поговорить с экс-губернатором Приморья Владимиром Миклушевским об обеспечении транспортной доступности бесплатных «дальневосточных гектаров». Тогда же глава государства подчеркнул, что строительство дорог к «гектарам» - это задача региональных властей.

В ноябре 2017 года пресс-служба правительства Приморья сообщала, что во Владивостоке прошло совещание по вопросу реализации в регионе закона о «дальневосточном гектаре», в ходе которого был поднят вопрос обеспечения инфраструктурой земельных участков, выданных по данному закону. Одна из инициатив, которую был намерен продвигать Приморский край, - это определить территории, в которых можно компактно располагать земельные участки, что упорядочит процесс формирования поселений, а также планировать подведение объектов инфраструктуры и соцназначения.

В некоторых регионах ДФО на данный момент не выполняется никаких строительных или ремонтных работ в рамках развития дорожной инфраструктуры к «дальневосточным гектарам». В частности, как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе правительства Забайкальского края, регионом не предусмотрен ремонт или возведение автодорог к участкам, выделенным по данной программе. «В рамках программы «Дальневосточный гектар» финансирование ремонта либо строительства автомобильных дорог не предполагается. <…> Сведениями о заявках от участников программы на ремонт либо строительство дорог Министерство [строительства, дорожного хозяйства и транспорта] не располагает», - отметили в пресс-службе.

В пресс-службе губернатора и правительства Еврейской автономной области сообщили, что от участников-получателей «дальневосточного гектара» заявок о строительстве дорог и коммуникаций к участкам не поступало, так как «гектары» были получены в тех местах, где данные условия уже созданы.

Похожая ситуация и в Магаданской области. По информации Министерства дорожного хозяйства и транспорта региона, никаких работ по развитию дорожной и транспортной инфраструктуры в рамках программы «Дальневосточный гектар» не проводилось, планов в этом направлении на данный момент тоже нет.

Виктория Брылёва

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789