199034 +7(812)2450568

Дорожный аспект нацпрограммы развития Дальнего Востока

Правительство РФ утвердило Национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Из документа следует, что одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие большинства регионов Дальневосточного федерального округа, является низкая плотность транспортной инфраструктуры. В субъектах имеются населенные пункты, к которым не пролегают дороги с твердым покрытием, отсутствует развитая сеть автодорог. Для дальнейшего социально-экономического развития ДФО в рамках нацпрограммы приведут к нормативу более половины местных и региональных трасс, обеспечат транспортной доступностью населенные пункты. Также в планах - строительство важных для межрегионального и международного сотрудничества дорожных объектов. Подробнее о развитии дорог в регионах Дальнего Востока в рамках Программы – в материале портала «ДорИнфо».

Статья_Владивосток 2-002.JPG

Дальневосточный федеральный округ включает Республику Бурятия и Республику Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ. Кроме того, Чукотский автономный округ и 13 улусов Якутии относятся также к Арктической зоне России. Административной столицей ДФО является город Владивосток. Площадь территории округа составляет 6953 тыс. кв. километров (41 % общей площади территории России), численность населения - 8169 тыс. человек (5,6 % общей численности населения страны).

Национальная программа формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе, включая цели и меры для ускоренного развития экономики и социальной сферы в ДФО, обеспечивая взаимосвязь мероприятий национальных проектов (программ) и государственных программ РФ.

По данным опросов жителей Дальнего Востока, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2019 году, одним из ключевых факторов оттока населения из макрорегиона является низкое качество социальной и транспортной инфраструктуры, городской среды. Качеством и доступностью транспортных услуг не удовлетворены 64 % жителей ДФО. Такой же показатель зафиксирован по отношению к услугам здравоохранения, чуть меньше - 63 % опрошенных жителей - не удовлетворены качеством и доступностью жилья и жилищно-коммунальных услуг. От 37 % до 48 % граждан не довольны состоянием дел в образовании, физической культуре и культуре. Именно в этих сферах на Дальнем Востоке отмечается наибольшее отставание показателей развития от среднероссийского уровня.

Крупнейшие инфраструктурные проекты

Для развития магистральной инфраструктуры и реализации крупнейших инфраструктурных проектов в ДФО в рамках нацпрограммы запланирована ликвидация одноуровневых пересечений федеральных, региональных, межмуниципальных и местных трасс с железными дорогами. Как сообщается в документе, на Дальнем Востоке пролегают крупнейшие железнодорожные артерии, в связи с чем назрела необходимость в устранении таких пересечений. Всего в ДФО построят и реконструируют 39 путепроводов чрез ж/д пути.

Кроме того, по нацпрограмме в этом году предусмотрен ввод в эксплуатацию пограничного мостового перехода через реку Амур Благовещенск - Хэйхэ протяженностью 1,3 км. Добавим, разрешение на ввод в эксплуатацию моста, соединяющего Россию и Китай, получено в мае этого года, открыть переправу планируют в ноябре. 

Программа предусматривает согласование схемы развития инфраструктуры международных транспортных коридоров и определение механизмов ее финансирования. В планах проработать проект строительства новой дороги вдоль Амурского залива с выходом на остров Русский. Трасса позволит сформировать Владивостокскую кольцевую дорогу (ВКАД). Для повышения плотности транспортной инфраструктуры в Чукотском автономном округе построят несколько новых дорог.

Статья_Забайкалье 2-001.JPG

Также в рамках развития магистральной инфраструктуры и реализации крупнейших проектов в Камчатском крае ожидается завершение реконструкции дороги «Петропавловск-Камчатский - Мильково», которая является составной частью автодорожного маршрута Петропавловск-Камчатский - Усть-Камчатск, пересекающего всю южную часть Камчатки. В Магаданской области планируют начать реконструкцию дороги «Палатка - Кулу - Нексикан», которая соединяет все золоторудные месторождения Яно-Колымской золоторудной провинции.

Из документа следует, что с 2025 года мероприятия по строительству и реконструкции федеральных трасс, а также сроки их реализации и объемы средств определят при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий плановый период при условии наличия источников финансирования указанных мероприятий.

Обеспечение транспортной доступности

На Дальнем Востоке 1265 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. От всей протяженности автодорог 20 % не отвечают безопасным условиям движения. Такой показатель является одной из основных причин высокой смертности в результате ДТП. Показатель летальных исходов при дорожных авариях превышает среднероссийский в 1,3 раза. При этом 70 % ДТП и 45 % погибших в них - на местных дорогах.

Протяженность дорог с твердым покрытием в России - 70,3 % от общего показателя, в ДФО - 66,3 %. В документе отмечается, что уровень развития авиационной инфраструктуры не покрывает потребность всех удаленных населенных пунктов в круглогодичном транспортном сообщении. В задачи Программы входит обеспечение транспортной доступностью 1265 населенных пунктов, которые не имеют дорог с твердым покрытием. Также в планах увеличить долю приведенных в нормативное состояние региональных трасс до 50,9 %, местных дорог - до 55 %. К нормативу планируется привести участки улично-дорожной сети в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек до 85 % от общей протяженности.

Для решения выше указанных задач до 2024 года должны быть приведены в нормативное состояние 2,5 тыс. км. дорог в 35 населенных пунктах, доведены до норматива 4,6 тыс. км улично-дорожной сети в 12 агломерациях, а также выполнен ремонт на 23,8 тыс. км региональных трасс. Кроме того, в планах передача в федеральную собственность шести участков дорог.

С 2025 года планируется привести 10,1 тыс. км местных дорог в нормативное состояние, обеспечить транспортной доступностью 78 населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

Статья_ЕАО-001.JPG

Необходимо добавить, что у пары регионов Дальнего Востока наблюдается отсутствие лесных дорог или недостаточная их плотность, что сказывается на развитии экономики. Для повышения инвестиционной привлекательности лесной промышленности в рамках Программы планируется ввести механизм стимулирования частных инвестиций в строительство лесных дорог. 

О развитии дорог в регионах Дальнего Востока

В Республике Бурятия одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие региона, является низкая плотность транспортной инфраструктуры. В течение ближайших четырех лет в регионе в рамках нацпрограммы приведут к нормативу улично-дорожную сеть в городах Кяхта и Гусиноозерск, аналогичную работу выполнят на 735 км дорог в Улан-Удэ и на 1,8 тыс. км региональных трасс. Мобильной связью в регионе обеспечат все дороги общего пользования. Также до 2024 года намерены построить мост через реку Уда и Транссибирскую железнодорожную магистраль в Улан-Удэ.

Кроме того, в течение четырех лет в Бурятии реализуют мероприятия по повышению уровня обустройства федеральных трасс и проекты реконструкции ремонтонепригодных мостов и путепроводов. На пересечении дорог с ж/д путями планируется построить или реконструировать восемь автодорожных путепроводов.

С 2025 года в регионе намерены привести в нормативное состояние 0,3 тыс. км местных дорог, в том числе реконструировать участок трассы «Улан-Удэ - Романовка - Чита», а также обеспечить транспортной доступностью пять населенных пунктов, не имеющих подъездных дорог с твердым покрытием.

В Республике Саха (Якутия) одним из основных факторов, сдерживающих экономическое развитие субъекта, является также низкая плотность транспортной инфраструктуры. Только 20,9 % территории региона имеет круглогодичную транспортную доступность. До 2024 года включительно в Якутии приведут в нормативное состояние улично-дорожную сеть в городах Алдан, Ленск, Мирный и Нерюнгри, такую же работу выполнят на 324 км дорог в Якутске и на 4964,6 км региональных трасс. Кроме того, построят мост через реку Лена в районе Якутска. Напомним, сейчас в два этапа ведется подготовка проектной документации по Ленскому мосту. Переправу протяженностью более 3 км построят по концессии, проезд легковых автомобилей планируют сделать бесплатным. С вводом моста круглогодичная транспортная доступность населения Якутии увеличится на 83 %. Сейчас треть всех населенных пунктов округа не имеет связи по автодорогам, а у четырех нет круглогодичного выхода на федеральную сеть. Мостовой переход соединит пространство Дальнего Востока и Арктики.

Кроме того, в ближайшие четыре года в рамках развития инфраструктуры на территории республики будут строить, реконструировать участки автодорог, повышать уровень обустройства федеральных трасс и реализовывать проекты реконструкции ремонтонепригодных мостов и путепроводов. С 2025 года в Якутии намерены привести в нормативное состояние 5,9 тыс. км местных дорог, обеспечить транспортной доступностью 44 населенных пункта, не имеющих дорог с твердым покрытием.

Забайкальский край имеет богатые запасы природных ресурсов, в том числе урана, молибдена, меди, титана и других, а также возможность ежегодной заготовки древесины в объеме до 11,6 млн кубометров. Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие края, - устаревшие материалы лесоустройства и отсутствие лесных дорог.

Статья_Забайкалье 1-001.JPG

На территории Забайкалья до 2024 года включительно должны привести к нормативу улично-дорожную сеть в городах Борзя и Краснокаменск, 394 км дорог в Чите и 3093,6 км региональных трасс. Также в ближайшие четыре года перейдут в федеральную собственность обход Читы (подъезд к поселку Песчанка) и Подъезд к аэропорту города Чита. В целом в планах до 2024 года включительно - строительство и реконструкция участков дорог, повышение уровня обустройства федеральных трасс. Кроме того, намерены выполнить строительство, реконструкцию 12 автодорожных путепроводов через ж/д пути.

С 2025 года по нацпрограмме приведут в нормативное состояние 1,7 тыс. км. местных дорог, в том числе реконструируют дороги с твердым покрытием протяженностью 24,7 км, обеспечат транспортной доступностью два населенных пункта, у которых отсутствуют дороги с твердым покрытием.

Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие Камчатского края, - инфраструктурная несвязанность Камчатки с материковой частью страны, а также низкая плотность транспортной инфраструктуры внутри региона. До 2024 года включительно в субъекте приведут к нормативу улично-дорожную сеть в городах Елизовское и Вилючинский, 97 км дорог в Петропавловске-Камчатском, 707,9 км региональных трасс. В планах - реализация мероприятий по повышению уровня обустройства федеральных дорог, реконструкция дороги «Петропавловск-Камчатский - Мильково», строительство дороги «Анавгай - Палана», обеспечение транспортной инфраструктурой горнометаллургического комбината по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края. С 2025 года на Камчатке планируется привести в нормативное состояние 0,2 тыс. км местных дорог, реконструировать 217 км дороги «Анагвай - Палана».

Одним из конкурентных преимуществ Приморского края является наличие развитой инфраструктуры всех видов транспорта, в том числе железных и автомобильных дорог. Также преимуществом субъекта является его приграничное положение. В крае располагается 15 постоянных пунктов пропуска через госграницу, в том числе - пять автомобильных.

До 2024 года включительно в Приморье планируют привести в нормативное состояние улично-дорожную сеть в 14 населенных пунктах. Речь идет о Владивостоке, Арсеньеве, Артеме, Дальнегорске, Дальнереченске, Лесозаводске, Находке, Партизанске, Спасск-Дальнем, Уссурийске, Большом Камне, Фокино, Кавалеровском, Покровском. На территории дальневосточной столицы к нормативу приведут 1,2 тыс. км дорог, на региональных трассах аналогичные работы выполнят на 3,4 тыс. км. В федеральную собственность передадут дорогу «Владивосток - Находка» и участки обхода Уссурийска. Кроме того, на ближайшие четыре года намечена реализация строительства и реконструкции участков автодорог, повышение уровня обустройства федеральных трасс.

Также запланировано строительство дороги «Владивосток - Находка - порт Восточный» с 18,5-го по 40,8-й км. Напомним, до конца года в регионе планируют завершить второй этап строительства дороги «Владивосток - Находка - порт Восточный». Протяженность участка составит 25 км, он позволит сократить расстояние от Владивостока до Большого Камня на 22 км. Кроме того, в Приморье в рамках Программы намечены строительство Владивостокской кольцевой автодороги, моста на остров Русский через остров Елена, строительство и реконструкция шести путепроводов через ж/д пути, развитие транспортного узла Восточный - Находка. С 2025 года к нормативу приведут 0,5 тыс. км местных дорог, построят новую дорогу вдоль Амурского залива с выходом на остров Русский, которая позволит сформировать ВКАД.

Одно из конкурентных преимуществ Хабаровского края - транспортно-логистические возможности, обусловленные сочетанием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта. При этом к факторам, сдерживающим экономическое развитие субъекта, относятся, в том числе, низкая плотность транспортной инфраструктуры, затратность на транспортные перемещения выше среднероссийского уровня в 4,7 раза, устаревшие материалы лесоустройства и недостаточная плотность лесных дорог.

В ближайшие четыре года в крае приведут к нормативу улично-дорожную сеть в Амурске, Советской Гавани, 205 км дорог в Комсомольск-на-Амуре и 918 км в Хабаровске, 2,4 тыс. км региональных трасс. Также в планах строительство обхода Хабаровска, реализация мероприятий по строительству и реконструкции участков дорог, повышению уровня обустройства федеральных трасс и реализация проектов реконструкции ремонтонепригодных мостов и путепроводов. С 2025 года в субъекте должны привести в нормативное состояние 0,3 тыс. км местных дорог, обеспечить транспортной доступностью 12 населенных пунктов, не имеющих дорог с твердым покрытием.

Одним из отличительных преимуществ Амурской области является выгодное транспортно-географическое и приграничное расположение. При этом среди факторов, сдерживающих экономическое развитие региона, - низкая пропускная способность приграничной инфраструктуры и отсутствие комфортных условий для прохождения пассажирами пограничного контроля. В рамках Программы ускорения социально-экономического развития Приамурья запланировано на 2023 год строительство транспортно-логистического комплекса в зоне трансграничного автомобильного моста через Амур Благовещенск - Хэйхэ.

До 2024 года включительно приведут к нормативу улично-дорожную сеть в Белогорске, Свободном, Зее, Тынде, 238 км дорог в Благовещенске, 4,4 тыс. км региональных трасс. В федеральную собственность передадут участок дороги «Союз» «Благовещенск - Свободный - Циолковский». В планах - строительство моста через реку Зея в Благовещенске. Напомним, переправу начали возводить в июне. Протяженность участка строительства составляет 9 км, длина самого перехода - 2 км. Финансирование проекта составляет 18,9 млрд рублей. Кроме того, в Приамурье запланировано строительство (реконструкция) пяти путепроводов через ж/д пути, реализация мероприятий по строительству и реконструкции участков автодорог. С 2025 года в области намерены привести к нормативу 0,2 тыс. км местных дорог, обеспечить транспортной доступностью три населенных пункта, не имеющих дорог с твердым покрытием.

К факторам, сдерживающим экономическое развитие Магаданской области, относятся, в том числе, низкая плотность транспортной инфраструктуры и отсутствие железнодорожной связи. До 2024 года включительно в регионе приведут к нормативу 164 км улично-дорожной сети в Магадане и 775 км региональных трасс. В планах - реализация мероприятий по строительству и реконструкции участков автодорог, повышению уровня обустройства федеральных трасс и реализация проектов реконструкции ремонтонепригодных мостов и путепроводов. Кроме того, в области намерены реконструировать дорогу «Палатка - Кулу - Нексикан». С 2025 года в субъекте должны привести в нормативное состояние 0,4 тыс. км местных автодорог.

Одним из конкурентных преимуществ Сахалинской области является наличие всех элементов транспортно-производственной инфраструктуры, в том числе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, трубопроводного транспорта. Однако к основным факторам, сдерживающим экономическое развитие региона, относят инфраструктурную несвязанность острова Сахалин с материковой частью России.

До 2024 года включительно в регионе планируют привести в нормативное состояние улично-дорожную сеть в городах Холмск, Поронайск, Долинск, Корсаков, Оха, аналогичные работы также выполнят на 166 км дорог в Южно-Сахалинске и на 854 км региональных трасс. В планах передать в федеральную собственность дорогу «Южно-Сахалинск - Оха». Трасса может стать федеральной уже в 2021 году. Кроме того, в субъекте запланировано повышение уровня обустройства федеральных трасс, реконструкция дорог «Арсентьевка - Ильинское», «Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск», строительство (реконструкция) трех путепроводов через ж/д пути. С 2025 года в регионе приведут к нормативу 40 км местных дорог, транспортной доступностью будут обеспечены 11 населенных пунктов, не имеющих дорог с твердым покрытием.

В Еврейской автономной области одним из преимуществ являются транспортно-логистические возможности, обусловленные сочетанием автомобильного, железнодорожного и речного транспорта. По части развития инфраструктуры до 2024 года включительно в ЕАО намерены привести к нормативу 129 км улично-дорожной сети в Биробиджане и 245 км региональных трасс. На участках автодорог запланировано строительство и реконструкция, на федеральных трассах - повышение уровня их обустройства. Кроме того, в планах - строительство и реконструкция шести автодорожных путепроводов через ж/д пути. С 2025 года к нормативу приведут 04, тыс. км местных дорог.

Статья_Биррбиджан-001.JPG

Экономическое развитие Чукотского автономного округа сдерживают, в том числе, низкая плотность транспортной инфраструктуры, а также отсутствие развитой сети автодорог, что значительно влияет на развитие добывающей отрасли. Кроме того, на Чукотке нет альтернативных видов транспорта, на территории действует только авиация. До 2024 года включительно в субъекте приведут в нормативное состояние 32 км улично-дорожной сети в городе Анадыре и 1,2 тыс. км региональных трасс. Кроме того, планируется строительство и реконструкция участков региональных и местных дорог: «Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь», участок дороги «Омолон - Анадырь» с подъездами до Билибино, Комсомольского и Эгвекинота, дорога «Билибино - Комсомольский - Певек». С 2025 года в ЕАО планируется привести в нормативное состояние 70 км местных дорог.

«Потенциал Дальнего Востока значителен и может быть конвертирован не только в ускорение его собственного развития, но и устойчивый экономический рост Российской Федерации в целом», - отмечается в материалах Программы.

Виктория Непогодина 

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
пїЅ