199034 +7(812)2450568

Ремонт, реконструкция и строительство российских дорог сквозь призму экологической безопасности

Загрязнение окружающей среды - одна из главных глобальных проблем в современном мире, и с каждым годом этот вопрос становится все более актуальным. Мы решили выяснить, как вопрос экологичности учитывается при ремонте, реконструкции и строительстве российских дорог, а также какие экологические требования существуют в дорожной сфере.

Экодуки, «электро-пастухи» и альтернативные источники энергии на федеральных трассах

В пресс-службе ГК «Автодор» порталу «ДорИнфо» сообщили, что Госкомпания уделяет повышенное внимание окружающей среде при строительстве и эксплуатации дорог. В соответствии с российским законодательством, Экологической политикой, корпоративными стандартами компании и условиями договоров подрядные организации должны реализовать комплекс мероприятий для защиты окружающей среды и местных жителей. Сюда можно отнести установку акустических экранов, замену окон с проветривающим шумозащитным устройством, монтаж шумозащитной облицовки, строительство локальных очистных сооружений, устройство экодуков для прохода животных, компенсационные высадки растений, выпуск рыбы и иные подобные мероприятия.

«Если мы говорим про очистку сточных вод, то в соответствии с действующим законодательством при строительстве такой автомобильной дороги как М-12 «Москва - Казань» необходимо предусматривать значительное количество весьма дорогостоящих мероприятий по сбору и очистке поверхностного стока. Предварительно, с целью очистки сточных вод на протяжении всей дороги запланировано строительство более семисот таких сооружений», - рассказали в пресс-службе «Автодора».

Чтобы дикие животные могли свободно пересекать проезжую часть, на дорогах «Автодора» создаются экодуки различных типов. Для обеспечения беспрепятственной миграции зверей, обитающих в районе прохождения трасс, запланировано строительство 62 экодуков в разных уровнях. «Все эти мероприятия назначаются согласно действующим нормативам, а правильность и достаточность таких мероприятий подтверждается обязательной экспертизой проектной документации», - подытожили в пресс-службе Госкомпании.

Статья_экодук_Автодор.jpg

Фото: из группы ГК «Автодор» во ВКонтакте (vk.com/gkavtodor)

ФКУ Упрдор «Северо-Запад» также уделяет особое внимание вопросам экологии при строительстве, реконструкции и ремонте федеральных дорог. Подрядчики, которые выполняют работы, руководствуются техническими заданиями и проектной документацией. Все материалы и технологии, применяемые при производстве работ, сертифицированы и отвечают всем нормативным требованиям, в том числе экологическим.

Для предотвращения ДТП с участием диких животных и предупреждения водителей о возможном выходе зверей на трассах устанавливают соответствующие знаки, информационные указатели и мигающие сигналы. Также на федеральных дорогах устраивают ограждения разных типов вблизи лесных массивов: это в том числе металлические или полимерные сетки на трассах А-181 «Скандинавия» и А-121 «Сортавала». Общая протяженность таких ограждений в Ленинградской области составляет почти 108 км.

«К типу ограждений относится и система «электронный пастух». Она представляет собой средство удерживания диких животных на пути их миграции и позволяет предотвратить хаотичный выход животных на проезжую часть и направить их через дорогу в специально отведенном месте. Специально отведенное место - это участок автодороги, работающий по принципу интеллектуальной системы, оснащенный средствами оповещения участников движения о приближении к месту выхода животных, соответствующими датчиками и электрооборудованием», - рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад». «Электро-пастухи» функционируют на трассах Р-21 «Кола» и А-114 «Вологда - Тихвин - дорога Р-21 «Кола»».

Еще одна мера, позволяющая предотвращать аварии с участием животных, - устройство специальных переходов под дорогой - скотопрогонов. Они обустраиваются на участках дорог в местах пересечения с путями миграции зверей вблизи лесных массивов. На федеральных трассах в Ленинградской области на сегодняшний день имеется семь таких скотопрогонов, еще шесть строят на участках трассы Р-21 «Кола» от поселка Синявино до села Путилово, также скотопрогоны планируют обустроить на участках дороги А-181 «Скандинавия» от поселка Огоньки до начала обхода Выборга.

Статья_переход_ФКУ_СЗ.JPG

Фото предоставлено пресс-службой ФКУ Упрдор «Северо-Запад»

В пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад» рассказали, что при реконструкции участков дорог Р-23 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь» с 31-го км по 54-й км, А-180 «Нарва» с 31-го км по 54-й км и А-121 «Сортавала» со 131-го км по 153-й км дорожники проводили мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду обитания - выпускали мальков рыб.

В зимний период вопрос экологичности также учитывается. Как отметили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад», все противогололедные материалы, применяемые для устранения скользкости на трассах, обладают свойствами экологической безопасности, выпускаются по техническим условиям и имеют сертификат соответствия качества.

ФКУ Упрдор «Южный Байкал» уделяет особое внимание охране окружающей среды, так как подведомственная сеть дорог находится в Центральной экологической зоне, в состав которой входит озеро Байкал. Об этом рассказали в пресс-службе Управления. «Вопросы экологической безопасности прорабатываются тщательным образом. На каждом этапе работ по приведению автодорог в нормативное состояние выполняется комплекс мероприятий по сокращению негативных последствий на экосистему», - подчеркнули в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Байкал».

Вопрос экологичности прорабатывается еще на этапе разработки проектно-сменой документации на тот или иной объект. На стадии проектирования предпринимаются все необходимые меры для исключения негативного воздействия на экосистему, а также компенсации в случае невозможности устранить нанесенный ущерб природе.

При выполнении строительно-монтажных работ используются современные материалы, которые обладают всеми необходимыми свойствами, направленными на обеспечение экологической безопасности. Например, на мостах применяют композитные перильные ограждения, лотки. Также на дорожной сети, которая находится в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Южный Байкал», используются альтернативные источники энергии: питание искусственного электроосвещения осуществляется от солнечных панелей на 450-м км трассы Р-258 «Байкал» и от ветровой электростанции на 458-м км этой же дороги в Республике Бурятия. В Забайкальском крае также есть солнечные панели: они установлены на 612-м км, 702-м км и 713-м км трассы Р-258 «Байкал».

Статья_панель_архив.JPG

Фото: архивное

При строительстве, реконструкции и ремонте дорог выполняются работы по устройству локальных очистных сооружений, призванных значительно снизить концентрацию загрязняющих веществ в воде, которая стекает с дорожного полотна. «Благодаря этим комплексам происходит очистка и обеззараживание стоков для снижения концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до нормативных показателей. В фильтр-патронах сток вод проходит несколько последовательных стадий очистки», - отметили в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Байкал».

Для снижения негативного воздействия транспортного шума на окружающую среду и для повышения уровня комфорта жителей села Вознесеновка в Тарбагатайском районе Бурятии установлены шумоизоляционные экраны протяженностью 1,6 км. Такие же экраны длиной 800 метров имеются в городе Гусиноозерске Селенгинского района республики.

«Пристальное внимание уделяется высадке деревьев, взамен зеленых насаждений, попавших в зону строительно-монтажных работ. Отметим, на всех объектах ремонта и капитального ремонта при укреплении откосов и мест дислоцирования техники используется механический и ручной посев трав, а также гидропосев. Кроме того, дорожниками выполняется рекультивация земель, а также производятся компенсационные выплаты за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», - рассказали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Байкал».

Компенсируется и нанесенный ущерб земельным и водных биологическим ресурсам. К примеру, в прошлом году в ходе капремонта моста через реку Выдринную в Бурятии дорожники выпустили 4 тыс. мальков осетра. А в этом году в рамках капитального ремонта участка с 335-го км по 362-й км трассы Р-258 «Байкал» в Бурятии выпущена молодь сазана в приток озера Байкал - реку Селенга.

Ремонт и строительство дорог в регионах - взгляд с экологической точки зрения

Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе правительства Волгоградской области, при подготовке проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в обязательном порядке выполняются инженерные изыскания в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ. В перечень видов инженерных изысканий включено и выполнение работ инженерно-экологических изысканий, в рамках которых специалисты оценивают современное состояние окружающей среды в районе планируемых работ и составляют прогноз негативных изменений окружающей среды под воздействием техногенных факторов на всех этапах строительства и эксплуатации объекта. Это необходимо для обоснования допустимости реализации планируемых работ и разработки мероприятий по оздоровлению экологической ситуации в районе проектируемых работ. В том случае, если объект находится в границах водоохранных зон, предусматривается ряд мероприятий по отведению сточных вод с устройством очистных сооружений.

Строительные работы сопровождаются образованием строительного и бытового мусора. В целях предупреждения загрязнения и захламления прилегающих территорий при выполнении работ производится сбор и утилизация всех отходов.

В пресс-службе правительства Волгоградской области назвали основные мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, проводимые в регионе. К ним относятся: строгое соблюдение границ землеотвода, рациональная организация строительного процесса, которая исключает сверхнормативное изъятие площадей, завоз оборудования и материалов только по существующим подъездным дорогам, исключение проездов автотранспорта и строительной техники вне установленных маршрутов, а также строгое соблюдение проектных решений, выполнение природоохранных и компенсационных мероприятий.

Наглядно вопрос экологичности в дорожной сфере в Волгоградской области можно рассмотреть на конкретном примере - это реализация первого этапа строительства Третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу, при котором требованиям экологичности уделяется особое внимание, потому что часть трассы пройдет по территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Как рассказали в пресс-службе правительства области, при Экологическом совете Волгоградской области была создана рабочая группа по мониторингу экологической ситуации при проектировании и строительстве объекта. В состав группы вошли 18 человек - экологи, ученые, представители «Общероссийского народного фронта», сотрудники природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», Общественной палаты Волгоградской области профильных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также жители Среднеахтубинского района. Основная задача группы - выработать оптимальное решение, способное обеспечить равновесие между целями сохранения биологического разнообразия и содействия экономическому развитию территории.

«Материалы по оценке воздействия на окружающую среду по проекту строительства третьего пускового комплекса и, соответственно, выбранный вариант проложения трассы был одобрен на общественных обсуждениях - они состоялись 11 октября 2019 года. Информация об этом была заранее опубликована в местной прессе. В течение месяца общественность имела возможность ознакомиться с материалами по оценке воздействия на окружающую среду объекта строительства в отделе архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района», - отметили в пресс-службе правительства Волгоградской области.

Согласно проекту, часть будущей трассы пройдет по территории лесного фонда. Лесной Кодекс РФ предусматривает возможность перевода участка лесного фонда в категорию земель промышленного назначения по окончании строительства, а также обязует заказчика не позднее, чем через год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади такого земельного участка.

«Мероприятия по лесовосстановлению являются обязательной составляющей частью проекта. Участки лесовосстановительных работ определены в границах Среднеахтубинского муниципального района», - подчеркнули в пресс-службе правительства области. Кроме этого, проектом предусмотрена высадка около 400 тыс. деревьев и кустарников, установка акустических экранов и строительство локальных очистных сооружений.

В пресс-службе Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса рассказали, что при ремонте, реконструкции и строительстве автодорог применяются только широко известные, проверенные временем технологии, которые отвечают всем требованиям экологичности. Все дорожно-строительные материалы и изделия, включая элементы обустройства дорог, к которым относятся разметка, дорожные знаки, ограждения, светофоры, сигнальные столбики, освещение, проходят обязательную сертификацию и декларирование и соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», что также обеспечивает соблюдение экологических норм.

Также в пресс-службе Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса отметили, что вопрос экологичности учитывается еще при разработке проектной документации на реконструкцию или строительство трасс. В проекте для этого имеется специальный раздел - мероприятия по охране окружающей среды. Любая проектная документация проходит госэкспертизу, в которой в обязательном порядке рассматривается в том числе вопрос экологии.

Читайте также: Долг перед природой платежом красен: после дорожных работ проводят компенсационные мероприятия 

Виктория Брылёва 

Популярные материалы:
Статьи:
Комментировать:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
пїЅ