В день своего 85-летия СПБ ГБУ «Мостотрест» провел экскурсию по Благовещенскому мосту Санкт-Петербурга — одновременно самому молодому и самому пожилому разводному мосту через Неву.
В день своего 85-летия СПБ ГБУ «Мостотрест» провел экскурсию по Благовещенскому мосту Санкт-Петербурга — одновременно самому молодому и самому пожилому разводному мосту через Неву. Первый Благовещенский мост был открыт в 1850 году, а десять лет назад мост претерпел серьезную реконструкцию и стал современным.
Первый постоянный мост через Неву
Благовещенский мост — это первый постоянный мост через реку Нева в Санкт-Петербурге. «Первый камень» на строительстве моста между Адмиралтейским районом и Васильевским островом был заложен 1 января 1843 года при Николае I. На строительство ушло почти восемь лет, открытие состоялось 21 ноября 1850 года. На тот момент это был самый длинный мост в Европе, его протяженность составляла 300 метров.
Впервые в истории российского мостостроения при возведении моста пришлось забивать сваи в дно такой быстрой и полноводной реки, как Нева. Практически все устои современного моста сохранились с 1842 года, когда затапливали дубовые сваи. Они по-прежнему находятся в рабочем состоянии.
К слову, именно за Благовещенским мостом, который тогда назывался Николаевским, в 1917 году стоял крейсер «Аврора», откуда был совершен холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца.
В 1975 - 1976 годах деревянный настил моста заменили на металлический. Нынешний начальник бригады Благовещенского моста Равиль Калмыков вспоминает, что старый мост был прекрасным и даже называет его воплощением технического зодчества. «Но прошло время, и пришлось поменять настил моста — с деревянного на металл и асфальт, что погубило механический мост, а так бы он прослужил тысячу лет», — заверяет Равиль.
Благовещенский — это первоначальное название моста, в честь церкви Конногвардейского полка и Благовещенской церкви. Позже его переименовывали в Николаевский и в мост Лейтенанта Шмидта. В 2007 году, после того как завершилась реконструкция моста, ему вернули историческое название — Благовещенский.
Масштабная реконструкция
Вопрос о реконструкции моста встал в 2004 году, работы стартовали уже в сентябре 2005 года. Поскольку старые фундаменты опор за полтора века сохранились в рабочем состоянии, заменить пришлось только стальные конструкции. До 2007 года мост был электромеханическим, привод работал на шестеренках, редукторах и двигателе постоянного тока, длина самой большой шестеренки была около восьми метров, она крепилась к оси крыла. После реконструкции мост стал гидравлическим. Главным изменением стало оборудование свинцовых противовесов.
«Одна из самых существенных частей моста — противовес, благодаря которому происходит уравновешивание крыла моста. Вес крыла относительно оси вращения становится равен нулю, то есть, необходимо приложить уже небольшое усилие, чтобы развести мост. Если бы не было этого противовеса, то нужно было бы ставить гораздо больше оборудования», — рассказывает начальник бригады Благовещенского моста.
Часть стального противовеса
Вес крыла достигает двух тысяч тонн, противовес весит примерно столько же. Длина моста — 24 метра, ширина — порядка 27 метров.
«Раньше мост был очень массивным, сплошной металл, никакого вида не имел, а во время реконструкции его вновь сделали таким же ажурным, каким он был в 1850 году, — говорит механик Евгений Богданов, проработавший на Благовещенском мосту уже 41 год. — Раньше разводная часть была с Васильевского острова, два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости, параллельно поверхности воды, на что уходило около 40 мину. Когда судоходство стало развиваться, и корабли не могли пройти в крайнем проеме, разводную часть сделали по центру. Раньше, когда корабль подходил к мосту, он давал сигнал, а у нас было 30 секунд, чтобы развести мост. Теперь у нас есть расписание. Если мы разводим мост на двух цилиндрах, то весь процесс занимает пять минут, а если на четырех — то 2,5 минуты, от начала и до конца».
Процесс разводки моста
Всё управление разводкой моста осуществляется с пульта. Есть релейное отделение, где находится питание моста, шкафы АВР (автоматическое включение резервов), главные шкафы управления. Сейчас мост напичкан электроникой и компьютерами, которые собирают данные со всего объекта и передают их на главный компьютер на пульте управления. В частности, собираются данные по энергоснабжению, состоянию моста, разведен он или наведен, если всё в порядке, то дается разрешение на запуск двигателей.
Один из компьютеров в релейном отделении и пульт управления
Всё гидрооборудование, которое осуществляет раскрытие и закрытие моста, находится в машинном отделении. Двигатели подают масло в штоковую полость, после чего цилиндры начинают выдвигаться и поднимают крыло моста, а противовес в этот момент опускается в котлован. Само крыло крепится специальными замками, чтобы не произошло самопроизвольной наводки.
Машинное отделение с гидрооборудованием
На случай, если в компьютерах произойдет какой-то сбой, бригада сможет развести мост вручную, поскольку есть ручной привод, но процесс будет достаточно долгим — около 30 минут.
К новому навигационному периоду, который начнется уже в апреле, Благовещенский мост полностью подготовлен. Проведено техническое облуживание всех систем, проведены необходимые испытания, на насосах откачки воды из котлованов опор разводного пролета заменены шланги, отремонтирована подсветка судоходных пролетов. 30-31 марта состоится пробная разводка Благовещенского моста.
Добавим, «Мостотресту» 23 марта исполнилось 85 лет. В этот день в 1932 году на заседании Президиума Ленсовета впервые был утвержден Устав Ленинградского Коммунального треста хозяйства мостов и набережных «Ленмосттрест», который в 1992 году был преобразован в муниципальное предприятие «Мостотрест».
Сегодня организация отвечает за техническое содержание и обслуживание 748 искусственных дорожных сооружений Санкт-Петербурга: это более 400 мостов, почти 100 участков набережных, а также путепроводов, тоннелей и других сооружений.
Дарья Смирнова, фото автора