Материал «ДорИнфо» об истории освещения мостов Петербурга

Мосты - визитная карточка Санкт-Петербурга, и каждый из них обладает конструктивными, архитектурными особенностями, а также содержит декоративные элементы, в числе которых - фонари. Правильно подобранное освещение не только повышает уровень безопасности при движении по мосту, но и подчеркивает его архитектурные особенности. Накануне, 19 февраля, в Музее мостов состоялось мероприятие, посвященное истории освещения мостов Северной столицы. Главным событием стало прибытие в музей чугунного фонаря XIX века, который украшал Благовещенский мост. В чем заключается важность этого экспоната, а также об особенностях освещения петербургских мостов - в материале «ДорИнфо».

Благовещенский мост 19 век-002.JPG

Благовещенский мост - первая постоянная переправа через Неву

Строительство мостового перехода началось в 1843 году, открыли его в 1850 году. Заведующая отделом «Истории мостостроения» Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Ирина Трунова рассказала, что строителем и автором проекта выступил инженер путей сообщения Станислав Кербедз - именно ему император Николай I доверил такое серьезное дело.

«Под каждую опору забивалось 540 свай, они закрывались ящиком - в это время уже применялся русский цемент. Сваи цементировались. Кроме того, все обносилось шпунтом, чтобы опоры не размывались, дно застилалось валунами. Сама конструкция была достаточно проверенной для того времени - это чугунные арки, их было по 13 штук в каждое пролетное строение», - рассказала Ирина Трунова.

Трунова-002.JPG

Чугунные конструкции пролетного строения первого постоянного моста через Неву были изготовлены на заводе Чарльза Берда. Сборка арок велась на передвижных деревянных фермах Гау. По словам Ирины Труновой, Благовещенский мост имел разводную часть у правого берега Невы. «Для того времени она была новой, двукрылой. Два крыла раздвигались в разные стороны - на сегодняшний день подобная конструкция сохранилась только на Доковом мосту в Кронштадте. Разводной пролет был шириной 20 метров, глубиной - 6 метров», - отметила она.

По декоративному оформлению было предложено несколько проектов, в числе которых проекты Николая Пименова, Петра Клодта, Марка Антокольского. В результате были выбраны ажурные решетки, выполненные по рисункам Александра Брюллова. «Причем с этими решетками была целая эпопея, потому что все-таки последние исследователи решили: не Брюллов, а Ефимов. Решетки первые были очень тяжелые - их отливали на заводах Берда, меняли, но все же рисунок считаем, что Брюллова. А вот фонари - прапорщика Цветкова», - подчеркнула Ирина Трунова.

Проект чугунного моста с фонарем Благовещенского моста-002.JPG

Стоит отметить, что название первого постоянного моста через Неву несколько раз менялось: сначала он был Благовещенский, в 1855 году стал Николаевским, а в 1918 году его переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, однако в 2007 году при реконструкции мосту вернули историческое название - Благовещенский.

Читайте также: Благовещенский мост в Петербурге: 10 лет после масштабной реконструкции 

Фонарь XIX века - экспонат весом в 100 кг

С 1830-х годов в центре Петербурга начали устанавливать газовое освещение. К наиболее ранним фонарям, сохранившимся до наших дней, относятся торшеры Благовещенского моста. Чертеж газового фонаря со столбом в виде колонны коринфского ордера был одобрен Резолюцией Николая I. К открытию мостового перехода через Неву на чугунных тумбах установили 20 фонарей высотой около 5,5 метров с восьмигранными светильными камерами. Они были изготовлены по проекту прапорщика Корпуса инженеров путей сообщения Д. Цветкова.

IMG_1183-002.JPG

По словам Ирины Труновой, предположительно, сначала фонари хотели сделать с каменным основанием, чтобы колонны имели красивый вид. Однако в таком случае было бы неудобно прокладывать газовую трубу, поэтому их решили сделать чугунными. Для безопасного освещения моста был проложен газопровод: газ подавался по металлическим трубкам, уложенным вдоль тротуаров в деревянные ящики. В подвижных частях использовали конструкции с гибкими шлангами из каучука.

Тот самый фонарь 19 века-002.JPG

В начале XX века на мосту в связи с прокладкой трамвайного пути и монтажом контактной подвески поставили новые фонари по проекту М. Перепятковича, а во время реконструкции в 1938 году переправу украсили фонарями Л. Носкова. Исторические фонари перенесли к зданию Главного штаба и к Летнему саду, а в настоящее время они установлены на Марсовом поле. До нашего времени сохранились только 16 из 20 фонарей, украшавших Благовещенский мост.

Благовещенский мост в музее-002.JPG

В данный момент восемь из 16 фонарей на реставрации - этой работой занимается компания ООО «РМ «Наследие». По словам руководителя проектного отдела ООО «РМ «Наследие» Глеба Чусовитина, на всех плафонах, которые сохранились до наших времен, утрачена историческая верхняя часть. Проект реставрации предусматривает возвращение исторических форм. Один из восьми торшеров весом в 100 кг на временное хранение был доставлен в Музей мостов - его отреставрируют последним, а после этого доставят обратно на Марсово поле.

Глеб Чусовитин-002.JPG

«В чем важность вот этого экспоната? В том, что это один из первых газовых светильников в Петербурге. Петербург еще только начинали освещать газовыми фонарями, и вот тогда были они на Благовещенском мосту - их было 20, осталось 16. Заменили их, когда стали вводить электрическое освещение и прокладывали по мосту трамвайную линию», - добавила Ирина Трунова.

Освещение мостов сегодня

На мероприятии также выступил директор СПб ГБУ «Ленсвет» Сергей Мителёв: он рассказал об особенностях освещения мостов города. На сегодняшний день, в Петербурге насчитывается примерно 360 тыс. светильников, из них 80 тыс. - светодиодные. Мосты освещает около 14 тыс. фонарей.

«Конечно, не все мосты в Санкт-Петербурге освещены, и мы считаем своим долгом в будущем обновить подсветку мостов, сделать новую. На сегодняшний день на балансе предприятия всего лишь 36 больших и малых мостов, которые имеют подсветку. <…> Сейчас в рамках развития проекта «Почтовый квартал», между Смольным и «Почтой России» подписан договор: мы работаем над подсветкой Подьяческого моста, Поцелуева моста и других. <…> Не так давно выполнена новая подсветка Благовещенского моста с использованием светодиодного освещения», - рассказал Сергей Мителёв.

Мителёв-002.JPG

Он добавил, что в ближайшее время планируют обновить подсветку Троицкого и Биржевого мостов, также рассматривается вопрос установки освещения на мосту Бетанкура и на малых мостах Петербурга. 

«Мы - город консервативный. В основном используется белый цвет, оттенки белого, но мы считаем, что мосты - это то сооружение, где можно экспериментировать. Допустим, применение прожекторов: здесь можно реализовывать различные сценарии. Мы на Дворцовом мосту используем динамическую подсветку и под разные даты, разные праздники меняем цвета, тем самым это место оживляя, и многие туристы фотографируются и пишут положительные отзывы. Считаем, что такое же возможно в праздничном режиме помимо стандартного белого цвета использовать на Троицком и на Биржевом мостах», - добавил директор «Ленсвета».

Виктория Брылёва

Фото: «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789